Спецкурс для 5 - 6 классов
рабочая программа по русскому языку (5, 6 класс) на тему

Спецкурс рассчитан по 34 часа  и предназначен для учащихся 5-6 классов.

Рабочая программа спецкурса по русскому языку для 5-6 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы основного общего образования по  русскому языку  Львовой С.И., Львова В.В. Программа по  русскому языку. //Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2009), с учётом целей и задач Программы развития школы,  а также требований стандартов второго поколения ФГОС. Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spetskurs.doc190.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое  общеобразовательное учреждение

«Лисянская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»                                                 «Согласовано»:                             «Утверждаю»:

на заседании МО учителей                        Зам.директора по УВР                  Директор МКОУ Лисянская СОШ

гуманитарного цикла                                  _________ Деревянкина С.Е.        _______________ Кириченко Е.В.

Протокол №_1_ от « 29  » августа 2016г.      « 29  » августа 2016 г.                     «  29 » августа 2016г.

Руководитель МО _______Завалина Т.В.

        Приказ № 88     от 29.08.2016 г.

Рабочая программа

спецкурса

«Русский язык»

5-6 классы

2016-2017учебный год

.

                                            учитель русского языка и литературы

                                            Рудакова Н.А.                  

с. Лиски

2016-2017г.г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Спецкурс рассчитан по 34 часа  и предназначен для учащихся 5-6 классов.

Рабочая программа спецкурса по русскому языку для 5-6 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы основного общего образования по  русскому языку  Львовой С.И., Львова В.В. Программа по  русскому языку. //Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2009), с учётом целей и задач Программы развития школы,  а также требований стандартов второго поколения ФГОС. Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

  Язык  – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения.

В 5-6 классах продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Данный спецкурс позволит учащимся 5-6 классов не только восполнить пропущенный или забытый материал, но углубить знания по русскому языку. Курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-6 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. На данном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Процесс активного овладения русским языком семиклассниками будет протекать более плодотворно, если удастся пробудить интерес к занятиям, научить их испытывать неподдельную радость и удовлетворение от правильного решения лингвистических заданий и задач. Поэтому большое место в программе занятий отводитсязанимательности, игровым формам обучения.

Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся.

Задачи: 

-повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы, систематизировать и обобщить полученные знания; 

-заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком; 

-совершенствовать орфографические, пунктуационные,  лингвистические и коммуникативные навыки учащихся. 

Курс имеет практико-ориентированный характер. Учащиеся закрепляют умения и навыки и обобщают опорные знания по русскому языку. Навыки, приобретённые в ходе занятий, становятся достоянием коммуникативной культуры личности. Для развития у учащихся умения рефлексировать используются следующие формы контроля: самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя.

 Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы. 

 Основные методы и приёмы работы: 

- объяснение учителя; 

- создание проблемной ситуации; 

- работа с тестами; 

- различные виды грамматического разбора; 

- самостоятельное выполнение тестовых заданий. 

Календарно-тематическое планирование

5 класс

№п/п

Содержание

Кол-во часов

Дата проведения урока

Имеет ли звук значение?

1

Сквозной алфавит.

1

Между буквами.

1

«Пульс» в слове. Особенности русского ударения.

1

Ь «создает» слова. Вторая служба Ь.

1

Грамматическая задача «Омографы».

1

Скороговорки.

1

Задачи по орфоэпии. Словообразование.

1

Найди корень.

1

Почему убежали гласные

1

«Говорящие» суффиксы и приставки.

1

Приставки пре-, при-. Грамматическое лото. Задача-шутка.

1

Что такое морфология?

1

Имя существительное – своеобразная прелесть русского языка.

1

Как по суффиксу определить род.

1

Грамматический род в животном мире.

1

Грамматический род в растительном мире.

1

Почему в русском языке шесть падежей?

1

Какие это 10 существительных? (Шарады).

1

Меткие «озаряющие» слова.

1

Антонимы- прилагательные и их роль.

1

Рассказ о ветряной мельнице.

1

Из истории числительных.

1

Таинственное число.

1

Загадки- шутки. Викторина.

1

Какое это местоимение.

1

Ты и вежливое вы.

1

Вариации на тему. Игра-викторина.

1

Глагол – огнедышащая, самая живая часть речи.

1

Глаголы труда, глаголы звучания и цвета.

1

Сила русского глагола. Чайнворд.

1

Грамматика сопротивляется.

1

Предлоги и падежи. Волшебные слова. Междометия.

1

Итоговое игровое тестирование.

1

ИТОГО

34 часа

Календарно-тематическое планирование

6 класс

№п/п

Содержание

Кол-во часов

Дата проведения урока

Чудо из чудес.

1

Звуки и слоги –две самые краткие фонетические единицы.

1

Говорите правильно! Викторина.

1

Одинаковые буквы в слове. Игра.

1

Скороговорки

1

Пословицы и загадки об азбуке и письме.

1

«Хитрый» звук.

1

Особенности русского ударения.

1

За кем последнее слово. Игра.

1

Безударные гласные в задачах-шутках.

1

«Весёлые» суффиксы.

1

Только в единственном или только во множественном числе.

1

Два окончания.

1

Как следовало бы сказать?

1

Прилагательные «синонимы». Игра.

1

Инженер или инженерша? Балерина и...?

1

Кто закончит? Игра.

1

Слова из слова.. Игра.

1

Несклоняемые существительные.

1

Волшебный квадрат. «Сложные» существительные

1

Назови наречие. Игра.

1

Назови глагол. Игра.

1

Видовые пары.

1

Глаголы речи.

1

Предложения- близнецы.

1

Тетрадь ученика и ученическая тетрадь.

1

Что в лоб, что по лбу.

1

Значит, так сказать, ну, вообще…О словах паразитах.

1

Периодическая речь.

1

Немного о пунктуации.

1

Грамматическая викторина.

1

Прямая и косвенная речь. Грамматическое домино.

1

Игра «Синтаксические синонимы».

1

Итоговой урок - викторина

1

ИТОГО

34 часа

Используемая литература:

1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. М.,П.;2003г.

2 .Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., П.; 2000г.

3. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М., П.; 2002 г.

Сборники тестовых заданий, сборники диктантов.

4. Шкатова Л.А. «Подумай и ответь». М.,П.; 1989 г.

Основные требования к умениям и навыкам учащихся к концу 5 класса

К концу Y класса учащиеся должны ЗНАТЬ:

-история звуков и букв;

-три особенности русского ударения;

-какие бывают «говорящие» приставки и суффиксы;

-историю падежей.

.

Обучающиеся должны УМЕТЬ:

-разбирать слова фонетически, по составу, и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;

  • разъяснять значение известных слов и правильно употреблять их; пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
  • соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы; находить орфографические ошибки и исправлять их. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в Y классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По связной речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тесты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.

Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствам в устной и письменной речи.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Пользоваться орфографическими, орфоэпическими и толковыми словарями.

Основные требования к умениям и навыкам учащихся к концу 6 класса

К концу YI класса учащиеся должны ЗНАТЬ:

-история создания азбуки;

-что такое омографы;

-какие бывают «говорящие» приставки и суффиксы;

-историю падежей;

-беошибочно определять разряды местоимений.

К концу YI класса учащиеся должны УМЕТЬ:

-производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в YI классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и одним главным членом, выраженным безличным глаголом;

-с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;

-соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии:

-находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки;

-правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в YI классе.

По пунктуации: находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По связной речи:

-составлять сложный план;

-подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа;

-собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли;

-описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению;

-совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом);

-уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу по заданной теме;

-уметь выразительно читать письменный (прозаичный и поэтически) текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спецкурс 11 класс "Избранные вопросы по математике"

Занятия курса призваны помочь ученику осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им, с тем, чтобы он смог сделать сознательный выбор в пользу дальнейшего углубленного ...

Спецкурс 8 класс

распечатки...

Программа спецкурса (8 класс) «Здоровье человека: экологический аспект и образ жизни».

   В основе программы лежит мысль о том, что каждый в значительной степени отвечает за своё здоровье. Только проникнувшись этой идеей, человек приходит к необходимости  вести здо...

Спецкурс естественнонаучных классов.

Мы ведь отправлялись в этот маленький поход не только в роли обычного посетителя.  Каждый из нас исследовал условия проживания определенного животного (или нескольких), но исследование это было п...

Рабочая программа по изобразительному искусству. Спецкурс 6 класс.

Рабочая программа спецкурса по изобразительному искусству содержит краеведческий материал. Она рассчитана на учащихся 6 класса, 1 час в неделю....

спецкурс 9 класс

программа спецкурса 9 класс...

Программа по спецкурсу 9 классы

Данный курс имеет основное назначение – введение открытой, объективной независимой процедуры оценивания учебных достижений учащихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейш...