Конспект урока по русскому языку на тему "Научный стиль речи, его особенности и разновидности"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Куракина Ольга Васильевна

Цель: актуализировать знания об особенностях научного стиля речи, познакомить с разновидностями (подстилями) научного стиля, продолжить подготовку учеников к выполнению заданий единого государственного экзамена

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnyy_stil_rechi_ego_osobennosti_i_raznovidnosti.docx34.12 КБ

Предварительный просмотр:

Научный стиль речи, его особенности и разновидности

Цель: актуализировать знания об особенностях научного стиля речи, познакомить с разновидностями (подстилями) научного стиля, продолжить подготовку учеников к выполнению заданий единого государственного экзамена

Задачи:

  • закрепить знания об особенностях научного стиля речи и его разновидностях;
  • развивать умения в определении изобразительно-выразительных средств языка;
  • развивать интерес к исследовательской деятельности;
  • подготовить учащихся к самостоятельному написанию творческой работы в научном стиле;
  • совершенствовать культуру учебно-научного общения в устной и письменной форме.

Методы и приёмы работы: анализ и синтез изученного материала, наблюдение, творческая работа, работа со справочной литературой, исследовательская работа, самостоятельная работа, тестирование 

  1. Вступление

Научный стиль речи является средством общения в области науки и учебно-научной деятельности. Каждый член современного общества в разное время жизни и в разной мере сталкивается с текстами данного стиля, функционирующего в устной и письменной форме, поэтому овладение нормами научного и научно-учебного стиля речи является важной составной частью культуры русской устной и письменной речи.
     Появление и развитие научного стиля связано с прогрессом научных знаний в различных областях жизни и деятельности природы и человека. Первоначально научное изложение было приближено к стилю художественного повествования (эмоциональное восприятие явлений в научных трудах Пифагора, Платона и Лукреция). Создание в греческом языке, распространявшем свое влияние на весь культурный мир, устойчивой научной терминологии привело к отделению научного стиля от художественного (александрийский период). В России научный стиль речи начал складываться в первые десятилетия XVIII века в связи с созданием авторами научных книг и переводчиками русской научной терминологии. Значительная роль в формировании и совершенствовании научного стиля принадлежала М.В. Ломоносову и его ученикам (вторая полов. XVIII века), окончательно научный стиль сложился лишь к концу XIX века.

  1. Повторение основных признаков текста научного стиля

(1)Метафора не нуждается в доказательстве ее семантической производности. (2)Как бы ни были разнообразны взгляды ученых на сущность этого явления, данное свойство никем не отрицается. (3)Однако неоднозначно решается вопрос о статусе самой семантической единицы и способах ее описания. (4)Эти два момента оказываются тесно связанными между собой, поскольку признание в качестве носителя метафоры той или иной единицы влияет на характер объяснительной модели. (5)В какой-то мере выбор угла зрения на метафору определяется самой неоднородностью материала, которая обусловлена различной степенью образности. (6)Так, в зависимости от яркости образа выделяются  языковые (генетические), общепоэтические и индивидуально-авторские метафоры.

(Т. Симашко)

  1. К  какому стилю речи относится текст?
  1. к публицистическому
  2. к научному
  3. к художественному
  4. к официально-деловому
  1. Каков тип речи текста?
  1. описание с элементами рассуждения
  2. рассуждение
  3. повествование
  4. описание
  1. С помощью каких языковых средств связаны 1 и 2 предложения?
  1. указательное местоимение
  2. лексический повтор
  3. контекстный синоним
  4. указательное местоимение и контекстный синоним
  1. Какое слово должно быть на месте пропуска в 6 предложении текста?
  1. несмотря на это
  2. так
  3. и еще
  4. впрочем
  1. Какая из перечисленных особенностей не является специфической для данного текста?
  1. логичность
  2. точность
  3. отвлеченность и обобщенность
  4. субъективность

  1. Основные признаки научного стиля и их выражение в языке

Работа с учебником, составление таблицы

Логичность

  • повтор существительного в сочетании с указательным местоимением
  • наречия, указывающие на последовательность мысли
  • вводные слова
  • союзы

Точность

  • прямое значение слов
  • термины
  • повтор ключевого слова

Отвлеченность и обобщенность

  • абстрактные понятия
  • слова с отвлеченным значением
  • мн.ч. от абстрактных и вещественных существительных
  • употребление слов среднего рода
  • глаголы в отвлеченно-обобщенном значении
  • будущее время глаголов = настоящему
  • глаголы несовершенного вида
  • преобладание местоимений 3 лица
  • частое употребление кратких прилагательных

Объективность

  • восклицательные предложения почти не используются
  • не используются местоимения Я и глаголы 1 лица ед.ч.
  • часто используются односоставные неопределенно-личные, безличные, определенно-личные предложения

  1. Проверка домашнего задания

Какие синтаксические особенности научного стиля можно отметить в этом тексте?

Где может быть опубликован этот текст?

  1. Разновидности (подстили) научного стиля

Проанализируйте тексты, определите, что их объединяет эти тексты и в чем их различие.

Выявляя особенности текстов, придерживайтесь следующего плана:

  • кому адресован текст?
  • какова цель создания текста?
  • Каковы его особенности?
  • К какому жанру относится данный текст?

Ведущая роль слова в системе языковых средств определяет его место в стилистике языка: слово является основной стилистической единицей. Лексическая стилистика изучает лексические средства языка, давая оценку использования слова в конкретной речевой ситуации и вырабатывая рекомендации нормативного словоупотребления в различных функциональных стилях.

Используя достижения современной семасиологии, лексическая стилистика изучает слово во всем многообразии системных связей, существующих в языке. Такой подход выдвигает на первый план изучение синонимов, антонимов, многозначных слов, паронимов, служащих средством наиболее точной передачи информации. В центре внимания лексической стилистики находятся стилистическое расслоение лексики, оценка архаизмов и неологизмов, слов ограниченного употребления, анализ закономерностей использования стилистически значимых лексических средств в различных сферах общения.

Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Айрис-пресс, 2007.

В зависимости от целей и задач, которые ставятся в процессе общения, происходит отбор языковых средств. В результате создаются своеобразные разновидности единого литературного языка, называемые функциональными стилями.

Термин «функциональный стиль» подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в  каждом конкретном случае.

Считается, что существуют две ступени владения языком: первая – это знание грамматики, определенного количества слов, умение построить предложение, высказывание, общаться на языке с другими его носителями; вторая ступень владения языком подразумевает умение дифференцировать речь с точки зрения стиля, строить текст, подбирая языковые средства с учетом цели высказывания, ситуации, собеседника, формы общения (устной, письменной). Овладение первой ступенью родного языка происходит естественно, иностранного  - после изучения грамматики, запоминания определенного количества слов (по разным оценкам, от 2 до 5 тысяч) и приобретения навыков и умений построения текстов из этих слов.

Введенская Л.А., Пономарева А.М. Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование: Учебное пособие для 9 – 11 классов общеобразовательных школ. – Ростов н/Д: МарТ, 2001.

(1)Основная функция научного стиля – информировать читателей о новом научном результате, полученном автором работы. (2)Однако текст  при этом обычно строится не как голая передача информации, а как приглашение читателя к совместному рассуждению. (3)Поэтому в научных текстах часто встречаются формы 1-го лица множественного числа: рассмотрим, перейдем, обратим внимание.

(4)Часто говорят об отстраненности или даже сухости научного изложения. (5)Это ощущение возникает из-за того, что в научных текстах почти не бывает эмоционально окрашенных выражений, в них отсутствуют намеки, нет (или почти нет) восклицательных предложений, прямой речи, диалогов.

(6)Яркая черта научного стиля – большое количество специальных терминов. (7)Это также связано с его информативностью: значение научного термина всегда определено более строго и узко, чем значение обычного слова, что обеспечивает точность понимания. (8)Например, разговорному слову простуда в медицинской терминологии соответствует целый букет названий: острое респираторное заболевание, катар верхних дыхательных путей, аденовирусная инфекция и т.п.

Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. – М: Аванта, 204.

Собственно научный

Учебно-научный

Научно-популярный

Кому адресован

Ученый, специалист

Учащиеся

Все интересующиеся

Цель

Описание новых фактов

Обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом

Ознакомление с интересными фактами

Особенности

Большое количество специальных терминов, не имеющих пояснения. Сложные предложения

описание «от общего к частному», строгая классификация, активное введение и использование специальных терминов, их пояснение

Употребление специальных терминов минимально (каждый из них подробно поясняется). Относительная лёгкость чтения, использование сравнения с привычными явлениями и предметами.

Жанр

Научная статья

Учебник

Детские энциклопедии

Отличием научного от всех других стилей речи является то, что его можно разделить на три подстиля:

  • Научный. Адресат этого стиля — учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий. Характерен для диссертаций, монографий, авторефератов, научных статей, научных докладов, тезисов, научных рецензий и т. д.
  • Научно-учебный. Адресованы работы в данном стиле будущим специалистам и учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые. Обязательным является описание «от общего к частному», строгая классификация, активное введение и использование специальных терминов. Характерен для учебников, учебных пособий, лекций и т. д.
  • Научно-популярный. Аудитория при таком стиле обычно без специальных знаний в данной области. Целью стиля является ознакомление с описываемыми явлениями и фактами. Употребление цифр и специальных терминов минимально (каждый из них подробно поясняется). Особенностями стиля являются: относительная лёгкость чтения, использование сравнения с привычными явлениями и предметами, значительные упрощения, рассматривание частных явлений без общего обзора и классификации. Стиль характерен для научно-популярных журналов и книг, детских энциклопедий, сообщений «научного характера» в СМИ. Это наиболее свободный подстиль, и он может варьироваться от газетных рубрик «историческая/техническая справка» или «это интересно» до научно-популярных книг, близких по формату и содержанию к учебникам (научно-учебному стилю).

  1. Домашнее задание

Написать текст научного стиля (4 – 5 предложений) об одной из разновидностей научного стиля.

  1. Итог. Проанализируйте текст научно-популярного стиля.

1. К какой разновидности научного стиля относится данный текст?

 

2. Выберите из перечня черты, присущие стилю данного текста (запишите номера)

  1. обязательность, фиксированность формы
  2. однозначность выражения при сохранении насыщенности содержания
  3. отбор языковых средств с установкой на их общедоступность
  4. отсутствие авторского «я»
  5. наличие канцелярской фразеологии
  6. преобладание простых предложений
  7. подчинение синтаксической организации текста изобразительным целям
  8. преобладание абстрактной лексики

____________________________________________________________________________

        

3.Укажите, к какому типу речи относится текст

____________________________________________________________________________

4.Определите, какое предложение текста связано с предыдущим при помощи противительного союза.

____________________________________________________________________________

5.Из первого абзаца выпишите слово со значением «роль, значение чего-либо».

___________________________________________________________________________

6.На примере второго абзаца проиллюстрируйте мысль: «Для данного стиля характерно частое использование отглагольных существительных».

_____________________________________________________________________________

7.Выпишите метафору из 3 абзаца.

_____________________________________________________________________________

8.Есть ли в 1 предложении однокоренные слова.

____________________________________________________________________________

9.Выпишите словосочетание, объясняющее большое употребление большого количества терминов в текстах данного стиля.

____________________________________________________________________________

10.Выпишите слово со значением «совокупность приемов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях языковой практики, слог.

_____________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Союз как часть речи"

Цель урока:  1. Дать понятие о союзе как о служебной части речи;2. Показать основные функции союзов в предложении и тексте.3. Формировать умение ставить знаки препинания в сложных союзных п...

Конспект урока по русскому языку "Употребление деепричастий в речи"

Тема урока: «Употребление деепричастий в речи»  Вид урока:  беседа, практическая работаЦели урока: Показать широкие возможности употребления деепричастий в речи;Совершенствовать умение анали...

Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи", 5 класс

Конспект урока по русскому языку по теме"Глагол как часть речи" (5 класс) по своему типу относится к урокам повторения и закрепления темы. Конспект содержит основные цели урока, оборудование; урок сос...

Конспект урока по русскому языку «Местоимение как часть речи»

Тема: Местоимение как часть речи.  Метапредметная тема: определение и понятие.Класс: 6УМК:  Львова С. И. Львов В. В. Русский язык: 6 класс: 3 ч. : Учебник для общеобразовательных учреждений....

Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи" 5 класс

Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи" 5 класс...