Методы приобретения новых знаний
статья по русскому языку по теме

Дреева Галина Николаевна

   Требования нового стандарта не являются абсолютно новыми для учителей. И всё же когда  я начала работу в 5 классах, которые уже освоили ФГОС начального образования,  возникло множество вопросов: как построить урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? В чем принципиальное отличие уроков  по ФГОС? Какие методы, приёмы и формы организации деятельности эффективными? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с учащимися?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы приобретения новых знаний

                                                                       Дреева Г.Н., учитель русского языка и  

                                                                     литературы МБОУ« ООШ №5 » города  

                           Лесосибирска

   Требования нового стандарта не являются абсолютно новыми для учителей. И всё же когда  я начала работу в 5 классах, которые уже освоили ФГОС начального образования,  возникло множество вопросов: как построить урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? В чем принципиальное отличие уроков  по ФГОС? Какие методы, приёмы и формы организации деятельности эффективными? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с учащимися?

     

             Главная методическая цель урока при системно - деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1) Уроки «открытия» нового знания;

2) Уроки отработки умений и рефлексии;

3) Уроки общеметодологической направленности;

4) Уроки развивающего контроля.

Особого внимания заслуживает урок «открытия» нового знания, который имеет следующую структуру:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

     Предлагаю вашему вниманию методы и приемы, используемые мною при  организации работы на 3 и 4 этапах урока. В методической литературе представлен конструктор урока ФГОС, где каждому этапу урока соответствуют свои приемы обучения. [1] Они представлены в данной таблице.

Обобщенные

этапы урока

Основные этапы урока

Наблюдаемые приемы обучения и учения

Активный поиск приемов обучения

1

Самоопределение к деятельности и актуализация знаний.

Организационный момент

Приветствие преподавателя, подготовка рабочих мест, ОБЖ

Фантастическая добавка

 Эмоциональное вхождение в урок

Элемент театрализации

Начало урока с пословицы, поговорки

Начало урока с высказывания выдающихся людей

Эпиграф к уроку

Постановка учебной задачи  посредством проблемного вопроса

Проблемная ситуация предыдущего урока

Интеллектуальная разминка

Нестандартный вход в урок

Ассоциативный ряд

Постановка цели урока в начале или в процессе урока, мотивация учебной деятельности

Формулировка цели урока

Тема-вопрос

Работа над понятием

Ситуация яркого пятна

Подводящий диалог

Группировка

Исключение

Домысливание

Линия времени

Генераторы - критики

Необъявленная тема

Зигзаг

 

2

«Открытие» нового знания

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…)

Приемы привлечения внимания учащихся к принципиально новым сведениям; приемы первичного закрепления.

Удивляй!

Пресс-конференция

Ключевые термины

Привлекательная цель

Мультимедийная презентация

Отсроченная отгадка

Вопросы к тексту

Работа с Интернет-ресурсами

Хорошо - плохо

Жокей и лошадь

Автобусная остановка

Бортовые журналы

   На этом  этапе актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока. Мы рассмотрим приемы, позволяющие создать проблемную ситуацию. На следующем этапе «Открытия нового знания» строится  проект выхода из затруднения. Это этап изучения новых знаний и способов действий.

     На этапе актуализации знаний возможно использовать прием «Тема – вопрос». Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Например: Как образуется повелительное наклонение глагола.

- Закончите ряд ключевых слов и сформулируйте новую тему:

изъявительное, условное,  … (повелительное).

– Выскажите предположения, каковы будут цели урока.

-  Составьте план урока (вспомните предыдущие темы).

Следующий прием «Работа над понятием». Например, при изучении темы «Устаревшие слова», учащимся предлагается самим объяснить лексическое значение слова, затем сравнить своё определение определением, данным в учебнике. На следующем этапе работы ученики, работая с текстом,  выписывают  устаревшие слова:

1) Названия исчезнувших понятий, предметов, явлений.

2) Старые названия понятий, для которых есть другие слова. Затем вводится понятие историзмов и архаизмов.

Интересен прием « Словесная игра» или «Лингвистический анекдот». Например, «Был такой замечательный учёный – С.М. Бонди. Он очень любил словесную игру. В спорах он часто говорил: «Прежде чем говорить о графине, надо определить, что мы имеем в виду… (Продолжите мысль С.М. Бонди.) … – сосуд или человека». Можно ли эти слова назвать многозначными? Эти «похожие» на многозначные слова называются омонимами.

Наиболее распространенный прием на этапе актуализации знаний – подводящий диалог. На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится  к тому, о чем учащиеся не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

 Приведем пример подводящего диалога с целью выхода на проблему урока. Сравните значения слова журавль.

1.Большая  болотная птица с длинными ногами и длинной шеей.

2.Длинный шест у колодца для подъёма воды.

Какое из значений будет основным (прямым), а какое – вторичным (переносным)? Как вы думаете, почему? Сформулируйте проблему урока. Как определить прямое и переносное значения? Чем они отличаются? Что общего есть у разных значений слова журавль?

Выберите нужный признак: цвет, действие, форма, ощущение, внешний вид.

Обобщим наблюдения: Какие значения этих слов будут первичными, т.е. прямыми? В какие значения можно внести компонент «как бы», «похоже», т.е. произвести перенос названия на другой предмет? Сделайте вывод об особенностях прямого и переносного значений слова.

На этапе открытия нового знания для выхода на проблему эффективен способ  исключения. Например, назовите «лишнее» слово в ряду и объясните, почему оно «лишнее»: Растение, заросли, выращенный, расти, растаять, отросток, водоросли, рост. Запишите однокоренные слова. Поставьте ударение.
Что «необычного» в корнях этих слов?

Пример проблемной  ситуации. Подберите к каждому отрезку слова подходящую для него приставку. Прочитайте получившиеся слова.
…дельник,…порядок,…трепенуться, …конечный, …жалобить, …чезнуть.

А если бы нужно было записать слова, с какой
проблемой вы бы столкнулись? Почему? Сравните: бе
з/сдельник, без/спорядок, вз/стрепенуться, без/сконечный, раз/сжалобить, из/счезнуть. Какую букву – з или с – нужно писать на конце приставок?

Работая с новым материалом, можно применять прием Бортовой журнал.  особенно хорошо этот прием идет на уроках – путешествиях. Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли.

Известная информация и предположения

Новая информация

 

 

Прием «Верные – неверные утверждения» можно использовать на разных этапах урока: и повторения, и актуализации знаний,  и рефлексии.

Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа и после знакомства с ним. Полученные результаты совместно обсуждаются.

Утверждения

До чтения

После чтения

Определяют два основных типа словарей: энциклопедические и развлекательные.

В энциклопедических словарях даётся описание какого-либо явления, события, биографические сведения известных исторических деятелей, деятелей науки, искусства и т.д.

Первые развлекательные словари – толкователи незнакомых слов – появились в древности и были приложением к книгам.

Первый толковый словарь вышел в XVI веке.

Самым большим словарём русского языка в XIX веке был «Толковый словарь живого великорусского языка» М.В. Ломоносова.

Аспектные словари – это словари синонимов, омонимов, антонимов и т.д.         

 

 

Приём «Удивляй!», направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Формирует: умение анализировать; умение выделять и формулировать противоречие. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.

       Например, Я расскажу вам правдивую и удивительную историю! В 1896 году в Екатеринбурге один крестьянин построил большой бревенчатый дом. Потом обставил его деревянной мебелью, обложил со всех сторон поленьями, облил керосином и поджег при большом стечении народа. В результате этой акции он значительно разбогател... К концу сегодняшнего занятия вы попробуете догадаться что же все - таки произошло? Ответ. Крестьянин изобрел противопожарный раствор. Пропитанное им дерево становилось негорючим. Построил и поджег дом он на торгово - промышленной выставке, сделав тем самым прекрасную рекламу своему изобретению. Попутно еще и выиграл несколько денежных пари у скептиков. А теперь мы будем изучать новую важную тему «Горение и управление его интенсивностью»

Прием «Вопросительные слова» используется  в ТРКМ.  Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.

Вопросительные слова         

Основные понятия темы        

Как?

Что?

Где?

Почему?

Сколько?

Откуда?

Какой?

Зачем?

Каким образом?

Какая взаимосвязь?

Из чего состоит?

Каково назначение?         

Синтаксис

Простое предложение

Сложное предложение

Словосочетание

Грамматическая основа

Второстепенные члены предложения         

Приём «До – после»:  в таблице из двух столбцов заполняется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.

Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.

Вопрос «Почему Жилин попал в плен?»

До

После

 

 

Приём  «Жокей и лошадь». Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала, обобщения материала.


Перевёрнутые фразеологизмы

Ответ

Мокнуть от ненависти

Сохнуть от любви

Этак вон там кошка вырыта

Так вот где собака зарыта

Распорото чёрными ножницами

Шито белыми нитками

Взять красный переулочек

Дать зелёную улицу

Три ботинка – не комплект

Два сапога – пара

Двумя войнами отмытые

Одним миром мазаны

Мочало развязывает

Лыка не вяжет

Приём «Лингвистическая задача» Задача 1. Незнайка решил помочь Морфологии собрать вещи в туристический поход. В рюкзак он положил глаголы, приставки, предлоги, синонимы, обращения, орфограммы, запятые, прилагательные. Какие вещи Морфологии придется выложить из рюкзака?

Задача 2. Ворон к ворону летит,

     Ворон ворону кричит… (А.С. Пушкин). Сколько слов в  предложении?

    Как вы видите, многие приемы и методы не новы, многие взяты из технологии развития критического мышления. Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

  1. Бутурлакина Т.Ю. Методическое пособие по созданию современного урока по ФГОС - Армавир, 2013 г.

  1. Гин А. А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная Связь. Идеальность/ М.: Вита-Пресс, 2011 г.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие./М.: Народное образование, 2010 г.

Громова В.И., Сторожева Т.Ю. ФГОС. Настольная книга учителя: Учебно-методическое пособие/ Саратов, 2013. – 120 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок приобретения новых знаний 5 кл "Площадь прямоугольника"

Материал содержит технологическую карту, конспект урока и презентацию. Метапредметный урок "Площадь прямоугольника"...

Урок приобретения новых знаний по русскому языку для пятого класса по теме " Самостоятельные и служебные части речи".

Цель урока глубить знания учащихся о самостоятельных и служебных частях речи; определить границы знания и «незнания» у шестиклассников; совершенствовать умение определять части речи, их морфологически...

Урок приобретения новых знаний по русскому языку для пятого класса по теме " Фонетика, графика, орфография. Звуки речи и буквы.".

Цель урока: закрепить навык сопоставления разделов русского языка и лингвистических понятий; акцентировать внимание на важности фонетики, графики, орфоэпии; формировать представление об отличии б...

Эффективные методы, формы организации деятельности учащихся способствующие приобретению новых знаний

Выбор метода зависит от многих условий: цели обучения; уровня подготовленности учащихся; возраста учащихся;времени, отведенного на изучение материала;оснащенности школы; теоретической и практической п...

Урок приобретения нового знания «Установление власти большевиков».

Цели урокаОбразовательная:  рассмотреть первые декреты советской власти, выявить причины и последствия роспуска Учредительного собрания.Развивающая: создать условия для развития логического мышле...

Урок приобретения нового знания по теме "Греко-персидские войны"

На уроке использовано от 5 до 9 различных методов и технологий....