Причастие
картотека по русскому языку (7 класс) на тему

Материал-закрепелиние по теме "Причастие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtorenie_po_teme.docx18.82 КБ
Файл prakticheskaya_rabota_2.docx13.12 КБ
Файл prakticheskaya_rabota_3.docx13.9 КБ
Файл prichastnyy_oborot.docx13.64 КБ

Предварительный просмотр:

Повторение по теме «Причастие»

1.Спишите, раскрывая скобки (где необходимо, вставьте запятые)

А)(Не)ослабевающие, а крепнущие связи. (Не)избалованный родителями ребенок. (Не)подготовленное выступление. (Не)потускневшая от времени фотография. Задание (не)выполнено. (Не)оконченная рукопись. (Не)законченный художником портрет. (Не)скрываемая симпатия.

Б) (Не)тронутый снег густо покрывающий веранду был похож на ватную подстилку для рождественской елки.

В легкой синеве неба еще (не)потеплевшего после ночи розовело одно тонкое облачко.

2.Спишите, вставляя пропущенные буквы (Н или НН)

Копчён…ая рыба, толчен…ый кофе, завершён…ый сеанс, партия проигран…а, неустановлен…ый диагноз, сушен…ые на солнце грибы, распакован…ые вещи, избран…ые сочинения, вязан…ые бабушкой носки, полирован…ый столик, резан…ый фрукт, лишён…ый наследства, пилен…ый дровосеками лес, нечищен…ый апельсин, непроветрен…ый вагон, кован…ый забор, глажен…ый костюм, спрятан…ые драгоцен…ости, найден…ый клад, нарисован…ый пейзаж, скамейка покрашен…а.

3.Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

1) Дождь моросивший весь день прекратился, облака понемногу рассеялись. 2) Деревья измученные дождями и ветрами, нежатся на солнце.   3) Через несколько минут они попали в низкие следующие друг за другом пещеры уставленные несметным количеством ящиков. 

Повторение по теме «Причастие»

1.Спишите, раскрывая скобки (где необходимо, вставьте запятые)

А)(Не)ослабевающие, а крепнущие связи. (Не)избалованный родителями ребенок. (Не)подготовленное выступление. (Не)потускневшая от времени фотография. Задание (не)выполнено. (Не)оконченная рукопись. (Не)законченный художником портрет. (Не)скрываемая симпатия.

Б) (Не)тронутый снег густо покрывающий веранду был похож на ватную подстилку для рождественской елки.

В легкой синеве неба еще (не)потеплевшего после ночи розовело одно тонкое облачко.

2.Спишите, вставляя пропущенные буквы (Н или НН)

Копчён…ая рыба, толчен…ый кофе, завершён…ый сеанс, партия проигран…а, неустановлен…ый диагноз, сушен…ые на солнце грибы, распакован…ые вещи, избран…ые сочинения, вязан…ые бабушкой носки, полирован…ый столик, резан…ый фрукт, лишён…ый наследства, пилен…ый дровосеками лес, нечищен…ый апельсин, непроветрен…ый вагон, кован…ый забор, глажен…ый костюм, спрятан…ые драгоцен…ости, найден…ый клад, нарисован…ый пейзаж, скамейка покрашен…а.

3.Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

1) Дождь моросивший весь день прекратился, облака понемногу рассеялись. 2) Деревья измученные дождями и ветрами, нежатся на солнце.   3) Через несколько минут они попали в низкие следующие друг за другом пещеры уставленные несметным количеством ящиков. 

Повторение по теме «Причастие»

1.Спишите, раскрывая скобки (где необходимо, вставьте запятые)

А)(Не)ослабевающие, а крепнущие связи. (Не)избалованный родителями ребенок. (Не)подготовленное выступление. (Не)потускневшая от времени фотография. Задание (не)выполнено. (Не)оконченная рукопись. (Не)законченный художником портрет. (Не)скрываемая симпатия.

Б) (Не)тронутый снег густо покрывающий веранду был похож на ватную подстилку для рождественской елки.

В легкой синеве неба еще (не)потеплевшего после ночи розовело одно тонкое облачко.

2.Спишите, вставляя пропущенные буквы (Н или НН)

Копчён…ая рыба, толчен…ый кофе, завершён…ый сеанс, партия проигран…а, неустановлен…ый диагноз, сушен…ые на солнце грибы, распакован…ые вещи, избран…ые сочинения, вязан…ые бабушкой носки, полирован…ый столик, резан…ый фрукт, лишён…ый наследства, пилен…ый дровосеками лес, нечищен…ый апельсин, непроветрен…ый вагон, кован…ый забор, глажен…ый костюм, спрятан…ые драгоцен…ости, найден…ый клад, нарисован…ый пейзаж, скамейка покрашен…а.

3.Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

1) Дождь моросивший весь день прекратился, облака понемногу рассеялись. 2) Деревья измученные дождями и ветрами, нежатся на солнце.   3) Через несколько минут они попали в низкие следующие друг за другом пещеры уставленные несметным количеством ящик

Повторение по теме «Причастие»

1.Слитно или раздельно? Графически объясните написание.

 Для знающего мир светел, для (не)знающего — темен. 2. (Не)жданный успех голову кружит. 3. (Не)знающий меры будет горевать в богатстве. 4. (Не)скошенный луг пестрел цветами. 5. Письмо так и осталось (не)отправленным. 6. Ошибка в работе осталась (не)замеченной. 7. Под окном стоял еще (не)облетевший клен. 8. Я отвел от него (не)доумевающий взгляд. 9. День зачета был еще (не)назначен. 10. Он принял совсем (не)обдуманное решение.

2.Запишите предложения в нужном порядке, чтобы получился текст. Объясните написание не с причастиями. Расставьте знаки препинания, графически обозначьте причастные обороты. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

Архитектор строивший станц_ю выбрал для ее отделки этот суровый, скромный и благ_родный мета(л,лл) некогда шедший на брелоки и на разменную монету. (Не)ржавеющей сталью отделана она. Эта сталь (не)боится ржавчины. Под площадью находится чудесный дворец, самая красивая из станц_й московского метрополитена — «Маяковская». Строгий и (не)гнущийся прочный и верный мета(л,лл) сродни стиху Маяковского. (Л.Кассиль)

3.Перестройте предложения так, чтобы не с причастиями писалось слитно.

1. Короткие осенние дни замелькали передо мной, как никогда не виданные станции, сверкающие огнями на пути скорого поезда. 2. Дорога в Каменку пролегала через старый, подгнивший мост, мимо покрытых еще не скошенной травой заливных лугов и мимо мелких протоков, заросших высоким густым камышом. (А.Гайдар) 3. На пути стоял хутор, отрадно целый, обойденный войной. И врезался в память один дом, ничем, ровно ничем не отличающийся от других.

4. Спишите, вставляя Н или НН

Копчён…ая рыба, толчен…ый кофе, завершён…ый сеанс, партия проигран…а, неустановлен…ый диагноз, иностран…ые гости, сушен…ые на солнце грибы, распакован…ые вещи, избран…ые сочинения, вязан…ые бабушкой носки, полирован…ый столик, истин…ый ценитель, резан…ый фрукт, взбешён…ый отец, лишён…ый наследства, смышлён…ый мальчик, пилен…ый дровосеками лес, дивиденды выплачен…ы, нечищен…ый апельсин, непроветрен…ый вагон, кован…ый забор, глажен…ый костюм, спрятан…ые драгоцен…ости, найден…ый клад, аккумулирован…ая энергия, раскормлен…ый кабанчик, нарисован…ый пейзаж, скамейка покрашен…а, мочен…ые в бочонке яблоки.

5.Спишите, раскрывая скобки, вставляя слова в необходимой форме

 БЕЛОЙ ПУСТЫНЕ.

Мы выходим на лёд, покрытый уже (исслеженный) снегом, ступаем на берег. Скользя по(осыпающийся) камням, поднимаюсь на высок., насыпь, (протянувшийся) вдоль (открытый, голый)берега. Поправив за спиной руж..ё, заст...гнув плотно куртку, борясь с (тугой, дующий) в лицо ветром, я иду берегом. Я смотрю на камни, грудою (свалившийся) с берега в море. Солнечный луч, прорвавшись, освещает край (чёрный, нависший) тучи. Я поднимаю б..нокль вглядываюсь в(зыбл...щийся) глубину мёртвой пустыни. В (белый, сверкающий) поле движ..тся желт..ватое пятно. Чуждый (окружающий) миру, м..ячит в снеговой дымк…. «Седов».

День и ночь, ночь и день между берегом и кораблём бегает шлюпка, (нагружённый)для устойчивости ящ...ками. Хозяева (строящийся) станции по очеред.... сменяю...ся на руле.

(По И. Соколову-Микитову.)



Предварительный просмотр:

Практическая работа по темам

«Причастный оборот», «Не с причастиями»

Теория

1.Что такое причастие?

2.Что значит причастный оборот? Знаки препинания при причастном обороте?

3.Условия слитного написания  НЕ с причастиями. Когда НЕ с причастиями пишется раздельно?

Практика.

1.Спишите предложения, найдите причастный оборот, графически его выделите. Расставьте знаки препинания.

Из-за темневшего с левой стороны леса выплыла луна.  

Из-за ворот залаяла собачонка вся обвешанная репьями.

Написанная специалистом книга была мне интересна.

По утрам железо покрывалось легкой изморозью тающей под рукой.

Уральцы отрезанные от всего мира с честью выдержали осаду.

Туча нависшая над высокими вершинами тополей уже сыпала дождиком.

За  столом рылся в книгах приехавший недавно из станицы счетовод.

2.Спишите, раскрывая скобки.

По (не)зависящим причинам; (не)решаемая задача; трава (не) скошена; неубранное поле; книга (не) прочитана; никогда (не) знавшие страха; (не) останавливающийся ни перед какой преградой; никем (не) исследованный вопрос; (не)доумевающий по поводу поведения одноклассника;(не) подоспевшие вовремя на помощь; (не)исправленная работа по математике;( не)заселенные на окраине дома; (не)решенная задача по физике; вещи (не) собраны; сочинение (не) написано; (не)написанное сочинение по литературе; тропинка (не) освещена; дорожки(не) расчищены; (не) взволнованное, а успокоившееся море; (не)прекращающийся ливень; задача (не) решенная, а только начатая;( не) встреченный никем.

Практическая работа по темам

«Причастный оборот», «Не с причастиями»

Теория

1.Что такое причастие?

2.Что значит причастный оборот? Знаки препинания при причастном обороте?

3.Условия слитного написания  НЕ с причастиями. Когда НЕ с причастиями пишется раздельно?

Практика.

1.Спишите предложения, найдите причастный оборот, графически его выделите. Расставьте знаки препинания.

Из-за темневшего с левой стороны леса выплыла луна.  

Из-за ворот залаяла собачонка вся обвешанная репьями.

Написанная специалистом книга была мне интересна.

По утрам железо покрывалось легкой изморозью тающей под рукой.

Уральцы отрезанные от всего мира с честью выдержали осаду.

Туча нависшая над высокими вершинами тополей уже сыпала дождиком.

За  столом рылся в книгах приехавший недавно из станицы счетовод.

2.Спишите, раскрывая скобки.

По (не)зависящим причинам; (не)решаемая задача; трава (не) скошена; неубранное поле; книга (не) прочитана; никогда (не) знавшие страха; (не) останавливающийся ни перед какой преградой; никем (не) исследованный вопрос; (не)доумевающий по поводу поведения одноклассника;(не) подоспевшие вовремя на помощь; (не)исправленная работа по математике;( не)заселенные на окраине дома; (не)решенная задача по физике; вещи (не) собраны; сочинение (не) написано; (не)написанное сочинение по литературе; тропинка (не) освещена; дорожки(не) расчищены; (не) взволнованное, а успокоившееся море; (не)прекращающийся ливень; задача (не) решенная, а только начатая;( не) встреченный никем.



Предварительный просмотр:

Практическая работа по теме «Причастия»

                                                                                                                        

1.Найди причастия, докажи, что это именно эта часть речи. _                                        

Серебряный,  весело,  смеющийся, смейся,  решиться, включенный, страдательный, мирный, скованный,  деревянный, задумавший,  кожаный,  временный,  решаемый, урочный,  высказанный,  рисуй,  смело,  железнодорожный.        

                                                                                                

2.Прочитайте текст. Выпишите из текста все имеющиеся причастия.

Где- то за моей спиной глухо и весомо падали яблоки, где-то в аллее шиповника звенел голос моего внука, а над затихшим садом плыли и плыли на запад угасающие облака.                                                                                                                                Я стал ходить по тропинке в темнеющую глубину деревьев, погружаясь в сырую ночь, дышащую в лицо холодной прелью никогда не росших в нашем саду папоротников. Орешник темнел в сумерках, и странно  белели два соединенных , пока ещё не сорванных ореха, обрамлённые маленькими зелёными коронами        

3.Распределите причастия на 2 группы: страдательные и действительные причастия

Написанная учеником; посаженные весной; распиленная плотником;  опрокинутый котёнком; ведущая в парк; сидящая девочка; рассказывающие о путешествие; засыпанные аллеи;  борющийся за свободу.

 проверенная учителем;  покрашенные краской;плескавшиеся волны;   летящим самолётом;  построенный дом;

4.Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы. Расставьте знаки препинания, подчеркните причастные обороты, отметьте определяемые слова.

Струя пены отбрасываем… кормой к..рабля прошла через океан белой чертой. Грэй лёг у к..стра и см..трел на отражавш.. огонь воду. Неизвестный охотник только что покинувш… свой к..стёр двигался вдоль р..ки. Розовые тени ск..льзили по б..лизне мачт, всё было белым, кроме раскинут.. парусов цвета голубой радости. Охотник смотревш.. с берега долго прот..рал глаза.

        Практическая работа по теме «Причастия»

                                                                                                                        

1.Найди причастия, докажи, что это именно эта часть речи. _                                        

Серебряный,  весело,  смеющийся, смейся,  решиться, включенный, страдательный, мирный, скованный,  деревянный, задумавший,  кожаный,  временный,  решаемый, урочный,  высказанный,  рисуй,  смело,  железнодорожный.        

                                                                                                

2.Прочитайте текст. Выпишите из текста все имеющиеся причастия.

Где- то за моей спиной глухо и весомо падали яблоки, где-то в аллее шиповника звенел голос моего внука, а над затихшим садом плыли и плыли на запад угасающие облака.                                                                                                                                Я стал ходить по тропинке в темнеющую глубину деревьев, погружаясь в сырую ночь, дышащую в лицо холодной прелью никогда не росших в нашем саду папоротников. Орешник темнел в сумерках, и странно  белели два соединенных , пока ещё не сорванных ореха, обрамлённые маленькими зелёными коронами        

3.Распределите причастия на 2 группы: страдательные и действительные причастия

Написанная учеником; посаженные весной; распиленная плотником;  опрокинутый котёнком; ведущая в парк; сидящая девочка; рассказывающие о путешествие; засыпанные аллеи;  борющийся за свободу.

 проверенная учителем;  покрашенные краской;плескавшиеся волны;   летящим самолётом;  построенный дом;

4.Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы. Расставьте знаки препинания, подчеркните причастные обороты, отметьте определяемые слова.

Струя пены отбрасываем… кормой к..рабля прошла через океан белой чертой. Грэй лёг у к..стра и см..трел на отражавш.. огонь воду. Неизвестный охотник только что покинувш… свой к..стёр двигался вдоль р..ки. Розовые тени ск..льзили по б..лизне мачт, всё было белым, кроме раскинут.. парусов цвета голубой радости. Охотник смотревш.. с берега долго прот..рал глаза.

                                

                        



Предварительный просмотр:

Причастный оборот.

Не с причастиями №2

1.Спишите словосочетания. Найдите причастия. Докажите, что слова являются причастиями (суффикс, от какого слова образовано)

Работающий компьютер, смеявшийся ребенок, придуманная история, проколотый мяч.

2.Спишите предложения. Объясните постановку знаков препинания.

Внезапно раздался топот скачущей лошади.

 Чуть шелестят листья берез едва колеблемые ветром.

В шорохе окружавшем нас я услышал голос с берега.
Мы решили направиться к протекающей реке.

Цветы отягощенные   росой стоят неподвижно.
Старик  видевший всё своими глазами не мог говорить без слёз.

3. В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания?

1)   Листва, убитая морозом текла, с неподвижных веток.

2) Морозец, ударивший ночью, сразу все преобразил.

3) Листок, сорванный ветром, вертелся в воздухе.

4.Спишите, раскрывая скобки.

(не)годующий, (не)написанная ещё книга,  (не)полученная посылка, (не)сваренный картофель, дом  (не)отремонтирован, (не)отремонтированный ещё дом,  (не)отремонтированный дом, (не)сказано ни слова,  (не)видящий ничего,   (не)подготовленный к работе, (не)законченный эксперимент,  (не)законченный в срок эксперимент, (не)просохшая земля, (не)утихающий ветер,  эксперимент (не)закончен,  (не)прекращающиеся метели

Причастный оборот.

Не с причастиями №2

1.Спишите словосочетания. Найдите причастия. Докажите, что слова являются причастиями (суффикс, от какого слова образовано)

Работающий компьютер, смеявшийся ребенок, придуманная история, проколотый мяч.

2.Спишите предложения. Объясните постановку знаков препинания.

Внезапно раздался топот скачущей лошади.

 Чуть шелестят листья берез едва колеблемые ветром.

В шорохе окружавшем нас я услышал голос с берега.
Мы решили направиться к протекающей реке.

Цветы отягощенные   росой стоят неподвижно.
Старик  видевший всё своими глазами не мог говорить без слёз.

3. В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания?

1)   Листва, убитая морозом текла, с неподвижных веток.

2) Морозец, ударивший ночью, сразу все преобразил.

3) Листок, сорванный ветром, вертелся в воздухе.

4.Спишите, раскрывая скобки.

(не)годующий, (не)написанная ещё книга,  (не)полученная посылка, (не)сваренный картофель, дом  (не)отремонтирован, (не)отремонтированный ещё дом,  (не)отремонтированный дом, (не)сказано ни слова,  (не)видящий ничего,   (не)подготовленный к работе, (не)законченный эксперимент,  (не)законченный в срок эксперимент, (не)просохшая земля, (не)утихающий ветер,  эксперимент (не)закончен,  (не)прекращающиеся метели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Страдательные причастия настоящего времени. Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"

Образование причастий настоящего времени, формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени....

ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ И ПРИЧАСТИЙ.

·        Повторение и обобщение сведений о роли деепричастий и при­частий в словосочетании и предложении...

Причастие.Понятие о причастии:общее грамматическое значение,морфологические и синтаксические признаки.

Урок изучения новой темы, реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой, А. Ю. Купаловой, Е.И Никитиной, А.П. Еремеевой. Урок построен с уч...

Слитное и раздельное написание не- полная форма причастий, краткое причастие.

Слитное и раздельное написание не - полная форма причастий, краткое причастие – Здравствуйте! Тема нашего урока – «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». – Запомните, НЕ с п...

"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его

Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...