Урок развития речи. Сочинение в форме дневниковых записей.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Раткина Светлана Владимировна

Урок в 7 классе на тему "Сочинение в форме дневниковых записей" с опорой на репродукцию картины И. Попова "Первый снег". В ходе работы обучающиеся знакомятся с особенностями дневниковых записей, учатся характеризовать элементы картины, формируют умение редактировать работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_pervyy_sneg.docx21.99 КБ
Office presentation icon pervyy_sneg_otkrytyy_urok.ppt879 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи по картине И.Попова "Первый снег" в форме дневниковых записей

Цели урока:

образовательные

  • формирование умения вести дневниковые   записи, составлять высказывания типа описания природы на основе произведений живописи;

воспитательные

  • учить смотреть и видеть прекрасное в обыденном; чувствовать и воспринимать, передавать свои чувства, эмоции, настроения при помощи слова;

развивающие

  • развитие монологической речи, описание   природы на основе произведений живописи; развитие образного мышления, умение отбирать языковые средства, характерные для текста описания.

Методическое обеспечение урока:

  • компьютер, проектор,
  • диск “Мировая Художественная литература”,
  • репродукции картин: В.Д. Поленов “Ранний снег”,  И. А.Попов “Первый снег”,
  • сборники стихов о природе.

Эпиграф:

И стало вдруг белым-бело.
Земля притихла и смирилась.
Очарование прошло.
Снег выпал. Чудо совершилось.

И. Кравченко

Ход урока

  1.  Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня на уроке развития речи вам предстоит в сочинении по картине И. Попова “Первый снег” передать свои личные чувства и настроения, вызванные первым снегом. Обратите внимание на эпиграф к уроку. С чем сравнивает поэт И. Кравченко первый снег?

(С чудом, очарованием.)

- Какие еще стихи о зиме, о первом снеге вы знаете?

    2.    Речевая разминка.

Звучат стихи, подготовленные учащимися в качестве самостоятельного домашнего задания.

  1. Беседа (интеграция с живописью)

Учитель: Кроме поэтов к теме первого снега обращались и художники. Как называется картина, изображающая природу?

(Пейзаж. На экране термин)

Знакомство с картиной великого русского пейзажиста В.Д. Поленова “Ранний снег”. Давайте внимательно рассмотрим это полотно. Какой изображена природа на этой картине?

Ученики говорят о том, что изображено на картине, почему она называется «Ранний снег», какое настроение она вызывает.

Учитель: Обратим теперь внимание на картину И. А. Попова. Что вы видите на ней?

(Тоже первый снег, но уже в городе)

-Что общего и чем различаются эти картины?

(На полотне Поленова мы видим начало зимы в дикой природе, на полотне Попова – городской пейзаж)

- Каким настроением проникнуты оба полотна?

(Радостью, спокойствием, умиротворением).

Ученик: Первый снег – уникальное явление природы. Его долго ждут. И вот, после слякотной, серой поздней осени приходит к нам чудо - первый снег! И поэтому все так радуются ему, той чистоте, тому простору, которые приходят вместе с ним.

Учитель: Да, вы правы. С приходом зимы, с первым снегом меняется и настроение людей. Первый снег – это чудо природы, это земная красота, которой не устаешь любоваться, которой не перестаешь восхищаться. Первый снег эстетически воздействует на человека.

Мы познакомились со стихами, посвященными первому снегу, рассмотрели репродукции картин. Давайте попытаемся соотнести стихотворные строчки с тем, что изображено на картинах.

(Ученики соотносят стихи с представленными картинами)

  1. Знакомство с задачей сочинения.

Учитель: Переходим к третьему этапу нашего урока. Вам предлагается написать сочинение на основе картины И.Попова “Первый снег”. Прочитайте задание к упражнению №211 (стр.98).

Что необычного в задании?

 (Написать сочинение в форме дневниковой записи).

- Каково лексическое значение слова дневник? Многозначно оно или однозначное?

На экране высвечивается словарная статья:

Дневник

1. Записи, ведущиеся изо дня в день.

2. Ученическая тетрадь для записей заданных уроков и об отметках об успехах.

Учитель: В каком значении мы будем использовать слово дневник в нашем сочинении?

Ученик: В первом значении.

Учитель: Что же отражают люди в дневнике?

Ученик: В дневнике ведущий дневник не только говорит о том, что произошло с ним в этот день, но и высказывает свои мысли в связи с событиями этого дня, общением с другими людьми, выражает свои чувства, описывает свои ощущения, говорит о своих мечтах, надеждах, размышляет. Это очень важно.

Учитель: А кто из вас вёл или ведет дневник? Для чего это нужно?

Ученик: Дневник – это твой собеседник, которому можно всё доверить.

Он – верный друг.

Учитель: А для кого вы пишите?

Ученик: Для самих себя.

Учитель: Вот и представьте себе, что вы проснулись утром и, подойдя к окну, увидели, что выпал первый снег, что снежинки кружатся в воздухе, что ваша улица изменилась, преобразилась: стала шире, ярче, наряднее. Это выпал первый снег.

- Какие чувства вызвала эта картина? Какие чувства вас переполняют?

Ученик: Чувства радости, восторга, желание выражать свои чувства.

Учитель: Но что делать, если рядом никого не оказалось и делиться своими чувствами не с кем? Вы обращаетесь к своему лучшему другу – дневнику.

Как можно передать свои чувства на бумаге? О чем следует рассказать в первую очередь? Как выразить свою радость и восхищение?

Вы знаете о существовании различных средств художественной выразительности. Назовите известные вам.

Ученик: Это эпитет - красочные определения, сравнения, олицетворения, метафоры.

Учитель: Используя их в своих работах, вы сумеете передать главную мысль своего сочинения, свои чувства, мысли, настроение.

  1. Сбор материалов к сочинению

- Не забывая о том, что ваше повествование - дневниковая запись, займемся сбором материала, ведь нам необходимо в своей работе использовать репродукцию картины И. Попова.

Внимательно рассмотрим картину “Первый снег”. Каким может быть снег?

Для удобства в работе по сбору материала составим таблицу.

Итак, вам было дано задание подобрать эпитеты для описания снега и неба. Сейчас мы внесем их в свою таблицу.

Заполняется таблица, вычерченная на доске.

снег

небо

дома

тротуар

люди

деревья

собака

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: - Каким может быть первый снег?

- Рассмотрите небо, подберите словосочетания, характеризующие его.

- Где происходит действие? Что вы можете сказать о домах, о тротуаре?

- Обратите внимание на людей, изображенных на картине. Что можете сказать о их действиях? Как вы думаете, знакомы ли они автору картины?

- О чем говорят следы во дворе?

- Кто ещё изображен на картине? (Девушка у окна, человек в телефонной будке, щенок).

- Почему так много героев? Кому звонит молодой человек?

О чём он говорит своему собеседнику? О чём думает девушка, глядя в окно на первый снег?

- Почему замер щенок?

- Как сумел художник передать радостное настроение?

- А почему оно радостное? (Первый снег – всегда праздник).

Учитель: Город ещё только просыпается. А что будет через час? Днём?

Вечером? Попробуйте пофантазировать. Что бы вы записали в своём дневнике? Сколько частей может быть в вашем сочинении? Какой тип изложения вы выберете? О чем напишете в первую очередь? А затем?

Для написания сочинения необходимо самостоятельно составить план.

Можно дать примерный план-схему:

1.Раннее утро.

2.Описание увиденного из окна.

3.Настроение, вызванное первым снегом.

Учитель: После того, как будет составлен план, можете приступать к написанию черновика сочинения.

Удачи вам в работе!

Домашнее задание: написать сочинение в форме дневниковой записи (упр.211).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И стало вдруг белым-бело. Земля притихла и смирилась. Очарование прошло. Снег выпал. Чудо совершилось. И. Кравченко

Слайд 2

Пейзаж (от франц. peysage «страна, местность») – жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображенная человеком природа.

Слайд 3

И. Попов «Первый снег» В. Поленов «Ранний снег»

Слайд 4

Русский советский художник И. А. Попов (1927 – 1999). Его творчество проникнуто поэтичным восприятием русской природы, жизни небольших русских городов.

Слайд 5

Дневник: 1. Тетрадь для личных записей изо дня в день ( Юношеский дневник). 2. Ученическая тетрадь для записей уроков и замечаний учителей ( Записать в дневник домашнее задание).

Слайд 6

Великий русский писатель Л. Н. Толстой с детства вел личный дневник, в котором записывал все свои мысли и переживания. Это помогало ему не только разобраться в себе, но и понять чувства других людей.

Слайд 8

Небо Снег Дома Тротуары Люди Собака низкое первый старые узкие радостные маленькая пасмурное пушистый двухэтаж-ные тропинки ликующие удивлен-ная зимнее робкий желтые танцующие заинтере-сованная притихшие веселые насторо-женная восторжен-ные

Слайд 9

Сочинение №1 Я очень люблю зиму. Особенно радуюсь, когда идет снег. Все в природе становится необычным и прекрасным, когда на землю ложится первый снежок. Город становится чище и как-то спокойнее. Люди тоже радуются первому снегу. Особенно дети, которые не могут сдержать чувств. Они смеются, играют в снежки, танцуют. А сколько веселья обещает им зима!.. Когда утром просыпаешься и видишь, что зима укутала город в снежную шубу, чувствуешь покой и тихую радость.

Слайд 10

Сочинение №2 На картине И. А. Попова «Первый снег» мы видим маленькую улочку старого провинциального городка, после того как выпал первый снег. Деревья, крыши домов, дорога, узкие тротуары – все белым-бело. Щенок вышел погулять и остановился в нерешительности. Он, наверно, впервые увидал снег. Вдалеке мы видим телефонную будку, а в ней молодого человека, звонящего кому-то. В центре картины три девочки, пляшущие от радости. Им весело, потому что выпал снег, началась настоящая зима. Картина мне очень понравилась, потому что она создает настроение радости.

Слайд 11

Сочинение №3 1 декабря. Сегодня выпал первый снег! Как только я проснулась, сразу поняла, что что-то в природе изменилось. Я подошла к окну и… Наша маленькая улочка преобразилась!. Все покрыто снегом: и крыши старых домов, и дорога, и тротуары. Наверно, снег шел всю ночь, а утром кто-то уже протоптал тропинки в первых сугробах. Прямо посередине дороги кружатся в радостном танце три девчонки. Чуть подальше в телефонной будке я вижу человека, который, наверно, звонит другу и приглашает его погулять этим чудесным утром. Соседский щенок тоже вышел погулять и остановился в задумчивости, не знает, пойти ли ему к девчонкам и поплясать вместе с ними, или двинуться по своим делам. День начался прекрасно! Надеюсь, что это чудесное настроение у меня будет весь день!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи "Сочинение-описание в жанре лирической миниатюры"

Урок развития речи для 5 класса рассчитан на 2 часа. В ходе него даётся понятие о жанре лирической миниатюры, выясняются секреты написания миниатюры, выявляются выразительные средства языка. На уроке ...

Урок развития речи. Сочинение по картине О.Яновской "Ждут"

Урок развития речи ставит своей целью подготовить учащихся к написанию сочинения по картине. На слайдах презентации представлены сведения о художнике, словарная работа, материал для сочинения....

урок развития речи. Сочинение-описание картины П.П.Кончаловского "Сирень"

Натюрморт П.П.  Кончаловского «Сирень» - высокохудожественное произведение, изображающее хорошо знакомые учащимся цветы, доступно им и вызывает у детей положительные эмоции. На картин...

Электронное приложение к уроку развития речи. Сочинение-описание по картине И.Левитана "Большая вода"

Презентация позволяет в течение небольшого промежутка времени подготовить учащихся к сочинению-описанию....

Урок развития речи. Сочинение-описание предмета. 5 класс

Развитие речи. Типы речи. Описание. Сочинение-описание предмета (игрушки)...

Презентация к уроку развития речи. Подготовка к сочинению в форме дневниковой записи по картине Т. Назаренко "Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве"

Презентация знакомит учащихся с творчеством художницы, помогает в работе при подготовке к сочинению. Представлены материалы для словарной работы на уроке....

Урок развития речи. Сочинение по картине С.Григорьева "Вратарь" (технологическая карта урока)

Тип урока. Урок развития речиДидактическая цель урока: создать условия для развития речи учащихся средствами личностно - деятельностно - коммуникативной технологии и ИКТ.Цели урока по содержаниюОбразо...