«Имя числительное как часть речи»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Петровская Ольга Александровна

Конспект урока по русскому языку в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klass_6.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Работа Петровской О.А.

6 класс. Русский язык

Тема урока: «Имя числительное как часть речи»

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-беседа

Цели урока: Обучающие:- сформировать понятие об имени числительном как самостоятельной части речи;

- ознакомить с признаками числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении);

- выработать умение отличать числительные от других частей речи с числовым значением;

- различать порядковые и количественные  имена числительные;

- сформировать умение находить числительные в тексте.

Коррекционные: - развитие контроля и самоконтроля;

- развитие мыслительной активности;

- коррекция и развитие связной устной и письменной речи;

- коррекция познавательной деятельности.

Воспитательные:  - прививать уважение и внимательное отношение к родному языку;

- воспитание чувства ответственности и сознательного отношения к  учебному труду.

Оборудование: интерактивная  доска, компьютер, учебник .

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть. Проверьте свою готовность к уроку.

  1. Проверка домашнего задания упр 586
  2. Самоопределение к деятельности

Вспомним еще некоторые пословицы, поговорки, загадки. Запишите их. (учитель читает и одновременно появляется текст на доске)

  1. Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят (год).
  2.  Стоит сад, в саду двенадцать гряд, на грядах – по четыре бороздки, на бороздке – по семь коней (год, месяцы, недели, дни).
  3. Два братца не могут расстаться: утром в дорогу. Ночью к порогу (сапоги).
  4. На самом перекрестке висит колдун трехглазый, но никогда не смотрит тремя глазами сразу (светофор).
  5. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  6. Лук семь недугов лечит.
  7. Третий лишний.
  8. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

- Что общего вы заметили в этих предложениях? (Во всех предложениях есть упоминание о числах.)

- Подчеркните эти слова. (Обозначают количество или порядок при счете.)

 - Что они обозначают?(Обозначают порядок при счете и количество.)

- На какие вопросы отвечают? (На вопросы сколько? какой? или который?)

- Как вы думаете, к какой части речи относятся эти слова? (Ответы детей)

- Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? ( Познакомиться с новой частью речи, которая обозначает количество или порядок при счете.)

IV. Работа по теме урока

1. Слова учителя. Сегодня мы поговорим об особой части речи – имени числительном. Имя числительное – самая молодая из всех имен. Имя числительное  - это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счете. Имена числительных отвечают на вопросы КАКОЙ? СКОЛЬКО?

- Подумайте, пожалуйста, к какому разделу русского языка мы отнесем имя числительного? (Морфология)

 - Чтобы назвать морфологические признаки имени числительного, заполним таблицу. (Таблица представлена на доске и заполняется по ходу урока.)

Часть речи

Имя

существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Что обозначает

Отвечает на вопрос

Чем является в предложении

Морфологические признаки

- Имя прилагательного тоже отвечает на вопрос КАКОЙ?. Так как  же нам  отличить имена числительных от других частей речи? (Имена числительных можно записать и с помощью цифр, и с помощью букв).

- Мы уже выяснили: числительные могут отвечать на разные вопросы. Как вы думаете, на вопрос СКОЛЬКО? отвечают какие числительные? (Количественные)

- А на вопрос КАКОЙ? или КОТОРЫЙ? (Порядковые).

Порядковые и количественные числительные – основные разряды этой части речи.

- Посмотрите на записанные предложения. Что можно сказать об изменении числительных? (Числительные склоняются  - изменяются по падежам.)

Полученные данные записываем в таблицу.

-А теперь попробуем определить синтаксическую роль имен числительных. Для этого вернемся к нашим предложениям. В первом, во  втором, в третьем предложениях количественные числительные в сочетании с существительными являются подлежащими: двенадцать братьев, двенадцать  гряд, два братца.

В  четвертом, пятом,  шестом  и в восьмом  предложениях количественное числительные в сочетании с существительными – дополнение: не смотри (чем?) тремя глазами, лук  лечит (что?) семь недугов; не имей (чего?) сто рублей, имей (что?) сто друзей, погонишься (за кем?) за двумя зайцами, не поймаешь (кого?) ни одного?.

В седьмом предложении числительное какое? (порядковое.)

 Как вы думаете, какова его роль в предложении? (Порядковое числительное является – подлежащим).

2. Работа по учебнику.

(Обсуждение материала для самостоятельных наблюдений, чтение теоретического материала и правила (стр 239-241.

 Практическое задание

-  Внимательно послушайте и запишите слова. Найдите в ряду слов числительные, обоснуйте своё мнение (Слова записываются в тетрадь под диктовку учителя)

Слова: тройник, двенадцать, тройка, шестилетний, двойной, шестидневка, пятый, второй, четверка, утроить, пятница, восьмой, два, раздваиваться, третий.

- Назовите остальные части речи.

Ответы детей

Числительные: двенадцать, восьмой, два, второй, пятый, второй, третий. Числительные отвечают на вопросы СКОЛЬКО?, КАКОЙ?, КОТОРЫЙ?; их можно записать словами и цифрами, а остальные части речи – только словами.

Существительные: тройник, тройка, шестидневка, четверка, пятница.

Глаголы: раздваиваться, утроить.

Прилагательные: двойной, шестилетний.

V. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. упр. 590– устное выполнение.

2. упр. 592 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

2. Работа с интерактивной доской.

- Запишите ответы на вопросы, используя числительные.

1. Сколько нужно измерить, чтобы один раз отрезать?

2. Сколько таймов в футболе?

3. Сколько гномов встретили Белоснежку в своем доме?

4. Сколько у капусты одежек?

5. Сколько человек тянули репку?

6. Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне»?

7. сколько лет жил Старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке»?

8. Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто меняющего свои решения?

9. Сколько разбойников помогали Али-бабе в его недобрых делах?

10. Сколько дней длились соревнования в Древней Греции?

Ответы: семь раз, два тайма, семь гномов, сто одежек, трое человек, семь, богатырей, тридцать лет и три года, семь пятниц, сорок разбойников. Пять дней.

3. Словарно-орфоэпическая работа

- Запишите в орфографической словарик  слова  миллиард, миллион,  гектар, подчеркните орфограммы.

- Запишите в орфоэпический словарик слово украинский, поставь ударение.

- Составьте предложения с этими словами.

VI. Подведение итогов урока

- Что такое имя числительное?

- На какие вопросы отвечают имена числительные?

- На какие два основных разряда они делятся?

- Как изменяются имена числительных?

- Какова синтаксическая роль числительных?

Домашнее задание

Упр. 591

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Числительное как часть речи" с использованием педагогической технологии "Развитие критического мышления учащихся"

Формирование навыков фиксации мыслей и образов, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания. ...

Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"

Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...

Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые

Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые...

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные"

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные  числительные" представляет собой разработку перв...

Урок по теме "Имя числительное как часть речи. Разряды числительных"

Данный конспект урока ориентирован на работу по учебнику  Л.М. Рыбченковой, О.А. Александровой «Русский язык 6 класс»Конспект урока «Имя числительное как часть речи. Разряды чис...

Числительное как часть речи. Разряды числительных. Орфограммы числительных.

Памятка о числительном как части речи. В ней представлены разряды числительных, особенности употребления и написания числительных....