Рабочая программа по русскому языку 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку (учебник Л.А. Тростенцова) 3 часа в неделю
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 383 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ РОДИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РОДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО __________ /__________/ Протокол № ___ от «___»______2016 г. | «СОГЛАСОВАНО» Зам.директора по УВР _______ /С.Г.Корнева/ | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы _________ /Н.Г. Катаманов/ Приказ № ___ от «___»________2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РУССКИЙ ЯЗЫК
для учащихся 8 класса
основного общего образования
на 2016/17 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5- 9 кл. Москва, «Просвещение», 2010
Составитель: Нарушевич О.В., учитель
русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
2016 г.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-методических документов:
- Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".
- Устав МБОУ РСОШ №1
- Примерная программа основного общего образования на базовом уровне по русскому языку ФБУПа М.: Просвещение, 2004;
- Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 – 9 классы. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.- 11-е изд.- М.: Просвещение, 2010. – 46 с.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика предмета
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для VIII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Цели обучения:
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Одна из основных задач – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Специальной задачей преподавания русского языка является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.
Одно из основных направлений – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора.
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность.
Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке, развития языкового и эстетического идеала.
Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).
Предметная линия учебников: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцова и др.
УМК:
1. Программа: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 кл. 11-е издание, Москва, «Просвещение», 2010
2. Учебник: Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 237 с.
Обоснование:
Обоснование выбора УМК:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Учебник обеспечивает формирование лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенций, развивает у учащихся универсальные учебные умения, воспитывает отношение к родному языку как к общенациональной ценности и как к важному средству общения.
Уделено достаточно внимания различным способам организации учебной деятельности, формам взаимодействия участников образовательного процесса, направленным на достижение результатов основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку. Теоретический и практический материал учебников изложен доступно.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает на изучение русского (родного) языка в VIII классе 102 учебных часа (3часа в неделю).
Формы организации учебного процесса по предмету
В практике обучения русскому языку используется общедидактическая типология уроков: урок усвоения новых знаний, урок закрепления изученного, повторительно-обобщающий урок, урок контроля, урок коррекции знаний, урок развития речи, комбинированный урок.
Методы и приемы обучения:
- наблюдение над языковым материалом;
- работа с учебником;
- аналитические, синтетические, аналитико-синтетические виды работ;
- наблюдение над речью окружающих;
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- анализ графических обозначений орфограмм, пунктограмм;
- различные виды разборов: фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический, лингвистический, речеведческий;
- виды работ, связанные с анализом текста;
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах и стилях;
- изложения на основе текстов рассуждения, повествования и описания;
сочинение по картине;
- письмо под диктовку (различные виды словесных диктантов);
- цифровые и графические диктанты, работа с перфокартами, комментированное чтение орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке
- Выполнение упражнений.
- Взаимопроверка.
- Слушание и оценивание устных ответов одноклассников и своего выступления с точки зрения их речевых оформлений, уместности и эффективности в реализации коммуникативных задач.
- Разные виды разбора.
- Лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных стилей и типов речи.
- Разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста (ознакомительное, изучающее).
- Информационная переработка устного и письменного текста (составление плана, пересказ, продолжение текста, редактирование).
- Создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей, жанров.
- Составление схем.
- Работа с различными информационными источниками (учебником, словарями).
- Тестирование.
- Письмо под диктовку (распределительный, выборочный, цифровой, графический, словарный).
Технологии, используемые в образовательном процессе:
Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала
Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Технология индивидуализации обучения.
Информационно-коммуникационные технологии.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
проектная деятельность
исследовательская деятельность
применение ИКТ
Контроль и оценка планируемых образовательных результатов обучающихся
Формы контроля знаний, умений и навыков учащихся:
При планировании предусмотрены разнообразные виды контроля (вводный, текущий или промежуточный, тематический, итоговый) и формы контроля:
- диктант с грамматическим заданием;
- комплексный анализ текста;
- подробное и выборочное изложение;
- изложение с элементами сочинения-рассуждения;
- сочинение-описание памятника;
- сочинение на морально-этическую тему;
- публичное выступление по общественно-важным проблемам;
- сочинение-рассказ на свободную тему;
- устное высказывание на лингвистическую тему.
Основные формы контроля знаний и умений:
Виды и формы контроля
индивидуальный
групповой
фронтальный
Виды контроля
предварительный
текущий
тематический
итоговый
Основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, лексический.
Содержание учебного предмета
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов | В том числе | |
Развитие речи | Количество контрольных | ||
Введение. Функции языка в современном мире | 1 | ||
Повторение изученного в 5 – 7 классах. | 8 | 2 | 1 |
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание | 2 | ||
Простое предложение. | 4 | 1 | |
Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения | 8 | 2 | 1 |
Второстепенные члены предложения. | 8 | 2 | 1 |
Односоставные предложения. | 11 | 2 | 1 |
Неполные предложения | 2 | ||
Однородные члены предложения | 14 | 2 | 1 |
Обращения, вводные слова и междометия | 11 | 2 | 1 |
Обособленные члены предложения | 20 | 2 | 1 |
Прямая и косвенная речь | 7 | 1 | |
Повторение и систематизация изученного в 8 классе. | 6 | 1 | 1 |
ИТОГО | 102 | 17 | 8 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Уч-ся должны знать/уметь | |
Прогр. | Факт | |||
1 | 01.09-06.09 | Функции русского языка в современном мире. | знать: русский язык – язык великого русского народа и один из богатых языков мира, поэтому русский язык функционирует как язык межнационального общения и один из мировых языков уметь: опираясь на ключевые слова, план текста и его опорный конспект, рассказывать о значении русского языка в современном мире с учетом его истории и функционирования в современном обществе; о роли русского языка в развитии русской литературы | |
Повторение изученного в 5 – 7 классах (6ч. + 2 Р/Р) | ||||
2 | 01.09-06.09 | Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения | знать: функции знаков препинания в простых и сложных предложениях: завершение, разделение, выделение; распределение знаков препинания на группы по их функциям; синтаксические условия употребления знаков препинания; виды предложений по количеству описанных ситуаций, фрагментов действительности (простые и сложные); средства связи простых предложений в сложные: союзные средства и интонация (союзные) или интонация (бессоюзные); виды сложных союзных предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные) в зависимости от средства связи: сочинительного или подчинительного союзного средства условия выбора и и я в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий; синтаксическую роль наречий (обстоятельство), кратких прилагательных, причастий, категории состояния (сказуемое) условия выбора слитного и раздельного написания частицы не с разными частями речи: глаголами, краткими причастиями, деепричастиями, прилагательными (относительными и притяжательными), числительными уметь: разграничивать знаки препинания по их функциям; пользоваться простыми предложениями с составным именным сказуемым для характеристики, оценки предмета или явления; определять вид сложного предложения; соотносить сложное предложение с его графической схемой, определять по схеме вид сложного предложения; создавать графические схемы сложных предложений и правильно употреблять разделительные и выделительные запятые; правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в суффиксах прилагательных и полных причастий, существительных, прилагательных, причастий, наречий, графически обозначать условия выбора данных орфограмм; разграничивать краткие прилагательные и краткие причастия, правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в данных частях речи; разграничивать наречия, краткие прилагательные, причастия и категорию состояния с опорой на их роль в предложении; правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в суффиксах данных частей речи; правильно писать не с существительными и глаголами, прилагательными, наречиями; с краткими причастиями; с разными частями речи; обозначать графически условия выбора орфограмм. | |
3 | Знаки препинания в сложном предложении. | |||
4 | 08.09 – 13.09 | Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | ||
5-6 | 08.09 – 13.09 | Р.р. Изложение с творческим заданием. | ||
7 | 15.09 – 20.09 | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи | ||
8 | Диктант по теме «Повторение изученного в 5 – 7 классах» | |||
9 | Анализ диктанта | |||
Синтаксис и пунктуация. Культура речи. Словосочетание (2ч.) | ||||
10 | 22.09 – 27.09 | Повторение пройденного о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. | знать: что такое словосочетание; его функция; виды словосочетаний по главному слову: глагольные, именные и наречные свободные словосочетания и фразеологические обороты подчинительная связь – способ связи главного и зависимого слов в словосочетании; виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание; средства связи слов в словосочетаниях разных видов: предложно-падежные формы, смысл; порядок устного и письменного разбора словосочетания уметь: составлять разные виды словосочетаний; определять роль разных видов словосочетаний в раскрытии авторского замысла; разграничивать разные виды словосочетаний по их значению; определять вид словосочетания по главному слову, в том числе в собственных примерах; использовать в речи синонимические по значению словосочетания; разграничивать свободные словосочетания и фразеологические обороты; определять вид подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании; составлять словосочетания с заданным видом связи; правильно употреблять форму зависимого слова при управлении; разграничивать словосочетания и сочетания слов, не являющихся словами самостоятельных частей речи или не связанных подчинительной связью; производить устный и письменный разбор словосочетания. | |
11 | Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные). | |||
Простое предложение. (3ч. + 1ч. Р/Р) | ||||
12 | 22.09 – 27.09 | Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. | знать: виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные; грамматическая (предикативная) основа предложения выражает его основное значение и отражает ситуацию, фрагмент действительности как реальный или как нереальный: возможный, желательный; в русском языке порядок слов и логическое ударение помогают выделить наиболее важное слово в предложении; основные элементы интонации – повышение и понижение высоты тона и паузы – и графические способы их обозначения. уметь: разграничивать односоставные и двусоставные предложения; определять предикативность предложения – его отношение к описываемому фрагменту действительности (реальному/нереальному); определять роль порядка слов для выделения наиболее важного слова в предложении; выразительно читать предложения, в том числе по интонационным схемам; выделять с помощью логического ударения наиболее важное слово в предложении; составлять графическую интонационную схему предложения. | |
13 | 29.09 – 04.10 | Особенности связи подлежащего и сказуемого. | ||
14 | Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение. | |||
15 | Р.р. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности. | |||
Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения (6ч. + 2ч. Р/Р) | ||||
16 | 06.10 – 11.10 | Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего. | знать: способы выражения подлежащего; способы выражения сказуемого; правила согласования глагола-сказуемого с подлежащим в числе и роде; основные элементы составного глагольного сказуемого: вспомогательный глагол и примыкающая к нему неопределенная форма; их функции; способы выражения вспомогательного глагола; основные элементы составного именного сказуемого: именная часть и глагол-связка; их функции; способы выражения именной части; тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении – знак разделения; правила постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении. уметь: находить подлежащее и определять способы его выражения; определять способы выражения сказуемого; соотносить грамматически глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным существительным общего рода, аббревиатурами, заимствованными словами; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим в числе в трудных случаях; находить составное глагольное сказуемое, определять значение вспомогательного глагола, способы его выражения; использовать составные глагольные сказуемые в речи; находить составное именное сказуемое, определять способ выражения именной части; разграничивать простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом быть, и составное именное сказуемое с глаголом-связкой быть; определять вид сказуемого; пользоваться синонимическими вариантами сказуемого с учетом речевой ситуации; интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; употреблять тире между подлежащим и сказуемым в соответствии с правилом, графически объяснять условия выбора тире; пользоваться синонимическими вариантами сказуемых для создания предложений разных стилей; использовать составные именные сказуемые с отсутствующей связкой в речи для характеристики человека. | |
17 | Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. | |||
18 | Составное именное сказуемое. | |||
19 | 13.10 – 18.10 | Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль. | ||
20-21 | Р.р. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности. | |||
22 | 20.10 – 25.10 | Тире между подлежащим и сказуемым. | ||
23 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Главные члены предложения» | |||
Второстепенные члены предложения (6ч+2ч. Р/Р) | ||||
24 | 20.10 – 25.10 | Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение. |
знать: виды второстепенных членов предложения по характеру значения и синтаксической роли в предложении: дополнение, определение, обстоятельство; что такое дополнение, основные способы его выражения; виды дополнений: прямые и косвенные; способы выражения прямого дополнения что такое определение; виды определений в зависимости от характера связи с определяемым словом: согласованное и несогласованное; способы выражения согласованных и несогласованных определений; несогласованные определения могут сочетать значение определения со значениями дополнения и обстоятельства; что такое приложение; способы выражения приложения; правила постановки дефиса при приложении; правило согласования имен собственных, выступающих в роли приложения, с определяемым словом что такое обстоятельство, способы его выражения; виды обстоятельств по значению (места, времени, образа действия, причины, цели, условия, уступки); второстепенный член предложения может совмещать разные значения, например дополнения и обстоятельства места или образа действия порядок устного и письменного синтаксического разбора двусоставного предложения уметь: находить в предложении второстепенные члены; распознавать в предложении дополнения, определять их вид (прямое/косвенное) и способ выражения; разграничивать употребление неопределенной формы глагола в качестве дополнения и части составного глагольного сказуемого; использовать в речи прямые дополнения, выраженные существительным в винительном падеже без предлога и в родительном падеже без предлога при отрицании; распознавать дополнения, выраженные словосочетаниями; разграничивать прямое дополнение и подлежащее; находить грамматические ошибки в использовании дополнений и исправлять их в соответствии с нормами литературного языка; разграничивать определение и именную часть составного сказуемого; распознавать согласованные и несогласованные определения и определять способ их выражения; различать использование неопределенной формы глагола в предложении в качестве сказуемого, дополнения, определения; использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы; обнаруживать несогласованные определения, сочетающие значение определения со значением дополнения; находить в предложении приложение и определяемое слово и различать их; использовать приложения в речи; согласовывать имена собственные, выступающие в роли приложения, с определяемым словом, употреблять дефис при одиночных приложениях; находить в предложении обстоятельства места, ставить к ним вопросы, использовать в речи обстоятельства места и определять способ их выражения; распознавать в предложении обстоятельства времени и использовать их в речи; находить в предложении обстоятельства образа действия и определять их роль в раскрытии авторского замысла; разграничивать разные виды обстоятельств и определять способы их выражения; находить в тексте обстоятельства причины и цели, определять способ их выражения; ставить вопросы к обстоятельствам условия; использовать обстоятельства уступки в деловом стиле речи; находить второстепенные члены предложения, в которых совмещаются несколько значений, и определять эти значения; производить устный и письменный синтаксический разбор двусоставного предложения. | |
25 | 27.10 – 01.11 | Несогласованное определение. | ||
26 | Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. | |||
27 | Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное). | |||
28 | 10.11 – 15.11 | Сравнительный оборот; знаки препинания при нём. | ||
29 | Р.р. Ораторская речь, её особенности | |||
30 | Р.р. Публичное выступление об истории своего края. | |||
31 | 17.11 – 22.11 | Контрольный диктант по теме «Двусоставное предложение» | ||
Простые односоставные предложения. (9ч+2ч. Р/Р) | ||||
32 | 17.11 – 22.11 | Группы односоставных предложений. | знать: грамматическая основа односоставного предложения состоит из его главного члена, который нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым; способ графического обозначения главного члена (три прямые линии); способы выражения главного члена односоставного предложения; виды односоставных предложений по наличию второстепенных членов (распространенные/нераспространенные); текстообразующую роль назывных предложений (зачин: лаконично вводит читателя в обстановку событий; ремарка и пр.) что такое определенно-личное предложение, способы выражения его главного члена; текстообразующую роль определенно-личных предложений (обобщение жизненного опыта в пословицах и поговорках) что такое неопределенно-личное предложение, способы выражения его главного члена; текстообразующую роль неопределенно-личных предложений что такое безличное предложение, способы выражения его главного члена; функции безличных предложений в речи (описание состояния человека или природы, побуждение к действию) порядок проведения устного и письменного синтаксического разбора уметь: разграничивать двусоставные и односоставные предложения, определять способ выражения главного члена односоставных предложений; различать распространенные и нераспространенные односоставные предложения; распространять нераспространенные односоставные предложения; распознавать назывные предложения, находить их главный член, определять способы его выражения; разграничивать главный член назывного предложения и подлежащее двусоставного предложения; определять роль назывного предложения в художественном тексте (указание на время, место действия; ремарка и пр.); пользоваться двусоставными и односоставными назывными предложениями как синтаксическими синонимами; использовать назывные предложения в речи в качестве ремарок, для создания впечатления фрагментарности воспоминаний распознавать определенно-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения; разграничивать разные варианты выражения главного члена определенно-личного предложения; пользоваться двусоставными и односоставными определенно-личными предложениями как синтаксическими синонимами; использовать определенно-личные предложения в речи; распознавать неопределенно-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения; разграничивать неопределенно-личные и определенно-личные предложения с обобщенным значением; разграничивать безличные предложения, обозначающие состояние природы и состояние человека; находить главный член безличных предложений, определять способ его выражения; использовать безличные предложения в заданной речевой ситуации; пользоваться двусоставными и односоставными безличными предложениями как синтаксическими синонимами; различать разные способы выражения главного члена безличного предложения; находить безличные предложения, выступающие в роли побудительных; определять способ выражения их главного члена; правильно интонировать данные предложения; производить устно и письменно синтаксический разбор односоставного предложения | |
33 | Назывные предложения. | |||
34 | 24.11 – 29.11 | Определенно-личные предложения. | ||
35 | Неопределенно-личные предложения. | |||
36-37 | 24.11 – 29.11; 01.12 – 06.12 | Безличные предложения. | ||
38-39 | 01.12 – 06.12 | Р.р. Рассказ на свободную тему | ||
40 | 08.12 – 13.12 | Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль. | ||
41 | Повторение и обобщение по теме «Односоставные предложения» | |||
42 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Односоставные предложения» | |||
Неполные предложения (2ч.) | ||||
43 | 15.12 – 20.12 | Понятие о неполных предложениях. | Знать: что такое неполное предложение; варианты неполных предложений: по смыслу или по составу членов предложения; диалогичный контекст использования неполных предложений в речи; правило употребления тире в неполном предложении уметь: распознавать неполные предложения, определять их тип, находить пропущенный член предложения, ставить тире на месте неназванного члена, выраженного глаголом; распознавать неполные предложения, находить пропущенные члены; использовать неполные предложения в диалоге | |
44 | Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении | |||
Однородные члены предложения (12ч + 2 ч. Р/Р) | ||||
45 | 15.12 – 20.12 | Повторение изученного об однородных членах предложения.
| знать: что такое однородные члены предложения; способы выражения однородных членов (все члены предложения), тип связи (сочинительная) и средства связи (перечислительная интонация, союзы) между собой; функции однородных членов предложения в речи (детализация, создание комического эффекта, классификация и пр.); правило постановки знаков препинания при однородных членах, связанных только перечислительной интонацией; правило постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом; что такое однородные и неоднородные определения; основные случаи использования неоднородных определений в качестве однородных; правило постановки знаков препинания при однородных и неоднородных определениях разновидности сочинительных союзов, которые используются для связи однородных членов предложения: по значению – соединительные, противительные, разделительные; по составу – одиночные, повторяющиеся, двойные; функционирование союза и в предложении (для связи простых предложений в составе сложного, при однородных членах); правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами; фразеологические обороты с повторяющимися союзами и–и, ни–ни, не разделяющимися запятыми; правило постановки знаков препинания (двоеточия и тире) при однородных членах с обобщающим словом в разных позициях; способы выражения обобщающего слова (имя существительное, словосочетание, местоимение, наречие); порядок устного и письменного синтаксического разбора предложения с однородными членами; порядок устного и письменного пунктуационного разбора предложения с однородными членами. уметь: распознавать однородные члены предложения и произносить их с соответствующей интонацией, составлять графические схемы однородных членов; использовать разделительные запятые в предложениях с однородными членами; находить однородные члены предложения, распознавать характер сочинительной связи между ними (союзная, бессоюзная); использовать однородные члены предложения в заданной ситуации: для достижения комического эффекта, для детального описания явления в книжных стилях; правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения, связанных только перечислительной интонацией; использовать однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, в заданной речевой ситуации; правильно расставлять знаки препинания; интонационно правильно читать предложения с обобщающим словом при однородных членах, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом; разграничивать однородные и неоднородные определения; использовать однородные и неоднородные определения в заданной речевой ситуация; распознавать использование в тексте неоднородных определений в качестве однородных, правильно расставлять знаки препинания; определять роль однородных и неоднородных определений в раскрытий авторского замысла; правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, связанными сочинительными, противительными, разделительными, двойными союзами; использовать предложения с однородными членами, связанными бессоюзной связью и союзной (с помощью двойных союзов), как синтаксические синонимы; разграничивать разные функции союза и в предложении: связь простых предложений в составе сложного и однородных членов; распознавать разновидность союза и по составу (одиночный, повторяющийся); правильно расставлять знаки препинания при союзе и; использовать однородные члены предложения, связанные повторяющимся союзом и, в речи для усиления утверждения; разграничивать использование повторяющихся союзов и – и, ни – ни при однородных членах и во фразеологических оборотах, правильно расставлять знаки препинания; определять роль однородных членов в раскрытии замысла художественного произведения, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах; использовать однородные определения в заданных речевых ситуациях; находить обобщающее слово и определять его позицию (после однородных членов или перед ними), правильно расставлять знаки препинания; интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах; использовать обобщающие слова, выраженные местоимениями и наречиями, в речи, правильно расставлять знаки препинания; разграничивать разные позиции обобщающего слова по отношению к однородным членам, правильно расставлять знаки препинания; производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с однородными членами; производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с однородными членами. | |
46-47 | 22.12 – 27.12 | Однородные члены, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. | ||
48-49 | 22.12 – 2712; 12.01 – 17.01 | Однородные и неоднородные определения. | ||
50 | 12.01 – 17.01 | Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. | ||
51-52 | 12.01 – 17.01; 19.01 – 24.01 | Р.р. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера) | ||
53-54 | 19.01 – 24.01 | Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. | ||
55 | 26.01 – 31.01 | Вариативность постановки знаков препинания. | ||
56 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами. | |||
57 | Повторение по теме «Однородные члены предложения» | |||
58 | 02.02 – 07.02 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Однородные члены предложения» | ||
Обращения, вводные слова и междометия (9ч.+2ч.) | ||||
59 | 02.02 – 07.02 | Повторение изученного об обращении. Распространённое обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. | знать: какие слова не являются членами предложения (обращения, вводные слова, междометия); функции слов, не являющихся членами предложения (коммуникативная, эмотивная); что такое обращение; способы выражения обращения; что такое распространенное обращение; правила выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания). что такое вводные слова; группы вводных слов по значению; правила выделения вводных слов в устной речи (интонация вводности) и на письме (выделительные знаки препинания); что такое вводные предложения; виды вводных предложений (односоставные/двусоставные), их опознавательные признаки (союзы как, что); правила выделения вводных предложений в устной речи и на письме; частицы и наречия, не являющиеся вводными словами; что такое вставные конструкции, их назначение; правила выделения вставных конструкций в устной речи и на письме; что такое междометие, его назначение; правила выделения междометий на письме; порядок устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора предложения со словами, не являющимися членами предложения. уметь: подбирать примеры, иллюстрирующие назначение обращений , интонационно правильно произносить предложения с обращениями (выделяя обращения звательной интонацией), правильно расставлять знаки препинания для выделения обращений на письме; обнаруживать обращение в тексте, определять способ его выражения, разграничивать обращение и подлежащее; использовать распространенные обращения в речи; распознавать обращения в тексте, правильно расставлять выделительные знаки препинания при обращениях; определять способ выражения обращений, интонационно правильно произносить предложения с обращениями; определять текстообразующую роль обращений. интонационно правильно произносить предложения с вводными словами, разграничивать вводные слова и слова, являющиеся членами предложения; разграничивать употребление слова однако в качестве вводного и в качестве противительного союза, выделять вводные слова знаками препинания; использовать вводные слова разных значений в речи; обнаруживать вводные слова в тексте, правильно выделять их знаками препинания; определять текстообразующую роль вводных слов; распознавать вводные слова, определять их значение, правильно выделять вводные слова запятыми; использовать вводные слова в заданной речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах; распознавать вводные предложения, интонационно правильно произносить предложения с вводными предложениями, правильно расставлять знаки препинания; использовать в речи синонимические вводные слова, сочетания слов и вводные предложения; разграничивать вводные слова и слова, не являющиеся вводными; употреблять вводные слова как средство связи предложений в тексте; обнаруживать вставные конструкции в тексте, определять их назначение; распознавать вставные конструкции, выделять их на письме знаками препинания; обнаруживать вводные слова и вставные конструкции в тексте; обнаруживать междометия в тексте, определять их текстообразующую роль; распознавать междометия в предложениях, определять их назначение, интонационно правильно произносить предложения с междометиями, правильно расставлять знаки препинания при междометиях; разграничивать употребление о при обращении и с междометием без обращения; производить устно и письменно синтаксический и пунктуационный разбор предложения со словами, не являющимися членами предложения. | |
60 | 02.02 – 07.02 | Вводные слова. | ||
61 | 09.02 – 14.02 | Вводные предложения. | ||
62 | Вставные конструкции. | |||
63 | Междометия в предложении. | |||
64 | 16.02 – 21.02 | Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания. | ||
65 | Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий. | |||
66-67 | 16.02 – 21.02; 23.02 – 28.02 | Р.р Публичное выступление на общественно значимую тему. | ||
68 | 23.02 – 28.02 | Повторение по теме «Обращения, вводные слова и междометия». | ||
69 | 23.02 – 28.02 | Контрольный диктант по теме «Обращения, вводные слова и междометия» | ||
Обособленные члены предложения (18ч.+2ч.) | ||||
70 | 02.03 – 07.03 | Понятие об обособлении. | Знать: обособление – выделение второстепенных членов предложения в устной речи интонационно, на письме с помощью запятых и тире; графическое обозначение обособленных членов предложения и интонации обособления виды обособленных определений (согласованные и несогласованные); способы выражения обособленного определения (причастный оборот, одиночные прилагательные, прилагательные с зависимыми словами, существительные в косвенном падеже, сочетание существительного с прилагательным или числительным); способы выражения определяемого слова (нарицательное, собственное существительное, местоимение); правило обособления согласованных определений (постпозиция по отношению к определяемому слову, местоимение или собственное существительное в роли определяемого слова, наличие добавочного обстоятельственного значения); правило обособления несогласованных определений (характер добавочного, разъясняющего замечания) правила обособления приложений (постпозиция по отношению к определяемому слову, личное местоимение или имя собственное в роли определяемого слова, дополнительное обстоятельственное значение) способы выражения обособленного обстоятельства (одиночное деепричастие, деепричастный оборот); правило обособления обстоятельств (одиночные деепричастия и деепричастные обороты обособляются всегда); фразеологические обороты, не являющиеся деепричастными виды уточняющих членов предложения (обстоятельство, дополнение); правила выделения уточняющих членов предложения порядок устного и письменного синтаксического разбора предложения с обособленными членами порядок устного и письменного пунктуационного разбора предложения с обособленными членами уметь: интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами, определять их роль в предложении; выделять запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами, показывать графически интонацию обособления; распространять обособленные члены; правильно расставлять знаки препинания для выделения обособленных определений, выраженных причастными оборотами; интонационно правильно произносить предложения с обособленными несогласованными определениями, выделять на письме несогласованные определения; находить обособленные определения и слова, к которым они относятся, объяснять условия обособления определения; находить определения, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми, объяснять графически условия обособления; распознавать приложение, нуждающееся в обособлении, выделять на письме обособленные приложения, объяснять условия обособления; объяснять использование тире для выделения приложения; использовать распространенные приложения в заданной речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания; распознавать обособленные обстоятельства, выделять их графически, объяснять условия обособления; обнаруживать обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми, объяснять условия обособления графически; распознавать определения и обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, правильно расставлять знаки препинания, объяснять условия обособления графически; обнаруживать обособленные определения, приложения и обстоятельства в художественном тексте, объяснять их роль в раскрытии авторского замысла; согласовывать обстоятельство, выраженное деепричастием, со сказуемым, находить и исправлять грамматические недочеты в построении предложений с обособленными обстоятельствами; находить обособленные члены предложения, разграничивать обособленные обстоятельства, определения и уточняющие члены предложения; объяснять графически условия обособления; находить обособленные уточняющие члены предложения, выделять их знаками препинания, определять их текстообразующую роль; распознавать обособленные обстоятельства уступки с предлогом несмотря на, выделять их запятыми; распознавать обособленные определения и уточнения в художественном тексте; объяснять использование авторских выделительных знаков вместо запятых; определять их роль в раскрытии авторского замысла; использовать предложения с обособленными определениями и уточнениями в заданной речевой ситуации; производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с обособленными членами; производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. | |
71-73 | Обособленные определения. | |||
74-75 | 09.03 – 14.03 | Обособленные приложения. | ||
76-79 | 09.03 – 14.03; 16.03 – 21.03 | Обособленные обстоятельства. | ||
80 | 16.03 – 21.03 |
| Уточнение как вид обособленного члена предложения. | |
81-82 | 16.03 – 21.03; 30.03 – 04.04 | Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. | ||
83 | 30.03 – 04.04 | Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль. | ||
84-85 | Р.р Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности. | |||
86-87 | 06.04 – 11.04 | Повторение по теме «Обособленные члены предложения» | ||
88 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Обособленные члены предложения» | |||
89 | 13.04 – 18.04 | Анализ диктанта | ||
Прямая и косвенная речь ( 6ч+1ч Р/Р) | ||||
90 | 13.04 – 18.04 | Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи. | знать: что такое чужая речь; способы передачи чужой речи (прямая/косвенная); структуру предложения с чужой речью (часть, передающая чужую речь, и комментирующая часть); что такое прямая речь; что такое косвенная речь; структуру предложений с косвенной речью; текстообразующую роль предложений с косвенной речью; структуру предложений с прямой речью; правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью; текстообразующую роль предложений с прямой речью; что такое диалог; правила пунктуационного оформления диалога; что такое цитата; способы введения цитаты в авторский текст; правила пунктуационного оформления цитат; порядок устного и письменного разбора предложений с чужой речью. уметь: интонационно правильно (с интонацией предупреждения или пояснения) произносить предложения с чужой речью; разграничивать глаголы разной семантики в комментирующей части; распространять комментирующую часть предложений с чужой речью; разграничивать предложения с прямой и косвенной речью; обнаруживать предложения с косвенной речью, объяснять их текстообразующую роль; заменять прямую речь косвенной; конструировать комментирующую часть предложения, правильно расставлять знаки препинания; обнаруживать комментирующую часть в интерпозиции; составлять графические схемы предложений, в которых комментирующая часть расположена внутри прямой речи; соотносить структуру предложения с его графическим обозначением (схемой); выделять в произношении комментирующую часть (слова автора); соотносить структуру предложения с его схематической записью; анализировать языковые средства, помогающие автору в реализации замысла произведения; объяснять текстообразующую роль диалога как вида прямой речи, составлять его графическую схему; пользоваться логическими синонимами для более точного обозначения характера речи, правильно расставлять знаки препинания; заменять косвенную речь прямой, исправляя грамматические ошибки, пунктуационно правильно оформлять диалог; определять текстообразующую роль цитаты; обнаруживать в комментирующей части слова, указывающие на характер речи; распознавать цитаты в тексте, правильно расставлять знаки препинания при цитировании; вводить цитату в авторский текст разными способами: как составную часть и как предложение с прямой речью; определять текстообразующую роль цитаты; использовать цитаты в речи; исправлять речевые недочеты при цитировании; цитировать стихотворный текст; использовать цитаты в заданной речевой ситуации; производить устно и письменно синтаксический разбор предложений с чужой речью. | |
91 | 13.04 – 18.04 | Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. | ||
92 | 20.04 – 25.04 | Косвенная речь. | ||
93 | Цитата. Знаки препинании при цитировании. | |||
94 | Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль. | |||
95 | 27.04 – 02.05 | Р.р Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста. | ||
96 | Повторение по теме «»Прямая и косвенная речь» | |||
Повторение и систематизация изученного в 8-ом классе. (5ч. + 1ч. Р/Р) | ||||
97 | 27.04 – 02.05 | Синтаксис и морфология. | знать:
уметь:
| |
98 | 04.05 -09.05 | Синтаксис и пунктуация. | ||
99 | Р.р. Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения). | |||
100 | Синтаксис и культура речи. | |||
101 | 11.05 – 16.05 | Синтаксис и орфография | ||
102
| Итоговая контрольная работа (тест) | |||
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Требования к уровню подготовки учащихся за курс
русского языка 8 класса
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в8 классе языковых единиц, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами(и предложениями), обращениями;
- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.
Критерии оценивания по русскому языку
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучащихся по русскому языку
«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 8 – 120-150 слов.
(При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 8 класса – 30-35 слов.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).
В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
- В переносе слов;
- На правила, которые не включены в школьную программу;
- На еще не изученные правила;
- В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
- В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
- В исключениях из правил;
- В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
- В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
- В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
- В написании ы и и после приставок;
- В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
- В собственных именах нерусского происхождения;
- В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
- В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в 8 классе – 250-350 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 8 классе – 2,0 – 3,0.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- Стилевое единство и выразительность речи;
- Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка «5»
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4»
1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3»
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматичсеские ошибки.
Оценка «2»
1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Оценка «1»
В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.
Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.
Примечания. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
- Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
- Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
- На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Основная литература
1. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 237 с.
Методические пособия для учителя:
1. Ладыженская Т. А. Обучение русскому языку в 8 классе/ Т. А. Ладыженская, М. Г. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Ю. Комиссарова. – М.: Просвещение, 2009.
1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2013;
3. Дополнительная литература:
1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку для 8 класса. – Москва: ВАКО, 2014;
2. Костяева Т.А. тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 8 кл.:Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1999.- 174 с.
3. Львова С. И. Практикум по русскому языку: 8 класс / С. И. Львова. – М.: Просвещение, 2010.
4. Пименова С. Н. Таблицы по русскому языку для самостоятельной работы в классе и дома: 8 класс / С. Н. Пименова. – М.: Искатель
5. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э. Розенталь, - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2008;
Для учащихся:
1. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы /М.Т.Баранов, Т.А. Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М.Шанского.-8-е изд.,
перераб.- М.: Русский язык, 2005.
2. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка /М.Т.Баранов.- 10-е изд.- М.: Русский язык, 2005.
3. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка /М.Т.Баранов.- 4-е изд.- М.: Русский язык, 2006.
4. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка /5-е изд., перераб. и доп.- М.: Русский язык, 2005.
5. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка / Под ред.Ф.П.Филина.- 2-е изд., дораб.- М.: Русский язык, 1998.
6. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка /П.А.Лекант, В.В.Леденева.- 2-е изд.- М.: Русское слово, 2006.
7. Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов/Под ред. В.В.Иванова.- 8-е изд.- М.: Русский язык, 2006.
8. Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русского языка /М.: Русский язык, 1997.
9. Русский язык. 6 класс. /Под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой.- М.: Просвещение, 2008.
10.Семенюк А.А. Школьный толковый словарь русского языка / А.А.Семенюк, М.А.Матюшина.- 3-е изд.- М.: Русский язык, 2006.
11.Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка/А.Н.Тихонов.- 2-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 1991.
Интернет-ресурсы:
1. Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» -http://www.gramota.ru
2. Русский язык: говорим и пишем правильно - ресурс о культуре письменной и устной речи - http://www.gramma.ru
3. Русское письмо – ресурс, посвящённый происхождению и развитию русской письменности - http://character.webzone.ru
4. Сайт Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина - http://pushkin.edu.ru
5. Сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова – (ИРЯ РАН) - http://www.ruslang.ru
6. Сайт Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) - http://www.ropryal.ru
7. Словари.Ру - ресурс, содержащий обширную коллекцию онлайновых словарей русского языка - http://www.slovari.ru
8. Культура письменной речи http://www.gramma.ru
9. Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
10. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
11. Мир слова русского http://www.rusword.org
12. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
13. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
14. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
15. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
Материально-техническое обеспечение:
1. Мультимедиа-пособие для средней школы из серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» – «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 8 класс». - Издательство: NMG, 2005
2. Слайд-комплект «Сочини рассказ». – Издатель: Планетариум
3. Слайд-комплект «Развитие речи».- Издатель: Планетариум
4. Слайд-комплект «Пейзаж в произведениях русских художников». – Издатель: Планетариум.
5. Таблицы демонстрационные «Русский язык. Правописание сложных прилагательных».
6. Таблицы демонстрационные «Русский язык. Правописание НЕ с разными частями речи».
Средства обучения
1. Печатные пособия (таблицы, схемы, репродукции картин, плакаты, демонстрационные карточки, альбомы демонстрационного и раздаточного материала)
2. Информационно-коммуникативные средства (электронные библиотеки, игровые программы)
3. Экранно-звуковые пособия (слайды, видеофильмы)
Лист внесения изменений в Рабочую программу
№ п/п | Тема урока | Дата по программе | Фактическая дата | Причина изменения даты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку. 8класс
Рабочая программа по учебнику Л.А.Тростенцовой.Расчитана на 105ч....

Рабочая программа по русскому языку и литературе 8класс
Рабочая программа по русскому языку и литературе 8класс...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...

