Выступление на августовской конференции
статья по русскому языку (9, 10, 11 класс) на тему

Шмелёва Наталья Геннадьевна

Уроки развития речи в системе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

  Возможности уроков развития речи как средства                  успешной подготовки к написанию сочинения – рассуждения на ОГЭ и ЕГЭ

Над сочинением – рассуждением начинаю работать с 5 класса . В учебнике М.М.Разумовской , С.И.Львовой,по которым мы работаем , в разделе «Строение текста» есть тема «Строение текста типа рассуждения-доказателльства». Здесь в доступной форме , на примере теоретического материала , текстов упражнений объясняется ,что такое рассуждение, каковы особенности данного типа текста, вводятся понятия «тезис», «аргументы», «вывод», учимся находить примеры к аргументам. Затем отрабатываем эти умения , анализируя тексты разных типов речи. Пятиклассники не только учатся находить черты разных типов речи в тексте, но и расчленять  текст на его составные части. Учась находить тезис , аргументы , вывод ,отмечаем , что в тексте любого типа есть ещё одна важная часть-вступление.

Например. Василису назвали Премудрой(тезис) , потому что она всё умела делать(аргумент) : испекла пышный каравай , соткала за ночь чудесный ковёр , одним взмахом руки првратила комнату в озеро с белыми лебедями(примеры).

Словом , была мастерица на все руки . Поэтому и получила такое прозвище(вывод).

До иучения данной темы работали с разделом «Текст» , где повторяли понятия : что такое текст , тема текста , изученные в начальной школе , работали над порядком распложения предложений в тексте, микротемой текста , выделением абзаца. Поэтому при работе над сочинением – рассуждением в очередной раз акцентирую внимание учащихся на выделении абзаца , его роли и значении в тексте .

В пятом же классе начинаю знакомить ребят с различными лингвистическими понятиями . Это знакомство происходит в ненавязчивой форме , но позволяет осознать роль лингвистики в тексте .      

    Например , прошу написать сказку по данному началу : « В далёкой и загадочной стране Лексика , которую населяли умные , красивые и великодушные жители , жили-были Эпитет и Метафора…» . Продолжите сказку , ответив на вопрос: «Для чего нужны метафора и эпитет?» Приведите аргументы , доказывающие вашу правоту .

Ранее изученный раздел «Синтаксис и пунктуация» позволяет поработать над ролью однородных членов , вводного слова в тексте о Василисе .

Также при изучении раздела «Лксика» на текущих уроках и уроках развития речи использую творческие задания – игры .

Например .

Игра «Переводчик»

  1. Кто быстрее заменит все слова в предложении ( кроме служебных ) синонимами ?  Доктор пописал пациенту инъекции .
  2. ИЛИ. Кто найдёт иноязычные слова и заменит их русскими ?  При проверке было выявлено немала дефектов и т.п.

 В 6-7 классах начинаю обучать ребят писать сочинение по предложенной фразе или фрагменту из текста . Учу  расчленять фразу на составные части , обяснять их и подбирать аргументы . Например , анализ речи Тараса о товариществе или объяснение фразы героя «И мы – не праздно в мире жили!» из думы К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака».

Уроки по темам «Что мы знаем о стилях речи , о типах речи , виды рассуждений»  дают возможность обучения лингвистическому и художественному анализу текста. Итак , учимся писать сочинение – рассуждение на основе предложенного текста , находить в нём аргументы для доказательства сформулированного утверждения .

Далее , в 8-9 классах , работа усложняется и углубляется , но ведётся по такому же принципу .

Сочинение на ОГЭ –это ступенька к выпускному сочинению на ЕГЭ : если ученик научился в 9 классе основным приёмам создания собственного текста – рассуждения по прочитанному тексту , то в 11 классе с этой задачей ему справиться будет легче .

В 10 -11 классах для эффективности подготовки к написанию сочинения использую ещё один приём . Создаю сочинения по тексу , намеренно допустив в них ошибки . Знакомлю учащихся с критериями проверки сочинения , а затем предлагаю им самостоятельно проверить работу и выставить соответствующие баллы . Такой приём , на мой взгляд , не только позволяет ребятам хорошо познакомиться с критериями оценивания сочинения , но и впоследствии при создании собственного текста чётко придерживаться их .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на августовской конференции Внешняя оценка качества образовательной подготовки учащихся как один из путей повышения эффективности обучения.

Российское общество предъявляет сегодня к школе новые требования. Важнейшим социальным требованием, заявленным в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и в других стра...

Краеведческий подход в преподавании географии.Тезисы выступления на августовской конференции.

Тезисы выступления на августовской конференции учителей г.Самары - 31.08.2012г....

Выступление на августовской конференции "Формирование познавательной активности учащихся средствами внеурочной деятельности по предмету"

Выступление на августовской конференции, секция учителей математики. "Формирование познавательной активности учащихся средствами внеурочной деятельности по предмету". В ходе данного выступления рассмо...

ВЫСТУПЛЕНИЕ К АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети»».

В современных условиях дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, как один из определ...

Выступление на августовской конференции

Воспитание успехом в условиях новых требований современного образования...