Рабочая программа по русскому языку 8 класс 2017-2018 г.
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Ерхова Татьяна Андреевна

Соответствует требованиям на 2017-2018 уч.год (Моск.обл)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_kl.rus_.docx46.61 КБ

Предварительный просмотр:

          Рабочая программа по предмету «Русский  язык» для 8 класса  разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского «Русский язык. Рабочие программы 5-9 классы» по предметной линии учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других.

          Рабочая программа по русскому  языку для 8 класса рассчитана на 102 часа, по 3 час в неделю, 34 учебные недели.

       ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В 8 КЛАССЕ

          Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 8 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать/понимать:

 - определение основных  изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий,  пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

Учащиеся должны уметь:

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ;

  1. дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
  2. фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
  3. определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
  4. рецензировать устный ответ учащегося;
  5. задавать вопросы по прослушанному тексту;
  6. отвечать на вопросы по содержанию текста;
  7. слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.

ЧТЕНИЕ;

  1. прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия;
  2. находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;

  1. проводить маркировку текста (подчёркивать основную информацию, выделять непонятные слова и орфограммы текста, делить текст на части и. т. п.);
  2. составлять тезисный план исходного текста;
  3. владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения;
  4. прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;

ГОВОРЕНИЕ:

  1. пересказывая текст, отражать своё понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
  2. вести репортаж о школьной жизни;
  3. строить небольшое по объёму устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
  4. создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
  5. составлять инструкции по применению того или иного правила;
  6. принимать участие в диалогах различных видов;
  7. адекватно реагировать на обращённую устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п;

ПИСЬМО:

  1. пересказывать фрагмент прослушанного текста;
  2. пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
  3. создавать сочинение- описание архитектурного памятника, сочинение- сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;
  4. писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики  средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчленённые предложения- парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. д.);
  5. составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;

ТЕКСТ

  1. находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;
  2. распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

  1. правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;

                                                                               

  1. оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА  И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

  1. разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
  2. разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
  3. пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

  1. разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять
  2. пользоваться разными видами толковых словарей;
  3. оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;
  4. находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

  1. распознавать части речи и их формы;

  1. соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;
  2. опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

  1. применять орфографические правила;
  2. объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на знание, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

  1. опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов, различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
  2. правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;
  3. правильно строить предложения с обособленными членами;
  4. проводить интонационный анализ простого предложения;
  5. выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
  6. проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;
  7. использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

                                                   

  1. владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.

     

   Цели и задачи        

        Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем, «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи.

    Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

    Языковая компетентность (т.е. осведомлённость школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

  • формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения,
  • вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании),
  • развития языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).

                                                               

   Коммуникативная компетенция (т.е. осведомлённость школьников в особенностях функционирования родного языка) в устной и письменной формах реализуется в процессе решения следующих практических задач:

  • формирования орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);
  • овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
  • обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

    Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются:

  • воспитание учащихся средствами данного предмета;
  • развитие их логического мышления;
  • обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
  • формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

    Рабочая программа по русскому языку для 8 класса включает в себя знания о языке и речи, а также  перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся. Она  построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

В VIII классе изучаются систематический курс синтаксиса. Основные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации учащиеся получили уже в V классе. Это позволяет организовать работу и над синтаксическими, пунктуационными и речевыми навыками учащихся. В программу включена и работа по культуре речи.

Программу предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и конце года выделяются специальные часы. Содержание работы на уроках повторения не регламентируется. Учитель использует их, учитывая конкретные условия преподавания.

В программе специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени, указанного для данного класса. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

Одно из основных направлений преподавания русского языка – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых                                                                                          

умений и навыков: деление слова по составу, различение частей речи, определение грамматической основы предложения, умение устанавливать связи слов в предложении и т.д.

Усиление теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов разбора, которые следует использовать прежде всего для объяснения условий выбора орфограммы и знаков препинания, а также для выработки навыков самоконтроля.

Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Изучая с учащимися орфографические и пунктуационные правила и других видов разбора, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на практике.

Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями. Запоминание не требует обязательной зрительной опоры и целенаправленной тренировки. В словарно-лексической работе используются особые приёмы: тематическое объединение слов в особые лексические группы, составление с данными словами словосочетаний, предложений, включение их в самостоятельные работы, составление с ними гнёзд однокоренных слов, ведение индивидуальных словариков, обращение к этимологии слов, работа с орфографическими и толковыми словарями, использование словарных диктантов. Эти и другие виды упражнений способствуют прочному усвоению словаря-минимума, необходимого для грамотного человека.Важно обеспечить закрепление орфографических и пунктуационных навыков при изучении всех без исключения разделов и тем курса русского языка, тем самым создавая непрерывность в совершенствовании навыков правописания. Для работы по формированию умений и навыков отводится большая часть времени, предназначенного для изучения предмета.

Изучение каждого раздела, каждой темы должно содействовать развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.

Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствием с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.

Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя учащихся. Словарь учащихся пополняется при изучении всех учебных предметов, но особая роль в этом принадлежит русскому языку и литературе. Обогащение запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой.   Одно  из  важнейших  требований  к  словарной  работе   –    развитие у школьников умение видеть                                                                                              

незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями-справочниками.

Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.

Третье направление в развитии речи учащихся – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которое осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

Как обязательная составная часть в работе по развитию речи учащихся – предупреждение и устранение различных языковых ошибок.

Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение).

Следует совершенствовать учебный процесс, используя наряду с уроком такие формы занятий, как семинары, практикумы, собеседования, консультации, которые требуют более активного самостоятельного изучения материала. Это будет способствовать повышению интереса к русскому языку и более качественному его преподаванию учителем.

     СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ  ЯЗЫК » В 8 КЛАССЕ

РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (1ч)

Раскрытие ценности русского языка и его места среди языков народов мира

                                           ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ (5ч+2ч)

Язык как средство коммуникации; нормы русского речевого этикета, его особенности.

Знаки препинания в сложном предложении. Типы сложных предложений и средства связи в них.

Правописание н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.

Обучающее сжатое изложение.

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (7ч + 1 ч.)

Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтакси

Предложение как единица синтаксиса. Основное свойство предложения. Отличие слова и словосочетания от предложения.

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. Грамматические средства связи в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Синтаксические связи слов в словосочетании. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

Синтаксический разбор словосочетания.

                                                               ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (2ч+1ч)

Грамматическая (предикативная) основа предложения. Строение предложения, виды по цели высказывания и эмоциональной окраске. Виды простого предложения (двусоставные и односоставные).

Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение.

Сочинение-описание по картине.

ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Главные члены предложения. (6ч + 2 ч.)

Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое, его основные типы и способы выражения, связь сказуемого с подлежащим. Понятие простое глагольное сказуемое. Трудные случаи согласования сказуемого с подлежащим. Понятие составное сказуемое. Отличительные особенности составного глагольного сказуемого от составного именного.

Тире между подлежащим и сказуемым.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (6ч+2ч)

Понятие второстепенные члены предложения. Дополнение, прямое и косвенное. Смыслоразличительная роль порядка слов.

Согласованные и несогласованные определения, способ их выражения.

Приложение как разновидность определения, знаки препинания при нём.

Обстоятельство. Обстоятельство места, времени, причины, цели, условия, уступки, образа действия.

Синтаксический разбор двусоставного предложения.

Характеристика человека как вид текста.

Сочинение. Групповой портрет.

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (9ч+2ч)

Особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными. Типы односоставных предложений. Назывные предложения. Определённо-личные предложения. Неопределённо-личные предложения. Безличные предложения. Общие и отличительные признаки двусоставных и безличных предложений, синонимичных по значению. Способы выражения сказуемых в безличных предложениях.

Особенности строения полных и неполных предложений, сфера их употребления. Роль неполных предложений в текстах художественных произведений.

Синтаксический разбор односоставного предложения.

Инструкция. Особенности составления инструкции.

Рассуждение. Обобщение и расширение представления о типе речи рассуждение. Прямой и обратный способ доказательств. Тезис и антитезис. Риторический вопрос.

                                                                                             

ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (1ч)

Понятие об осложнённом предложении.

                                                    Однородные члены предложения  (12ч+2ч).

 Однородные члены предложения. Пунктуация при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения, пунктуация при них.

Сочинительные союзы и знаки препинания при них.

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

Изложение. Сравнительная характеристика с элементами сочинения.

ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (18ч+2ч)

Обособленные члены предложения, их роль в речи.

Общие условия обособления определений. Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений.

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.

Условия обособления деепричастий и деепричастных оборотов.

Обособленные уточняющие предложения, знаки препинания при них.

Синтаксический и пунктуационный разборы предложений с обособленными членами.

Рассуждение. Обобщение и расширение представления о типе речи рассуждение. Прямой и обратный способ доказательств. Тезис и антитезис. Риторический вопрос.

СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Обращение.  (4ч)

Обращение. Назначение обращений. Обращения распространённые и нераспространённые, выделительные знаки препинания при обращении, употребление обращений.

ВВОДНЫЕ И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ (5ч+2ч)

Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по назначению. Вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания.

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

Междометия в предложении, выделительные знаки препинания при них.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.

                                                                    ЧУЖАЯ РЕЧЬ (6ч+1ч)

Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Интонация предупреждения и интонация пояснения в комментирующей части.

Прямая и косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Диалог.

Цитата. Способы передачи чужой речи. Цитата – дословная выдержка из чужой речи.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью.

Рассказ с диалогом. Повествовательный текст в жанре рассказа, его особенности.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ

Простое  осложнённое предложение. Комплексное повторение. Итоговая контрольная работа. Анализ работ.

                                               ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ                                      

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

1.

Вводный урок.  Русский язык в современном мире.

1 ч.

2.

Повторение изученного в 5 -7 классах.  

5 ч. +2 ч.

3.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

            7 ч. + 1 ч.

4.

Простое  предложение.

 2 ч.  + 1 ч.

5.

Двусоставные  предложения.Главные  члены  предложения.

           6 ч. +2 ч.

6.

Второстепенные  члены  предложения

6 ч. +2 ч.

7.

Односоставные  предложения.

9 ч. +2 ч.

8.

Простое осложнённое предложение.

1 ч.

9.

Однородные члены предложения.

12 ч. +2 ч.

10.

Обособленные члены предложения.

18 ч. +2 ч.

11.

Обращение.

4 ч.

12.

Вводные и вставные конструкции.

5 ч. +2 ч.

13.

Чужая речь.

6 ч. +1 ч.

14.

Повторение и систематизация изученного  в  8  классе

3 ч.

Всего часов

102 ч.

     «Согласовано»

             Руководитель ШМО

                       классных руководителей

                                   _____________  В.С. Капалина

                                     28 августа  2017 г



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 6 класс 2017-2018

Рабочая программа по литературе 6 класс...

Рабочая программа по химии 8 класс 2017-2018 учебный год

-               положение о составлении рабочей программы учебных предметов, курсов внеурочной деятельности в Муниципальном бюджет...

Рабочая программа по химии 9 класс 2017-2018 учебный год

-               положение о составлении рабочей программы учебных предметов, курсов внеурочной деятельности в Муниципальном бюджет...

Рабочая программа по литературе 5 класс 2017-2018 уч.г. (ФГОС)

Рабочая программа по литературе к учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Барановой....