Рабочая программа по изобразительному искусству. Спецкурс 6 класс.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме
Рабочая программа спецкурса по изобразительному искусству содержит краеведческий материал. Она рассчитана на учащихся 6 класса, 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
спецкурс по ИЗО 6 класс | 132.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область Верхнедонской район ст. Шумилинская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верхнедонского района
Шумилинская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Шумилинской СОШ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
С П Е Ц К У Р С А ПО И З О Б Р А З И Т Е Л Ь Н О М У И С К У С Т В У
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (6 КЛАСС)
Количество часов 35
Учитель СУЯРОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА
Программа разработана на основе авторской программы «Сторона Донская. Духовная и материальная культура донского казачества» С.Н. Рябухина, тематического плана Регионального компонента образования по изобразительному искусству для учащихся 5-7 классов, с учётом требований государственного стандарта, регионального (казачьего) государственного образовательного стандарта основного общего образования.
СТОРОНА ДОНСКАЯ. ДУХОВНАЯ И МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
РАЗДЕЛ «ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА»
Программа разработана на основе авторской программы «Сторона Донская. Духовная и материальная культура донского казачества» С.Н. Рябухина, тематического плана Регионального компонента образования по изобразительному искусству для учащихся 5-7 классов, с учётом требований государственного стандарта, регионального (казачьего) государственного образовательного стандарта основного общего образования.
К 6-му классу учащиеся накапливают художественный опыт творческой деятельности, знаний, умений и навыков, это дает им возможность осваивать содержание регионального (казачьего) компонента ГОСа комплексно.
Цели программы:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образно-ассоциативного мышления, эмоционально-эстетического воспитания на материале духовной и материальной культуры донского казачества в художественных образах изобразительного искусства;
- воспитание культуры восприятия художественных, музыкальных и литературных произведений Донского края;
- знакомство с творчеством представлений донского изоискусства.
Осуществляется межпредметная связь: «музыка», «технология», «история», «литература».
РАЗДЕЛ «МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ»
Представленная программа предусматривает изучение изобразительного искусства в основной школе - 6 класс общеобразовательных учреждений: 35 часов (1 час в неделю, 35 учебные недели).
Раздел «Календарно – тематическое планирование 6 класс»
№ п/п | Тема занятия. | Дата | Образно-эмоциональный контекст | Научный художественный контекст | Форма контроля | Техника выполнения. Организация урока | Дидактический материал |
1 | Донская геральдика. | 02.09 | Родина бывает разной, но у всех она одна! «Любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет хранится до тех пор, пока бьются эти сердца» М.Шолохов | Экслибрис – особый элемент книжной графики, миниатюра, указывает на владельца книги, передаёт особенности его внутреннего мира. Строгая композиция. Конфигурация, фактура. «Дуэт» текста и изобразительной части знака. | Задание: Выполнить экслибрис «Казачок», «Нахалёнок», вензель | Чёрная гелевая ручка, фломастер. Попарная работа | Зрительный ряд: Флаг, герб, карта Ростовской области. Печать Войска Донского. Музыкальный ряд: Гимн Ростовской области, песни казаков. Литературный ряд: Фёдор Крюков «Родимый край» |
2 3 | Изображение лошади. Набросок. Изображение лошади. Гуашь. | 09.09 16.09 | Казаку конь - себя дороже. Казак с пеленок на лошади | Изображение лошади в изоискусстве. Пропорции лошади. Быстрый рисунок - набросок лошади | Задание: наброски лошади в профиль (статика, динамика) | Простой карандаш. Индивидуальная работа | Зрительный ряд: М.Греков «Тачанка», К.Петров-Водкин «Купание красного коня», икона «Чудо Георгия о змие», С.Олешня (скульптура). Музыкальный ряд: С.Кац «Казачья кавалерийская» |
4 | Донской пейзаж. Деревья, трава | 23.09 | Я вспомнил степное разнотравье с пряным ароматом чебреца | Наблюдение характера дерева. Анализ формы или «анатомия» - конструкция дерева. Поэтапное выполнение зарисовки дерева, травы | Задание: наблюдение, зарисовка деревьев (2-3), растений | Простой карандаш, акварель, гель. Индивидуальная работа | Зрительный ряд: . И.И.Шишкин «Дубы», пленэрные работы учащихся изостудии, фотоальбом «Шолохов». Музыкальный ряд: песни ансамбля донсих казаков. |
5 | Донской пейзаж с фигурой лошади. | 30.09 | «Степь родимая! Горький ветер, оседающий на гривах косячных маток и жеребцов... Конь, вдыхая горьюхяленый запах, жует шелковистыми губами и ржет, чувствуя на них призкус ветра и солнца. Родимая степь под низким донским небом!» М.Шолохов | Образ донской природы в графике. Определение центра композиции. Разноплановость. Прием загораживания. Передача движения -ветер | Задание: пейзаж с фигурой лошади. 1 урок - рисунок, композиция; 2 урок - графическое решение | 1 группа: тушь, перо, черный гель; 2 группа: граттаж; 3 группа: сангина, пастель; 4 группа: черная тушь, серебряный гель. Групповая | Зрительный ряд: А.Ф.Петухов (офорты), М.А.Чарская. Серия «Казачки», О.Н.Раздольская. Офорты «Донские мелодии». Литературный ряд: М.Шолохов «Тихий Дон». Музыкальный ряд: песни донских казаков |
6 | Реликтовая архитектура Дона. Старочеркасский Войсковой собор Вознесения Христова | 07.10 | «... знамение, к которому'.теснились донцы, черпая в нём любовь к Отечеству, возбуждаемую сим священным памятником». А.И.Ригельман. История о донских казаках | Древнейший каменный храм на юге России. Конструкция храма, иконостас | Задание: композиция из геометрических фигур, передача эмоциональных состояний дружбы, разлада (5-7 фигур). Конструктивный рисунок | Простой карандаш. Попарная работа | Зрительный ряд: фотографии собора, зарисовки студентов РААИ, выпускников школы |
7 | Традиционная архитектура. Казачий курень. | 14.10 | «Первоначальное жительство их было не отменно, подобно низовым запорожским казакам, потому что избы казачьи и доныне называются также -куренями - и по строениям подобны оным». А.И.Ригельман История о донских казаках | Два фактора влияют на характер традиционной архитектуры: природные условия и менталитет народа. Отличие от русской избы. Дом -крепость. Интерьер | Задание: архитектурная зарисовка | Простой карандаш, цветные мелки. Индивидуальная работа | Зрительный ряд: таблицы «Казачий курень», «Интерьер куреня», «Планировка куреня», фотографии куреней. Музыкальный ряд: старинные казачьи песни |
8 9 | Украшение куреня. Набросок Украшение куреня. Гуашь | 21.10 28.10 | Полувоенный образ жизни не располагал к украшательству. Во 2-й половине XIX в. известен резной орнамент -виноградный ус - донской стиль в декоре. Стилизация формы растений для техники -железная ковка. Композиция декора для архитектурных элементов куреня: козырек крыльца, кронштейн крыльца. Бордюр | Задание: проект декора донского куреня «Тюльпан», «Подсолнух», «Чакан» | Черные: фломастер, гелевая ручка, маркер Групповая | Зрительный ряд: таблицы «Фасад куреня», «Декор куреня». Музыкальный ряд: старые казачьи песни | |
В 1 четверти | 9 занятий | ||||||
10 11 | Природа и архитектура. Декоративное панно. Набросок Природа и архитектура. Декоративное панно. Гуашь | 11.11 18.11 | Задание: выполнить декоративное панно Использовать геометрический, растительный орнаменты. Рисунок, цветовое решение, компьютерная гграфика | Гуашь, фломастеры. Групповая | |||
12 | Вещевой мир донского казачества | 25.11 | Образ вещей донского быта, воплощенный языком декоративных искусств | Задание: выполнение эскизов одежды донских казаков | Гуашь | ||
13 14 | Декор донской посуды. Набросок Декор донской посуды. Гуашь | 02.12 09.12 | Образ вещей донского быта, воплощенный языком декоративных искусств | Стилизация в декоре. Композиция орнамента. Виды орнамента. Донской стиль в орнаменте. Цветовое решение (3-4 цвета), тональное решение (3-4 тона) | Задание: выполнить эскиз декора для сагана, кубгана, макитры, черепушки, чинака. Использовать геометрический, растительный, зооантропо-морфный стилизованный орнамент. 1. урок -рисунок, 2 - цветовое решение. Компьютерная графика | , фломастеры. Групповая | Зрительный ряд: семикаракорский фаянс, гжельский фарфор, хохломские изделия, изделия Ростовского комбината прикладного искусства (художники Ю.И.Романовская, З.С.Левин) |
15 16 | Донской натюрморт. Набросок Образ в декоративном натюрморте. Гуашь | 16.12 23.12 | Образ работы, воплощенный языком декоративной живописи | Цветовой и тональный контраст - средство выразительности в живописи. Декоративный натюрморт. Плоскость фона, силуэт, растения, посуда, ритм цветовых пятен,узор | Задание: выполнить декоративный натюрморт с донской тематикой: 1 урок - рисунок, 2 урок - цветовое решение | Гуашь, фломастеры. Попарная работа | Зрительный ряд: Б.Т.Спорыхин «Сирень у окна», «Подсолнухи»; Л.Ушакова «Донские натюрморты», натюрморты М.Сарьяна, В.Ф.Стажарова, Машкова |
17 | Образ донского казака. Мужской костюм | 30.12 | «Зипуны-то у нас серые, да умы бархатные». Пословица | Влияние на характер одежды особенностей жизни донских казаков: 1. Многонациональ- 2. Восточные моти- 3. Полувоенный образ - «рыцарский период»; - военная форма -костюм периода Отечественной войны 1812 г.; - современный период - XX век -наши дни. Казаки-некрасовцы | Задание: выполнить эскиз костюма донского казака одного из периодов | Простой карандаш, фломастер, акварель, пастель. Индивидуальная работа | Зрительный ряд: дидактические таблицы по мужскому костюму, работы учащихся изостудии; В.Суриков «Стенька Разин», С.Коненков «Разин». Музыкальный ряд: старинные казачьи песни |
Во 2 четверти – 8 | занятий | ||||||
18 | Образ донского казака. Портрет парадный (конный) | 13.01 | «Донской казак -хват, силой, удалью богат, казак - донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, в хороводе певец, и в бою - молодец». Пословица | Парадный портрет - разновидность портретного жанра | Задание: парадный портрет, конный портрет; 1 урок - рисунок, композиция; 2 урок - графическое решение | Простой карандаш, черная тушь, серебряный гель. Индивидуальная работа | Литературный ряд: П.Краснов «Атаман Платов». Музыкальный ряд: И.Шатров «Донцы-молодцы». Зрительный ряд: парадные портреты Новочеркасского музея Донского казачества, С.Коненков «Степан Разин» |
19 | Образ донской казачки. Костюм | 20.01 | «Представьте красавиц роскошной Азии, смешанные вместе черты черкешенок, турчанок, татарок, русских и тогда вы получите общее понятие о красоте обитательниц Дона...» А.И.Ригельман. История о донских казаках | Костюм донских казачек формировался под влиянием восточного и славянского факторов, особенностей жизненного уклада. Ансамбли костюмов | Задание: эскиз костюма с восточными и славянскими элементами, современный костюм, костюм казаковнекра-совцев | Гуашь, акварель, пастель, черная гелевая ручка. Индивидуальная работа | Зрительный ряд: дидактические таблицы по женскому казачьему костюму, женские портреты Новочеркасского музея Донского казачества. Музыкальный ряд: старинные казачьи песни |
20 21 | Бытовой жанр. Обрядовые сцены из жизни донского казачества | 27.02 03.02 | «Бери жену с Дону - проживешь без урону», «Без работы как без заботы», «Умный казак в дураках ходит», «Сумел родить - сумей и на коня посадить». Пословицы | Жанровые сцены труда, отдыха, воспитания детей, другие обрядовые сцены: «Проводы на службу», «Джигитовка», «Со вьюнком», «На рыбалке», «В поле», «Крестины» (3-4 фигуры). Композиционный и смысловой центр, пропорции фигуры, костюм | Задание: зарисовки бытовых и обрядовых сцен из жизни донского казачества | Гелевая ручка, акварель. Попарная работа | Зрительный ряд: офорты ИАЧарской серия «Казачки», В.Ф.Щебланов «Портреты», С.Олешня (скульптура) |
22 23 | Бытовой жанр. Казачья свадьба. Набросок Бытовой жанр. Казачья свадьба. Гуашь | 10.02 17.02 | «Напекли и наварили как на меланьину свадьбу». Пословица Веселый обряд с элементами народной драмы, толерантность - качество, необходимое сегодня в повседневной жизни, всегда проявлялось в казачьей среде | Декоративное панно. Костюм на свадьбе -игровой, театрализованный. "Сюжетная композиция. Смысловой центр | Задание: декоративное панно. Работа по индивидуальным заданиям | Аппликация, гуашь, фломастеры, пастель. Групповая, коллективная | Музыкальный ряд: песни донских казаков. Зрительный ряд: И.Пукирев «Неравный брак» |
24 | Иллюстрации литературного роизведения М.А. Шолохова | 24.02 | Образ донской стороны в иллюстрациях литературных произведений | Иллюстрация - разновидность графики. Элементы иллюстрации в литературном произведении. Связь с текстом, использование графических материалов | Задание: сборка рукотворной книги: обложка, форзац, заставка, концовка, полуполосные, полосные, двухполосные иллюстрации | Акварель, черный и цветной гель. Групповая, коллективная | Зрительный и литературный ряд: МА.Шолохов ' «Донские рассказы» в разных изданиях |
25 26 | Исторический жанр «Моя малая Родина» Набросок Исторический жанр «Моя малая Родина» Гуашь | 03.03 10.03 | Исторические вехи нашего села. В 2003 году село Песчанокопское отметило 200-летие. Песчанокопский район -южный форпост Ростовской области | Зарисовка сюжетных композиций на историческую тему: «Ярмарка», «В поле», «Военная тематика». Выделение главного, колорит эпохи | Задание: сюжетные зарисовки по истории села Песчанокопское | Гелевая ручка. Попарная работа | Музыкальный ряд: В.Н.Парафейник Гимн села Песчанокопское. Литературный ряд: стихи Ивана Лесного. Зрительный ряд: исторические картины А.А.Прохорова |
27 | Пейзаж моего села. Набросок | 17.03 | «Есть места получше, но это край мой отчий, мой уголок России». Ю. Кислица | Задание: 1. Сбор материала, выбор 2. Рисунок. | Зрительный ряд: пейзажи ААПрохорова Музыкальный ряд: народные песни Литературный ряд: стихи Ю.Кислицы, И.Лесного | ||
В 3 четверти - 10 | занятий | ||||||
28 | Пейзаж моего села. Гуашь | 07.04 | Образ села в пейзаже | Определение техники выполнения | Различная графическая техника | ||
29 30 | Графика. Плакат села по экологии Графика. Плакат села по экологии | 14.04 21.04 | Родники села | Плакат - разновидность графики. Лаконичность языка плаката, ограничение цвета, подчинение смысловому содержанию | Задание: выполнение проекта (компьютерного) плаката по экологии земли, воды, • воздуха района | Коллаж, аппликация, гуашь. Групповая | Зрительный ряд: «Агитплакат Дона» В.А.Резниченко, «Сохраним природу» Е.М. и A.M. Курманаевские |
31 | Мой край донской. (Свободная техника) | 28.04 | Зарисовки | ||||
32 | Мой край донской. (Свободная техника) | 05.05 | Зарисовки | Рисование на свободную тему. | |||
33 | Работа на плэнере. Весна. | 12.05 | Зарисовки | Экскурсия, обсуждение, подведение итогов года | |||
34 | Организация выставки рисунков | 19.05 | Работа по организации выставки рисунков детей | ||||
35 | Выставка | 26.05 | обсуждение, подведение итогов года | ||||
В 4 четверти | – 8 занятий | Программа курса | рассчитана на | 35 учебных занятий в год |
РАЗДЕЛ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
- Этот раздел в полной мере описан в блоке календарно-тематического планирования под названием «Дидактический материал»
- Мультимедийные презентации.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения программы ученик должен знать/понимать:
- основные виды и жанры изобразительных искусств Дона;
- основы изобразительной грамоты: цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция;
- представителей донского изоискусства;
- наиболее выразительные обряды, праздники донского казачества;
- значение изоискусства Дона в художественной литературе;
уметь:
- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, гель, простой карандаш, фломастеры) и выразительные средства изобразительных искусств в творческой деятельности;
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изоискусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
- узнавать изученные произведения.
Измерители. Контроль качества обучения Формы контроля:
- задания, итоговые задания по четвертям;
- анкетирование;
- тестирование;
- просмотры выполненных работ по четвертям за год (предварительные).
Измеритель качества обучения
Мониторинг качества усвоения знаний проводится на трех уровнях:
1. Воспроизводящий - репродуктивный (по образцу).
- Конструктивный - преобразование имеющихся знаний, использование известного способа действия аналогий.
- Творческий - овладение приемами и способами действия. В незнакомой ситуации создает нестандартные алгоритмы познавательной деятельности.
Воспроизводящий и конструктивный - уровни обязательной подготовки.
Методики изучения результативности работы по программе
- Выявление зоны актуального и ближайшего развития.
- Выявление уровня обученности.
- Выявление уровня обученности.
ПРИНЯТО Протокол заседания педагогического совета школы от 30.08.2014 года №1 ___________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ ____ _________ 2014 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Изобразительному искусству 5 класс на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой,
Данная программа составлена на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени отведенным на изучение предмета по баз...
Рабочая программа по Изобразительному искусству 6 класс на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой,
Данная программа составлена на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени отведенным на изучение предмета по баз...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс (по программе Б.М. Неменского)
Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреж...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...