электив "Русский язык" 5 класс
презентация к уроку по русскому языку на тему

Вихрова Наталья Михайловна

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_5_fgos_2017.docx51.65 КБ

Предварительный просмотр:

Г.ГОРНЯК ЛОКТЕВСКИЙ РАЙОН АЛТАЙСКИЙ КРАЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №3»

ПРИНЯТО

Руководитель ШМО

_________Оплачко Л.П.

Протокол № ___ от

«____» _____ 20___ г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора

_____________Минаева Г.В.

_____________дата

УТВЕРЖДЕНО

Приказ МБОУ «Гимназия №3»

от ____________________ г.

№_____

Рабочая программа учебного курса

«Культура речи»

5 класс, основное общее образование,

на 2016-2017 учебный год

Составитель: Вихрова Наталья Михайловна,

учитель русского языка и литературы,

первая категория

2016 год


Содержание:

1

Пояснительная записка

стр.3

2

Планируемые результаты освоения учебного предмета

стр.4

3

Содержание учебного предмета, курса

стр.6

4

Тематическое планирование

стр.7

5

Учебно-методическое обеспечение реализации программы

стр.7

6

Материально-техническое обеспечение реализации программы

стр.10


  1. Пояснительная записка

1.1. Рабочая программа разработана на основе календарного учебного графика на 2016/2017 учебный год, учебного плана на 2016/2017 учебный год,с учетом целей и задач основной образовательной программы основного общего образования МБОУ "Гимназия №3" и отражают пути реализации содержания предмета.

1.2. Срок реализации программы – 1 год.

1.3. Место предмета в учебном плане: в учебном плане МБОУ «Гимназия №3» –18 часов.

1.4. Общая характеристика  учебного предмета  

   Язык, выполняя важнейшую функцию средства человеческого общения и орудия передачи мыслей, одновременно выступает в качестве зеркала национальной культуры и её хранителя. Языковые афоризмы отражают, фиксируют и передают из поколения в поколение особенности природы, экономики, общественного устройства, фольклора, художественной литературы, искусства, науки, подробности быта и обычаев народа.

Учащиеся с ранних лет пополняют свой словарный запас русскими языковыми афоризмами, однако наследие национально-культурной семантики языка столь велико, что ни школьный урок, ни внеклассная работа не в силах охватить богатство пословиц, поговорок и крылатых выражений. Подробная и систематическая работа с  данным лингвистическим материалом вызывает в школьниках интерес к русскому языку, учит понимать мудрость и образность афоризмов, прививает любовь и уважение к народу, создавшему меткие пословицы, поговорки и крылатые выражения.

Как только люди стали сознательно владеть языком, они начали давать имена предметам, явлениям, событиям и, конечно же, самим людям. Имя - основное средство общения. В имени всегда видится нечто большее, чем просто "название" человека, имеется определенный смысл. Мир устроен непостижимым образом, но в нашем понимании он разумен. И потому с давних времен людям кажется, что имя незримой нитью связано с прошлым, будущим и настоящим его обладателя. 

Историю возникновения имен, их значение и смысл, связь с историей общества, с мировоззрением и верованиями людей изучает специальная наука - ономастика. Буквально этот термин означает "искусство давать имена". Имена даются объектам живой и неживой природы. Это и географические слова названия, так называемые топонимы, наименования космических объектов - астронимы, клички животных - зоонимы. Но, пожалуй, самую большую группу имен собственных составляют антропонимы - имена, отчества, фамилии людей, прозвища, псевдонимы. В разных странах у разных народов имена чрезвычайно разнообразны по своему звучанию, происхождению и употреблению. Имена - часть истории народа. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты. Каждое имя несет на себе яркий отпечаток соответствующей эпохи.

Элективный курс не только расширит кругозор и словарный запас учащихся, но и поможет им на уроках литературы, при анализе художественного произведения, и  на уроках русского языка по развитию речи.

  1. Основные цели и задачи

Цель – обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Задачи курса:

Обучающие:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • углубление знаний, умений, навыков по лексике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
  • воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы

Развивающие:

  • развивать  смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой

1.6. Формы и методы работы с детьми, испытывающими трудности в освоении основной образовательной программы (обучении): индивидуальная работа, памятки, практический метод с опорой на схемы, алгоритмы.

1.7. Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные; классные и внеклассные.

1.8. Ведущий вид деятельности: системно-деятельностный.

1.9. Методы и приемы обучения:

-объяснительно-иллюстративный: рассказ, объяснительная беседа, комментирование, демонстрация картин;

- частично-поисковый: информационная и творческая переработка устного и письменного текста; самостоятельная работа; подготовка выступлений, сообщений.

1.10. Формы и способы проверки знаний:

 - тесты;

 - творческие задания;

- проектные работы.

1.11. Нормы и критерии оценки результатов образовательной деятельности обучающихся

Нормы и критерии оценивания по предмету соответствуют нормам и критериям оценивания по предмету, утвержденными локальным актом – «Положением о нормах и критериях оценивания учащихся МБОУ «Гимназия №3» и УМК.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

2.2. Личностные результаты:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

2.2. Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

2.3. Предметные результаты:

знать/понимать:

пословицы, поговорки русского народа и крылатые выражения;

  • происхождению русских языковых афоризмов;;
  • значение терминов ономастика, антропонимика, антропоним, топонимика, топоним, этимология и др.;
  • связь ономастики с другими науками (географией, историей, астрономией, литературой);
  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

Уметь:

• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую

информацию);

• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

  1. Содержание учебного курса

п/п

Содержание

Всего  часов

Из них

Проектные работы

I.

Фразеология

6

2

II.

Ономастика

6

2

III.

Этимология

5

IV.

Итоговый урок

1

ИТОГО        

18

4


  1. Календарно - тематическое планирование

№  п.п

дата

Тема урока

план

факт

Фразеология

1

06.09

Краткость и простота, меткость и выразительность русских пословиц и поговорок.

2

20.09

Пословицы и поговорки, в которых отразился быт и обычаи русского народа.

3

04.10

Крылатые выражения. Источники их возникновения.

4

18.10

Отличие языковых афоризмов от фразеологизмов.

5  

08.11

 «Из истории одного крылатого выражения, пословицы, поговорки».

6

22.11

 «Из истории одного крылатого выражения, пословицы, поговорки».

Ономастика

7

06.12

Знакомство с наукой «ономастика».

8

20.12

Знакомство с наукой «антропонимика».

9

17.01

Склонение русских и иноязычных фамилий, имён, отчеств.

10

31.01

Что в имени тебе моём?

11

14.02

Что в имени тебе моём?

12

28.02

Топонимия.

Этимология

13

14.03

Этимология. История происхождения и образования слов.

14

04.04

Времена года.

15

18.04

О том, что нас окружает в быту

16

02.05

Растения – почему их так называют?

17

16.05

Люди искусства – почему их так называют?

Заключение

18

30.05

Праздник слова.

  1. Учебно-методическое обеспечение реализации программы

Экранно - звуковые пособия:

  1. Электронные физминутки;
  2. Мультимедийные презентации.
  3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).

Печатные пособия:

  1. Голуб И.Б., Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Русский язык. Звуки, буквы, слова / Книга о языке для любознательных. – М.: «МИЧ» при участии АО «СТОЛЕТИЕ», 1998. – 392 с.
  2. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5-6 классы / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2012. – 96 с.
  3. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. М., «Знание», 1978. – 304 с.
  4. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 96 с.
  5. Машевская Л.В., Данбицкая Л.В. Творческие задачи по русскому языку (Из опыта работы со словом). – СПб.: КАРО, 2003. – 124 с.
  6. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 кл.: Кн. Для учителя / Т.А. Костяева. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2002. – 223 с.
  7. Турниры знатоков русского языка: Дидактические материалы / Авт.-сост. Н.М. Лебедев. – М.: Вербум-М, 2006. – 141 с. – (Словесник; Профильная школа)
  8. Фелицына В.Н., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения. Лингвостановедческий словарь. / Ин-т рус.яз. им. А.С. Пушкина; Под ред. Верещагина Е.М., Костомарова В.Г. – М.: «русский язык», 1979. – 240 с.
  9. Шипицына Г.М. Русский язык: Изложения и сочинения. 5кл. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 208 с. (Дидактические материалы)

Словари русского языка:

  1. Агеенко Ф.А., Зарва М.В.Словарь ударений для работников радио и телевидения. – М., 1960г. – 216 с.
  2. Александрова З.Е.Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л. А. Четко. - М.: Сов. Энциклопедия, 1969. - 600 с.
  3. Алекторова Л.П. и др.Учебный словарь синонимов русского языка / Л.П. Алекторова, В.И. Зимин, ОМ. Ким, Н.П. Колесников, В.Н. Шанский. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 209 с.
  4. Ахманова О.С.Словарь омонимов русского языка. - М.: Сов. Энциклопедия, 1974. - 448 с.
  5. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. - 2-е изд., доп. -М.: Худ. лит-ра, 1960. - 751 с.
  6. Баранов М.Т.Школьный орфографический словарь русского языка. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1996. - 240 с.
  7. Бельчиков Н.А., Панюшева М.С. Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка. – М., 1968.-216 с.
  8. Борунова С.Н. и др.Орфоэпический словарь русского языка / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1983. – 426с.
  9. Быстрова Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М.Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: Просвещение, 1994. - 268 с.
  10. Введенская Л.А.Словарь антонимов русского языка. – М., 1971. - 679 с.
  11. Введенская Л.А., Колесников Н.П.Новый орфографический словарь. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1994. -275 с.
  12. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. – М., 1984. – 395с.
  13. Горбачевич К.С.Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. – М., 1973. – 216с.
  14. Горяев Н.В.Сравнительный этимологический словарь русского языка.- Тифлис, 1896. - 443 с.
  15. Грамматическая правильность русской речи / Л.К. Граудина, В.А.
    Ицкович, Л. Пкатлинская; Под ред. С.Г. Бархударова, И.Ф. Протченко,
    Л.И. Скворцова. – М.: Просвещение, 1976. – 395с.
  16. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах / В.И. Даль. М. : Русский язык - Медиа, 2006.
  17. Допалчев В. Опыт словаря неправильностей в русской разговорной речи. – М., 1886. – 364с.
  18. Евгеньева А.П. Словарь синонимов. - Л., 1975. - 463 с.
  19. Жуков В.П.Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1980. - 447 с.
  20. Жуков В.П., Сидоренко М.И., Шкляров В.Т.Словарь фразеологических синонимов русского языка /Под ред. В.П. Жукова. - М.: Рус. яз., 1987. - 448 с.
  21. Зализняк А.А.Грамматический словарь русского языка. – М., 1977. – 405с.
  22. Колесников Н.П.Словарь омонимов русского языка / Под ред. Н.М. Шанского. - М, 1976. - 467с.
  23. Колесников Н.П.Словарь паронимов русского языка. –М., 1971.-416 с.
  24. Колесников Н.Т.Словарь антонимов русского языка / Под ред. Н.М. Шанского. - М., 1972. - 670 с.
  25. Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф.Словарь морфем русского языка. – М., 1986. – 469с.
  26. Львов М.Р.Словарь антонимов русского языка / Под ред. Л.А. Новикова. - М.: Просвещение, 1978. - 437 с.
  27. Львов М.Р.Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1980. - 272 с.
  28. Максимов С.Крылатые слова. - М.: Худ.лит-ра, 1969. - 528 с.
  29. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. – М.: Школа-пресс, 1993.
  30. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. – 28-е изд., перераб. – М.: ООО «Издательство «Мир и образование»: ООО «Издательство «ОНИКС-ЛИТ», 2012. – 1376 с.
  31. Орфографический словарь русского языка: 106.000 / АН СССР, Ин-т
    русского языка; Под ред. С.Г. Бархударова и др. - 15-е изд. - М.: Рус.
    яз., 1978.-480 с.
  32. Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. - 288с.
  33. Потиха З.А.Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1987. – 319с.
  34. Потиха З.А.Школьный словообразовательный словарь. – М.: Просвещение, 1961. – 259с.
  35. Преображенский А.Этимологический словарь русского языка. – М., 1910 -1914.
  36. Розенталь Д.Э., Толенкова М.А.Словарь трудностей русского языка. – М.: Русский язык, 1976. – 680с.
  37. Рохманова Л.И.Трудности русского языка. – М., 1974. – 438с.
  38. Русское литературное произношение и ударение: 52.000 слов / АН
    СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. Р.И. Аванесова и СИ. Ожегова. – М.,
    1955. – 708 с.
  39. Словарь иностранных выражений и слов / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.М. Бабкина, В.В. Шендецова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ленинград: Наука, 1981. – 696 с.
  40. Словарь иностранных слов. Под ред. И.В. Лехина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Сов. Энциклопедия, 1941. – 784с.
  41. Словарь лингвистических терминов2012. http://linguistic-dictionary.info/word/jA/Jazk-179.html
  42. Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. /АН
    СССР. М., 1950-1965.
  43. Тихонов А.Н.Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. – М., 1985.
  44. Тихонов А.Н.Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1978. – 365с.
  45. Ушаков Д.Н.Орфографический словарь: 10.000 слов. – М., 1938. - 250с.
  46. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е.Орфографический словарь: Для учащихся средней школы. - 38-е изд., испр.  – М.: Просвещение, 1984. - 224 с.
  47. Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. – СПб.: Издательский дом «Литература», 2005.
  48. Фасмер И.Р.Этимологический словарь русского языка: В 4 т. – М., 1970.
  49. Фразеологический словарь русского языка / Л.А. Воинова, В.П. Жуков, А.И. Федоров; Под ред. А.И. Молоткова. - М.: Сов. Энциклопедия,
    1968.-543 с.
  50. Школьный словарь иностранных слов / В.В. Одинцов, Г.П. Смолицкая, Е.И. Голанова, И.А. Василевская; Под ред. В.В. Иванова. – М., 1983. – 319с.
  51. Электронный словарь сокращений, на конец 2011 года виртуальное издание содержит более 130 000 сокращений и аббревиатур. http://sokr.ru.
  52. Этимологический  словарь  славянских  языков,  вып.   1-А.   Под  ред. Трубачева О.Н. - М., 1974. - 316 С.
  53. Этимологический словарь русского языка / В.В.  Виноградов,  О.С.
    Ахманова, Р.А. Будагов, Э.В. Севортян, Н.С. Челоданов; Под ред. Н.М.
    Шанского. - М., 1972. - 215 с.
  54. Этимологический словарь русского языка / Под ред. Шанского Н.М. - М.: Прозерпина: ТОО «Школа», 1994. - 621 с.

Экранно - звуковые и печатные пособия:

1. Электронные физминутки;

2. Мультимедийные презентации.

3. Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, орфографический и словообразовательный словари.

  1. Материально-техническое обеспечение реализации программы

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок.

2. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

3. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

4. Ноутбук.

5. Экран.

6. Колонки.

7. Многофункциональное печатающее устройство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....