Рабочая программа по изобразительному искусству. Спецкурс 6 класс.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Рабочая программа спецкурса по изобразительному искусству содержит краеведческий материал. Она рассчитана на учащихся 6 класса, 1 час в неделю. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon спецкурс по ИЗО 6 класс132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область  Верхнедонской район  ст. Шумилинская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Верхнедонского района

Шумилинская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор МБОУ Шумилинской СОШ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

С П Е Ц К У Р С А   ПО  И З О Б Р А З И Т Е Л Ь Н О М У    И С К У С Т В У

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (6 КЛАСС)

Количество часов     35

Учитель  СУЯРОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

Программа разработана на основе авторской  программы «Сторона Донская. Духовная и материальная культура донского казачества» С.Н. Рябухина, тематического плана  Регионального компонента образования по изобразительному искусству для учащихся 5-7 классов, с учётом требований государственного стандарта,  регионального (казачьего) государственного образовательного стандарта основного общего образования.

СТОРОНА ДОНСКАЯ. ДУХОВНАЯ И МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА

РАЗДЕЛ «ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА»

Программа разработана на основе авторской  программы «Сторона Донская. Духовная и материальная культура донского казачества» С.Н. Рябухина, тематического плана  Регионального компонента образования по изобразительному искусству для учащихся 5-7 классов, с учётом требований государственного стандарта,  регионального (казачьего) государственного образовательного стандарта основного общего образования.

К 6-му классу учащиеся накапливают художественный опыт творческой деятельности, знаний, умений и навыков, это дает им возможность осваивать содержание регионального (казачьего) компонента ГОСа комплексно.

Цели программы:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образно-ассоциативного мышления, эмоционально-эстетического воспитания на материале духовной и материальной культуры донского казачества в художественных образах изобразительного искусства;
  • воспитание культуры восприятия художественных, музыкальных и литературных произведений Донского края;
  • знакомство с творчеством представлений донского изоискусства.

Осуществляется межпредметная связь: «музыка», «технология», «история», «литература».

 

   РАЗДЕЛ «МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ»

Представленная программа предусматривает изучение изобразительного искусства в основной  школе - 6 класс общеобразовательных учреждений: 35 часов (1 час в неделю, 35 учебные недели).

Раздел «Календарно  – тематическое планирование 6 класс»

№ п/п

Тема занятия.

Дата

Образно-эмоциональный контекст

Научный художественный контекст

Форма контроля

Техника выполнения. Организация урока

Дидактический материал

1

Донская геральдика.

02.09

Родина бывает разной, но у всех она одна! «Любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет хранится до тех пор, пока бьются эти сердца»

М.Шолохов

Экслибрис – особый элемент книжной графики, миниатюра, указывает на владельца книги, передаёт особенности его внутреннего мира. Строгая композиция. Конфигурация, фактура. «Дуэт» текста и изобразительной части знака.

Задание:

Выполнить экслибрис «Казачок», «Нахалёнок», вензель

Чёрная гелевая ручка, фломастер. Попарная работа

Зрительный ряд:

Флаг, герб, карта Ростовской области. Печать Войска Донского.

Музыкальный ряд:

Гимн Ростовской области, песни казаков.

Литературный ряд:

Фёдор Крюков «Родимый край»

2

3

Изображение лошади. Набросок.

Изображение лошади. Гуашь.

09.09

16.09

Казаку конь - себя дороже. Казак с пеленок на лошади

Изображение лошади в изоискусстве. Пропорции лошади. Быстрый рисунок - набросок лошади

Задание:

наброски лошади в профиль    (статика, динамика)

Простой карандаш. Индивидуальная работа

Зрительный ряд: М.Греков «Тачанка», К.Петров-Водкин «Купание     красного коня»,  икона «Чудо Георгия   о   змие», С.Олешня  (скульптура).

Музыкальный    ряд: С.Кац «Казачья кавалерийская»

4

Донской пейзаж. Деревья, трава

23.09

Я вспомнил степное разнотравье с пряным ароматом чебреца

Наблюдение характера дерева. Анализ формы или «анатомия» - конструкция дерева. Поэтапное выполнение зарисовки дерева, травы

Задание:

наблюдение,   зарисовка деревьев (2-3), растений

Простой   карандаш, акварель, гель. Индивидуальная работа

Зрительный ряд: . И.И.Шишкин «Дубы», пленэрные    работы учащихся изостудии, фотоальбом «Шолохов».

Музыкальный ряд: песни ансамбля донсих казаков.

5

Донской пейзаж с фигурой   лошади.

30.09

«Степь родимая! Горький     ветер, оседающий     на гривах   косячных маток   и   жеребцов... Конь, вдыхая горьюхяленый запах, жует шелковистыми губами и ржет, чувствуя на   них  призкус ветра  и солнца. Родимая степь под низким     донским небом!»

М.Шолохов

Образ донской природы в графике. Определение центра композиции. Разноплановость. Прием загораживания. Передача движения -ветер

Задание:

пейзаж  с  фигурой лошади.

1        урок - рисунок, композиция;

2        урок - графическое решение

1        группа: тушь, перо, черный гель;

2        группа: граттаж;

3        группа: сангина, пастель;

4        группа:  черная тушь, серебряный гель.

Групповая

Зрительный     ряд: А.Ф.Петухов   (офорты),      М.А.Чарская. Серия      «Казачки», О.Н.Раздольская. Офорты     «Донские мелодии».

Литературный ряд: М.Шолохов    «Тихий Дон».

Музыкальный ряд: песни донских казаков

6

Реликтовая архитектура Дона.

Старочеркасский  Войсковой     собор Вознесения Христова

07.10

«...  знамение,  к которому'.теснились донцы, черпая в нём любовь к Отечеству, возбуждаемую   сим священным    памятником». А.И.Ригельман. История   о  донских казаках

Древнейший каменный храм на юге России.

Конструкция храма, иконостас

Задание:

композиция из геометрических фигур, передача    эмоциональных состояний дружбы, разлада (5-7 фигур). Конструктивный рисунок

Простой карандаш. Попарная работа

Зрительный ряд: фотографии собора, зарисовки студентов РААИ,    выпускников школы

7

Традиционная архитектура. Казачий курень.

14.10

«Первоначальное жительство     их было не отменно, подобно низовым запорожским казакам,   потому что избы казачьи и доныне называются также -куренями - и по строениям     подобны      оным». А.И.Ригельман История   о  донских казаках

Два фактора влияют на характер традиционной архитектуры:    природные условия и менталитет народа. Отличие от русской  избы.  Дом -крепость. Интерьер

Задание:

архитектурная

зарисовка

Простой карандаш,  цветные мелки.

Индивидуальная работа

Зрительный ряд: таблицы    «Казачий курень»,  «Интерьер куреня»,     «Планировка куреня», фотографии куреней. Музыкальный ряд: старинные   казачьи песни

8

9

Украшение куреня. Набросок

Украшение куреня. Гуашь

21.10

28.10

Полувоенный      образ жизни не располагал к украшательству. Во 2-й половине XIX в. известен резной орнамент -виноградный ус - донской  стиль  в декоре. Стилизация       формы растений для техники -железная ковка. Композиция декора для архитектурных    элементов куреня: козырек крыльца, кронштейн крыльца. Бордюр

Задание:   проект      декора донского куреня «Тюльпан», «Подсолнух», «Чакан»

Черные: фломастер, гелевая ручка, маркер Групповая

Зрительный ряд: таблицы «Фасад куреня», «Декор куреня».

Музыкальный ряд: старые казачьи песни

В 1 четверти

9 занятий

10

11

Природа и архитектура. Декоративное панно. Набросок 

Природа и архитектура. Декоративное панно. Гуашь

11.11

18.11

Задание: выполнить  декоративное панно   Использовать    геометрический, растительный орнаменты. Рисунок, цветовое решение, компьютерная гграфика

Гуашь,    фломастеры. Групповая

12

Вещевой мир донского казачества

25.11

Образ вещей донского быта, воплощенный языком декоративных искусств

Задание: выполнение эскизов одежды донских казаков

Гуашь

13

14

Декор донской посуды. Набросок Декор донской посуды. Гуашь

02.12

09.12

Образ вещей донского быта, воплощенный языком декоративных искусств

Стилизация    в декоре. Композиция орнамента. Виды орнамента. Донской стиль в орнаменте.   Цветовое    решение (3-4       цвета), тональное   решение       (3-4 тона)

Задание: выполнить  эскиз декора для сагана, кубгана, макитры,   черепушки,   чинака.   Использовать    геометрический, растительный, зооантропо-морфный   стилизованный   орнамент.   1. урок -рисунок, 2 - цветовое   решение. Компьютерная графика

,    фломастеры. Групповая

Зрительный ряд: семикаракорский   фаянс,   гжельский   фарфор, хохломские изделия, изделия Ростовского комбината прикладного искусства (художники Ю.И.Романовская, З.С.Левин)

15

16

Донской натюрморт. Набросок

Образ в декоративном натюрморте. Гуашь

16.12

23.12

Образ работы, воплощенный языком декоративной живописи

Цветовой и тональный      контраст - средство выразительности в живописи.   Декоративный  натюрморт. Плоскость фона,     силуэт, растения,  посуда, ритм цветовых пятен,узор

Задание:

выполнить декоративный натюрморт  с донской тематикой: 1 урок

-        рисунок, 2 урок

-        цветовое   решение

Гуашь,    фломастеры. Попарная работа

Зрительный ряд: Б.Т.Спорыхин «Сирень у окна», «Подсолнухи»; Л.Ушакова     «Донские натюрморты»,     натюрморты       М.Сарьяна, В.Ф.Стажарова,   Машкова

17

Образ

донского

казака.

Мужской

костюм

30.12

«Зипуны-то у нас серые, да умы бархатные».

Пословица

Влияние  на характер одежды особенностей жизни донских казаков:

1.        Многонациональ-
ный состав населе-
ния.

2.        Восточные моти-
вы.

3.        Полувоенный образ
жизни. Этапы в фор-
мировании мужского
костюма:

-        «рыцарский период»;

-        военная форма -костюм       периода Отечественной войны 1812 г.;

-        современный период - XX век -наши  дни.  Казаки-некрасовцы

Задание: выполнить эскиз  костюма донского  казака   одного   из периодов

Простой карандаш, фломастер, акварель, пастель.

Индивидуальная работа

Зрительный ряд: дидактические таблицы по  мужскому  костюму, работы  учащихся  изостудии;          В.Суриков «Стенька        Разин», С.Коненков «Разин». Музыкальный ряд: старинные казачьи песни

Во 2 четверти – 8

занятий

18

Образ донского

казака. Портрет парадный (конный)

13.01

«Донской казак -хват, силой, удалью богат, казак - донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, в хороводе певец, и в бою - молодец».

Пословица

Парадный портрет -      разновидность портретного жанра

Задание: парадный портрет,      конный портрет;

1        урок - рисунок, композиция;

2        урок - графическое решение

Простой   карандаш,       черная тушь,    серебряный гель. Индивидуальная работа

Литературный ряд: П.Краснов «Атаман Платов».

Музыкальный ряд: И.Шатров          «Донцы-молодцы». Зрительный ряд: парадные портреты Новочеркасского музея Донского казачества, С.Коненков «Степан Разин»

19

Образ донской казачки. Костюм

20.01

«Представьте красавиц   роскошной    Азии, смешанные вместе   черты черкешенок, турчанок, татарок, русских и тогда вы получите общее понятие о красоте обитательниц Дона...» А.И.Ригельман. История о донских казаках

Костюм донских казачек формировался под влиянием восточного и славянского факторов, особенностей жизненного уклада. Ансамбли костюмов

Задание: эскиз  костюма с восточными и славянскими элементами, современный костюм, костюм казаковнекра-совцев

Гуашь, акварель, пастель,  черная гелевая ручка. Индивидуальная работа

Зрительный ряд: дидактические таблицы   по  женскому     казачьему костюму,   женские портреты Новочеркасского       музея Донского казачества.

Музыкальный ряд: старинные казачьи песни

20

21

Бытовой

жанр.

Обрядовые сцены из жизни донского казачества

27.02

03.02

«Бери жену  с Дону - проживешь без урону», «Без работы как без заботы», «Умный казак в дураках ходит», «Сумел родить - сумей и на коня посадить».

Пословицы

Жанровые сцены труда, отдыха, воспитания детей, другие обрядовые сцены: «Проводы на службу», «Джигитовка», «Со вьюнком», «На рыбалке», «В поле», «Крестины» (3-4 фигуры). Композиционный и смысловой центр, пропорции фигуры, костюм

Задание: зарисовки бытовых и обрядовых   сцен   из жизни  донского казачества

Гелевая    ручка, акварель. Попарная работа

Зрительный ряд: офорты ИАЧарской серия    «Казачки», В.Ф.Щебланов «Портреты», С.Олешня (скульптура)

22

23

Бытовой жанр.

Казачья свадьба. Набросок

Бытовой жанр.

Казачья свадьба. Гуашь

10.02

17.02

«Напекли      и наварили    как на   меланьину свадьбу». Пословица

Веселый обряд с   элементами народной драмы,  толерантность - качество,   необходимое сегодня в повседневной жизни,   всегда проявлялось в казачьей среде

Декоративное панно. Костюм на свадьбе -игровой, театрализованный. "Сюжетная композиция. Смысловой центр

Задание: декоративное панно. Работа по    индивидуальным   заданиям

Аппликация, гуашь,    фломастеры, пастель. Групповая, коллективная

Музыкальный ряд: песни донских казаков.

Зрительный ряд: И.Пукирев «Неравный брак»

24

Иллюстрации литературного роизведения М.А. Шолохова

24.02

Образ донской стороны в иллюстрациях литературных произведений

Иллюстрация - разновидность графики. Элементы иллюстрации в литературном произведении. Связь с текстом, использование графических материалов

Задание: сборка рукотворной книги: обложка, форзац,     заставка,

концовка,   полуполосные, полосные, двухполосные иллюстрации

Акварель,    черный   и   цветной гель.

Групповая, коллективная

Зрительный       и

литературный

ряд:

МА.Шолохов          ' «Донские рассказы» в разных изданиях

25

26

Исторический жанр «Моя малая   Родина» Набросок

Исторический жанр «Моя малая   Родина» Гуашь

03.03

10.03

Исторические вехи нашего   села.   В 2003   году   село Песчанокопское отметило      200-летие.    Песчанокопский  район -южный    форпост Ростовской     области

Зарисовка   сюжетных композиций на историческую тему:  «Ярмарка»,    «В    поле», «Военная  тематика». Выделение  главного, колорит эпохи

Задание: сюжетные зарисовки по   истории села Песчанокопское

Гелевая ручка. Попарная работа

Музыкальный ряд: В.Н.Парафейник   Гимн села Песчанокопское. Литературный ряд: стихи Ивана Лесного. Зрительный ряд: исторические   картины А.А.Прохорова

27

Пейзаж   моего села. Набросок

17.03

«Есть места получше, но это край мой отчий, мой уголок России».

Ю. Кислица

Задание:

1.        Сбор материала, выбор
темы.

2.        Рисунок.

Зрительный ряд: пейзажи ААПрохорова Музыкальный ряд: народные песни Литературный ряд: стихи        Ю.Кислицы, И.Лесного

В 3 четверти - 10

занятий

28

Пейзаж   моего села. Гуашь

07.04

Образ села в пейзаже

Определение   техники выполнения

Различная графическая техника

29

30

Графика. Плакат села по экологии

Графика. Плакат села по экологии

14.04

21.04

Родники села

Плакат  -  разновидность графики. Лаконичность языка плаката, ограничение цвета, подчинение смысловому содержанию

Задание: выполнение проекта (компьютерного) плаката по экологии   земли, воды, • воздуха района

Коллаж, аппликация, гуашь. Групповая

Зрительный ряд: «Агитплакат Дона» В.А.Резниченко,    «Сохраним природу» Е.М. и A.M. Курманаевские

31

Мой край донской. (Свободная техника)

28.04

Зарисовки

32

Мой край донской. (Свободная техника)

05.05

Зарисовки

Рисование на свободную тему.

33

Работа на плэнере. Весна.

12.05

Зарисовки

Экскурсия, обсуждение, подведение итогов года

34

Организация выставки рисунков

19.05

Работа по организации выставки рисунков детей

35

Выставка

26.05

обсуждение, подведение итогов года

В 4 четверти

–  8 занятий

Программа курса

рассчитана на

35 учебных занятий в год

РАЗДЕЛ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

        - Этот раздел в полной мере описан в блоке календарно-тематического планирования под названием «Дидактический материал»                        

 - Мультимедийные презентации.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения программы ученик должен знать/понимать:

  •  основные виды и жанры изобразительных искусств Дона;
  •  основы изобразительной грамоты: цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция;
  •  представителей донского изоискусства;
  • наиболее выразительные обряды, праздники донского казачества;
  • значение изоискусства Дона в художественной литературе;

уметь:

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, гель, простой карандаш, фломастеры) и выразительные средства изобразительных искусств в творческой деятельности;
  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изоискусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
  • узнавать изученные произведения.

Измерители. Контроль качества обучения Формы контроля:

  • задания, итоговые задания по четвертям;
  • анкетирование;
  • тестирование;

-        просмотры выполненных работ по четвертям за год (предварительные).

Измеритель качества обучения

Мониторинг качества усвоения знаний проводится на трех уровнях:

1.        Воспроизводящий - репродуктивный (по образцу).

  1. Конструктивный - преобразование имеющихся знаний, использование известного способа действия аналогий.
  2. Творческий - овладение приемами и способами действия. В незнакомой ситуации создает нестандартные алгоритмы познавательной деятельности.

Воспроизводящий и конструктивный - уровни обязательной подготовки.

Методики изучения результативности работы по программе

  1. Выявление зоны актуального и ближайшего развития.
  2. Выявление уровня обученности.
  3. Выявление уровня обученности.

ПРИНЯТО

Протокол заседания

педагогического совета школы

от 30.08.2014 года №1

___________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________    

____ _________ 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Изобразительному искусству 5 класс на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой,

Данная программа составлена на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени отведенным на изучение предмета по баз...

Рабочая программа по Изобразительному искусству 6 класс на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой,

Данная программа составлена на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени отведенным на изучение предмета по баз...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс (по программе Б.М. Неменского)

Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреж...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...