Презентация "Синтаксические нормы"
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) на тему
Презентация по подготовке к ЕГЭ по заданию №7
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Норма управления существительных с производными предлогами Благодаря в меру Вопреки в заключение Согласно Д.п. в виде Подобно в продолжение Наперекор в силу Р.п. Навстречу в течение наподобие по причине посредством вследствие
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом: Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом: Благодаря (чего?) повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей Правильный вариант: Благодаря (чему?) повышению уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Вследствие сильным дождям ( сильных дождей Р.п. ) вода в реке сильно прибывала. Согласно приказа ( приказу Д.п. ) мероприятие отложили на понедельник. Вопреки распространённого суеверия ( распространённому суеверию Д.п. ) женщины на корабле приносят удачу. У него получилось что- то наподобие зверьку ( зверька Р.п .)
Однородные члены предложения Не употребляются в качестве однородных членов полные и краткие формы имени прилагательного: друг давний и весьма хорош . При двух или нескольких однородных членах неправильными являются предложения, в которых общее дополнение имеется при словах, требующих разного управления: любить и увлекаться спортом, помнить и верить в победу. Нельзя в ряд однородных членов включать родовые понятия: Мы купили стулья, книжный шкаф, стильную мебель .
Однородные члены предложения Нельзя соединить в качестве однородных членов далекие по смыслу понятия: изучать музыку и болезни. Нельзя опускать разные предлоги: на заводах, лабораториях и школах . Надо: на заводах, в лабораториях и школах. Не сочетаются как однородные члены имя существительное и инфинитив: Люблю музыку и кататься на коньках.
Однородные члены предложения Нельзя сочетать неправильные пары сопоставительных союзов: не только – а так же ( но и ); как – а также ( так и ) Хорошо сдали экзамен как выпускники школы, а также ( так и ) учащиеся девятых классов При двойных союзах один из однородных членов предложения ставится при первой части союза, а другой- при второй: Книга имеет не только познавательную ценность, но и воспитательное значение
Однородные члены предложения Однородные члены должны быть согласованы в падеже с обобщающим словом: В Олимпийских играх в этом виде спорта выступали представители разных стран : Россия, Германия, Франция, США (представители (кого?, чего?) России, Германии, Франции, США. Не могут выступать в качестве однородных причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение: Подошел англичанин, хорошо говорящий по-русски и который приехал сегодня .
Употребление причастных оборотов Причастный оборот стоит любо перед определяемым словом, любо после него, он не должен разрываться: лежащая книга на столе. Неправильны формы причастий с частицей бы : Это было выступление, вызвавшее бы возмущение.
Употребление причастных оборотов Причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже: Мы гордимся нашими футболистами (кем? Т.п.), победивших (каких? Р.п.) английскую команду. Правильный вариант: Мы гордимся нашими футболистами (кем? Т.п.), победившими (какими? Т.п.) английскую команду
Употребление причастных оборотов Действительные причастия на- ся , где это возможно заменить страдательными причастиями Задание, выполняющее ся нами, не вызывает особых затруднений. Правильный вариант: Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений.
Употребление причастных оборотов Необходимо, чтобы причастный оборот относился к определяемому слову: Мчались лошади казаков, покрытые пеной Правильный вариант: Мчались лошади , покрытые пеной
Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Ошибки в употреблении названий(имён собственных): Мы выписываем журнал «Природу» Названия газет, книг, журналов, произведений, кинофильмов и т.д. не склоняются (остаются в И.П.), если перед ними стоит слово, объединяющее родовое понятие. Значит правильный вариант: Мы выписываем журнал «Природа»
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом Ошибки в согласовании причастий с определяемым слово (род, число, падеж): Школьники охотно помогали группе археологов, приехавшим из Москвы Важно определить, к какому слову относится это согласованное определение (причастный оборот) В данном случае- к сочетанию слов группе археологов . Следовательно, правильный вариант: Школьники охотно помогали группе археологов, приехавшей из Москвы
Согласование сказуемого с подлежащим Сказуемое может быть выражено формами ед. и мн.ч.: - при подлежащем, имеющем в своем составе собирательное существительное с количественным значением ( большинство, меньшинство, ряд, часть ) или выраженном количественно-именным сочетанием ( два слова, несколько языков ), сказуемое может иметь форму ед.ч. (грамматическое согласование) и мн.ч. (согласование по смыслу): Большинство учеников решило (решили) сдавать ЕГЭ;
Согласование сказуемого с подлежащим при относительном местоимении кто сказуемое имеет только форму ед.ч.: Все, кто не сдал зачет, пришли на экзамен; Все, кто мог прийти , собрались в зале. Сказуемое может быть выражено формой ед.ч., если: - собирательное существительное не имеет при себе управляемых слов: Большинство согласилось с моим решением; - управляемое слово стоит в род.п. ед.ч.: Часть населения пришла без опоздания ;
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Несогласование подлежащего и сказуемого (в числе) Те, кто опоздали на электричку, могут поехать на автобусе Кто (ед.ч.), а опоздали (во мн.ч.) Те (мн.ч.), могут поехать (мн.ч.) Значит правильный вариант: Те, кто опоздал на электричку, могут поехать на автобусе Все, кто не сдал зачёт, пришли на экзамен
Согласование сказуемого с подлежащим - а также при словах тысяча, миллион, миллиард : Миллион звонков пришел в редакцию; Тысяча книг поступила в школьную библиотеку; - при составных числительных, заканчивающихся на один: Тридцать один день прошел ; - при обозначении меры веса, пространства, времени: Прошло сто лет ;
Согласование сказуемого с подлежащим - при словах тройка, сотня, пара, дюжина, десяток, масса, уйма, бездна, пропасть : При составлении текста телеграммы была сделана масса ошибок; - при наличии в составе подлежащего слов всего, лишь, только ( со значением ограничения ): В шахматный кружок записалось только семь человек . При наличии в составе подлежащего слов много, мало, немного, немало, столько, сколько преобладает форма ед.ч.: Много мыслей роилось в моей голове .
Согласование сказуемого с подлежащим Сказуемое может быть выражено формой мн.ч., если: - при счетном обороте имеются слова все, эти или другие в роли определения: Все двадцать страниц переписаны заново; - при обратном согласовании, когда связка в именном сказуемом согласуется не с подлежащим, а с именной частью: Часть обоев были виниловые ;
Согласование сказуемого с подлежащим - при подлежащем стоит придаточное определительное или обособленное определение: Часть тетрадей, проверенных ранее , лежали на окне; Часть тетрадей, которые я проверила ранее , лежали на окне; - главные члены предложения оторваны друг от друга или при одном подлежащем есть несколько сказуемых: На перемене бегали, прыгали, скакали, кричали несколько учеников; Большинство учеников в результате бурного обсуждения новой темы пришли к правильным выводам.
Согласование сказуемого с подлежащим При подлежащем – вопросительном местоимении кто глагол-сказуемое может иметь форму ед.ч., а в прошедшем времени – м.р., независимо от числа производителей действия или принадлежности к полу (муж. или жен.): Кто из посетительниц Дома творчества записался в кружок английского языка? При неопределенных и отрицательных местоимениях некто, кто-то, никто и др. сказуемое должно стоять в форме ед.ч. (часто в форме прошедшего времени мужского рода): Никто , даже лучшие ученики, не получил высшего балла.
Согласование сказуемого с подлежащим При подлежащем типа брат с сестрой сказуемое может иметь форму как ед., так и мн.ч. в зависимости от значения: Пришли бабушка с дедушкой. – Мальчик с мамой приехал . Если при этом присутствуют еще и слова вместе, совместно , то употребляется форма ед.ч.: Эту работу выполнял ученик совместно с родителями . При подлежащих – несклоняемых аббревиатурах иноязычного происхождения сказуемое может иметь форму ср.р.: НАТО решило (хотя НАТО – блок) объявить встречу стран, входящих в его состав.
Согласование сказуемого с подлежащим Несклоняемые русские аббревиатуры согласуются по форме главного слова: ФСБ сделала заявление (главное слово – служба ). Если между подлежащими стоят разделительные или противительные союзы, то сказуемое ставится в ед.ч.: Не ты, но сестра моя виновата ; Восторг или ужас кажется вполне естественным в эти минуты.
Согласование определений и приложений с однородными членами, выраженными существительными Определение может быть выражено формой ед.ч., если по смыслу понятно, что оно относится к обоим существительным: морской прилив и отлив ; или между определяемыми существительными стоит разделительный союз: надеть модную юбку или брюки; Определение может быть выражено формой мн.ч. для уточнения значения при однородных существительных : купить модные пальто и шляпу .
Согласование определений и приложений с однородными членами, выраженными существительными Определение может быть выражено формой ед.ч., если оно следует за существительным: Готовим каталог или журнал, рассказывающий о творчестве писателя.
Смешение прямой и косвенной речи Косвенная речь- это способ передачи чужой речи в виде придаточного предложения. В косвенной речи должна меняться форма местоимения, и в придаточной части не должно быть кавычек : Нарушение : Пётр говорил, что «у меня слипаются глаза» Правильный пример : Пётр говорил, что у него слипаются глаза.
Неправильное построение предложений с косвенной речью Смешение прямой и косвенной речи Автор говорит, что «я всегда восхищался поэзией Лермонтова» Правильный вариант Автор говорит, что он всегда восхищался поэзией Лермонтова
Приложения – географические названия Географические названия, выступающие в роли приложений при имени нарицательном (родовом названии), согласуются или не согласуются с определяемыми словами. Согласуются склоняемые названия городов и рек: в городе Туле, за Москвой-рекой, на реке Волге. В специальной литературе они могут выступать в начальной форме: в городе Москва, за городом Великие Луки, за рекой Волга.
Приложения – географические названия Обычно согласуются названия сел и деревень: жить в селе Горюхине, за хутором Гремячим, в деревне Сосновке, на реке Неве, в станице Вешенской. Остальные названия (озер, островов, гор, заливов, каналов, астрономические названия) не согласуются: за островом Новая Земля, у полуострова Таймыр, на планете Меркурий, на горе Эльбрус, в пустыне Сахара.
Построение предложения с деепричастным оборотом Основное сказуемое и добавочное действие, выраженное деепричастным оборотом относятся к одному объекту (подлежащему) Размышляя о смысле жизни , любимые герои Л.Н.Толстого идут непростыми путями В определённо- личных и неопределённо- личных предложениях при глаголе- сказуемом в форме 1-го и 2-го лица: Становясь взрослее , задумываемся о своём будущем. Смеясь над своими пороками , постепенно освобождаешься от них
Построение предложения с деепричастным оборотом В безличных предложениях при инфинитиве (со словами можно, нужно, необходимо и др.) Редактируя рукопись , необходимо учитывать авторский стиль В определённо- личных и неопределённо- личных предложениях при глаголе- сказуемом в повелительном наклонении: Изложив в сочинении личностную позицию , продуманно аргументируйте её .
Ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами производители действия не совпадают ( лицо и явление природы ) Возвращаясь домой, меня застиг дождь. б/л - нет инфинитива, нет лица общего для действия. Кончив играть, было уже поздно. Правильный вариант: Когда кончил играть, было уже поздно .
Ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами Страдательные конструкции не сочетаются с деепричастным оборотом: Приступая к работе над рефератом , тема должна быть хорошо продумана. д/о относится к пропущенной грамматической основе: Делая вывод , Обломов не жил, а существововал. Правильный вариант: Делая вывод , можно сказать , Обломов не жил, а существововал.
Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Глагол- сказуемое и деепричастие обозначают действия разных предметов и лиц: Прочитав текст, разные мысли посетили меня. Деепричастный оборот употреблён в безличном предложении, в котором нет инфинитива: Подходя к дому , было весело. Предложение включает страдательную конструкцию: Доехав до поворота, машина была остановлена .
Синтаксические нормы А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой. Вы оплатили проезд в автобусе? Ученые хотели вникнуть и познать все тайны природы. Эти люди никогда не теряли уверенности в успехе. Вопреки ожиданиям и установившимся правилам, было решено отменить дополнительные каникулы.
Рассуждаем Оплатили (что ?) проезд – верно (но: заплатить за проезд ). Вникнуть (во что?) и познать (что?) – эти глаголы имеют разное управление, предложное и беспредложное, поэтому при них не может быть общего дополнения без предлога тайны; надо: Ученые хотели вникнуть во все тайны природы и познать их . Не теряли (чего?) уверенности – с отрицанием верно употреблена форма род.п. Было решено вопреки (чему?) ожиданиям и правилам – нормативная форма дат.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/03/picture-44208-1415037437.jpg)
Речевой практикум «Языковые нормы. Орфоэпические нормы»
Речевой практикум «Языковые нормы. Орфоэпические нормы» позволяет повторить материал по теме и подготовиться к экзамену по русскому языку. В первой части «Практикума» учащиеся повторяют языковые...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/06/picture-416032-1394110939.jpg)
Русский язык 11 класс. Практикум "Языковые нормы. Синтаксичесике нормы"
Русский язык 11 класс. Практикум "Языковые нормы. Синтаксичесике нормы"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/01/picture-70127-1496335702.jpg)
Тест "Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления"
Тест для подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления" ....
«От сдачи норм ГТО - к олимпийским вершинам. Формирование интереса у учащихся к сдаче норм ГТО»
Динамика жизни современного человека вынуждает его более ответственно относиться к своему физическому и психическому здоровью и совершенствованию. Ведь не для кого ни секрет, что здоровье человека явл...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/04/picture-720590-1449254437.jpg)
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Синтаксические нормы, нормы согласования, нормы управления
Презентация для подготовки к экзамену...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/28/picture-1027360-1601277283.jpg)
Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике
Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике...