Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему:
    Разработка урока по русскому языку

    Хамидуллина Ильсияр Наилевна

    Разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему "Слово и его лексическое значение"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razrabotka_uroka_slovo_i_ego_leksicheskoe_znachenie_6_kl.docx31.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме «Слово и его лексическое значение»

    Хамидуллина Ильсияр Наилевна

    Учитель русского языка и литературы

    МБОУ «Гимназия №3 с татарским языком обучения» Кировского района  г.Казани

    Тема урока: "Слово и его лексическое значение"

    Тип урока: урок "открытия" нового знания

    Тема:  «Слово и его лексическое значение» 

    Цели урока:

    - сформировать представление о способах определения лексического значения слова;

      - сформировать способность определять лексическое значение слова;

    - развивать умение работать с толковым словарём

    Планируемые результаты

    Предметные: развитие творческих способностей обучающихся; расширение словарного запаса обучающихся; воспитание интереса к изучению предмета;

    личностные УУД: восприятие важности учебы как интеллектуального труда и познания нового.

    регулятивные УУД: анализ эмоционального состояния, полученного от успешной деятельности

    познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,  анализ, умение доказывать;

    коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    Методы и приёмы: фронтальный, групповой, индивидуальный

    Оборудование: учебник, толковый словарь, карты с модулями  и  листами учета контроля для каждого обучающегося,  интерактивная доска 

                            

                                     

                                             Ход урока:

    I.Мотивация  учебной деятельности.

    Учитель.

    День хороший, вы прекрасны!

    Улыбнитесь! Разум ясный!

    Глазки поднимаем,

     Домашнее задание проверяем.

    II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

    Учитель. Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает. Прекрасные зеленые леса, поля, животные, птицы. А также реки, моря, океаны, горы, небо, солнце это тоже все прекрасно.  Всё  это прекрасное мы называем  словом  природа.

    Учитель.(слайд 1) На доске вы видите слова замечательного писателя и большого любителя природы Михаила Пришвина:

    "Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни".

    Учитель:   1. Запишите это предложение  в тетради.   Значение  какого слова для вас непонятно?

    Ученик: Я не понимаю значение слова «кладовая»

     Учитель: С чего начнем наше познание нового?

    Ученик: С повторения пройденного.

    Учитель: Что вы изучали во владениях фонетики?

    Ученик: Звуковой состав слова.

     Ученик:  Наружную оболочку слова.

    Учитель: Что вы можете сказать о звуковой оболочке слова «кладовая?»

    Ученик: В этом слове 8 букв, 9 звуков; 5 согласных звуков, 4 гласных

     Ученик: буква я имеет два звука, потому что стоит после гласного

    К-глухой,  л, д, в, й- звонкие согласные,  к, л, д, в- твердые согласные, й-мягкий согласный

    Учитель: А что же прячется в лексической оболочке?

    Ученик: Значение слова

    Учитель: Конечно. Его внутренний смысл.  Попробуйте растолковать значение слова, кладовая.

    Ученик: Кладовая – от слова клад

    Ученик: Клад-это зарытые, спрятанные где-нибудь ценности

    Ученик: это место, где что-то хранится.

    Учитель: А теперь посмотрите на доску. (слайд 2)

    Кладовая – помещение для хранения товаров, припасов, материалов, экспонатов,

    Место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности

    Ученик: Мы не ошиблись.

    Учитель: А каково грамматическое значение этого слова?  Какая это часть речи?

    Ученик: Это имя существительное единственного числа, женского рода.

    Ученик: 1 склонение

    Учитель: Какие признаки важны для понимания смысла высказывания?

    Ученик: Значение слова

    Учитель: Как думаете, какова тема урока

    - С чего же начать «открытие нового знания»?

    - Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разгадать кроссворд.

    Кроссворд

    1)

    2)

    3)

    4)

    5)

    6)

    7)


    1) Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка (лексику).

    2) Раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка (звуки речи).

    3) Раздел науки о языке, изучающий буквы, соотношения между буквами и звуками.

    4) Лексикон - запас слов какого-то одного человека.

    5) Орфография - раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов.

    6) Раздел грамматики, изучающий словосочетания, предложения, текст.

    Учитель: Какое слово получилось?

    Проверяем по эталону(на экране)

    1)

    л

    е

    к

    с

    и

    к

    о

    л

    о

    г

    и

    я

    2)

    ф

    о

    н

    е

    т

    и

    к

    а

    3)

    г

    р

    а

    ф

    и

    к

    а

    4)

    л

    е

    к

    с

    и

    к

    о

    н

    5)

    о

    р

    ф

    о

    г

    р

    а

    ф

    и

    я

    6)

    с

    и

    н

    т

    а

    к

    с

    и

    с

    7)

    л

    е

    к

    с

    и

    к

    о

    г

    р

    а

    ф

    и

    я


    - Что такое лексика?

    - Сколько слов в русском языке?

    - А конкретнее?

    - Почему же?

    - Например

    - Какие ещё термины связаны с темой урока? Дайте их толкование или ЛЗ?

    Учитель: Таким образом, кроме лексического значения слово имеет и грамматическое значение.

    Учитель: Итак, во владениях Лексики мы изучаем лексические значения слов. Лексические значения слов разъясняются в толковых словарях.

    III. Проблемное объяснение нового

    Учитель: Ребята, у вас на партах лежат толковые словари С. И. Ожегова. Что такое словарь?

    Ученик:  Словари - это особые справочные книги, которые состоят из словарных статей.

    Учитель. Сегодня мы  будем учиться пользоваться словарями.

    Учитель:  1.  Сначала про себя, а затем выразительно вслух читаем  отрывок из стихотворения  И.А. Бунина “Листопад”.

    Ученик: Лес, точно терем расписной,

    Лиловый, золотой, багряный,

    Веселой, пестрою стеной

    Стоит над светлою поляной.

    Березы желтою резьбой

    Блестят в лазури голубой.

    Как вышки, елочки темнеют.

    А между кленами синеют

    То там, то здесь в листве сквозной,

    Просветы в небо, что оконца.

    Лес пахнет дубом и сосной,

    За лето высох он от солнца…

    Учитель. 2.  Найдите те художественные средства, которые делают стихотворение таким выразительным.

    Ученик. Это эпитеты: лиловый, золотой, багряный…

    Ученик Сравнение – точно терем расписной…

    Учитель:  Найдите слова, лексическое значение которых вам не совсем понятно

    Ученик. Багряный, лиловый, терем

    Учитель. Работаем по группам. 1 группа - по  толковому словарю найдите, как толкуется значения  слова  багряный; 2 группа –слова  лиловый; 3 группа слово терем.

    1ученик. Багровый – красный, густого, тёмного оттенка.

    2 ученик.  Лиловый – цвета сирени или фиалки.

    3 ученик. Терем – жилое помещение в верхней части дома или дом в виде башни.

    Учитель. Толкование слов даётся в словарных статьях. Из таких словарных статей составляется толковый словарь. Это очень большой труд.

    Учитель.  Работая со словарями, вы увидели, каким образом толкуется значение  слов?

     Ученик. Подбором близких по значению слов.

    Учитель. Мы с вами обратились к словарю, потому что не совсем были уверены в значении  слов.   Но часто мы знаем слово, но объяснить, что оно означает, мы не можем. Попробуем этому научиться.

    III. Выявление места и причины затруднения.

    Учитель. Какова тема стихотворения, которое мы услышали?

    Ученик. Лес.

    Учитель. А что такое – лес?

    Ученик. Деревья.

    Учитель. Ребята, возле моего дома растут три дерева – это лес?

    Ученик. Нет, нужно много деревьев.

    Учитель. На лесосеке много спиленных – это лес?

    Ученик. Нет, должны быть живые, растущие деревья.

    Учитель. Где растут эти деревья?

    Ученик. На большом пространстве земли.

    Учитель. Вот так, пройдя по смысловой лесенке, мы взбираемся на вершину лексического значения. Итак, что такое лес.

    Ученик.  Лес – множество деревьев, растущих на большом пространстве.

    Учитель. 1. Запишите  текст под диктовку.

    Первое «лесное» слово, какое меня совершенно заворожило, было «глухомань» … Я впервые услышал его от лесников. С тех пор оно связано в моем представлении с дремучим замшелым лесом, сырыми чащами, заваленным буреломами, с йодистым запахом прели и гнилых пней, с зеленоватыми сумерка(К.Г.Паустовский).

     Учитель.  Работаем по группам.

    1 группа - Попробуйте, используя выражения из этого текста, составить словарную  статью к слову глухомань. А потом сравните вашу словарную статью со словарём.

     2 группа - В толковом словаре найдите значения слова замшелый.  

     3 группа - В толковом словаре найдите значения слова бурелом.

    Эталон для проверки: Глухомань - глухое место, удалённое от людей, оторванное от культурных центров.

    Замшелый – покрывшийся мхом.

    Бурелом – лес, поваленный бурей.

    Учитель. По какому пути мы пошли, толкуя значение слова глухомань?

    Ученик. Назвали признаки предмета, привели пример употребления в речи.

    Учитель.  Как можно толковать значение слова?

    Ученик. Толковать лексическое значение можно разными способами:

    Ученик: Подбирая близкие по значению слова.

    Ученик: Указывая признаки предмета, названного словом.

    Ученик :Раскрывая значения частей слова.

    IV. Первичное закрепление

    Учитель. Ребята, а где мы встречаемся с обратным действием? По значению определить, о каком слове идет речь?

    Ученик. Кроссворд, загадка.

    Учитель. А вот сегодня у нас необычный кроссворд.  1. Разгадайте его.

                                                         ( кроссворд на экране)

    -Крупное лиственное дерево. (Дуб)

    -Большое хвойное дерево с короткими иголками. (Ель)

    -Фруктовое дерево с плодами, похожими на лампочку. (груша)

    -Южное дерево с крупными оранжевыми плодами. (Апельсин)

    -Дерево с ягодами темно-красного цвета. (Вишня)

    -Фруктовое дерево с круглыми плодами. (Яблоко).

    Учитель. Прочитайте,  какое слово объединяет все эти слова?

    Ученик.  Это слово дерево.

     Учитель.   Я предлагаю вам  составить словарную статью об одном вашем любимом дереве  или растении.  

    Ученик. Ель – вечнозелёное хвойное дерево.

    Ученик.  Черёмуха – дерево с белыми душистыми цветами, собранными в кисти, а также чёрные, терпкого вкуса ягоды этого дерева.

    Учитель.  3. У Сергея Есенина есть замечательное стихотворение о черёмухе.

    Прочитайте его и найдите  непонятные слова,  посмотрите их толкование

    по словарю  Ожегова.

                              Черемуха душистая 
                             С весною расцвела.
                              И ветки золотистые,
                              что кудри завила. 
                              Кругом роса медвяная
                                сползает по коре.
                                 Под нею зелень пряная
                              сияет в серебре…

    Ученик. Медвяный  – ароматный, с запахом мёда.

    Пряный -  острый и ароматный по вкусу.

    Учитель. 4.  А теперь попробуйте сами сочинить стихотворение о любимом дереве.

    Ученик.         Берёза очень милая

                         У домика растёт

                         Зелёными листочками

                           К себе она зовёт…

     Учитель. Молодцы! Вы сегодня очень хорошо работали.

    V. Рефлексия учебной деятельности.

    Учитель: О чём говорили на уроке?

    Ученик: О лексическом значении слова.

    Учитель: Какие затруднения мы испытали?

    Ученик:  Не всегда правильно определяем лексическое значение слова и неправильно употребляем их в речи.

    Учитель: Что помогло нам их преодолеть?

    Ученик: Работа  на уроке, работа со словарями

    Учитель: Оцените свою деятельность на уроке,  пользуясь диагностической картой.

     

     ?

     Научился правильно определять лексическое значение слова, но остались вопросы по теме

     

        !

      Научился правильно определять лексическое значение слова . Скажу себе: « Я работал хорошо!»

     ! ! ! 

    Научился правильно определять лексическое значение слова и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

     

    VI. Учитель. Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

    1.  П.20, упражнение 92.

    2. П.20,упражнение 94.

    3.  Выписать  из толкового словаря лексическое значение  слов компания и кампания, составить с этими словами предложения.

    4. Составить связный текст на тему «Лес – кладовая природы»

                                 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой по теме: Второстепенные члены предложения. «Нераспространенные и распространенные предложения»

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ухманская средняя общеобразовательная школа»Канашского района Чувашской Республики     Методическая разработка уро...

    Разработка урока по русскому языку "Обобщающий урок по СПП с одним придаточным".

    Обобщающий урок по теме: "Сложноподчиненное предложение с одним придаточным"....

    "Способы словообразования в русском языке" (разработка урока по русскому языку в 10 классе)

    "Способы словообразоваяния в русском языке" (разработка урока по расскому языку в 10 классе)...

    Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"

    Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...

    Разработка урока по русскому языку по теме "Не с глаголами" по ФГОС ( 5 класс)

    Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы...