Конспект урока по теме «Буквы о — ё после шипящих в корне» в 5 классе.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Смирнова Яна Михайловна

Подробный конспект урока русского языка в 5 классе.

Учебник Т.А. Ладыженской.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Буквы о — ё после шипящих в корне»

П.: Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста.  Открываем тетради, подписываем число и кл. работа.  Тема сегодняшнего урока «Буквы о — ё после шипящих в корне».  Сегодня нам предстоит познакомиться с правилом правописания букв о — ё после шипящих в корне, сформировать умение применять правило, закрепить изученную орфограмму. Начнем урок с проверки домашнего задания. Есть отдельные задания на карточках. Желающие заработать оценку? Хорошо. Сделаете карточки, поднимите спокойно руку. Как только выполните задание, присоединяйтесь к работе класса. Скажите, ребята, какое правило вы изучили на прошлом уроке? Полный ответ с примерами у доски.

У: На прошлом уроке мы изучали правописание букв ы — и после ц.  Буква и после ц пишется в корнях слов и словах на ция. Например, акация — после ц пишется и,так как слово на ция, цинк — в корне слова цинк пишется и. Буква ы пишется в окончаниях и суффиксах, например, у царицы — в окончании пишется ы. Ы пишется также в корнях слов-исключений: цыпленок, цыган, цыкнуть, на цыпочках.

П: Спасибо, молодец. Теперь открываем учебник на странице 40, упражнение 465. Будем работать с изменением задания. Вам необходимо прочитать текст и озаглавить его. Степан, пожалуйста, выразительно прочитай нам текст.

У: Что общего между циркулем и цирком. Я рассудил так: главное в цирке – это арена. На ней выступают акробаты, жонглеры, дрессировщики и фокусники. А арена какая? Круглая. Так же, как и здание самого цирка. Но ведь и циркуль имеет отношение к кругу. Он его чертит. Значит, именно круг как раз то, что роднит циркуль и цирк. А потом я прочел в словаре, что оба слова произошли от одного и того же латинского слова «циркулюс», что значит “круг, окружность”.

П: Спасибо, молодец. Скажите, над чем задумался автор?

У: Он рассуждал, что может быть общего между циркулем и цирком.

П: К какому выводу он пришел?

У: И циркуль, и цирк имеют отношение к кругу.

П: Что прочел автор в словаре? Какими словами являются цирк и циркуль?

У: Цирк и циркуль произошли от  одного слова «циркулюс», это родственные слова.

П: А теперь подумайте, как можно озаглавить этот текст?

У: Родственные слова; что общего между цирком и циркулем?

П: Хорошо. Теперь ваша задача — выписать  из первого абзаца слова на изученное правило  на прошлом уроке, обозначить орфограмму. Никита, пожалуйста, прочитай, какие слова ты выписал с объяснением орфограммы.

У: Циркулем — в корне слова циркуль после ц пишется  и; цирком— в корне слова цирк после ц пишется и; цирка — в корне слова цирк после ц пишется и; циркуль в корне слова циркуль после ц пишется и.

П: Хорошо, молодец.  Скажите, ребята, чем являются  слова циркуль — циркулем, цирка — цирком ?

У: Это формы слова.

П: Молодцы. Теперь приступаем к новой теме «Буквы о— е после шипящих в корне». Внимание на доску. Ван необходимо вставить пропущенные слова, обозначить орфограммы.

 береч.. ш..лк

услышиш.. ш..пот

ра(с, сс)мотреть ж..лудь

У: Беречь — глагол, на конце пишется Ь, шелк — в корне Ё, услышишь — глагол 2 лица ед.числа, в окончании пишется Ь, шепот — в корне Ё,  рассмотреть — две с, одна относится к корню, другая к приставке, желудь — в корне Ё.

П: Обратим внимание на существительные. Какой гласный слышится под ударением в корне слова? А какую гласную букву пишем?

У: Произносим о. А пишем Ё. ШЕлк, шЕпот, жЕлудь.  

П: Открываем учебник на странице 37, читаем первую правило.

У: В корне после шипящих под ударением пишется ё, а не о. Шелк  — в корне после шипящей ш под ударением пишется Ё. Слова-исключения: крыжовник, шорох, шомпол, шов, капюшон.  

П: Хорошо. Выполняем упражнение 457. Слово щеголять обозначено звездочкой, поработаем с толковым словарем. Открываем страницу 166. Максим, прочитай нам значение слова.

У: Щеголять — 1)нарядно одеваться. 2) выставлять что-либо напоказ.

 П: Хорошо, теперь вернемся к упражнению. Работаем с изменением задания. Подберите к данным словам однокоренные, в которых гласная после шипящей находится под  ударением. Работаем вместе, начинаем с первого ряда.

У: Шелковистый — шелк, в корне под ударением после шипящей пишется Ё.<…>

П: Внимание на доску. В правиле вам даны слова-исключения. К ним также относится слово обжора.  Все слова-исключения записаны на доске. Кто-нибудь может объяснить значение слова шомпол?

У:Нет.

П: Шомпол —  металлический, деревянный или комбинированный стержень для чистки и смазки канала ствола стрелкового или охотничьего оружия, для выталкивания застрявших гильз.

Итак, ваша задача придумать и записать с этими словами словосочетания, обозначить орфограммы.  Например,

спелый крыжовник, металлический шомпол, тихий шорох, крепкий шов, рваный капюшон.

У: <...>

П: Важно не путать одинаково звучащие глаголы и существительные. Правописание гласных после шипящих в корне слова у них различны. Так, глаголы: ожёг руку, поджёг крышу, а существительные: ожог руки, поджог дома. Различить их можно с помощью значения, исходя из контекста, то есть с помощью соседних слов. Внимание на доску. Четверостишие на запоминание слов.

Преступник ночью дом поджёг,

Но, совершив такой поджог,

Он и лицо себе обжёг –.

Так, получив большой ожог,

Он был наказан за поджог.

Найдите здесь существительные и глаголы с гласной в корне после шипящих, обозначьте орфограмму.  

У: Поджег — глагол, после шипящей пишется Ё, поджог — существительное, после шипящей пишется о.<…>

П: Вам необходимо с этими словами придумать словосочетания, указать именное или глагольное словосочетание.

У: <...>

П: Теперь открываем страницу 38 учебника. Читаем теоретические сведения.

У: В некоторых словах после шипящих в безударном положении пишется буква о. Это слова с непроверяемой безударной гласной. Правописание их нужно запомнить.

П: Внимание на доску. Шоколад, жокей, жонглер, шофер, шоссе — правописание данных слов необходимо запомнить. Выполняем упражнение 459.Работаем с изменением задания. Здесь вам даны слова с непроверяемой гласной в корне, с буквами о-е после шипящих в корне и слова-исключения. Вам необходимо распределить их в два столбика 1) слова с непроверяемой гласной в корне 2) буквы о — е после шипящих в корне и слова-исключения на это правило. Обозначить орфограммы, работаем.  Двое работают у доски, остальные в тетрадях. Те, кто справится быстрее, составьте словосочетания с двумя словами с непроверяемой гласной в корне слова.

У: Первый столбик — шоссе, шофер, жокей, жонглер, шоколад, шотландец; второй столбик — пришел, расческа, щетка, расчет, челка, решетка, шорох.

П: Итак, подведем итоги. Какое правило мы сегодня изучили на уроке?

У: Мы изучили правописание  букв о— е после шипящих в корне. В корне после шипящих под ударением пишется ё, а не о. Шелк  —в корне после шипящей ш под ударением пишется Ё.

П: какие слова-исключения мы узнали?

У: Крыжовник, шорох, шомпол, шов, капюшон, обжора.

П: Как называются слова, в которых после шипящих в безударном положении пишется буква о? Приведите примеры.

У: Слова с непроверяемой гласной в корне слова. Например, шофер, шоссе, шоколад, жокей, жонглер.

П: Правописание каких слов следует не путать?

У: Существительных и  глаголов. В существ. пишется о, в глаголах ё.

П: Теперь откройте дневники и запишите домашнее задание. Параграф 86 правило, упр.458.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...

Конспект урока по теме "буквы О-Ё после шипящих"

Урок по теме "Буквы О-Ё после шипящих " представляет собой урок повторения и знакомства с новым материалом на основе уже изученного материала.Постороен в виде путешествия, с применением современных пе...

Урок русского языка в 5классе на тему: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"

Урок составлен по программе Р.Н.Бунеева кучебнику: "Бунеев Р.Н.Русский язык.5кл.М. :Баласс,2012", материалы урока подобраны из интернета и методических пособий к учебнику, созданных авторами учебника....

Урок русского языка по теме: «Буквы ё–о после шипящих в корне»

Урок русского языка по теме: «Буквы ё–о после шипящих в корне».Урок для 5 класса.Программа по русскому языку для 5—9 классов общеобразовательных учреждений под ред. Т.А. Ладыже...

Урок русского языка в 5 классе на тему «Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов».

Цель: добиться осознанного правописания букв О-Ё после шипящих в корнях слов.Задачи:- образовательные: организовать деятельность учащихся по выявлению правила употребления «Букв О-Ё после шипящи...

Разработка урока на тему "Буквы О-Ё после шипящих в корне слова"

Данный урок составлен по ФГОС с учетом возрастных особеннойтей пятиклассников....