конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Казанцева Надежда Николаевна

методическая рвзработка урока-обобщения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kazantsevoy.n.nrusskiy_yazyk.doc85.5 КБ
PDF icon urok_kazantsevoy.n.nrusskiy_yazyk.pdf233.54 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема: Односоставные предложения.

  Цели: определить степень усвоенности материала и проверить умение применять навыки в практической деятельности.

  ТЦУ воспитания ( на материале иллюстраций Шишкина и литературы: стих, эпиграф).

  Развивающая – НЕ и НИ в безличных предложениях.

  Учебная: применение на практике полученных знаний ( тесты, карточки, сочинения-миниатюры).

Задание 1.

Перед каждым учеником на столе лежит лист со строками стихотворения. Но строчки стоят в произвольном порядке и не составляют стиха. Чтоб сложить из них стихотворение, необходимо расположить их в той последовательности, какая указана схемами на том же листке.

Первый, составленный стих из строк, должен написать его на доске под иллюстрацией И.И.Шишкина “На севере диком стоит одиноко сосна”.

Выделить основы предложений и характеризовать эти предложения по основе.  

                                      Как хорошо, как сладко мне!

                                      Сумрак тихо прячется в лесах.

                                      И как-то песенно в душе…

                                      И поднимаешь к звёздам очи.

                                                                                             

                                      Очарованье зимней ночи…

                                      И видишь полумесяц в бледных небесах.

                                      И оставляют вдруг печали

                                      Чу! На свирели будто заиграли…

                                      (Правильный вариант)

                                      Сумрак тихо прячется в лесах.

                                      Очарованье зимней ночи…

                                      И видишь полумесяц в бледных  небесах.

                                      И поднимаешь к звёздам очи.

                                      Чу! На свирели будто заиграли…                                                                          

                                      Как хорошо, как сладко мне!

                                      И оставляют вдруг печали.

                                      И как-то песенно в душе.

БЕСЕДА.

  • Какую тему мы с вами изучаем на протяжении пяти уроков?
  • (Односоставные предложения).
  • На какие виды они делятся?
  • Назывные     определённо-личные

                           Неопределённо-личные

                           Безличные.

  • Дайте определение каждому виду.

1)Назывные – это…

2)Определённо-личные – это…

  • Какие окончания мы можем увидеть у сказуемых в определённо-личных предложениях?

На доске:  -у (-ю),  -ешь, -ишь;

                   -им;   - ете, -ите;

                   -и,   -те.

      3)Неопределённо-личные – это…

  • Какие окончания у сказуемых в неопределённо-личных предложениях?

На доске:  -ут (-ют)

                   -ат (-ят)

                       - и

  • Какие окончания у сказуемых в безличных предложениях?

На доске:  -ет,  -ит,  -ио.

Задание 2. Записать в тетради число, классная работа.

                   Допиши строку, выдели основу предложения, назови его вид.

  1. Цыплят по осени … (Считают).                                   Н/Л
  2. Любишь кататься, … (люби и саночки возить).         О/Л
  3. По одёжке … (встречают), по уму … (провожают).  Н/Л
  4. Береги платье снову, … (а честь смолоду).                О/Л
  5. От добра добра … (не ищут).                                       Н/Л
  6. Конца – краю … (не видать).                                       Н/Л

  • Теперь обратите внимание на 2 последних предложения.
  • Чем выражено в них сказуемое?

            (частицы НЕ и ГЛ) 

  ВНИМАНИЕ!!!

Часто в безличных – предложениях сказуемое употребляется с частицей НЕ.  Как правило, эти предложения отрицательные по смыслу.

    Задание 3.

                Углубление знания о безличных предложениях.

  • Запишем несколько таких предложений.

           Для слабых учеников: (работа на доске)

1 - Мне не везло.

2 - Огня не было

     Было не до проводов.

3 - Не надо спешить с ответом.

4 - Не до смеху мне было.

ВНИМАНИЕ!!! 

         Для усиления отрицания в предложении, где есть частица НЕ с глаголом или слово НЕТ, используют частицу НИ, как правило с другими частями речи: сущ, прил, мест, нереч. Иногда НЕТ, Не подразумевается.

           Для средних учеников: (работа на доске)

1 - На небе нет ни луны, ни звёзд.

     Не видно ни зги.

2 - Ни звука не раздавалось вокруг.

3 - Рядом со мной ни души.

Задание 4.

  • Составить предложения со сказуемым.

 (На доске:                            II ряд(средн)                III ряд(сильн)

  на обороте справа)              не нужно                     не следудует

                                                не сидится                   не хочется

                                                не весело                     не жалко

                                 P.S.        не звонит                     не шуршит

I ряд(слаб):

Работа с карточками:

Задание 5.

ВНИМАНИЕ!!!

Односоставные я могут входить  сложных предложений.

Важно помнить, что если сказуемые в односоставных предложениях выражены однородными глаголами( в одной форме, лице, числе, времени), то запятая между ними не ставится.

  • Прочитайте и определите, вид предложений и чем выражено сказуемое его формы.

На доске:

1 – С утра подморозило и небо прояснилось.

Под диктовку:

2 - …

3 – Взгляните на пейзажи Шишкина и вы почувствуете прелесть елабужской природы.

Задание 6. 

I ряд: упражнение 204, 205.

Составить и записать сложные предложения по схемам для II, III ряда.

На доске:                          [назывн] , и  [Безличные].

На обороте слева.           [двусост] , и  [Безличные].

                     [определённо-личные] , и  [определённо-личные]. 

                                      [Безличные] , и  [безличные].

                     [определённо-личные] , и  [двусоставные].

                                        [назывные] , и  [двусоставные]

Задание 7.

В заключительной части урока хочу предложить вам различные виды работ.

I ряд: карточки.

II ряд: тесты.

III ряд: создать сочинение-миниатюру из односоставных предложений по иллюстрации с картины И.И.Шишкина.

         1 группа.    О/Л предложения, где мыслится местоимение Я(1-е лицо, ед.ч, наст.вр).

         2 группа.    О/Л предложения, где мыслиться местоимение ТЫ(2-е лицо, ед.ч, наст.вр)

         3 группа.    О/Л предложения, где мыслиться местоимение ВЫ(2-е лицо, мн.ч, наст.вр).  

Д/З:  написать сочинение-миниатюру, используя односотавные предложения по иллюстрациям И.И.Шишкина.

             

     

                   


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...