Урок-зачёт по теме "Имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Аверкина Татьяна Ивановна

Урок-зачёт по теме "Имя числительное" предполагает контроль знаний учащихся 6 класса по теме урока. Форма проведения нестандартная,  это урок-заочное путешествие по родному городу. Дети не только демонстрируют свои лингвистические знания, но и расширяют свои представления о своей малой родине. 

К уроку была подготовлена презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon putesh_po_chislitelnomu.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-зачёт по теме «Имя числительное» (6 класс)

Форма урока: заочное путешествие.

 

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Имя числительное»;
  • проверить сформированность умений и навыков учащихся в склонении числительных,
  • в употреблении их с другими частями речи;
  • прививать любовь и интерес к родному городу.

Оборудование:

  • маршрутные листы с видами достопримечательных мест;
  • путевые листы;
  • электронная презентация урока, подготовленная в программе «Power Point»;

ХОД  УРОКА.

 I.  Оргмомент.

II.   Вступительное слово учителя.

Родина!... Какой высокий смысл заложен в одном коротком слове. Для каждого человека это слово содержит что-то свое, личное, особенное и что-то общее, более значительное. Любовь к Родине нам прививают с детства родители, учителя…

Из поколения в поколение передаются рассказы о важнейших событиях, выдающихся личностях, об их подвигах и делах.

Наша Родина – это и люди, которые нас окружают в повседневной жизни. Но у каждого из нас есть свой родной уголок, своя маленькая родина.

А как говорят о своём родном городе поэты? Стихотворение о Саранске читает Баева Н.

         Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы уже не раз путешествовали в реальности, бывали в разных местах Саранска. А сегодня совершим путешествие по достопримечательным местам нашего города, не покидая стен школы, узнаем много интересного, может быть, и нового о городе, в котором живем. Разобраться во многом поможет нам одна из важных частей речи, без которой трудно обойтись при общении, – это имя числительное.

        В путешествие мы отправимся на  воображаемом автобусе, а вместо тетрадей у нас путевые листы экскурсанта, в которых вы будете записывать впечатления от экскурсии.


I. Фронтальный  опрос. 

  1. Дайте определение имени числительному.

2.  Какие бывают числительные по значению и составу?

3.  Чем отличаются количественные числительные от порядковых?

А. Заранее подготовленный ученик читает сообщение о городе, учитель обращает внимание на числительные в тексте. (Тексты также находятся на партах)

 Саранск. (Сообщение о городе). Саранск основан в 1641 году как крепость на юго-восточной окраине Московского царства. Своё название город получил в честь реки Саранки, на берегах которой он строился. День города празднуется 12 июня. Город Саранск расположен в лесостепных ландшафтах центральной части бассейна реки Инсар, находится в 642 километрах к юго-востоку от Москвы. Население, согласно оценке на 1 января 2012 года, составляет 297,9 тысяч человек.

Задание .  1. Из текста выписать словосочетания «сущ. + числит.», записав каждое числительное прописью.

2.  Как склоняются порядковые числительные?  Просклонять числительные : 1в. в 1641, 2в.: в 642 км. (устно).

 

Б)  Пришло время первой остановки. Музей искусства им. Эрьзи (Сообщение)

Главное здание музея построено в 1976 году. Коллекция музея насчитывает 15 тысяч единиц хранения. (1в.) Помимо самого большого по численности собрания произведений мастеров Республики Мордовия, в музее находятся коллекции икон и культовой деревянной скульптуры, русского искусства XVIII — начала XX веков, коллекции советского искусства 20-80-х годов XX века, нумизматики, археологии и этнографии. Музей пользуется заслуженной популярностью у жителей Саранска и всей республики, у гостей региона. Ежегодно его посещает более 60 тысяч гостей. (2в.)

Задание.  Выписать предложения, указанные учителем, подчеркнуть числительные как члены предложения. С одним из них произвести морфологический разбор.

В) Сейчас мы едем по городу со скоростью 40-50 км в час, чтобы все успеть разглядеть. Максимальная скорость в городе 60 км/ч. На трассе автобус идет со скоростью 70 и даже 80 км./ч.

  • Скажите, какой вопрос «спрятан» в тексте, который я только что прочитала?

( Склонение числительных от 50-80 )

  • Какова особенность склонения количественных числительных от 50-80 и от 200-900? Просклоняйте письменно. (Работа по группам).

1-ая – 70;

2-ая – 800;

3-ая – 300;

4-ая – 900.

Г) В любом путешествии, экскурсии есть «веселые привалы». Настало время и нам немного отдохнуть.

«Веселый привал»

1 .«Кто больше?»

Кто больше назовет пословиц, поговорок, в которых встречаются числительные.

2.Прочитайте зашифрованные слова:

Смор1а, по2л, элек3к, ви3на, 100рона, 100янка, пи100лет.

3.Как употреблять в речи существительные часы, ножницы, сутки с числительными два, три? (Используйте собирательные числительные).

Запишите эти числительные в нужную графу. Расскажите, что вы знаете о собирательных числительных.

Г) И вновь остановка!  Кафедральный Собор им. Ушакова.  

Сообщение. 8 мая 2002 года был заложен краеугольный камень здания. Строительство завершилось в 2006 году. 6 августа объект освятил Патриарх московский и всея Руси Алексий II. Собор, выполненный в стиле ампир с невизантийским куполом, способен одновременно вмещать более 3000 человек. Высота его главного купола вместе с крестом составляет 62 м.  12 колоколов собора, отлитых по старинным технологиям в городе Тутаеве, располагаются в четырёх звонницах по периметру.

- Выпишите из текста существительные с количественными числительными.

- В чем особенность склонения количественных числительных?

- Просклоняйте по одному числительному, сделайте запись в путевом дневнике.

Г) И вновь остановка!  Мемориал «У Вечного огня»

Композиционным центром комплекса является памятник воинам Мордовии, павшим в Великой Отечественной войне, открытый 9 мая 1970 года. Скульптурная группа изображает Мать-Мордовию, вручающую меч сыну-солдату. На стоящем возле памятника 18-метровом гранитном пилоне надпись: «Вечная слава воинам, павшим в боях за свободу и независимость Советской Родины в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. Вы ушли из жизни, чтобы спасти жизнь. Подвиг ваш, имена ваши навеки в сердцах благодарного народа». Авторы памятника: скульптор Н. В. Томский, архитектор А. Н. Душкин. Рядом с памятником горит Вечный огонь.

В 2004-2005 годах с южной стороны памятника установлена мемориальная стена (архитекторы В. А. Бродовский и И. В. Соловьёв) - дугообразное сооружение длиной 54 метра с двумя рядами колонн, между которыми расположены 10 пилонов, облицованных чёрным полированным камнем, с именами воинов - уроженцев Саранска, погибших в годы Великой Отечественной войны. 6 мая 1995 года был открыт построенный рядом с памятником Музей боевого и трудового подвига 1941 - 1945 гг. (архитекторы Р. Г. Кананин, А. В. Костин). Рядом с музеем устроена экспозиция боевой бронетанковой и артиллерийской техники под открытым небом.

- Выписать все числительные из 1 абзаца (1 вар.) и количественные числительные из 2 абзаца (2 вар.).

- Ребята, наше заочное путешествие  по Саранску подходит к концу. Конечно, за столь короткое время трудно рассказать все о нашем городе. Подобные экскурсии будут продолжаться, так как  мы должны обязательно знать свой край, свой город.

Я думаю, что вы не только узнали сегодня на уроке много нового и интересного, но и смогли продемонстрировать свои знания по теме «Имя   числительное». А теперь сдайте путевые листы. Окончательный результат вашей работы вы узнаете на следующем уроке.

III. Домашнее задание.
1.Написать небольшой рассказ с использованием числительных.

Или 2.Составить кроссворд по теме «Имя числительное»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-зачёт по биологии тема "Кровь. Кровообращение"

Урок-зачёт по биологии 8 класс тема "Кровь. Кровообращение"...

Методическая разработка урока. Зачёт по теме "Глагол" в 6 классе

Урок-зачет по теме «Глагол» в 6 классе. Данный урок рассчитан на два часа, разнообразные формы организации работы учащихся (в группах, в парах, индивидуально) позволяют систематизировать и обобщ...

Урок-зачёт по теме "Квадратные уравнения"

На уроке - зачёте применяется сочетание индивидуальной и групповой работы....

Урок в форме дидактической игры. Тема: «Урок-зачёт по теме «Имя числительное» в 6 классе.

Заочные экскурсии, которые совершаются на уроках, обогащают учащихся знаниями и позволяют одновременно повторить пройденный материал. Считаю, что целесообразно проводить такие уроки при системати...

Урок-зачёт по теме "Имя числительное" в форме заочной экскурсии на родину В.М.Шукшина.

Для реализации поставленных целей на уроке русского языка в 6 классе по теме «Имя числительное» мною выбраны элементы технологии встречных усилий учителя и учащихся. Урок, построенный в соответствии с...

Урок-зачёт по теме "Имя числительное"

Урок-зачёт по теме "Имя числительное" предполагает контроль знаний учащихся 6 класса по теме урока. Форма проведения нестандартная,  это урок-заочное путешествие по родному городу. Дети...

Конспект урока по русскому языку "Урок-зачёт по теме "Деепричастие"". 6 класс.

Урок-зачёт по теме «Деепричастие».Цель: • обобщить, систематизировать материал по теме;• закрепить изученные орфограммы (НЕ с деепричастиями) и пунктограммы ( выделение ОД и ДО н...