Обобщение по теме "Односоставные предложения" 8кл.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Пашкова Татьяна Ивановна

Цели урока:

Образовательные: - обобщить знания учащихся об односоставных предложениях - показать их роль как средства художественной выразительности в произведениях художественной литературы

Развивающие: - способствовать развитию навыков логического мышления - развивать творческое мышление и воображение - развивать навыки анализа художественного текста

Воспитательные: - прививать чувство любви к русскому языку и русской литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8klodnos_predl.docx28.9 КБ

Предварительный просмотр:

8кл.         Обобщение по теме "Односоставные предложения"

Цели урока:

Образовательные:

- обобщить знания учащихся об односоставных предложениях

- показать их роль как средства художественной выразительности в произведениях художественной литературы

Развивающие:

- способствовать развитию навыков логического мышления

- развивать творческое мышление и воображение

- развивать навыки анализа художественного текста

Воспитательные:

- прививать чувство любви к русскому языку и русской литературе

Оборудование: презентация, раздаточный материал с фрагментами текстов из произведений русских поэтов.

Применяемые технологии: ИКТ, элементы проблемной технологии, здоровьесберегающая.

 Ход урока

Оргмомент.

  1. Фронтальный опрос

- Какие предложения называются односоставными?

- На какие группы делятся?

(Слайд – схема деления на группы односоставных предложений)

- В чем особенность обобщенно – личных предложений?

- Могут ли односоставные предложения быть распространенными?

  1. Проверь себя: Выпишите односоставные предложения:
  1. На перевале караван задержался.
  2. Тянуло вечерней прохладой.
  3. Присаживаемся к костру.
  4. Густой туман. Изморось.
  5. Дождь гонит с гор ветер.
  6. С утра морозит.
  7. Полярники прислали в зоопарк двух белых медведей.
  8. К вечеру похолодало.
  9. Снежинки медленно падали на сырую землю.
  1. Тест - разминка (на карточке. Можно в КИМе)

4. Наблюдение за ролью односоставных предложений в речи. 

- Где чаще всего встречаются односоставные предложения в речи?

( В художественной и публицистической литературе, в устной разговорной речи)

Коллективная работа: анализ поэтических текстов.

Задание: прочитать стихотворение, определить вид односоставных предложений

А)  Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн.

                                         К. Д. Бальмонт.

Назывные предложения позволяют в лаконичной форме дать большую информацию. Автор в нескольких словах сообщает о месте, времени действия и о состоянии погоды. Назывные предложения создают особую экспрессивность текста: романтичность, таинственность, напряженность.

Б) Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных точках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, и заря!

А.Фет

Стихотворение состоит только из назывных предложений, которые рисуют картину прекрасного летнего вечера, наполненного мягкими звуками и красками.

 

В) Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, - тоскуя и любя. (А.Блок)

Определенно - личные предложения позволяют лирическому герою ясно лаконично рассказать о своем внутреннем состоянии.

Г) За что – то меня упрекают

И в чем – то согласны со мной:

Так исповедь льется немая

Беседы блаженнейшей той. (А.А.Ахматова)

Неопределенно – личные предложения не указывают на деятеля, а нам понятно. Главное – само действие, заключенное в глаголах 3 лица мн. числа. Акцент сосредоточен на действии.

Д) Умом Россию не понять.

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить. (Ф.И.Тютчев)

– это безличные предложения. Их употребление вполне объяснимо: чтобы показать особое отношение поэта к России, её необычность и таинственность.

Е) Иван Алексеевич Бунин. Рассвет

Высоко поднялся и белеет

Полумесяц в бледных небесах.

Сумрак ночи прячется в лесах.

Из долин зеленых утром веет.

Веет юной радостью с полей.

Льется, как серебряное пенье,

Звон костела, славя воскресенье...

Разгорайся, новый день, светлей!

Выйди в небо, солнце, без ненастья,

Возродися в блеске и тепле,

Возвести опять по всей земле,

Что вся жизнь - день радости и счастья.

1900

Физкультминутка

5. Проверочный тест. 

Задание: определите вид односоставного предложения или каждой из частей сложного предложения.

1.        С утра морозит. ( безличное)

2.        В избе жарко натоплено. ( безличное)

3.        В избе жарко натопили. ( неопределенно – личное)

4.        Вам не видать таких сражений. ( безличное)

5.        Приготовьтесь к уроку. ( определенно – личное)

6.        Бездонную бочку водой не наполнишь. ( обобщенно – личное)

7.        Дерево зажгло грозою. (безличное)

8.        Воздухе пахнет сосновой смолою. ( безличное)

9.        Небо продолжало расчищаться, в лесу чуть – чуть светлело. (двусоставное и безличное)

10.        Иду, и легко мне дыщится. ( определенно – личное и безличное)

6. Практическое задание: 

- расставить недостающие знаки препинания в предложениях, подчеркнуть грамматические основы

- указать вид односоставного предложения.

К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идёшь к ужину мимо садового вала. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно. Темнеет. И вот еще запах, крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, когда в небе уже высоко блещет бриллиантовое созвездие Стожар, еще раз пробежишь в сад.

Шурша по сухой листве, как слепой, доберешься до шалаша. Там, на полянке, немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь. ( И.Бунин)

7.         Словарная работа

ИНСТРУ́КЦИЯ- указания, свод правил, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения чего-н.

8. Работа у доски (с учебником)

Упр. 193 из п.34

  1. Упр. 195 «Опыты»

  1. Творческое задание по упр. 194. Составить инструкцию.

  1. Д.з.: 197 или 198

Приложение

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн.

                                         Константин  Бальмонт.

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных точках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, и заря!

Афанасий Фет

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, - тоскуя и любя.

Александр Блок

За что – то меня упрекают

И в чем – то согласны со мной:

Так исповедь льется немая

Беседы блаженнейшей той.

Анна Ахматова

Умом Россию не понять.

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

Федор Тютчев

4. Практическое задание: 

- расставить недостающие знаки препинания в предложениях, подчеркнуть грамматические основы,  указать вид односоставного предложения.

К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины  бодро идёшь к ужину мимо садового вала. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно. Темнеет. И вот еще запах,  крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. Поздней ночью когда на деревне погаснут огни  когда в небе уже высоко блещет бриллиантовое созвездие Стожар  еще раз пробежишь в сад.

Шурша по сухой листве как слепой  доберешься до шалаша. Там, на полянке, немного светлее а над головой белеет Млечный Путь.

( И.Бунин)

4. Практическое задание: 

- расставить недостающие знаки препинания в предложениях, подчеркнуть грамматические основы,  указать вид односоставного предложения.

К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины  бодро идёшь к ужину мимо садового вала. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно. Темнеет. И вот еще запах,  крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. Поздней ночью когда на деревне погаснут огни  когда в небе уже высоко блещет бриллиантовое созвездие Стожар  еще раз пробежишь в сад.

Шурша по сухой листве как слепой  доберешься до шалаша. Там, на полянке, немного светлее а над головой белеет Млечный Путь.

( И.Бунин)

4. Практическое задание: 

- расставить недостающие знаки препинания в предложениях, подчеркнуть грамматические основы,  указать вид односоставного предложения.

К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины  бодро идёшь к ужину мимо садового вала. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно. Темнеет. И вот еще запах,  крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. Поздней ночью когда на деревне погаснут огни  когда в небе уже высоко блещет бриллиантовое созвездие Стожар  еще раз пробежишь в сад.

Шурша по сухой листве как слепой  доберешься до шалаша. Там, на полянке, немного светлее а над головой белеет Млечный Путь.

( И.Бунин)

6. Самостоятельная работа.

Задание: обозначить грамматические основы в предложениях и указать вид односоставных предложений.

(Текст дается в печатном виде каждому учащемуся)

-Был конец ноября.

- До самого Гибралтара пришлось плыть среди бури с мокрым снегом.

- Но плыли вполне благополучно.

- Пассажиров было много, пароход был похож на громадный отель со всеми удобствами.

- Жизнь на нем протекала размеренно.

- Вставали в то ранний час, когда так медленно и неприветливо светало над серо – зеленой водяной пустыней, волновавшейся в тумане.

- Накинув пижамы, пили кофе, шоколад, а затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие.

- До одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам, дыша свежестью океана.

- В одиннадцать – подкрепляться бутербродами с бульоном.

- Подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, более разнообразного, чем первый.

- Следующие два часа посвящались отдыху.

Работа с текстом:

- Какие виды односоставных предложений преобладают в тексте?

- Какова их роль в данном тексте?

В тексте много неопределенно – личных и безличных предложений, которые не предполагают изображения деятеля. Здесь подчеркнута важность самого действия. Эти виды односоставных предложений являются ярким синтаксическим средством выразительности, помогают автору донести до читателя идейный смысл произведения.   Односоставные предложения подчеркивают обезличенность тех, кто считает себя хозяевами жизни.   Все, что они делают, ненатурально. Употребление их позволило автору показать обобщенную картину бездуховной жизни.

- Какими средствами художественной выразительности представлена авторская позиция?

Метафоры и эпитеты: буря с мокрым снегом, неприветливо светало,

серо-зеленая водяная пустыня, холодная

свежесть океана

Символы: пароход, похожий на отель

Антитеза: роскошный пароход и пейзаж, отдых и раннее вставание

Синтаксический параллелизм: одинаковая структура предложений

№ 3,6,7,10 и № 8,11

Большое количество глаголов в прошедшем времени делает действие правдоподобным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Импульс.Энергия.Законы сохранения"10 класс.

Идея урока: Учащиеся выбирают свою индивидуальную траектории работы на уроке, выбирая задания по силам,, результатом ,которой будет набранное определённое количество баллов.. Эста­фета состоит из неск...

Приложение к уроку "Обобщение по теме: "Имя числительное". (Технология КСО при обобщении знаний по теме: "Имя числительное".)

Приложение к уроку по русскому языку: "Обобщение по теме: "Имя числительное".  Представленный материал служит источником контроля знаний учащихся на уроке....

Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре в 10 классе. Тема " Обобщение по теме "Логарифмы""

Разработка урока обобщения и систематизации знаний по алгебре 10 класс по теме "Логарифмы". Есть конспект урока и презентация. На уроке используется дифференцированный подход к учащимся, работа по гру...

“Сложносочинённые предложения.Обобщение” урок-обобщение по русскому языку в 9 классе.

Урок русского языка в 9 классе по теме "ССП" с использованием НРК...

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)

Презентация к  уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...