ТАЙНЫ ТЕКСТА Компилятивная программа предпрофильной подготовки учащихся по русскому языку
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему

Гулиева Елена Александровна

Компилятивная программа предпрофильной подготовки учащихся по русскому языку  для 9 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon annotatsiya.doc28 КБ
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc30 КБ
Microsoft Office document icon programma.doc57.5 КБ
Файл kalend_tem_pl.docx14.78 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

  Одной из главных задач языкового образования является формирование у учащихся коммуникативной компетенции, то есть умение порождать тексты, адекватные намерению, сфере и ситуации общения. Лингвистически правильно воспринимать и интерпретировать тексты разных стилей и жанров. Поэтому именно текст, являющийся высшей единицей коммуникации, рассматривается как основной объект обучения речевой  деятельности в этом курсе.

  Центральное место текста в системе образования определяется его коммуникативными свойствами. Основным свойством текста является его способность содержать информацию разных видов: предметную, оценочную, эстетическую, эмоциональную. Эта специфическая особенность текста и предлагается для изучения в данном курсе, названном «Тайны текста».

  Курс состоит из двух частей: теоретической и практической. Учащиеся смогут осознанно обобщить имеющиеся знания по культуре речи, оцениваемые на уровне анализа текстов разных типов. Кроме того, научатся извлекать из текста необходимую информацию, создавать вторичные тексты. Но главное – учащиеся, расширив имеющиеся знания, получат целый спектр  практических компетенций, необходимых для осознанного создания собственного  высказывания по заданной проблеме, используя все инструменты речи



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Сегодня обучение русскому языку отличается повышенным вниманием учителей и исследователей к речевой подготовке школьников. Это понятно, потому что примерно  70-80% того времени, когда человек бодрствует, он слушает, говорит, читает, пишет, иными словами, участвует в процессе коммуникации, занимается речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи, ее осознанием.

Механизм порождения связной письменной речи достаточно сложен и требует от пишущего и читающего комплекса умений и навыков. Навыки письменной речи формируются постепенно, поэтапно. Они складываются и совершенствуются только в процессе целенаправленного воздействия в ходе обучения. К 9-му классу учащийся должен хорошо понимать , что текст – это законченная ( или относительно законченная) последовательность предложений, связанных по смыслу друг с другом в рамках общего замысла автора ( Т. М. Николаева); что текст должен обладать членимостью, смысловой цельностью и структурной связностью.

Этот курс в работе с текстом  делает акцент на свободное владение понятиями «тип речи», «стиль речи», «коммуникативный замысел». На них делается упор при обучении как рецептивной, так и продуктивной речевой деятельности.

Развивая речь учащихся в части работы с текстом, курс ориентируется на четко определенные характеристики текста, к которым следует стремиться, которые служат критериями оценки устных и письменных высказываний, первостепенными из которых является целесообразность, точность и лаконичность.

Умение анализировать структуру, содержание и функции текста, правильно его интерпретировать, осуществлять над ним информационные операции, владеть навыками создания отобранных видов,  разновидностей текста необходимо не только школьнику. Такое умение, строго говоря, вообще является необходимым условием современной деятельности человека в обществе.

Основная функция предлагаемого курса – сформировать важнейшие коммуникативные компетенции: умение извлекать необходимую информацию, аргументировать те или иные тезисы, квалифицировать средства речевой выразительности; умение обрабатывать информацию и создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам, аргументировать свою точку зрения, используя предложенную информацию. Курс также способствует осознанной подготовке учащихся к  итоговой аттестации по русскому языку в новой форме.



Предварительный просмотр:

                                                               «ТАЙНЫ ТЕКСТА»

Пояснительная записка.

В последние десятилетия возникла новая отрасль языкознания – лингвистика текста. Она изучает структуру компонентов текста, связи между предложениями внутри компонента, эти связи выделяются на основе логики и смысла, композиционного авторского замысла, на основе выделения теморемантической структуры компонента, на основе синтаксических связей между предложениями.

Назначение программы учебного курса по выбору «Тайны текста» состоит в том, чтобы сформировать функционально грамотную личность, обеспечить языковое и речевое развитие ученика, помочь ему осознать себя носителем языка, научить осмысливать текст и передавать его содержание в сжатом виде.

Актуальность курса в том, что новый Государственный образовательный стандарт по русскому языку и литературе ставит задачу развития коммуникативных компетентностей учащихся в соответствии с требованиями современного общества. Отражением этих требований является  государственная итоговая аттестация девятиклассников в новой форме – ГИА:  задания 1 и 2  части направлены на проверку уровня понимания, анализа и переработки исходного текста, создания на его основе собственного высказывания.

Предлагаемый курс призван помочь учащимся овладеть умением правильно воспринимать чужой текст и создавать свой.

Программа  рассчитана на 35 часов.

Цель курса:

обеспечить качественную подготовку выпускников по предмету на основе обобщения и систематизации знаний  и совершенствования различного вида компетенций по текстоведению, имеющих важнейшее значение  для формирования коммуникативной личности.

Задачи курса:

-    формирование умения слушать и понимать текст

-    обучение комплексному анализу готового текста, его интерпретации

- совершенствование умения воспроизводить услышанный или прочитанный текст в устной и письменной форме, сохраняя его основные положения

Программа курса содержит дополнительные сведения о языке и речи, материалы по текстоведению, которые носят консультативный характер и имеют практическое значение. Каждое занятие делится на теоретическую и практическую части.

Во время теоретической части учащиеся знакомятся с терминами, понятиями и определениями, способами действия, а во время практической части применяют свои знания, анализируя текст, отвечают на вопросы к нему, анализируют ответы и исправляют ошибки друг друга.

По окончании курса предусмотрено итоговое тестирование (типа ГИА части 1 и 2) с целью проверки усвоения знаний.

Учащиеся должны знать:

-определение текста, его признаки и компоненты;

-типы и стили речи, их структуру и композицию;

-синтаксические и художественные средства выразительности, используемые в тексте;

- способы и приёмы компрессии текста.

Учащиеся должны уметь:

-проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей речи;

-перерабатывать исходные тексты, применяя различные способы и приёмы их сжатия;

- создавать устные и письменные тексты – сжатые изложения;

- рецензировать и редактировать тексты по критериям ГИА (часть 1)

Ожидаемые результаты:

-понимание текста как одной из основных единиц языка и речи.

-практические умения и навыки по самостоятельному анализу текстов разной стилистической направленности.

-приобретение опыта рецензирования и редактирования текстов.

-углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области филологической науки.

ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)

  • Презентации:
  • Строение текста
  • Тайны текста для 9 кл.
  • Изобразительно-выразительные средства речи
  • Средства и приёмы выразительной речи
  • Анализ изобразительно-выразительных средств языка
  • Сжатие как вид информационной переработки текста
  • Сжатое изложение. Теория и практика подготовки (
  • Приёмы сжатия текста. Критерии оценивания и практикум.
  • Способы сокращения текста. Практикум подготовки к ГИА
  • Приёмы компрессии текста при обучении сжатому изложению
  • Учимся писать сжатое изложение по тексту «Куприн»
  • Содержательные и языковые способы сокращения текста
  • Технология подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе

  • Разработки  уроков
  • Содержательные и языковые способы сокращения текста.
  • Урок обучения сжатому изложению
  • Средства связи предложений в тексте
  • Функциональные стили. Жанры публицистики

  • Демонстрационный материал
  • Этапы лингвостилистического анализа художественного текста

Содержание курса.

Глава 1. Текст как единое целое. Признаки текста; связность, законченность, смысловое единство, информативность. Средства связи предложений в тексте. Данное и новое. Порядок предложений в тексте. Порядок слов в предложении. Инверсия. Виды связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь Актуализация знаний и умений.

Глава 2. Типы речи. Повествование, описание, рассуждение, их структура. Смешанные тексты. Актуализация знаний и умений

Глава  3.  Стили речи. Стилевые особенности текста. Стилевое единство

текста. Разговорный и книжный стили. Научный и официальный стили

Глава 4. Синтаксические средства выразительности в тексте. Парное соединение однородных членов. Параллелизм предложений. Анафора. Эпифора. Композиционный стык. Повторение слов. Риторический вопрос. Присоединительные конструкции. Бессоюзие. Ознакомление

Глава 5. Публицистический и художественней стили. Художественные средства выразительности в тексте. Тропы. Переносное значение слова. Метафора. Олицетворение. Сравнение Актуализация знаний и умений

Глава 6. Учимся понимать текст. Тема и основная мысль текста. Эпиграф, Заглавие.  Развитие мысли в тексте. Микротемы и абзацы. План. Практикум

Глава 7.  Сжатие как вид информационной переработки текста. Три

способа сжатия текста: 1) исключение подробностей, деталей; 2) обобщение конкретных, единичных явлений; 3) сочетание исключения и обобщения.     Приемы сжатого изложения текста:

1) замены:

- замена однородных членов обобщающим наименованием;

- замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

- замена предложения или его части указательным местоимением;

- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

- замена сложноподчиненного предложения простым;

2) исключения:

-  исключение повторов;

-  исключение фрагмента предложения;

-  исключение одного или нескольких синонимов;

3) слияние нескольких предложений в одно.

«Содержательные» приёмы сжатия текста:

1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;

2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

Глава 8. Создание текста на основе данного и его редактирование. Изложение   сжатое и подробное. Итоговое занятие.

Учебный тематический план курса «Тайны текста»

Тема

Кол-во часов

Дата

1.

Текст как единое целое Способы выражения темы (цельность текста) Средства связи предложений в тексте Виды связи предложений в тексте

10

2.

Учимся понимать текст: тема и основная мысль текста. Микротемы

5

3.

Учимся анализировать текст: типы речи, стили текста и синтаксические средства выразительности

5

4.

Учимся анализировать текст: художественные средства выразительности в тексте

2

5.

Учимся сжимать текст: способы и приёмы сжатия текста

4

6.

Учимся сжимать текст: разделение информации на главную и второстепенную

2

7.

Учимся сжимать текст:  сжатое изложение

5

8.

Анализ сжатых изложений по критериям ГИА. Редактирование

2

ИТОГО

Литература для учителя:

1. Львова С.И. Русский язык. 9 класс. В 2ч.: учеб. для общеобразоват. учреждений / С.И. Львова, В.В. Львов. – 2-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2009.

2.  Виленкин Н. А. Уроки развития речи. 5-9 классы: Книга для учителя. Из опыта работы.-М. 1995

3.   Гальперин И. Р.  Текст как объект лингвистического анализа. – М. 1981

4.  Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи /Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. – 7-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007 (домашний репетитор)

6. ГИА-2013: экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работдля проведения итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М.:АСТ: Астрель, 2010 - ФИПИ

Литература для учащихся:

1. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 8-9 кл-

общеобразовательных учреждений под ред. Бабайцевой В, В. - М., 1995

2. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2010 / Под ред.Н.А. Сениной.- Ростов н/Д:Легион,2009.

3. ГИА-2013.Русский язык. 9 класс. Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания. Практикум. / Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2010

4. ГИА-2013: экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работдля проведения итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М.:АСТ: Астрель, 2013 – ФИПИ.



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование

Текст как единое целое Способы выражения темы (цельность текста) Средства связи предложений в тексте Виды связи предложений в тексте

3.09.13

Текст как единое целое Способы выражения темы (цельность текста) Средства связи предложений в тексте Виды связи предложений в тексте

10.09.13

Текст как единое целое Способы выражения темы (цельность текста) Средства связи предложений в тексте Виды связи предложений в тексте

17.09.13

Текст как единое целое Способы выражения темы (цельность текста) Средства связи предложений в тексте Виды связи предложений в тексте

24.09.13

Текст как единое целое Способы выражения темы (цельность текста) Средства связи предложений в тексте Виды связи предложений в тексте

3.10.13

Текст как единое целое Способы выражения темы (цельность текста) Средства связи предложений в тексте Виды связи предложений в тексте

10.10.13

Текст как единое целое Способы выражения темы (цельность текста) Средства связи предложений в тексте Виды связи предложений в тексте

17.10.13

Текст как единое целое Способы выражения темы (цельность текста) Средства связи предложений в тексте Виды связи предложений в тексте

21.10.13

Текст как единое целое Способы выражения темы (цельность текста) Средства связи предложений в тексте Виды связи предложений в тексте

5.11.3

Текст как единое целое Способы выражения темы (цельность текста) Средства связи предложений в тексте Виды связи предложений в тексте

12.10.13

Учимся понимать текст: тема и основная мысль текста. Микротемы

   19.11.13

Учимся понимать текст: тема и основная мысль текста. Микротемы

17.11.13

Учимся понимать текст: тема и основная мысль текста. Микротемы

14.11.13

Учимся понимать текст: тема и основная мысль текста. Микротемы

21.11.13

Учимся понимать текст: тема и основная мысль текста. Микротемы

28.11.13

Учимся анализировать текст: типы речи, стили текста и синтаксические средства выразительности

               4.12.13

Учимся анализировать текст: типы речи, стили текста и синтаксические средства выразительности

11.12.13

Учимся анализировать текст: типы речи, стили текста и синтаксические средства выразительности

18.12.13

Учимся анализировать текст: типы речи, стили текста и синтаксические средства выразительности

25.12.13

Учимся анализировать текст: типы речи, стили текста и синтаксические средства выразительности

12.01.14

Учимся анализировать текст: художественные средства выразительности в тексте

19.01.14

Учимся анализировать текст: художественные средства выразительности в тексте

26.01.14

Учимся сжимать текст: способы и приёмы сжатия текста

3.02.14

Учимся сжимать текст: способы и приёмы сжатия текста

10.02.14

Учимся сжимать текст: способы и приёмы сжатия текста

17.02.14

Учимся сжимать текст: способы и приёмы сжатия текста

24.02.14

Учимся сжимать текст: способы и приёмы сжатия текста

3.03.14

Учимся сжимать текст: разделение информации на главную и второстепенную

10.03.14

Учимся сжимать текст: разделение информации на главную и второстепенную

17.03.14

Учимся сжимать текст:  сжатое изложение

21.03.14

Учимся сжимать текст:  сжатое изложение

18.03.14

Учимся сжимать текст:  сжатое изложение

25.03.14

Учимся сжимать текст:  сжатое изложение

4.04.14

Учимся сжимать текст:  сжатое изложение

11.04.14

Анализ сжатых изложений по критериям ГИА. Редактирование

18.04.14

Анализ сжатых изложений по критериям ГИА. Редактирование

11.05.14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В РАМКАХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

        Введение профильного обучения определяет социальный заказ общества. Однако многие из учащихся  не  готовы к выбору специализации, поэтому необходимо ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ

Образовательная программа предпофильной подготовки рассчитана на учащихся 8 класса.Количество часов, отводимых на изучение физики мало, поэтому зачастую учащиеся, выбирая в 10 классе физико-математиче...

Программа предпрофильной подготовки учащихся "Я и моя профессия"

Ориентационный курс в выборе профессии «Я и моя профессия"...

Программа краткосрочного элективного курса предпрофильной подготовки учащихся (9 класс) "Вода - как много тайн хранит она"

Рабочая программа для занятий на уроках предпрофильной подготовки по химии в 9 классе....

Программа кружка «Подготовка к ЕГЭ. Русский язык.Трудные случаи орфографии и пунктуации»

Программа кружка по подготовке к сдаче ЕГЭ по русскому языку...

Рабочая программа предпрофильной подготовки по русскому языку в 9 классе.

Программа предназначена для проведения дополнительных занятий по русскому языку в 9 классе для более успешной сдачи ОГЭ....