урок-путешествие по теме "Наречие"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Нефедова Светлана Геронтьевна

Данная разработка может использоваться в 7 классе как повторительно - обобщающий материал по основным видам орфограмм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-puteshestvie.docx36.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-путешествие по теме "Наречие.

Урок-путешествие. 7 класс. (Слайд 1, )

Цель: Способствовать закреплению изученного материала по теме «Наречие».

Задачи:

  • Обобщить знания по теме«Наречие»;
  • Закрепить изученный материал;
  • Совершенствовать умения и навыки, связанные с правописанием и употреблением наречий.

Оборудование:

  • план города «Наречие», (Слайд 2).
  • карточки с заданиями,
  • Презентация (приложение 1).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Объявление целей и задач урока.

III. Путешествие по городу Наречие. (Повторение пройденного материала по теме «Наречие»).

Учитель. Ребята! Сегодня вас ожидает не совсем обычный урок. Это урок-путешествие по городу Наречие. На прошлой неделе мы с вами изучили эту часть речи.

А теперь представьте, что где-то на карте есть такой город.

План его вы видите на экране. (Слайд2)

Но прежде, чем приступить к работе, нужно  записать число и тему урока.

И вот вы перед городскими воротами, необходимо найти подходящий пароль. А паролем послужит ответ на вопрос:

1. Что обозначает наречие?

Наречие - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия (сидеть спокойно), признак другого признака (удивительно яркий).
Пароль вы нашли. Теперь нужно подобрать ключ. Ключом является ответ на вопрос:

2. На какие вопросы отвечает наречие?

Наречие отвечает на вопросы: где? куда? откуда? когда? почему? как? каким образом? в какой степени? в какой мере?

3. Прежде, чем мы продолжим своё путешествие по городу Наречие, вам необходимо письменно доказать, что знаете наречия в лицо, чтобы не перепутать с другими его жителями.

(Письменно.) Слайд3.

 Задание: из предложенного списка выпишите наречия.

Бодрящий, невольно, по-товарищески, иней, прекрасное, не глядя, никуда, заходящее, рьяно.

4. Мы с вами переходим на центральную площадь. Здесь собралось большое количество народа.

А для того, чтобы пройти к замку, вам необходимо расселить жителей по домам.

Вы знаете, что наречия  пишутся слитно, раздельно и через дефис.

Выполните следующее задание: (у доски 3 уч.)

  1.  Слайд 4. Найдите наречия, которые пишутся раздельно, слитно и через дефис. (Раздаточный материал –карточки).

(По )весеннему                   (в )обнимку         ( во)время        

(во)век              (на )скаку        (в)ничью      

(в) одиночку               (кое )как                   (под )силу        

(в)лево           видимо (невидимо)           (в)низ        

(в )меру               (в)новь         (на )глазок

когда (нибудь)                 (по) прежнему                    еле (еле )

(до) смерти                            ( в)верх                               (во) первых

Наконец-то мы подошли к замку. Но он со всех сторон окружён рвом с водой. А мост через ров частично разобран. (Слайд 4)

Вы должны доложить недостающие брёвна, т.е. назвать степени сравнения наречий и вспомнить, как они образуются. (Если мы правильно ответим на этот вопрос, то восстановим недостающие брёвна).

При неправильном ответе мы не попадём в замок.

Класс (устно) .Задание  (Слайд 5)

Выполните по схеме: высоко-выше-выше всех.

Далеко - …- … .

Глубоко- …- … .

Красиво - …- … .

- дописать недостающие наречия.

Ярко-ярче-…

Сильно - … - сильнее всех

…- смелее – смелее всех.

(Ответ) 1. Далеко-дальше-дальше всех
Глубоко-глубже-глубже всех
Красиво-краше-краше всех

2. Ярко-ярче-ярче всех
Сильно-сильнее-сильнее всех
Смело-смелее-смелее всех.

Проверим, правильно ли расселены жители.

7. Как видите, не так-то просто попасть в замок.

Стражник мужественно стоит в воротах замка.

Слайд 6.

5.Задание:Синтаксический разбор простого предложения.(Письменно.)

http://festival.1september.ru/articles/628124/img1.gif(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое.)

Физминутка.

IV. Рыцарский турнир. И вот замок. Добро пожаловать в замок!

(Слайд7.

Учитель. В далёкие времена в замках проводились рыцарские турниры. А мы с вами проведём турнир по теме «Наречие». На некоторые вопросы вы уже ответили.

Карточки. (у доски 3 уч.)

(Письменно)  №1. Задание: Перепишите, раскрывая скобки.

(Не) высоко, а низко; (не) ряшливо; (не)а(к,кк) уратно; (не)далеко; (не) редко; далеко (не) просто; (не) (по) русски.

(Ответ.) Не высоко, а низко; неряшливо; неаккуратно; недалеко; нередко; далеко не просто; не по-русски.

№2. Буквы Е и И в приставках Не- и Ни- отрицательных наречий.

В отрицательных наречиях под ударением пишется приставка не-, а без ударения- ни.

Некогда, Никогда.

(Письменно).ЗаданиеВставьте пропущенные буквы.

Н..сколько смущённый, н..чего бояться, н..кто не виноват, н..что удивительное, н..сколько не встревоженный, н..откуда взять.

(Ответ.) Несколько смущённый, нечего бояться, никто не виноват, нечто удивительное, нисколько не встревоженный, неоткуда взять.

3.Буквы  О-Е после шипящих на конце наречий.

Класс. Слайд 9.

1) Одна и две буквы Н в наречиях на –о и -е.

В наречии на –о и –е пишется столько букв н, сколько и в том прилагательном или причастии, от которого образовано это слово.

Временный- временно.

Ветреный- ветрено.

 (Класс.)  Задание. Образовать от данных прилагательных наречия.(по цепочке) Слайд 10.

Мужественный –

Дружественный –

Пламенный –

Аккуратный –

Ветреный –

Буйный –

(Ответ.)

Мужественный – мужественно

Дружественный – дружественно

Пламенный – пламенно

Аккуратный – аккуратно

Ветреный – ветрено

Проверим работу у доски.

2)Работа с классом (устно) Слайд  11.  Замените фразеологизмы наречием на –О. (Ребята самостоятельно записывают значение фразеологизмов, а потом сверяют c доской)

1.Спит как убитый - крепко

2. Скакать во весь опор- быстро

3. Знать как свои пять пальцев - хорошо

4. Рукой подать - близко

5. Кот наплакал - мало

6. Куры не клюют - много

7. Идти черепашьим  шагом - медленно

8. Яблоку негде упасть - тесно

9. Ни свет  ни заря - рано

10. Не покладая рук – усердно

3)Сценка. Какие случаи неправильного употребления наречий вы заметили?

4)Слайд 12. Кроссворд. Заполните кроссворд наречиями на орфограмму « Мягкий знак после шипящих на конце наречий». Ключевое слово – наречие.

                                Наотмашь

                                                                           замуж

                                                                           прочь

                                                                           невтерпёж

                                                                      вскачь

                                                                    навзничь

                                                                      настежь

5)  Правописание наречий с приставками ИЗ-,ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-. (Слайд  13.)

Суффикс –о пишется в наречиях с приставками в-, на-, за-:

Влево.

Суффикс –а пишется в наречиях с приставками с-, из-, до-:

Слева.

Используем приём подстановки на место наречия слова окно с соответствующим предлогом.

Вправ_ - как в окно, следовательно, вправо.

(Устно.) К № 7. Задание. Образуйте от данных слов наречия с приставками В-, НА-, ЗА-, ИЗ-, ДО-, С-.

Далёкий –

Светлый –

Чистый –

Правый –

Тёмный –

Редкий –

Сытый –

Новый –

(Ответ.)

Далёкий – издалека (из окна)

Светлый – засветло (за окно)

Чистый – начисто (на окно)

Правый – вправо (в окно)

Тёмный – дотемна (до окна)

Редкий – изредка (из окна)

Сытый – досыта (до окна)

Новый – снова (с окна)

6) Слайд 15 «Четвёртое лишнее»

  1. трижды, третий, втрое, втроём (числительное)
  2. вдали, справа, прочтя, близко (деепричастие)
  3. вчера, вечером, скоро, резво  (образ действия, а остальные – время)
  4. никак, нисколько, некого, негде  ( местоимение)
  5. наотмашь, отрежь, вскачь, настежь (наречие)

  Подведение итогов урока  

Ребята, спасибо вам за активную работу на уроке, молодцы!

Выставление оценок.

Домашнее задание: Слайд 16.

Сочините сказку, которая начинается словами: «И снится Кощею Бессмертному сон….» и заканчивается словами: «…И жили они вместе долго и счастливо…»

Употребите в своих текстах наречия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».

Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...

Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"

Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....

Урок-путешествие "Путешествие в Древний Египет"

Обобщающий урок для 5 класса после изучения темы "Древний Египет". Урок с применением информационных технологий (проектор, компьютер, презентации). Урок состоит из пяти частей, есть театрализованная ч...

"Путешествие вокруг Земли" урок-путешествие в 6 классе

Урок-путешествие в 6 классе  при обощении темы "Разнообразие рельефа. Мировой океан" в виде занимательной игры...

Методическая разработка урока - путешествия в 5-м классе на тему "Путешествие в Прилагатинск"

Данный урок является заключительным по теме «Имя прилагательное». Тип урока в рамках традиционного обучения: урок обобщения и систематизации знаний. Тип урока в рамках нетрадиционного обучения: ...

Методическая разработка урок-путешествия "Путешествия и прогулки"

Методическая разработка предназначена для студентов образовательных учреждений СПО...