Открытый урок по русскому языку в 6 классе на тему "Местоимение как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок ознакомления с новым материалом, Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_6_klasse_na_temu.doc768 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему: «Местоимение как часть речи»

        

  1. Организационный момент. Приветствие учителя.

- Здравствуйте, ребята. Прошу садиться. Обратите, пожалуйста,  внимание, что сегодня у нас не совсем обычный урок. У нас с вами присутствует много гостей, но несмотря на это мы будем работать в обычном режиме. Сегодня я предлагаю вам провести урок «открытия новых знаний», но получать эти знания вы будете самостоятельно.

2. Проверка домашнего задания.

 -Прежде чем мы с вами приступим к  изучению новой темы урока,  нам необходимо повторить ранее изученную тему, а поможет нам это сделать проверка домашнего задания. Дома вы готовили вопросы по дом. заданию, проверим их. Я предлагаю вам задать  эти вопросы друг другу.

- Пожалуйста, Полина, кому бы ты хотела задать свой вопрос? (опросить 5-6 человек)

-Вике вопрос?

3. Изучение нового материала.

- Тему прошлого урока мы вспомнили, но а теперь обратимся к теме сегодняшнего урока.  Прослушайте текст и подумайте, почему следующий рассказ нельзя назвать грамотным и красивым? Какие ошибки допустил автор? (Слово девочка часто повторяется, его нужно заменить словом она.)

 

-Такие слова, как   он, она, я , ты   как называются в нашей речи? (местоимениями)

- Предметом нашего обсуждения сегодня являются местоимения. Запишем тему урока в тетрадях.  («Местоимение как часть речи»)

-Давайте подумаем, какие цели мы перед собой будем ставить?

(Углубим знакомство  с такой частью речи как местоимения, их морфологическими признаками, узнаем для чего они служат в речи)

-Но прежде чем мы начнем изучать местоимение, давайте узнаем, как же они появились в нашем языке?  И почему имеют такое название? Внимательно прослушайте сообщение, а потом я задам вам несколько вопросов.  (сообщение ученика о происхождении местоимений) (слайд 3,4,5)

-Итак, ребята, посмотрим кто из вас был самым внимательным?

-В речи каких народов появились первые местоимения? (у древних римлян)

-Что означает слово местоимение в переводе на русский язык?

               

-Мы продолжаем изучать особенности местоимений, поработаем в группах.

 

-На ваших столах лежат  небольшие  тексты с пропущенными словами. Найдите эти тексты. На месте пропусков нужно определить, какое  слово заменяет местоимение. Задание у каждой группы будет разное, оно у вас есть, найдите его. Давайте мы его прочитаем.

1 группа выясняет, что обозначают местоимения, какие части речи она заменяет.  

-Действительно, отличие местоимений от именных частей речи в том, что они ничего не называют, а лишь обозначают лицо или указывают на предмет, признак, количество, не называя их. (Выводы учащиеся записывают в тетрадях)

 2 группа – наблюдает, как изменяются местоимения, выявляют их морфологические признаки,

 3 группа определяет синтаксическую роль местоимений в тексте.

-На выполнение этой работы я даю вам  5 минут. Текст небольшой,  задание не сложное. Каждая группа должна сделать вывод из проделанной работы и оформить его на листах. Один из представителей команды демонстрирует его нам.  Выводы записать в тетрадь!

-Таким образом,  местоимения имеют морфологические и синтаксические признаки той части речи, которую они замещают. Именно поэтому ученые не считают местоимение особой частью речи,  а рассматривают их в составе имен существительных, прилагательных, числительных.

4. Физкультминутка.

-А сейчас, ребята, отдохнем. Проведем физминутку.  (слайд 9)

5. Закрепление нового материала.

-Я предлагаю каждой группе выполнить следующее задание.  Попробуйте составить синквейн  по сегодняшней теме, по желанию можно его красочно оформить. На эту работу я вам даю 5 минут. (слайд 10)  

6. Итоги урока. Рефлексия.

-Ребята, давайте подведем итоги сегодняшнего урока. Итак, что мы сегодня узнали на уроке?   (Местоимение…….)

-Чтобы узнать ваше настроение, комфортно ли вы себя чувствовали на уроке, предлагаю вам провести самооценку. Для этой цели оформим  дерево. Перед вами,  на столах, лежат листочки, закрасьте его в нужный цвет. Красный –если плохо себя чувствуете, тема  совсем не понятна; желтый-тема понятна, но  не полностью; зеленый-тема усвоена, чувствую себя хорошо. Один учащийся от каждой группы оформляет дерево.  

-Итак, мы видим, что преобладает…..цвет,  значит…..

7. Домашнее задание.

- Ребята, запишите домашнее задание. Выполняете  одно на выбор.

1. Напишите сочинение – миниатюру, используя личные местоимения на тему  «Мое рабочее  утро»;

2. Повторить правила по изученной теме и выполнить упр……по заданию учебника.

-Желаю вам удачи , а на следующих уроках русского языка мы продолжим с вами изучать наше «местоимение».

1 группа

что обозначает местоимение, какие части речи она заменяет

2 группа

как изменяются местоимения, выявить их морфологические признаки

3 группа

определить синтаксическую роль местоимений в тексте

… Весна на пороге. Скоро она (   …   ) вступит в свои права. А сейчас еще морозно. Такая (   …   ) погода продержится недолго.  Через несколько  (    …   ) дней засияет яркое весеннее солнце, и начнется настоящая весна.

… Весна на пороге. Скоро она (   …   ) вступит в свои права. А сейчас еще морозно. Такая (   …   ) погода продержится недолго.  Через несколько  (    …   ) дней засияет яркое весеннее солнце, и начнется настоящая весна.

… Весна на пороге. Скоро она (   …   ) вступит в свои права. А сейчас еще морозно. Такая (   …   ) погода продержится недолго.  Через несколько  (    …   ) дней засияет яркое весеннее солнце, и начнется настоящая весна.

  1. Что изучает морфология?

  1. На какие группы делятся части речи?

  1. Какие самостоятельные части речи мы уже изучили?

  1. Какие части речи относятся к служебным?

  1. Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных?

1 группа

В этом тексте нам встретилось несколько местоимений: местоимение она заменяет  слово весна, обозначает лицо; местоимение такая заменяет прилагательное морозная и указывает на признак предмета; местоимение несколько заменяет числительное, указывает на количество.  Мы сделали следующий вывод, что местоимение как самостоятельная часть речи может обозначать  лицо или указывать на предметы, признаки и количества, не называя их.

2 группа

Все местоимения  в этом тексте изменяются по-разному.

Например, местоимение она  изменяется  по падежам, как и существительное, которое оно заменяет. Местоимение такая изменяется по числам,  родам и падежам, как и прилагательное. Местоимение несколько изменяется по падежам как количественное числительное. Мы пришли к такому выводу, что морфологические признаки местоимений зависят от той части речи, которую они заменяют.

 3 группа

Синтаксическая роль местоимений может быть разной. Мы разделили местоимения на несколько групп.  Местоимение она отвечает на вопрос кто? Значит в предложении будет являться подлежащим, как и существительное, которое оно заменяет. Местоимение такая отвечает на вопрос какая? Как член предложения является определением, как и прилагательное. Местоимение несколько отвечает на вопрос сколько? И в предложении является обстоятельством. Значит, синтаксические признаки местомений зависят от того, какую часть речи они заменяют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"

Тема: Служебные части речи                     ...

Конспект урока по русскому языку по теме"Имя существительное как часть речи.Обобщение" в 5 классе по требованиям ФГОС

Урок построен в форме мастерской, которая отлично подходит к данному типу урока"Обобщение и систематизация знаний".К конспекту прилагается: раздаточный материал (приложение 1) и презентация к уроку (п...

Методическая разработка системы уроков по русскому языку по теме «Имя прилагательное как часть речи» (10 класс)

Цель моей работы – показать необходимость и возможность усиления практической направленности в преподавании русского языка, вовлечения в процесс преподавания современных телекоммуникационных технологи...

Открытый урок по русскому языку 5 класс "Самостоятельные и служебные части речи"

Урок открытия новых знаний. Закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознават...

Конспект урока русского языка. 7 класс. Категория состояния как часть речи.

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи". Программа М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской и др....

Урок русского языка, 6 класс, "Имя числительное как часть речи" по ФГОС

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Использование краеведческого материала позволяет не только узнать о числительном как о части речи, но знакомит учащихся с уникальным заповедником "Утриш&quo...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...