Тезисы доклада: «Сочинение-рассуждение как вид творческой работы (создание «Банка» аргументов из художественной и публицистической литературы)».
статья по русскому языку (10, 11 класс) по теме

Жидкова Лариса Ивановна

В докладе указаны структура и схема создания банка аргументов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окружной семинар учителей русского языка и литературы

 «Обучение написанию сочинения». 

(08.02.2017г. на базе МБОУ Школы №163 г.о. Самара)

Доклад на тему:

«Сочинение-рассуждение как вид творческой  работы (создание  «Банка» аргументов из художественной  и публицистической литературы)».

Учитель русского языка

 и литературы:

Жидкова Л.И.

     Банк аргументов – вещь чрезвычайно нужная и полезная. Но только в том случае, если эти аргументы не скопированы без изменений из интернета.
Во-первых, к сожалению, даже официально изданные "банки" содержат в примерах все мыслимые ошибки: и речевые, и грамматические, и пунктуационные, и даже фактические. Копируем такую ошибку – теряем балл за грамотность. Во-вторых, выучить полторы сотни чужих аргументов –

титанический и бессмысленный труд. Гораздо проще и интереснее – создать свой собственный уникальный банк.

     Для этого предлагаю учащимся на уроках внеклассного чтения, помимо программных произведений, прочитать и обсудить произведения классиков, не включённых в программу, и произведения современных авторов. (См. Приложение 1. «Копилка» произведений»).

 Потом предлагаю структуру создания банка аргументов.
САМАЯ ПРОСТАЯ СТРУКТУРА банка аргументов:
тема - проблема - тезис - пример
1. философия
2. В чем состоит смысл жизни? // проблема поисков смысла жизни
3. Смысл жизни человека состоит в том, чтобы становиться лучше и делать лучше мир вокруг себя.
4. Этому учит нас классическая литература. К примеру, герои романа Л.Н. Толстого "Война и мир" - Андрей Болконский и Пьер Безухов - видели смысл жизни в стремлении к нравственному самосовершенствованию. Каждый из них хотел «быть вполне хорошим, приносить добро людям».

Предлагаю схему создания банка аргументов.
САМАЯ ПРОСТАЯ СХЕМА создания банка аргументов:
Шаг 1. выбираем удобный блокнот / создаем файл "мой банк".
Шаг 2. для каждой проблемы отводим отдельную страницу, верхний угол страницы маркируем указанием темы. Можно сделать для каждой темы свой цвет.
Шаг 3. выписываем тезис
Шаг 4. подбираем пример (обязательно: автор, жанр и название произведения, имя персонажа, указание на ситуацию). Примеров может быть несколько.

    Первые 3 шага - это час вашего времени. Шаг 4 выполняем по мере подбора интересных примеров. Подойдет любая литература, вы можете взять пример из "Метро 2023", "Унесенных ветром" или вспомнить небольшое стихотворение М. Цветаевой. Это ваше право. Читая книги, смотря фильмы, держите в голове мысль о том, что ваша «копилочка» ждет примеры. И вы сами удивитесь, какой ценной она станет, когда заполнится.
В прицепе хороший учебник, по которому выполняем шаг 2 и 3. В нем выделено 8 тематических блоков (это ТЕМА), в каждом есть список проблем и тезисов. Именно по этим тезисам составители КИМов подбирают тексты для ЕГЭ!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Банк" аргументов из художественной и публицистической литературы

Материал взят из пособия Г.Т.Егораевой, который предназначен уителям русского языка и учащимся 10-11 классов для подготовки к написанию творческой работы по части С ЕГЭ по русскомй языку. Здесь собран...

Учимся писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.

Подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ. 5 текстов....

Подготовка к сочинению-рассуждению.Аргументы.

Урок подготовки к написанию сочинению на ЕГЭ по русскому языку,отрабатывает умение подбирать аргументы из личного и читательского опыта....

Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Виды аргументов в сочинении-рассуждении при подготовке к ЕГЭ

подготовить к написанию сочинения по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С); раскрыть содержание понятия «аргумент»: что надо понимать под жизненн...

Рабочая таблица-копилка для создания "банка аргументов" при подготовке к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ

Таблица поможет учащимся записать и сохранить в удобной форме выбранные аргументы для создания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ...

Доклад "Сочинение-рассуждение как средство развития речевой и читательской культуры школьников"

Сочинение-рассуждение как средство развития речевой и читательской культуры школьников...