Понятие о бессоюзном сложном предложении
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Шарипова Рамзия Мухамматовна
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Урок русского языка в 9 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема.   Понятие о бессоюзном сложном предложении.

Цель: 1) познакомить учащихся с бессоюзным сложным предложением; обратить   внимание на смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения; рассмотреть условия постановки запятой и точки с запятой между частями сложного предложения; подготовка к ГИА;

2) используя иллюстративный и дидактический материал, воспитывать у учащихся чувство прекрасного

 Тип: урок изучения нового материала.

Природа вечный образец искусства;                       а величайший и благороднейший

                                      предмет в природе – человек. .

                                                     В. Белинский

Оборудование:  эпиграф к уроку, карточки, репродукции картин  И.И.Шишкина,                    И.И.Левитана,  И.Грабаря «Февральская лазурь»

Ход урока.

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Надеюсь, все мы готовы к, к плодотворной работе, к сотрудничеству и самореализации.

- Начнём урок с чтения высказывания Белинского, которое является эпиграфом к нашему уроку.  Как вы понимаете слова великого критика? О чём мы будем говорить сегодня на уроке?

I. Орфографическая разминка. Пишут словарный диктант. (Один ученик работает у доски).

Картинная галерея, восхищаться живописью, подлинное искусство,  замирать от восторга, красота природы, серебряный иней, бесконечная равнина белоснежный ковёр, симфония звуков, , чувство радости.

Выполнение заданий:  (Слайд1)1) Укажите слово, в приставке которого выбор согласного на конце зависит от глухости последующего согласного;

2) Укажите слова с чередующейся безударной гласной в корне;

3) Укажите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от основы, оканчива-ющейся на Н, пишется две буквы Н».

4) Словосочетание со связью  управление  красота природы заменить согласованием,  серебряный иней – управлением.

II. Повторение  темы «Сложное предложение». (Слайд 2)

 Анализ предложений на карточках:  Расставить знаки препинания,  объяснить, определить вид сложного предложения.

1 учащийся   Ты раскрой мне, природа, объятия,Чтоб я слился с красою твоей. (И.А. Бунин)

2 учащийся  В очарование русского пейзажа есть подлинная радость, но открыта не для каждого. (Н.Заболоцкий)

 III. Работа над текстом (Слайд 3) 

На двойном стекле узоры

Начертил мороз,

Шумный день – свои дозоры

И гостей унёс;

 Смолкнул яркий говор сплетней,

Скучный голос дня,

Благодатней и приветней

 Всё кругом меня.  (А.Фет)

 - Какова структура предложения?

 - Как выражаются смысловые  отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного?

-  Какие знаки подсказывает интонация? Подчеркнуть грамматическую основу.

Вывод: Смысловые отношения в БСП зависят от содержания простых. В устной речи выражаются интонацией, в письменной – различными знаками препинания.

 

2. Работа с учебником. Чтение и сопоставление предложений. 

3. Замените в первом предложении одно из однородных сказуемых обособленным  определением, во втором – обособленным обстоятельством. (Работа в парах)

1. Толстые сосульки свисали с крыш и оттаивали на солнце.

2. Капли падали с них, звонко ударяли о лёд.

Составьте из полученных предложений:  

I. -  ССП

II.-  СПП

III.- БСП  (Слайды4,5) проверяют.

   Вывод. Бессоюзные сложные предложения, которые разделяются запятой или точкой с запятой, часто используются художниками слова в описаниях природы. Читая предложения, в этом вы уже убедились. Но природу описывают не только писатели и поэты, но и художники. Каких художников – пейзажистов вы знаете? (И.И.Левитан, И.И.Шишкин). Назовите известные вам картины.

    Словарная работа(Слайд 4)

 3.Слово о художнике И.Э.Грабаре, о его картине «Февральская лазурь».

 А ведь правда, любое время года красиво по- своему, особенно это видно на полотнах великих художников. Я хочу вам рассказать о рождении одной удивительной картины.

  Как-то в феврале художник отдыхал на даче у своих друзей. Был уже почти конец февраля, и погода часто напоминала о том, что вот-вот придет весна. Художник любил гулять по окрестностям.   Вокруг росли березовые рощи, а береза всегда была его любимым деревом. Он очень любил изображать березы в своих пейзажах и часто гулял в березовых рощах, набираясь вдохновения. 
     Светило солнце, голубело небо. В солнечном свете блестел снег. Березы особенно красиво выглядели на фоне белого снега. Художник шел, пытаясь найти какой-то интересный вид для своих новых картин. Вдруг он уронил палку и наклонился, чтобы ее поднять. Наклонившись и повернув голову, он вдруг увидел то, что его потрясло: перед его глазами переливалась перламутром береза, небо сверкало оттенками синего и бирюзового. То, что минуту назад казалось обычным, заиграло необыкновенными красками, когда он взглянул на это под другим углом, снизу. Живописец немедленно побежал домой и сделал набросок. 
  На следующий день он вернулся на это же место, чтобы написать пейзаж с натуры. Ему хотелось передать на картине именно этот взгляд на березу, когда смотришь на нее снизу и она делается перламутровой от солнца, а небо кажется еще синее. Он выкопал яму, разместил там мольберт особым способом, чтобы солнце не искажало краски на холсте, и вдохновенно писал этот пейзаж.
    Произошла  эта история в 1904 году.   Художника звали Игорь Грабарь. А картину он назвал "Февральская лазурь".  Этот пейзаж сразу же стал одной из самых любимых картин в русской живописи.
       А ведь, если подумать, ничего особенного в этой картине нет: снег, береза на все полотно, небо. Но все настроение, вся красота картины в том, как восхищенно художник передал солнечный свет, каким чистыми яркими красками написал небо, как выписал веточки березы, ее кору. Белизну снега Грабарь передал голубым, голубизну неба - густо-синим, березам добавил золотистого. Смотришь на эту картину, и душа радуется. В Третьяковской галерее, где она хранится, возле этой картины всегда останавливается много людей - все хотят пережить чувство радости, приближающейся весны, которое дарит картина.

 IV.  Готовимся  к экзаменам (Слайды 8,9) (1)Была уже полночь. (2)Направо видно было всё село, длинная улица тянулась далеко, вёрст на пять. (3)Всё было погружено в тихий, глубокий сон. (4)Даже не верится, что в природе может быть так тихо.(5) Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с её избами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становится тихо.(6) И кажется , что звёзды смотрят ласково  и с умилением, что зла уже нет на земле и всё благополучно. (7)Налево с края села начиналось поле, оно было видно далеко, до горизонта, и вовсю ширь этого поля тоже ни движения, ни звука.

1) Из предложения 4 выписать грамматическую основу.

 2) Найти предложения с однородными членами предложения.

 3)Определить способ  присоединения придаточных в 6 предложении.

 4)Найти БСП. Сколько грамматических основ в предложении?

 

V. Подведём итоги урока . Что вы узнали  о БСП?   ( Слайд10)

  Какое утверждение неверно?
1)    Бессоюзное сложное предложение — такая разновидность сложных предложений, в которой главным средством связи частей является интонация. 
2)    Между частями бессоюзного сложного предложения всегда ставится либо двоеточие, либо тире. 
3)    В бессоюзном сложном предложении могут быть выражены перечислительные отношения, условные, причинные, пояснительные, отношения следствия. 
4)    Постановка того или иного знака препинания между частями бессоюзного сложного предложения зависит от смысловых отношений между ними.
   

Рефлексия. Что вы вынесли из сегодняшнего урока? Какими словами могли бы описать ваше состояние после урока? (Слайд 11)

 А) Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Б) Ах, как я устал от этой суеты.

В) Я понял блаженство занятий, удачи закон и секрет.

Г) Готовиться к экзаменам  не так - то просто. 

    Задание на дом. упр.196 (п) или составить 3 БСП по картине «Февральская лазурь».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задания 1) Укажите слово, в приставке которого выбор согласного на конце зависит от глухости последующего согласного ; 2) Укажите слов а с чередующейся безударной гласной в корне; 3) Укажите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом : «В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от основы, оканчивающейся на Н, пишется две буквы Н». 4) Словосочетание со связью управление красота природы заменить согласованием, серебряный иней – управлением.

Слайд 2

Понятие о бессоюзном сложном предложении

Слайд 3

Сложное предложение Союзное Бессоюзное ССП СПП

Слайд 4

На двойном стекле узоры Начертил мороз, Шумный день – свои дозоры И гостей унёс; Смолкнул яркий говор сплетней, Скучный голос дня, Благодатней и приветней Всё кругом меня. (А.Фет)

Слайд 5

Замените в первом предложении одно из однородных сказуемых обособленным определением, во втором – обособленным обстоятельством. 1. Толстые сосульки свисали с крыш и оттаивали на солнце. 2. Капли падали с них, звонко ударяли о лёд. Составьте из полученных предложений: I . - ССП II .- СПП III .- БСП

Слайд 6

1.Толстые сосульки, свисавшие с крыш, оттаивали на солнце. 2.Капли, падая с них, звонко ударяли о лед. 1.Толстые сосульки, свисавшие с крыш, оттаивали на солнце, и капли, падая с них, звонко ударяли о лед. ССП СПП 2.Когда толстые сосульки, свисавшие с крыш, оттаивали на солнце, то капли, падая с них, звонко ударяли о лёд. БСП 3. Толстые сосульки, свисавшие с крыш, оттаивали на солнце; капли, падая с них, звонко ударяли о лёд.

Слайд 7

Словарная работа ПЕЙЗАЖИСТ - Художник, живописец, специали-зировавшийся на пейзажах; || Писатель, хорошо, талантливо описывающий природу Тургенев один из лучших русских пейзажистов. РЕПРОДУКЦИЯ (от латин . re - вновь и productio - продолжение). 1. только ед. Воспроизведение и размножение рисунков путем фотографии, клише и т. п. (тип.). 2. Картина, рисунок, воспроизведенный типографским способом. Альбом с репродукциями картин известных художников.

Слайд 8

И.Э.Грабар ь «Февральская лазурь»

Слайд 9

Готовимся к экзаменам. (1)Была уже полночь. (2)Направо видно было всё село, длинная улица тянулась далеко, вёрст на пять. (3)Всё было погружено в тихий, глубокий сон. (4)Даже не верится, что в природе может быть так тихо. (5) Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с её избами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становится тихо. (6) И кажется , что звёзды смотрят ласково и с умилением, что зла уже нет на земле и всё благополучно. (7) Налево с края села начиналось поле, оно было видно далеко, до горизонта, и вовсю ширь этого поля тоже ни движения, ни звука.

Слайд 10

Задания Из предложения 4 выписать грамматическую основу. Найти предложения с однородными членами предложения. определить способы присоединения придаточных в 6 предложении. Найти БСП. Сколько грамматических основ в предложении?

Слайд 11

Выводы. Какое утверждение неверно? 1) Бессоюзное сложное предложение — такая разновидность сложных предложений, в которой главным средством связи частей является интонация. 2) Между частями бессоюзного сложного предложения всегда ставится либо двоеточие, либо тире. 3) В бессоюзном сложном предложении могут быть выражены перечислительные отношения, условные, причинные, пояснительные, отношения следствия. 4) Постановка того или иного знака препинания между частями бессоюзного сложного предложения зависит от смысловых отношений между ними.

Слайд 12

Что вы вынесли из сегодняшнего урока? Какими словами могли бы описать ваше состояние после урока? А) Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Б) Ах, как я устал от этой суеты. В) Я понял блаженство занятий, удачи закон и секрет. Г) Готовиться к экзаменам не так - то просто

Слайд 13

Задание на дом Упр.196 (п.) или составить 3 БСП по картине «Февральская лазурь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...

Понятие о бессоюзном сложном предложении

Первый урок в изучении темы. В ходе наблюдения выявляются особенности  бессоюзного предложения, рассматриваются смысловые отношения между частями предложения. Закрепление проводится по упражнению...

Урок русского языка в 9 классе "Понятие о бессоюзном сложном предложении"

Титеева Л.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №72 г. ЛипецкаУрок русского языка в 9  классеТема урока: Понятие о бессоюзном сложном предложенииЦель: научиться опознавать бессоюзные п...

презентация "Понятие о бессоюзном сложном предложении"

Презентация к уроку в 9 классе с элементами ФГОС.Урок изучения нового материала с технологиями проектов,ТРКМ, позиционного обучения...

Урок русского языка в 9 классе. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях...

Понятие о бессоюзном сложном предложении

Урок русского языка в 9 классе....

Тема. Бессоюзные сложные предложения. Понятие о бессоюзном сложном предложении

Цели: образовательные:-дать понятие о БСП, формирование умений устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях;-формирование умения определять смысло...