Конспект урока русского языка по теме "Специфика научного стиля"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Прилепина Ирина Александровна

Название предмета Русский язык

Класс 11

УМК    Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин «Русский язык 10 – 11 классы». Изд. «Русское слово», М., 2011г.

Уровень обучения (базовый)

Тема урока: Специфика научного стиля.

 

Общее количество часов, отведенное на изучение темы-1

Место урока в системе уроков по теме – данная тема рассматривается в разделе «Стилистика. Функциональные стили», позволяет учащимся повторить и обобщить знания  о функциональных стилях.

Цель урока расширить знания по стилистике, закрепить основные признаки научного стиля, особенности научно-популярного подстиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsifika_nauchnogo_stilya.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

Название предмета Русский язык

Класс 11

УМК    Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин «Русский язык 10 – 11 классы». Изд. «Русское слово», М., 2011г.

Уровень обучения (базовый)

Тема урока: Специфика научного стиля.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы-1

Место урока в системе уроков по теме – данная тема рассматривается в разделе «Стилистика. Функциональные стили», позволяет учащимся повторить и обобщить знания  о функциональных стилях.

Цель урока расширить знания по стилистике, закрепить основные признаки научного стиля, особенности научно-популярного подстиля.

Задачи урока

  • отработать навыки определения характерных признаков научного стиля;
  • обучать сопоставительному анализу текстов различных стилей речи;
  • активизировать словарный запас учащихся путем полных ответов на вопросы и составления предложений по теме урока;
  • развивать мыслительную деятельность учащихся;
  • воспитывать осознанное отношение к  изучаемому.

   

Планируемые результаты научиться свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с ситуацией речевого общения, задачами речи.

Техническое обеспечение урока компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы)

 Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин «Русский язык 10 – 11 классы». М.: «Русское слово», 2011

С.Ю. Иванова Экзаменационные «ловушки».Готовимся  к ЕГЭ по русскому языку:учебное пособие. Самара:ООО»Офорт», 2012.,380 с.;

Содержание урока

1.Организационный этап

Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите дату, классная работа. Начнем работу с распределительного диктанта.

II. Актуализация опорных знаний.

1.1.Распределительный диктант.

Удвоенные согласные в корне / одна согласная

Группа, количество, ассоциация, перила, колоссальный, грамматика, оппозиция, атавизм, хлорофилл, апелляция, галерея.

Какие из записанных слов относятся к терминам? Что они означают?

В каком стиле речи используются термины? Какие особенности данного стиля речи вы знаете?

1.2. Докажите принадлежность данного текста к научному. (Запись текста под диктовку учителя, один ученик у доски)

Тундрой называют безлесные пространства субарктического пояса, покрытые мохово-лишайниковой и кустарниковой растительностью на скудных тундрово-болотных почвах. Эти почвы образуются в условиях сурового климата и многолетней мерзлоты. (География материков и океанов. 7 кл., м.: 2000. – с.217)

Какие орфограммы встретились в этом тексте? Объясните их написание.

III.Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сформулируйте тему урока (Специфика научного стиля).

Какие задачи поставим на сегодняшнем уроке? Сегодняшний урок – еще одна ступенька  к успешной сдаче ЕГЭ.

IV Работа над темой урока.

1.Работа с теоретическим материалом.

Какие особенности данного стиля речи вы знаете?

Опираясь на полученные ранее знания и материал учебника § 112, составьте развернутое лингвистическое высказывание на тему:

1-я группа – упр.319 Составьте тезисы к статье М.Львова

2-я группа – упр.319 Почему академик В.Виноградов рассматривает стилистику художественной литературы как особое стилистическое пространство?

3-я группа – «Специфика научного стиля»с.384-385 .Заполните таблицу

Стиль

цель высказывания

сфера применения( жанры)                                   - в устной речи                                   - в письменной речи

функция стиля

средства языка, характерные для стиля.

Научный, научно-популярный

2.Практическая работа.

1)Работа с текстом.

Докажите принадлежность данного текста к научному. (Запись текста под диктовку учителя, один ученик у доски)

Тундрой называют безлесные пространства субарктического пояса, покрытые мохово-лишайниковой и кустарниковой растительностью на скудных тундрово-болотных почвах. Эти почвы образуются в условиях сурового климата и многолетней мерзлоты. (География материков и океанов. 7 кл)

-Какие орфограммы встретились в этом тексте? Объясните их написание.

2)Исследовательская работа. Работа в микрогруппах по исследованию предложенных текстов.

Задача: определите стилевую принадлежность текста, обоснуйте свою точку зрения. В текстах, относящихся к научному стилю, определите предметную область, где используется данная терминология.

1 группа

А) Лирические отступления – композиционно-стилистический прием в художественной прозе и главным образом в поэзии, заключающийся в том, что автор отклоняется от прямого сюжетного повествования, перебивая его лирическими вставками на темы, мало связанные или совсем не связанные с магистральной темой. Композиционно лирические отступления имеют двойное значение: с одной стороны, они играют роль торможения фабулярного развития романа или поэмы, а с другой – позволяют писателю в открытой форме высказывать личные суждения по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной теме. (Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь) .

Б) Текст о Гоголе, стр.168-170, уч. Власенкова.

2 группа

А)В северных лесах можно встретить стройные деревья, похожие на кипарис. Но это не кипарис, а его близкий родственник – можжевельник обыкновенный. Можжевельник ниже ростом, чем его южный собрат, - до 10-12 м. Хотя на севере Норвегии ученые находили экземпляры высотой до 17 метров, а диаметр ствола на высоте человеческого роста у них достигал 20 и более сантиметров. Доживает он до 600лет, но растет очень медленно. Всего известно около 60 видов можжевельников. (Энциклопедия для детей. Биология)

Б) Педагогика- совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение.  Педагогикой называется также учебный курс, который преподается в педагогических институтах и других учебных заведениях по профилирующим программам. Педагогика включает проблемы учебно-воспитательной ,культурно-просветительской ,агитационно-пропагандистской работы со взрослыми.

Воспитание изучают и другие науки: социология рассматривает воспитание как функцию общества и государства; психология- как условие духовного развития личности. Педагогика исследует закономерности процесса воспитания, его структуру и механизмы, разрабатывает теорию и методику организации учебно-воспитательного процесса.(Педагогическая энциклопедия)

3 группа

А)Липа особенно для пчеловодства – одно из интереснейших деревьев.

В середине лета, когда липа зацветает, она делается очень пышной, нарядной и не уступает по красоте даже цветущей яблоне. По всему лесу разносится тогда тонкий приятный аромат меда, на который слетается много пчел. И такой они там поднимают шум, что, кажется, и не пчелы это, а сама липа чудит целыми днями. Так чудит она недели две, пока не осыплются все цветы. Сколько меда соберут за это время пчелы!

Цветы липы мелкие, невзрачные, а столько выделяют душистого сока – нектара, что он не умещается в чашечке цветка и вытекает наружу. В отдельные «медовые» годы не только все листья липы, но даже и трава под деревом бывает закапана этим нектаром и блестит, словно лакированная. Каждый крошечный цветок липы похож на родничок, из которого беспрерывно сочится прозрачная сладкая влага. Вот если в такое время стукнуть по дереву так, чтобы оно вздрогнуло, модно увидеть настоящий «медовый дождь». Вот сколько выльется на землю этого нектара. Такие «Медовые дожди» нередко наблюдают лесорубы. Бывают они и при сильном неожиданном порыве ветра. Наши липовые леса испокон веков славились и сейчас славятся лучшим в мире медом. (В.Подгорнов)

Б) Текст II из учебника Власенкова, стр. 220 – 221 из книги «Мед и медолечение»

Выступления учащихся о проделанной исследовательской работе.

Один ученик от микрогруппы делает отчет.

3) Самостоятельная работа

1вариант-Текст « Из книги природы»

(1)Корольки-самые-самые маленькие птички нашего полушария.(2) Лишь в Западном полушарии есть птицы меньше-колибри. (3)Поэтому корольков называют иногда северными колибри.(4) Эти птички-типичные жители хвойных лесов, в том числе и достаточно суровых.(5) Но корольки-птицы выносливые. (6) Им не страшны зимние морозы, и часто в лесу зимой можно услышать тоненькое попискивание и увидеть, как с дерева на дерево перелетают корольки.(7) Издали птиц разглядеть трудно, а вот вблизи хорошо видны их яркие хохолки.(8) Эти хохолки, которые птички то поднимают, то  опускают, и дали им имя.

1.Определите основную мысль текста.

1)Расцветка корольков помогает им выжить.

2)Корольки-маленькие и выносливые птицы.

3)Корольки-самые маленькие птицы на Земле.

4)Корольки проживают в хвойных лесах.

2. В каком предложении содержится ответ на вопрос «Почему корольки получили такое название?»

1)1   2)5   3)3   4)8

3.Укажите стиль речи.

1)художественный 2) научно-популярный 3)публицистический 4)разговорный

4.В каком предложении употреблены антонимы?

1)1      2)6      3)8     4)4

 2 вариант-Текст из детской энциклопедии «Что есть что?»

(1)Календарь-это перечень дней года, разбитый на недели и месяцы. (2) По латыни «календы»-первые дни месяцев, которые в Древнем мире публично объявляли глашатаи.(3) Первые предшественники современного календаря появились уже 30 тысяч лет назад.(4) Недавно были найдены обломки костей с зарубками, обозначающими определенное количество дней в другом крупном отрезке времени. (5)В древности и в средневековье они играли большую роль, например, для определения дат религиозных праздников. (6) Сегодня  календари имеют самую разнообразную форму. (7) Самыми популярными являются карманный и отрывной календари. (8) Есть функция календаря и в наручных часах, и в сотовых телефонах, указывающих точную дату, даже учитывая високосные годы.

1.Как вы считаете, о чем этот текст?

1)Об истории календаря.2) О современных календарях.3) О древних календарях.4) О том, что означает слово календарь.

2.В каком предложении текста рассказывается о функциях календаря в древности?

1)5 2)2 3)3 4)4

3.Определите стиль текста.

1)художественный 2)научный  3) научно-популярный 4) публицистический

4.В каком предложении употреблен фразеологизм?

1)1  2)2  3)5  4)8

V. Рефлексия.

Спасибо за урок. Каждый получит общую оценку за урок, исходя из ответов на листках самоконтроля и оценок  за самостоятельную работу.

Знания, умения, навыки

да

затрудняюсь

нет

1

Знаю , где, с какой целью используется научный стиль

 

 

 

 

2

Знаю основные черты научного стиля, научно-популярного подстиля

3

Знаю жанровые особенности научного стиля

 

 

 

 

4

Знаю языковые средства (лексики, морфологические  и синтаксические особенности) научного стиля, научно-популярного подстиля

 

 

 

V1. Домашнее задание 

Повторить теоретический материал п.112,  написать рецензию на один из проанализированных в классе текстов.

Приложение 2

Самооценка уровня усвоения учебного материала по теме «Специфика научного стиля».

Знания, умения, навыки

да

затрудняюсь

нет

1

Знаю , где, с какой целью используется научный стиль

 

 

 

 

2

Знаю основные черты научного стиля, научно-популярного подстиля

3

Знаю жанровые особенности научного стиля

 

 

 

 

4

Знаю языковые средства (лексики, морфологические  и синтаксические особенности) научного стиля, научно-популярного подстиля

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка на тему "Практическая работа по художественному стилю речи"

Данный материал поможет учителю русского яъыка старших классов, а также средних специальных учебных заведений подготовить практическое занятие по художественному стилю речи, обобщить и закрепить матер...

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: «Характеристика научного стиля».

Тема: «Характеристика научного стиля».Тип: закрепление и совершенствование знаний.Класс: 6Цели: 1) закрепить умение определять стиль речи2) дать понятие о научном определении и научить стр...

Конспект урока русского языка "Функциональные стили речи"

Конспект урока  и презентация по русскому языку  на тему: "Функциональные стили речи". Цель урока: повторить с  учащимися стили речи и присущие им признаки; научиться раб...

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Работа с текстом художественного стиля.»

Данный урок обучает комплексному анализу текста художественного стиля, прививает  навык и написания сочинения-рассуждения по тексту данного типа речи. Дети учатся отбирать материа...

Конспект урока по русскому языку на тему "Научный стиль речи, его особенности и разновидности"

Цель: актуализировать знания об особенностях научного стиля речи, познакомить с разновидностями (подстилями) научного стиля, продолжить подготовку учеников к выполнению заданий единого государственног...