Внеклассное мероприятие по русскому языку.
материал по русскому языку (9 класс) на тему

Натела Паатаевна Афанасьева

Возраст: 9 класс.

 

Тип урока: урок-игра.

 

Цель:

- расширение и углубление у школьников программного материала,

- создание благоприятных условий для накопления опыта коллективной жизни,

- урок-игра дает простор для самостоятельности, развития общ активности. 

 

Задачи:

- кповторить основные теоретические сведения по русскому языку;

- развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку:

- расширить кругозор учащихся.

 

Оборудование:

- карточки с заданиями,

- музыкальное сопровождение,

- ручки и листочки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ozo_5_kur1.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку.

Возраст: 9 класс.

Тип урока: урок-игра.

Цель:

- расширение и углубление у школьников программного материала,

- создание благоприятных условий для накопления опыта коллективной жизни,

- урок-игра дает простор для самостоятельности, развития общ активности.  

Задачи:

- кповторить основные теоретические сведения по русскому языку;

- развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку:

- расширить кругозор учащихся.

Оборудование:

- карточки с заданиями,

- музыкальное сопровождение,

- ручки и листочки.

Ход мероприятия

Учитель:

- Здравствуйте, ребята! Мы собрались сегодня здесь, чтобы провести игру «Красота русского слова» по русскому языку. Вам, участникам игры, предстоит нелёгкая задача: вспомнить, что вы изучали по этому предмету, а также включить своё воображение, чтобы стать победителем.

Вот правила игры:

У нас будет 6 заданий. По итогам каждого из них участники будут отсеиваться и в конце останется только небольшая группа сильнейших.

Ну что, поехали?

Итак, 1 Задание.

Фразеологические обороты, которые являются предметом сегодняшнего разговора – это устойчивые сочетания слов, имеющие единое лексическое значение. Вот сейчас мы узнаем, хорошо ли вы знаете лексические значения фразеологизмов.


Каждому игроку выдается карточка с фразеологизмом, который он должен объяснить одним словом. Выбывает тот, кто позже всех справляется с заданием.


1. В час по чайной ложке (
мало)

2. Кривить душой (лгать)
3. Себе на уме (хитрить)

4. Кожа да кости (худой)
5. Раз, два и обчелся (мало)

6. Вставлять палки в колеса (мешать)
7. Заячья душа (трус)

8. В двух словах ( коротко)
9. Куры не клюют (много)

10. Зарубить на носу (запомнить)
11. Ушки на макушке (внимательно)

12. Язык проглотить (молчать)
13. Повесить голову (печалиться)

14. Клевать носом (дремать)
15. Рукой подать (близко)

16. Гонять лодыря (бездельничать)
17. Во все лопатки (быстро)

18. Мастер на все руки (умелец)
19. Витать в облаках (мечтать)

20. Водить за нос (обманывать)
21. Играть первую скрипку (быть главным) 

22. Идти в ногу (действовать согласованно)
23. Стреляный воробей (опытный чел.)

24. Бросать слова на ветер (говорить зря)
25. Делать из мухи слона (преувеличивать) 

26. Говорить сквозь зубы (неохотно)
27. Одна нога здесь, другая там (
быстро)
28. Спустя рукава (плохо) 

29. Засучив рукава (хорошо)
30. Сломя голову (быстро)

2 Задание.

Кто больше всех назовет синонимов к слову. Называют по очереди, кто не сможет назвать – выбывает.

 - : идти (шагать, ползти, топать);

трусливый (боязливый, несмелый, пугливый);

говорить (сказать, повторить, молвить, добавить, воскликнуть, заявить); красивый (симпатичный, обаятельный, привлекательный);

жилище (дом, хата, общежитие);

 смеяться (хохотать, ржать, улыбаться).

3 Задание.

А теперь задание усложняется, теперь мы будем называть антонимы.

 Подобрать антонимы к словам друг, хорошо, счастье, небо, труд, мало, разговорчивый, книга, доброе утро (спокойной ночи), мышь, идти, свет, молодость, чумазый, шикарный, человек, жизнь.

4 Задание.

Необходимо закончить фразеологизмы. Каждому участнику выдается карточка с одним фразеологизмом, который он должен закончить.

Кто не справляется с заданием, выбывает из игры.
1. Два сапога...
(пара).
2. Топтаться на...(месте).
3. Кусать...(локти).

4. Не мудрствуя...(лукаво). 
5. Волчий
...(аппетит).

6. Как две капли... (похожи).
7. От корки... (до корки). 
8. Ждать у
...(моря погоды). 
9. Принять за чистую
...(монету). 

10. Проще пареной...(репы).

11. Обвести вокруг..(пальца). 
12. Не в бровь...
(а в глаз).

13. Сулить золотые...(горы).
14. Не видеть дальше...(собст.носа).

15. Краем уха...(слышать).
16. Плакать в...(жилетку).

17. Кисейная…(барышня). 
18. Еле-еле душа
...(в теле). 

19. Рог... (изобилия).
20. На сон...(грядущий).

21. Голод не...(тетка).

5 задание. 

Каждому участнику будет задано по 1 вопросу. Выбывает человек, который не справится с заданием.

Вопросы:

1. Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы: каков предмет? Что он такое? (сказуемое)

2. Расскажите правило по карточке «ЧК, ЧН» (В сочетании ЧК, ЧН мягкий знак не пишется)

3. Что такое монолог? (Один человек говорит, все молча слушают)

4. Расскажите правило по карточке ЖИ, ШИ. (ЖИ, ШИ пиши с буквой И)

5. Расскажите правило по карточке: -КОС-, -КАС-. (если после корня есть суффикс –а-, то в корне пишется А; если суффикса нет, то пишется О)

6. Что такое обращение? (слово или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью)

7. Травка зеленеет. Это словосочетание или предложение? (предложение)

8. Что такое антонимы? (слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением)

9. Юрий Петрович, Мурзик. Это имена существительные собственные или нарицательные? (Собственные имена существительные)

10. К какой части речи относятся слова: скучающий, ответивший? (причастие)

11. Расскажите правило -ГОР-, -ГАР-. (если ударение падает на корень, то пишется в корне А, в безударном положении О)

12. Я, кто-то, такой, их. Какая это часть речи? (местоимение)

13. Что такое диалог? (разговор двух или более лиц)

          14. Главный или второстепенный член отвечает на вопросы: какой? чей? (второстепенный, определение)

    15. Лисички1 – грибы, лисички2 – лисята. Это синонимы или омонимы? (омонимы)

     16. Что такое архаизмы? (слова, вышедшие из активного повседневного употребления; устаревшие слова)

     17.  На какие вопросы отвечает обстоятельство? (где, куда, зачем, почему, как…)

18. «Значимая часть слова, которая несёт в себе лексическое значение слова».Что это? (корень)

6 задание.

Каждому участнику будут выданы карточки со словами. Нужно расставить ударения и показать выполненное задание учителю. Кто позже всех справился с заданием, покидает игру.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

7 Задание.

Необходимо из слова ОТРОЧЕСТВО, переставляя буквы, составить как можно больше  имен существительных, нарицательные, единственного числа (вор, тесто, ров, рот сорт, рост, сор, отчество..).

8 задание.

«Вопросы – шутки». Вот у нас и образовался круг финалистов. Отгадайте вопросы – и вы в победителях:

- Без чего дома не построишь? (без угла)

- За чем чай пьют? (за столом)

- За чем во рту язык? (за зубами)

- За что ученика выгнали из класса? (за дверь)

- По чему в лес ходят? (по земле)

- По чему утка плавает? (по воде)

Подведение итогов игры. Награждение победителей грамотами. Утешительные призы.

Заключительное слово учителя.
Каждый день мы все больше открываем завесу над несметными сокровищами родного языка, обогащаем свою речь новыми словами и фразеологизмами. А если чего-то не знаем, то в этом нам помогут великие книги-словари (демонстрация книг «Толкового словаря», «Фразеологического словаря», «Крылатые слова»).
Фразеологический словарь содержит самые разные по происхождению обороты и всегда поясняет это происхождение. Здесь мы встретим и исконно русские выражения: «расправлять крылья», «сматывать удочки», выражения, заимствованные из старославянского языка - «беречь как зеницу ока», из Библии — «притча во языцех», и являющиеся переводом иноязычных устойчивых выражений — «рыцарь без страха и упрека».
Читайте, овладевайте словом. И вы станете мудрее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 8-ых классов, проведённое учителем русского языка и литературы Погорелой Е.В. в рамках предметной недели

знакомство учащихся с этикетными формулами русского речевого этикета;            обучение применению этикетных формул в разных этик...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку: «Берегите язык, наш великий русский язык!»

Цель данного мероприятия: дать учащимся представление о позитивных и негативных явлениях в современном русском языке, повысить эффективность работы по развитию речи. С помощью интересных, позавательны...

План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...