Урок "Культура речи"
материал по русскому языку (10 класс) по теме

Тихонова Ольга Викторовна

Цель:  создание условий для осмысления понятия «Культура речи».

Задачи, ориентированные на достижение:

личностных результатов:

     - формировать у учащихся положительную мотивацию к урокам русского языка путём вовлечения в активную деятельность;

- помочь осознать ценность совместной деятельности;

 - воспитывать культуру речи, бережное отношение к русскому языку и языкам других народов.

метапредметных результатов:

Регулятивные УУД:

      - уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем

Коммуникативные УУД:

     - уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

Познавательные УУД:

    - уметь систематизировать ранее полученный материал, работать со словарями, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы

предметных результатов:

- формировать понятия о культуре речи, нормах языка,

- формировать умения исправлять орфоэпические, лексические ошибки,

- совершенствовать речевую культуру  учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 10 классе

 «Культура речи и нормы языка»

Тихонова Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы

МБОУ СШ № 32 «Эврика-развитие» г.Волжского Волгоградской обл.

Цель:  создание условий для осмысления понятия «Культура речи».

Задачи, ориентированные на достижение:

личностных результатов:

     - формировать у учащихся положительную мотивацию к урокам русского языка путём вовлечения в активную деятельность;

- помочь осознать ценность совместной деятельности;

 - воспитывать культуру речи, бережное отношение к русскому языку и языкам других народов.

метапредметных результатов:

Регулятивные УУД:

      - уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем

Коммуникативные УУД:

     - уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

Познавательные УУД:

    - уметь систематизировать ранее полученный материал, работать со словарями, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы

предметных результатов:

- формировать понятия о культуре речи, нормах языка,

- формировать умения исправлять орфоэпические, лексические ошибки,

- совершенствовать речевую культуру  учащихся.

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, словари, презентация к уроку, раздаточный материал, «Дерево настроения».

Ход урока:

1.Организационный момент.

- Послушайте легенду.

         Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу Эзопу купить «самую лучшую вещь в мире». Эзоп пошел на базар и принес... язык. «Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире?» – спросил Ксанф. «Конечно, – ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?» – «Хорошо. Иди опять на базар и принеси мне теперь самую худшую в мире вещь», – сказал Ксанф. Эзоп ушел и принес...

     – Что принес Эзоп? Прав ли он?

( Эзоп вновь принёс язык. Да, он был прав: язык может быть и самой лучшей, и самой худшей вещью в мире. Язык дает нам возможность понимать друг друга. С помощью языка писатели, поэты создают свои прекрасные произведения, борцы за свободу призывают людей к борьбе. Но слово также может, как писал Л.Н. Толстой, служить вражде и ненависти.)

2. Работа с эпиграфом. Формулировка темы, цели урока.

«Самое удивительное и мудрое творение человечества

– это язык, и по отношению каждого человека

к своему языку можно совершенно точно судить

 не только о его культурном уровне, но

и о его гражданской ценности»

(К.Г.Паустовский).

- Как вы понимаете слова великого писателя? (учащиеся высказывают своё мнение)

- Попробуйте сформулировать тему урока. (учитель помогает в случае необходимости)

- Запишите тему урока, эпиграф.

- Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

- Некоторые из вас, возможно, задаются вопросом, какое отношение имеет культура к языку? Да самое прямое. В нем отражаются не только условия, но и общественное самосознание народа, национальный характер, обычаи, традиции, быт, мораль, система ценностей, менталитет народа.

- Наверное, каждый из вас сталкивался с такой ситуацией, когда человек не может не только выразить свои мысли, но и не совсем понимает речь своего собеседника. Как бы хотелось, чтобы из уст людей не вылетали слова-паразиты, пустые фразы, нецензурная брань, а лилась бы чистая, богатая, красивая речь.

- Сегодня я предлагаю вам выполнить ряд заданий, которые помогут сделать вывод, какую речь можно считать культурной.

- Итогом нашего урока станет таблица, которую мы с вами постепенно будем заполнять.

                           «Речь культурного человека должна быть»

3. Работа в парах.

А) -  У вас на партах лежат карточки со словами, расставьте в них ударения в соответствии с нормами орфоэпии  (задание 4 ЕГЭ)

баловать

апостроф

средства

феномен

заняла

занята

жалюзи

сформированный

бледна

обеспечение

осведомиться

подростковый

перенявший

жестка

убывший

принудить

благовест

гражданство

завидно

исчерпать

нефтепровод

- самопроверка (на доске появляется слайд с правильными ответами)

  • баловАть
  • апострОф
  • срЕдства
  • фенОмен
  • занялА 
  • занятА
  • жалюзИ
  • сформирОванный
  • бледнА
  • обеспЕчение
  • освЕдомиться
  • подрОстковый
  • перенЯвший
  • жесткА
  • убЫвший
  • принУдить
  • блАговест
  • граждАнство
  • завИдно
  • исчЕрпать
  • нефтепровОд

- Запишите слова, в которых вы допустили ошибки, в тетрадь.

- Какую норму речи мы должны были соблюсти?

(Правильность)

- Внесите в таблицу.

Б) - А сейчас прочтите предложения (слайд), выберете из скобок одно подходящее  слово, объясните свой выбор. (задание 5 ЕГЭ)

(ГУМАНИТАРНАЯ, ГУМАННАЯ) помощь была доставлена в ДНР.

- Русские люди всегда готовы прийти на помощь другим народам. Тем более жителям Украины. Ведь именно украинский язык входил в одну восточную группу славянских языков вместе с русским и белорусским.

(ВРАЖЕСКАЯ, ВРАЖДЕБНАЯ) оборона была сломлена благодаря сплочённости всех народов.

Этот человек был далеко не (ЕДИНЫЙ, ЕДИНСТВЕННЫЙ) в своём роде.

- Как называются такие слова? (паронимы)

- Какая особенность речи сейчас была проиллюстрирована вами?

(Точность, понятность)

- Внесите в таблицу.

4. Работа с текстом.

        - На уроках русского языка и литературы мы не раз обращались к статьям академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Его речь можно считать эталоном современного разговорного языка.

        Хорошо известен источник, из которого этот великий ученый черпал сокровища русской словесности, - это древнерусская литература. Говорил он, конечно, не на древнерусском, а на современном русском языке. Речь его всегда была прекрасной, потому что в ней было всё: и высота духовной культуры, и любовь к родному языку, знание и чувство русского языка, и глубокое уважение и любовь к слушателю или собеседнику.

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2014/09/925-240x160.jpg

        В статье «О языке устном и письменном, старом и новом», напечатанной в книге «Русская культура», Лихачев писал о русском языке так:

        «Самая большая ценность народа — это язык, — язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения — только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит.

Если  мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

Итак, есть язык народа, как показатель его культуры, и язык отдельного человека, как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа.

Я хочу писать не о русском языке вообще, а о том, как этим языком пользуется тот или иной человек.

О русском языке как о языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке — „...нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

- Как красиво сказано…

- Попробуйте и вы украсить текст. Вам предстоит работа в группах. На партах у вас лежат карточки. На месте пропусков вы должны вставить изобразительно-выразительные средства. Посмотрим, что получится.

   Утро было праздничное, жаркое; .., … трезвонили над Донцом, над зелеными горами колокола, уносились туда, где в … воздухе стремилась к небу белая церковка на горном перевале. Говор … над рекой, а на баркасе прибывало по ней в монастырь всё больше и больше народу, всё … пестрели праздничные малороссийские наряды. Я нанял лодку, и молоденькая хохлушка … и … погнала её против течения по … воде Донца, в тени береговой зелени. И девичье личико, и солнце, и тени, и быстрая речка – всё было так …  в это … утро.

- Выберете одного выступающего от группы.

- А хотите услышать оригинал? Сравним?

   Утро было праздничное, жаркое; радостно, наперебой трезвонили над Донцом, над зелеными горами колокола, уносились туда, где в ясном воздухе стремилась к небу белая церковка на горном перевале. Говор гулом стоял над рекой, а на баркасе прибывало по ней в монастырь всё больше и больше народу, всё гуще пестрели праздничные малороссийские наряды. Я нанял лодку, и молоденькая хохлушка легко и быстро погнала её против течения по прозрачной воде Донца, в тени береговой зелени. И девичье личико, и солнце, и тени, и быстрая речка – всё было так прелестно  в это милое утро.

- Какая особенность речи сейчас была проиллюстрирована вами?

(Выразительность)

- Внесите в таблицу.

5. Эксперимент.

- А сейчас проведём эксперимент. Прослушайте текст. (чтение по ролям)

Встреча двух друзей:

- Здорово, чувак! Как житуха?

- Здорово, чел! Всё путём! Зависнуть хочу вечером, родаки баблусиков  подкинули! Шоколад!

- Всем ли понятно, о чём идёт речь?

- Группе ребят было дано задание, провести эксперимент. Аналогичные тексты были прочитаны ими пожилым людям. И вот результат.

(Выступление группы, представление результатов)

- Можно ли назвать такую речь культурной? Почему?

(Чрезмерное и неуместное употребление сленговых, жаргонных выражений)

- А что такое сленг? Жаргон?

- К сожалению, современного подростка сложно представить совсем без сленга. Употребление таких слов связано со стремлением молодежи ярче, эмоциональнее выражать свое отношение к предмету, явлению. Но именно из-за этого русский язык теряет свою красоту. Поэтому, чтобы не выглядеть вычурно, нелепо или смешно, необходимо следить за чистотой речи.

- Какой вывод можем сделать?

(Важной составляющей хорошей речи является чистота)

- Итак, как выглядит наша таблица?

6. Работа со словарями.

- Если мы обратимся к словарям, то найдём такое определение культуры речи.

«Культура речи — это степень соответствия речи нормам современного литературного языка, совокупность знаний и навыков, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное пользование языком»

- Как мы видим, понятие «культура речи» тесно связано с понятием «норма литературного языка».

- Что же такое нормы литературного языка?

(Нормы литературного языка – это общепризнанные и общепринятые в речевой практике на определенном этапе развития языка правила употребления слов, словосочетаний и т.д. Они закрепляются в словарях и справочниках и охватывают все уровни языка)

7. Творческая работа.

- Предлагаю вам, используя цитату Ф.Ницше, написать эссе, чтобы мы увидели яркую картину, наполненную вашими чувствами.

«Язык — это наследие, получаемое от предков и оставляемое потомкам наследие, к которому нужно относиться со страхом и уважением, как к чему-то священному, неоценимому и недоступному для оскорбления». ( Ф.Ницше)

(Один-два человека зачитывают свои работы)

8. Рефлексия.

- Наш урок подошёл к концу. Мы выяснили, какие составляющие включает в себя культура речи.   Вы проделали большую работу, имеющую несомненное значение. Берегите свой язык!  Пусть ваша речь будет яркой, образной и эмоциональной, доставляющей окружающим эстетическое удовольствие.

- Пришло время подвести итоги. Те, кто считает, что с пользой провёл время, украсьте наше «Дерево настроения» розовыми сердечками. Те, кто считает, что не вынес для себя ничего нового, всё это знал – зелёными листочками,   кто считает, что напрасно потратил своё время – голубыми облачками.

Чтение наизусть подготовленным учеником стихотворения Ивана Бунина «СЛОВО».

Молчат гробницы, мумии и кости,—

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи  на уроках русского языка как средство формирования...

Урок психологии "Речь: определение понятия "речь" и виды речи (конспект урока + презентация)

Цель и задачи урока:ü Образовательная: сформировать у учащихся представление о речи и ее видах.ü Развивающая: развивать логическое мышление, способность к анализу, обобщению и классификации, сформиров...

"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)

Жанр урока - урок  - исследование. На уроке основным приёмом  работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...

Презентация к уроку развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Презентация знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывает особенности языковых средств разговорного стиля ...