Статья "История и культура Санкт - Петербурга на уроках русского языка"
статья по русскому языку (8 класс) на тему

Статья "История и культура Санкт - Петербурга на уроках русского языка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

История и культура Санкт – Петербурга на уроках русского языка

Важнейшей функцией современного языкового литературного образования является культурообразующая функция: расширение общественного кругозора, развитие культуры личности, культура общения, культура, речи, культура вкуса, развитие эстетической восприимчивости эмоционального отношения к языку, речи, к своему городу. Приобщение к родиноведению, петербурговедческий и культурологический компоненты уроков являются для словесников одним из важнейших средств развития дара слова. Речевому развитию учащихся способствует текстоориентированное обучение, отбор интересного разнообразного по содержанию дидактического материала для уроков русского языка и развития речи.

В своей практике я использую следующие формы краеведческого материала:

- словарные диктанты;

- словарная работа по материалам экскурсий, посещения спектаклей;

- дидактический материал к урокам;

- сочинения разных жанров;

- изложения подробные и сжатые;

- диктанты с творческими заданиями;

- описания любимых уголков Петербурга;

- рассказы о любимых музеях;

- отзывы о спектаклях, о книгах, рассказы о Санкт – Петербурге

Вот примеры некоторых форм работы на уроках, посвященных Петербургу:

8 класс. Повторение в начале года. Объяснительный диктант

Объяснительный диктант. 6 – 8 классы

Много красивых, интересных городов и в Европе, и в Америке, но им трудно сравниться с Петербургом в прелести и неповторимом своеобразии.

Простор Марсова поля и изящный ажур решетки Летнего сада, гладь Невы в зыбком свете белых ночей и строгий покой Стрелки Васильевского острова, жесткая, четкая графика Петропавловской крепости и парадные дворцовые фасады — все в этом городе воспринимается сердцем и навеки остается в памяти.

Впитывайте в себя город: ходите в музеи и театры, просто ходите по улицам и площадям, и перед вами оживут страницы исторической биографии Петербурга, Петрограда, Ленинграда: столица Российской державы, город переворотов и революций, блокадная крепость...

90 слов.

Дидактический материал к урокам

7—9 классы

Осень в Петербурге. Летний сад весною и осенью.

Самая восхитительная, самая упоительная, самая новая и в одно и то же время самая старая новость в Петербурге — осень! О да... осень, грязная, бледная, холодная, сырая, без солнышка, с седым небом, с седыми днями, с темными ночами...

В Летнем саду грустно: желтые листья лежат на дорожках, как клочки разорванной бумаги на полу в кабинете писателя или как папильотки в будуаре аристократки; гуляющих почти нет. Летний сад весною и осенью — какая безграничная разница! Это свет и тьма, день и ночь, улыбка и слезы... Многие жалуются на петербургский климат; но всем и каждому известно, что уже в апреле месяце в Летнем саду повсюду цветут розы, прелестные, пышные, роскошные, душистые, упоительные; между этими розами встречаются и лилии — нежные, прозрачные, белее карарского мрамора, даже ярке русского снега, озаренного русским солнцем!..

125 слов.

(И.И.Панаев. «Петербургский фельетонист», очерк. 1841 г.)

Примечание.

Текст может быть использован при подготовке к сочинению о Летнем саде, о Петербурге (стиль речи, лексика передачи эмоционального состояния, особенности построения предложений); при изучении роли в речи имен прилагательных,  обособленных определений, однородных членов, бессоюзных сложных предложений...

Комплексный анализ текста

Наступили ранние сумерки: фонарей нельзя было за жечь, и скоро зат...нувший город погрузился в н...чную тьму: казалось, что это последняя ночь, от которой не будет рассвета.

По Офицерской, Крюкову каналу и Галерной выехали на Сенатскую площадь. Здесь еще сильнее выла буря, а над белеющ...й во мраке пеною возвышался памятник: на бронзовом коне гигант с протянутой рукою. И нельзя было понять, что значит это мановение: укр...щает или поднимает бурю?

В это же время с другой стороны подъехал катер гене рала Бенкендорфа с пылающ...м факелом. Красные блески черные тени упали на «Медного всадника» и как будто ожил он задвигался. Гранитное подножье залило водою: черная вода, осв...щенная красным огнем, стала как кровь. И казалось, он скачет по кровавым волнам.

(Из книги Д.Мережковского «Александр Первый»)

Задание к тексту.

1.  Подготовьтесь к выразительному чтению текста, озаглавьте его.

2.  Определите стиль текста, тип речи. Обоснуйте свою точку зрения.

3.  Какие два цвета контрастируют в тексте? Что значит этот контраст?

4.  С помощью словаря определите значение слова мановение. Подберите к нему синоним. Можно ли это слово заменить синонимом? Докажите свою точку зрения.

5.  Постройте схему первого предложения, объясните знаки препинания в нем.

6.  Расставьте знаки препинания в следующем предложении: Красные блески черные тени упали на Медного всадника и как будто ожил он задвигался. Объясните постановку знаков препинания.

7.  Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов.

8.   В последнем абзаце найдите причастия, сделайте морфологический разбор одного из них.

9.  Сделайте фонетический разбор слова кровь.

Дополнительный вопрос:

— Что известно Вам о памятнике «Медный всадник»?

Перед нами, словесниками, стоят задачи гуманизации образования, усиления практической направленности уроков, в формировании функциональной грамотности и общекультурной комплектности учащихся школ Петербурга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого мероприятия по английскому языку «Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга» среди учащихся 10-11-х классов. (на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражнения. Книга II». Автор: Гацкевич М.А.)

Конспект открытого мероприятия по английскому языку«Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга»среди учащихся 10-11-х классов.(на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражне...

История и культура Санкт-Петербурга. Урок «75 лет моей школы, история в фотодокументах». Калугина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания. ГБОУ СОШ № 514 Калининского района Санкт-Петербурга

   В 2014 году ГБОУ СОШ № 514 г. Санкт-Петербурга отметила свой 75-летний юбилей. В юбилейные для школы дни целесообразно было на уроках истории культуры Санкт-Петербурга, связать ист...

Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга по теме: "Санкт-Петербург - город светской культуры"

Урок-исследование с постановкой проблемного вопроса. Учащиеся опираются на знания, полученные на предыдущих уроках, знакомятся с новым материалом, анализируют, дают собственную оценку. В конце урока ч...

ДОКЛАД "ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

ДОКЛАД "ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"...

История Санкт-Петербурга на уроках немецкого языка

В статье описаны возможности проведения уроков, посвящённых истории и культуре Санкт-Петербурга....

Знакомство с историей Санкт-Петербурга на уроках иностранного языка

В школе при изучении иностранного языка необходимо уделять внимание страноведческим аспектам, в том числе истории и культуры родной страны. Примером такой работы может быть знакомство с историей и кул...

Формирование экологической культуры обучающихся через систему уроков русского языка

Судьба нашей страны, судьба всего человечества сегодня зависит от решения проблемы окружающей среды, проблемы сохранения мира. И именно школе принадлежит важнейшая роль в экологическом воспитании подр...