Конспект урока по ФГОС "Гласные и,у,а после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Иргит Чойган Даниловна

Этот урок был проведен в кожуунном МО учителей русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_konstruirovaniya_uroka.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет – Русский язык

Класс  - 5

Тема урока -  Гласные и,у,а после шипящих.

Цель урока: Актуализировать и восстановить знания о правописании гласных и,у а  после шипящих, отработать умения правильно писать гласные и,у,а после шипящих.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать правило написания букв и,у,а после шипящих и слова-исключения; уметь правильно писать слова с буквами и,у,а после шипящих и слова-исключения, графически обозначать условия выбора правильных написаний, пользоваться орфографическим словарём.

Способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры: стремление к речевому самосовершенствованию.

Словарь урока: Орфограмма

Ресурсы урока: учебник Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова и др., 2014г; Презентация по теме урока; Компьютер, экран, проектор.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА 

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации

взаимоконтроля

УУД

1

Оргмомент

-Здравствуйте, ребята!

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Много предстоит узнать.

Постарайтесь все понять.

Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная

2

Мотивация

-Сегодня мы отправляемся в путешествие. А на чем мы отправимся? Посмотрите на доску (На экране изображение поезда)

-Верно, на веселом паровозе.

Слайд №1

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Фронтальная

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу

Регулятивные: формирование волевого качества.

3

Актуализация знаний

Слайд№2

Чтоб ходу паровозу набрать,

Слово вам предстоит прочитать.

Я думаю, это нетрудный вопрос :

Слово сложи из веселых колес.

(Щ,Н,О,Ч,И,А)

-Правильно, мы должны сегодня добраться до станции Чащино.

-А пока наш паровозик подъехал к станции «Вспоминай-ка»

Слайд№3

Слайд№4(Пословицы с пропущенным словом. Во всех трех словах орфограмма «Непроизносимый согласный в корне»)

- Посмотрите, ребята, сколько на станции пассажиров, Если вы верно отгадаете пропущенные слова, то только тогда они смогут сесть в вагон паровозика.

-А какое из этих слов нельзя проверить, а нужно запомнить?

-Молодцы, ребята! Всех усадили в вагоны! А теперь отправляемся на станцию «Узнавай-ка».

Слайд№5

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.

Смотрят на экран. Отгадывают слово.

Работают с пословицами, записываю их, слушают друг друга, поправляют, беседуют с учителем.

Фронтальная

Личностные: повышение мотивации к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляются для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения

Регулятивные:принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

4

Целеполагание.

Слайд№6

-Перед вами схема. Подумайте и попробуйте ее объяснить.

-Кто догадался, как звучит тема нашего урока? И давайте попробуйте сформулировать цели нашего сегодняшнего урока?

Слайд №7

Объясняют схему. Слушают друг друга, дополняют.

Формулируют тему урока и цели. Записывают тему себе в тетради.

Создание проблемной ситуации.

Групповая

Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий

Познавательные:воспринимают информацию, представленную в схематичной форме.

5

Открытие новых знаний

-А паровозик наш тем временем прибыл на нашу станцию –Чащино. Слайд №8

 От нее недалеко находится небольшая чаща и озеро, в которых живут звери, птицы, в названиях которых мы и встретим знакомое правило на правописание гласных после шипящих.  Теперь нам нужно сформулировать это правило.

Слайд №9

- Но есть, ребята, исключения: брошюра, жюри, парашют. Слайд №10

-Запишите эти слова в словарик и запомните как они пишутся.

Дети

Отвечают на вопросы;

 Формулируют правило, а затем сравнивают ответ со слайдом.

Записывают слова в словарь.

Наблюдение над языком. Фронтальная.

Индивидуальная.

Личностные: приобретают новые ЗУН, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Физкультминутка:

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо! И еще

Через левое плечо!

6

Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

-Придумайте и запишите слова с данными сочетаниями.

-Найдите и запишите в тетради слова с нашим сегодняшним правилом. Слайд №11

-Давайте попробуем с вами заполнить таблицу

(таблица начерчена на ватмане, заполнен только первый столбик, остальные три заполняются совместно с учащимися)

Сочета-

ние

Буква,

которую пишем

Буква,

которую слышим

Объяснение

ЖИ / ШИ

ЧА / ЩА

ЧУ / ЩУ

Придумывают и записывают слова.

Работают с заданием.

Заполняют таблицу

Фронтальная.

Индивидуальная.

Фронтальная.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

7

Рефлексия

- Итак, ребята, молодцы! Славно сегодня поработали. Посмотрите, пожалуйста, перед вами вам уже знакомое дерево, а точнее его ствол. На ваших партах листочки: желтые обозначают, что правило вы усвоили лучше, чем в начальной школе; зеленые – вам что-то осталось непонятным; подойдите к дереву и приклейте нужный для вас листок.

Приклеивают листочки. Обсуждение непонятных моментов.

Индивидуальная

Личностные: понимают в чем значение знаний для человека

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.

8

Домашнее задание

Выполнить задание по карточкам. Списать, обозначив изученную орфограмму.

Ветер упал, точно крылья слож.л.  Ночным душ.стым теплом повеяло от земли. Лодка отч.лила и понеслась по быстрой реке. Словно на прощ.ние примчались звуки старинного вальса. Я поч.вствовала себя сч.стливым. Лучи гасли один за другим. Последний луч вонзился в ч.щу ветвей. На небе ярко свекнула, как ж.вописный глаз, первая звездочка.

Записывают домашнее задание

Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 5 классе

 «Буквы И, У, А после шипящих»

По учебнику Т.А. Ладыженской. 

ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ: познакомить с правилами написания гласных И, У, А после шипящих; развивать орфографическую зоркость; мотивировать  к изучению русского языка.

ЭТАПЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД

Организац.

Приветствует. Настраивает на работу

Демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная

— формирование положительного отношения к учению

 

— учебно-познавательный интерес

 

— формирование волевого качества

Взаимопров.

д/з

Просит учащихся поменяться тетрадями с соседом по парте, проверить домашнее упражнение, исправить ошибки  и подписать свою фамилию карандашом (если ошибок нет, то поставить «0»).

 

Собирает тетради с домашним заданием

Меняются тетрадями, проверяют ошибки.

Сдают тетради

Парная

— Формировать готовность целенаправленно использовать знания, умения, навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни

 

— адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления

 

Разминка с элементами проверки д/з

Показывает на доске пословицы. Даёт задание: восстановить пословицы, вставив пропущенное слово (устно).  Во всех трёх пропущенных слова х орфограмма «Непроизносимый согласный в корне».

 

1) Без кота мышам … (праздник)

2) … (сердце) матери греет лучше солнца

3) Человек трудолюбивый – самый … (счастливый)

 

— Какое из этих слов нельзя проверить, а нужно запомнить? (Праздник)

 

Слушают учителя. Читают пословицы. Отгадывают пропущенное слово, проверяют его на наличие орфограммы. Отвечают

Фронтальная

— планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

 

— выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме

 

— вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Работа над темой урока

— Посмотрите на схему. Подумайте и попробуйте её объяснить.

Ж Ч Ш Щ

И У А

Ж Ч Ш Щ

Ы Ю Я

Например: щука, живот, чаша

 

Исключения: брошюра, жюри, парашют

 

— Запишите слова-исключения в словарик

 

— Найдите и запишите в тетради слова с нашим сегодняшним правилом.

 

Чудак! То, что ты мне рассказал про щуку, поющую частушки в чуме, полная чушь!

Зато ты чуть живот не надорвал со смеху…

 

 

Начинают оформлять классную запись (число, «классная работа», тема урока).

 

Объясняют схему. Слушают друг друга, дополняют.

Записывают словарные слова.

 

 

 

 

 

Выписывают из текста нужные слова. Отвечают.

Фронтальная. Индивидуальная

— способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи

 

— стремление к соблюдению этически-моральных норм, к пониманию других людей, к проявлению добра и уважения к ним

 

— принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками

 

— вносить необходимые коррективы в действия

 

— выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме

 

— понимать информацию, представленную в разных формах

 

Самост. работа

Даёт задание: выполнить упр. 53 (можно использовать черновик). Текст в тетради должен быть написан аккуратно.

 

Просит нескольких желающих прочитать получившиеся  тексты

Выполняют упражнение.

 

Несколько учащихся читают тексты вслух

Индивидуальная

— способность организовать самостоятельную учебную деятельность

 

— планировать свое действие в соответствии с задачей

 

— готовность использовать ЗУН в учебной деятельности

 

— стремление к соблюдению этически-моральных норм, к пониманию других людей, к проявлению добра и уважения к ним

 

Рефлексия

Просит подвести итоги и оценить свою работу на занятии

Оценивают свою деятельность на уроке

 

Фронтальная

— способность оценивать свою деятельность

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: пар. 11, составить предложения со словами исключениями, самостоятельно изучить 12 параграф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"

Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....

Урок-путешествие "Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

Урок русского языка в 6 классе. Идея урока-путешествия дает возможность связать русский язык и литературу, включить элементы краеведения, а так же помогает формировать у учащихся бережное отношение к ...

Конспект урока по теме "буквы О-Ё после шипящих"

Урок по теме "Буквы О-Ё после шипящих " представляет собой урок повторения и знакомства с новым материалом на основе уже изученного материала.Постороен в виде путешествия, с применением современных пе...

Урок в 6 классе "О-ё после шипящих"

Урок русского языка в 6 классе "О-ё после шипящих"...

Урок по теме "Правописание О-Е после шипящих и ц в окончаниях существительных". 5 класс

Сегодня на уроке недостаточно дать готовую информацию о литературном процессе, жизни и творчестве писателя, особенности художественного произведения, изложить учащимся свод правил, необхо...

Конспект урока по теме «Буквы о — ё после шипящих в корне» в 5 классе.

Подробный конспект урока русского языка в 5 классе.Учебник Т.А. Ладыженской....