Рабочая программа по русскому языку для 8 класса на 2017-2018 учебный год
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Казюлина Ольга Владимировна

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего  образования (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004), Примерной программы основного общего образования и программы изучения русского языка по учебному комплексу для 5-9 классов (авторы программы В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, и др. // программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы/ Сост.Л.М. Рыбченкова, - М: ДРОФА, 2006), соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования и федеральному базисному плану, являясь утверждённой и рекомендованной для работы МО РФ (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы. Составитель Л.М.Рыбченкова. Издательство «Дрофа», 2006.)

Рассчитана на изучение базового курса русского языка учащимися 8 классов в течение 105 часов (из расчета 3 часа в неделю). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_dlya_8_klassa.docx88.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

 Первомайского района Тамбовской области

Рассмотрена и рекомендована

к утверждению  методическим  советом школы

Протокол № 1 от 31.08.2017г.                                                  

                                                       Утверждаю

                                                           Директор    МБОУ "Первомайская  средняя общеобразовательная  

                                                            школа"

                                                            __________________   А.Ю.Самохвалов

                                                            Приказ  №133/5 от 31.08.2017г.  

Рабочая программа

по русскому языку

для  8  класса

на 2017-2018 учебный год

                                                                                                                 Составитель: Казюлина Ольга Владимировна

                                                                                                                                       учитель высшей квалификационной категории

                                                                                                                                       Согласовано  :                                                                                                                                                                                  

                                                                                                                                       Заместитель директора по УВР

                                                                                                                                        Подпись __________   (М. С. Габуева)

                                                                                         Дата  31.08.2017г.                                                                

п. Первомайский

 2017г.

ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 8 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего  образования (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004), Примерной программы основного общего образования и программы изучения русского языка по учебному комплексу для 5-9 классов (авторы программы В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, и др. // программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы/ Сост.Л.М. Рыбченкова, - М: ДРОФА, 2006), соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования и федеральному базисному плану, являясь утверждённой и рекомендованной для работы МО РФ (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы. Составитель Л.М.Рыбченкова. Издательство «Дрофа», 2006.)

Рассчитана на изучение базового курса русского языка учащимися 8 классов в течение 105 часов (из расчета 3 часа в неделю).

Общая характеристика учебного предмета.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности; путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Цели обучения:

            Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение

русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом

Эти цели обусловливают следующие задачи:

дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного

владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;

формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированного соответствия ситуации общения;

формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.

Указанные цели и задачи отвечают требованию стандарта: «Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета».

 Внесенные изменения в рабочую программу:

Разделы грамматики

Дидактические единицы, которые надо ввести в рабочую программу

Синтаксис

Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.

Словосочетание

Нормы сочетания слов и их нарушение в речи.

Предложение

Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Предложения утвердительные и отрицательные.

Простое предложение

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Трудные случаи согласования с определяемым словом. Вопрос об обобщенноличных предложениях. Синонимия односоставных и двусоставных предложений. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Нормы сочетания однородных членов. Функции и способы выражения обращений. Синонимия вводных конструкций. Особенности употребления вводных конструкций.

Культура речи. Критерии культуры речи. Виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое).

Названные дидактические единицы включены в изучение в соответствии с Примерной программой.

        

В Примерной программе выделен раздел «Речевая деятельность» (аудирование, чтение, говорение, письмо) и раздел «Культура речи», что позволяет определить одно из приоритетных направлений в обучении русскому языку: усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе - формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения.

Основным принципом обучения является личностно-ориентированный подход. Это обеспечивается разноуровневыми, творческими заданиями.

Основной формой организации образовательного процесса при обучении русскому языку в 8 классе является урок. Кроме того, программа предполагает использование таких форм, как  урок-практикум, урок-проект.

                Настоящей рабочей программой предусмотрена подача учебного материала с использованием следующих технологий обучения:

личностно-ориентированное обучение;

ИКТ;

метод проектов;

исследовательские работы обучающихся;

технологии творческих мастерских;

игровые технологии.

Основные механизмы формирования ключевых компетенций учащихся: решение тестов, самостоятельная работа, моделирование, поиск информации в различных источниках, работа с таблицами, выполнение исследовательских, проблемных заданий, практических работ.

Виды  и формы контроля

Входной, промежуточный контроль

  • Диктант

Промежуточная аттестация

  • Изложение

 Текущий:

 объяснительный, выборочный, графический, цифровой, предупредительный, словарный, свободный диктанты, диктант с грамматическим заданием, тесты, подробное и выборочное изложение, изложение с элементами сочинения, сочинение на свободную тему, сочинение-рассуждение на морально-этическую тему, сочинение на грамматическую тему, сочинение по данному началу, проверочная работа с выбором ответа, индивидуальный контроль (карточки), комплексный анализ текста.

        В 2015-2016 учебном году плановых контрольных работ 12:

Контрольных диктантов - 5

Изложение – 3

Сочинение – 2

Тест – 2

Планируемый уровень подготовки.

К концу обучения в 8 классе ученик должен:

Знать: определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь: производить синтаксический разбор словосочетаний, простых и двусоставных предложений, предложений с прямой речью; составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами, предложениями, обращениями; пользоваться    синтаксическими    синонимами    в    соответствии    с содержанием и стилем речи; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала; находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания; ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях; ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми; находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор; определять тип и стиль текста; подробно и выборочно излагать повествовательные тексты; писать сочинения - описания, рассуждения на морально -этические темы, читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах. адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора; использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования; осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи; извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; свободно пользоваться справочной литературой.

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к

определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

В учебном плане МБОУ «Первомайская СОШ» на изучение русского языка в 8 классе отводится 105 часов из федерального компонента.

Используемый УМК:

Русский язык: Теория. 5-9 классы: учебник. Предпрофильное обучение /Бабайцева В.В. – 7 издание, пересмотр. - М: Дрофа, 2011

Русский язык: Практика. 8 класс. /Под редакцией  Ю.С. Пичугова С.Ю.  - М: Дрофа, 2012

Русская речь. Развитие речи. 8 класс. /Никитина Е.И. - М: Дрофа, 2012

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Разделы и темы

Содержание учебного материала

Всего часов

Теория

Практика

Контрольные работы

Д

И

С

Т

1

Общие сведения о языке

Статус русского языка как государственного, сфера использования как средства официального общения внутри Российской Федерации, функции интеграции (объединения) народов России, причина потребности в общении на русском языке.

1

1

2

Повторение изученного в 5–7 классах

Словарный состав языка с точки зрения происхождения, употребления и стилистической окраски. Сопоставительный анализ слов, имеющих в корне омонимы, языковые признаки слов на основе анализа морфемной модели. Основные способы словообразования. Лингвистические словари. Морфемный разбор при проведении орфографического анализа. Правописание орфограмм-гласных, орфограмм-согласных в корне слова. Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Буквы Н и НН в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий. Знаки препинания при однородных членах, причастных и деепричастных оборотах. Грамматическая основа предложения.

8

5

3

1

3

Синтаксис и пунктуация.

Знаки препинания при однородных членах, причастных и деепричастных оборотах. Грамматическая основа предложения.

3

2

1

4

Словосочетание и  предложение

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды синтаксической связи. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова. Способы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи.

8

5

3

1

5

Главные члены предложения

Подлежащее.  Способы его выражения. Особые случаи согласования подлежащего и сказуемого. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Способы выражения простого глагольного сказуемого. Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения. Составное именное сказуемое. Способы его выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым.

6

3

3

6

Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения. Определения согласованные и несогласованные. Трудные случаи согласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений. Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении. Дополнение как второстепенный член предложения. Способы его выражения. Дополнение прямое и косвенное. Виды обстоятельств. Способы их выражения.

13

6

7

1

1

7

Односоставные предложения

Основные группы односоставных предложений.Определённо-личные предложения. Их структура и смысловые особенности. Неопределённо-личные предложения. Их особенности. Вопрос об обобщённо-личных предложениях. Безличные предложения. Их особенности. Назывные предложения. Назывные предложения и их смысловые и структурные особенности. Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи. Синтаксический разбор односоставных предложений. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

6

4

2

1

8

Полные и неполные предложения

Понятие о неполных предложениях. Предложения полные и неполные. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении.

1

1

9

Предложение с однородными членами

Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при них. Однородные и неоднородные определения.

12

4

8

1

10

Предложения с обособленными  и уточняющими членами

Обособление согласованных определений. Несогласованные определения и их обособление. Обособление определений с обстоятельственным оттенком. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. Отсутствие и наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот. Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. Обособление уточняющих членов предложения. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенность.

26

7

19

2

1

0

1

11

Вводные слова, предложения

Группы вводных конструкций по значению. Роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания. Вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций.

3

1

2

12

Обращения

Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении. Наблюдение за употреблением обращения в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.

5

1

4

1

13

Слова- предложения

Особенности слов-предложений

3

1

2

14

Повторение изученного  в 8кл.

10

0

10

1

Всего уроков/ контрольных работ

105

41

64

5

3

2

2

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Общие сведения о языке

Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Русский язык – средство межнационального общения народов России и стран содружества независимых государств. Статус русского языка как государственного, сфера использования как средства официального общения внутри Российской Федерации, функции интеграции (объединения) народов России, причина потребности в общении на русском языке.

Повторение изученного в 5–7 классах 

Лексика и фразеология. Словарный состав языка с точки зрения происхождения, употребления и стилистической окраски.

Морфемика и словообразование. Орфография. Сопоставительный анализ слов, имеющих в корне омонимы, языковые признаки слов на основе анализа морфемной модели. Основные способы словообразования. Лингвистические словари. Морфемный разбор при проведении орфографического анализа.

Морфемика и орфография. Правописание орфограмм-гласных, орфограмм-согласных в корне слова.

Морфология и орфография. Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Буквы Н и НН в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий.

Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания при однородных членах, причастных и деепричастных оборотах. Грамматическая основа предложения.

Синтаксис и пунктуация.

Понятие о синтаксисе и пунктуации. Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии. Словосочетание и предложение как предмет изучения синтаксиса. Синтаксическая роль частей речи в предложении. Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции.

Словосочетание и  предложение

Словосочетание и предложение. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды синтаксической связи. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова. Способы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного, согласование сложносокращённых слов с прилагательными и др. Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Цельные словосочетания. Предложение как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений. Простое предложение. Основные виды простого предложения. Прямой и обратный порядок слов в предложении. Логическое ударение. Интонация.

Главные члены предложения.

Главные члены предложения. Подлежащее.  Способы его выражения. Особые случаи согласования подлежащего и сказуемого. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Способы выражения простого глагольного сказуемого. Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения. Составное именное сказуемое. Способы его выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым.

 Второстепенные члены предложения

Определение. Второстепенные члены предложения. Определения согласованные и несогласованные. Трудные случаи согласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений. Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении.

Дополнение. Дополнение как второстепенный член предложения. Способы его выражения. Дополнение прямое и косвенное.

Обстоятельство. Виды обстоятельств. Способы их выражения.

Односоставные предложения 

Понятие об односоставных предложениях. Основные группы односоставных предложений.

Определённо-личные предложения. Их структура и смысловые особенности.

Неопределённо-личные предложения. Их особенности. Вопрос об обобщённо-личных предложениях.

Безличные предложения. Их особенности.

Назывные предложения. Назывные предложения и их смысловые и структурные особенности. Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи. Синтаксический разбор односоставных предложений. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

Полные предложения

Особенности строения полных и неполных предложений. Понятие о неполных предложениях. Предложения полные и неполные. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении.

 Простое осложнённое предложение 

Однородные члены предложения. Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при них. Однородные и неоднородные определения.

Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. Обособление согласованных определений. Несогласованные определения и их обособление. Обособление определений с обстоятельственным оттенком. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. Отсутствие и наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот. Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. Обособление уточняющих членов предложения. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенность.

Вводные слова, предложения.

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Группы вводных конструкций по значению. Роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания. Вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций.

Обращения

Обращение. Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении. Наблюдение за употреблением обращения в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.

Слова-предложения.

Слова-предложения. Особенности слов-предложений.

Повторение изученного в 8 классе

КОНТРОЛЬ

уровня достижения планируемых результатов освоения образовательной программы

Тема

Вид контроля

№ урока

Дата проведения

по плану/фактич.

Повторение изученного в 5-7 классах.

Диктант №1

9

Словосочетание и предложение

Тест №1

20

Второстепенные члены предложения

Изложение №1

34

Сочинение №1

39

Односоставные предложения

Диктант №2

44

Однородные члены предложения

Диктант №3

58

Изложение №2

64

Тест №2

76

Диктант №4

77

Диктант №5

84

Обращение

Сочинение №2

88-89

Повторение изученного в 8 классе

Изложение №3

96

№№

Вид контроля

№ урока

Дата проведения

по плану

фактич.

1

Входной контроль

Диктант

9

2

Промежуточный контроль

Диктант

44

3

Промежуточная аттестация

Изложение

96

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

Учащиеся должны знать, понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий.

Уметь:

речевая деятельность:

аудирование:

  • дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
  • фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
  • определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
  • рецензировать устный ответ учащегося;
  • задавать вопросы по прослушанному тексту;
  • отвечать на вопросы по содержанию текста;
  • слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;

чтение:

  • прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицами на основе текста;
  • используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты по оглавлению и заголовкам статей;
  • при необходимости переходить на изучающее чтение;
  • читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;

говорение:

  • пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
  • вести репортаж о школьной жизни;
  • строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
  • создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
  • составлять инструкции по применению того или иного правила;
  • принимать участие в диалогах различных видов;
  • адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.

письмо:

  • пересказывать фрагмент прослушанного текста;
  • пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
  • создавать сочинение-описание архитектурного памятника, сравнительную  характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;
  • писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительную лексику, экспрессивный синтаксис: расчлененные предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т.д.);
  • составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;

текст:

  • находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;
  • распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;

фонетика и орфоэпия:

  • правильно произносить слова с учетом вариантов произношения;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:

  • разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
  • разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
  • пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;

лексикология и фразеология:

  • разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;
  • пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т.п.);
  • оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;
  • находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

морфология:

  • распознавать части речи и их формы;
  • соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;
  • опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

орфография:

  • применять орфографические правила, объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

синтаксис и пунктуация:

  • опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;
  • различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
  • правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и однородными, обособленными членами;
  • правильно строить предложения с обособленными членами;
  • проводить интонационный анализ простого предложения;
  • выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
  • проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;
  • использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

I.  Учебно-методический комплект. 8 класс

  • Русский язык: Теория. 5-9 классы: учебник. Предпрофильное обучение /Бабайцева В.В. – 7 издание, пересмотр. - М: Дрофа, 2009
  • Русский язык: Практика. 7 класс. /Под редакцией Пичугова Ю.С.. - М: Дрофа, 2012
  • Русская речь. Развитие речи. 7 класс. /Никитина Е.И. - М: Дрофа, 2012

II. Литература для учителя.

  • Поурочное планирование: к учебному комплексу под ред. В.В.Бабайцевой: Русский язык. Теория, Русский язык. Практика, Русская речь. 5-9 классы / Купалова А.Ю. и другие. - М: Дрофа, 2005
  • Кудинова О. А. Контрольные и работы по русскому языку. 8 класс. – М.: ЭКСМО, 2005.
  • Леденева В. В., Халикова Н. В. Тесты. Русский язык. 5-8 классы. Учебно-методическое пособие – М.: Дрофа, 1998.
  • Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 8 класс. / Под ред. Ю. С. Пичугова. – М.: Дрофа, 2006.
  • Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8 классе. – М.: Просвещение, 2004.
  • Богданова Г. А. Опрос на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 2000.
  • Купалова А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. – М.: Дрофа, 2001.
  • Воителова Т. Л. Русский язык. Дидактические материалы. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2005.
  • Иссерс О. С., Кузьмина Н. А. Новые тесты. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2008
  • Рабочие программы по русскому языку 5-9 классы (по программе под ред. В. В. Бабайцевой). Методическое пособие / сост. Г. М. Вялкова. – М.: Глобус, 2007.
  • Деятельностный подход к обучению русскому языку определяет основную цель преподавания -развитие личности учащегося путем усвоения им основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, формирования у него умений нормативного, целесообразного использования языковых средств через различные виды деятельности
  • Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл., 10-11 кл./ сост. Е. И. Харитонова - М.: Дрофа, 2008.
  • Граник Г.Г., Бондаренко СМ., Концевая Л.А. Секреты орфографии.- М, 1994
  • Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М., 1995
  • Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. - М., 1987
  • Леденева В.В. Русский язык. Лексика. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005
  • Леденева В.В. Русский язык. Фонетика. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005
  • Войлова К.А. Русский язык. Орфография. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005
  • Шаповалова Т.Е. Морфемика и словообразование. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005
  • Канафьева А.В., Леденева В.В. Русский язык. Имя существительное. Тематическая тетрадь. -М.: Дрофа, 2005

III.  Учебные диски и мультимедийные электронные учебники, энциклопедии

CD «Большая Советская энциклопедия»

CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (Мультимедийная энциклопедия)

1С Репетитор. Русский язык.

1С Репетитор. Русский язык. Варианты ЕГЭ 2006

1С Репетитор. Тесты по пунктуации

СD Репетитор-тренажёр. Русский язык. Основной курс.

СD Конструктор тестов. Тренажёр.

СD «Энциклопедия русского языка»

Образовательные электронные ресурсы:

http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

http://www.9151394.ru/projects/liter/uroksoch/index.html - Дистанционный семинар

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.

http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

http://vschool.km.ru/ - виртуальная школа Кирилла и Мефодия (русский 5-6)

http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://school-sector.relarn.ru/ -школьный сектор ассоциации РЕЛАРН

http://pedsovet.alledu.ru/ -Всероссийский августовский педсовет

http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/ 

Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/ 

Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp 

Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/ 

Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm 

Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4 

Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/ 

Санкт-Петербургские Ведомости (Русский язык на рубеже тысячелетий) http://www.vedomosty.spb.ru/2001/arts/spbved-2473-art-17.html 

Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/

Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/ 

Уроки русского языка в школе Бабы-Яги http://sertolovo.narod.ru/1.htm 

Ярославский институт развития образования. Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.iro.yar.ru:8101/resource/distant/russian_language/index3.htm 

Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm 

Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html

Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/ 

Толковый словарь В.И. Даля  http://www.slova.ru/ 

Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/ 

Словарь-справочник русского языкаhttp://slovar.boom.ru/ 

Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html 

Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/ 

Русский язык. Тест-экзамены, 9-11 классы http://main.emc.spb.ru/Staff/KNV/otvet/russian/RUS11.HTM 

Говорим по-русски! http://www.echo.msk.ru/headings/speakrus.html 

Словесник http://slovesnik-oka.narod.ru/ 

Русское письмо http://character.webzone.ru 

Редактор.ru http://www.redactor.ru/ 

Ономастикон. Русские фамилии http://express.irk.ru/1000/fam/index.htm 

Словесник http://www.slovesnik.ru

Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/ 

Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm 

Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/ 

Русское слово http://www.rusword.com.ua 

Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm

Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm

Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2

Технические средства обучения.

  • Компьютер
  • Проектор      
  • Принтер

Программные средства.

Календарно – тематическое планирование

урока

Тема урока

Часы

Тип

урока

Содержание

урока

Вид

контроля

Домашнее

задание

Дата проведения

План

Факт

Вводный урок (1 час)

1

Русский язык как государственный язык РФ и средство межнационального общения народов России и стран СНГ.

1

Вводный,

урок- лекция

Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Русский язык – средство межнационального общения народов России и стран содружества независимых государств

Ответить на вопросы: в каких сферах деятельности русский язык используется как государственный; сколько государственных языков может быть в одной стране; какие вы знаете слова, вошедшие в русский язык народов, населяющих Россию?

Упр.2, сделать виды разбора: яростный1(1вар), язык1(2вар), друг1 (1вар), вызов1 (2вар)

Повторение изученного в V-VII классах (8 ч).

2

Лексика и фразеология

1

Повторительно-обобщающий урок (ПОУ)

Словарный состав языка с точки зрения происхождения, употребления и стилистической окраски

Анализ текстов. Упр. 9, рассказать о связи предложений в тексте

Упр.5, стр.7(устно); записать  4 фразеологизма, их происхождение

3

Морфемика и орфография

1

ПОУ

Морфемика. Способы словообразования. Орфография и морфемика.

Распределительный диктант, работа по карточкам

Упр.15,орфограммы 5-7 классов

4

Морфемика и орфография

1

ПОУ

Правописание орфограмм – гласных, орфограмм – согласных в корне слова

Выборочный диктант. План устного сообщения «Правописание безударных гласных в корне», «Правописание согласных в корне»

Упр.26

Орфограммы  5-7 классов

5

Морфология. Орфография

1

ПОУ

Система частей речи в русском языке. Принцип выделения частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи

Тема. Диктант «Проверяю себя»

Упр.30 орфограммы 5-7 классов

6

Морфология. Орфография

1

ПОУ

Буквы Н и НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий

Словарный диктант.

Упр.32 орфограммы 5-7 классов

7

Синтаксис

1

ПОУ

Знаки препинания при однородных членах, причастных и деепричастных оборотах. Грамматическая основа предложения.

Объяснительный диктант

Упр.36, сделать синтаксический разбор предложения.

8

Синтаксис

1

ПОУ

Знаки препинания при однородных членах, причастных и деепричастных оборотах. Грамматическая основа предложения.

Графический диктант

Упр.39 орфограммы 5-7 классов

 9

Входной контрольный диктант (№1)

1

Урок контроля

Гласные и согласные в корне слова. Правописание Н и НН, в разных частях речи. Правописание НЕ с разными частями речи. Знаки препинания в простом предложении.

Диктант

Повторить словарные слова, орфограммы 5-7 классов

Синтаксис и пунктуация (3 ч)

10

Виды связи

1

Урок    усвоения      нового материала.

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.

Составление словосочетаний по схемам, распределение по группам в зависимости от главного слова

Упр.45, из упр.44 выписать слова с пропущенными буквами, объяснить орфограммы графически

11

Способы подчинительной связи

1

Урок    усвоения      нового материала.

Способы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Цифровой диктант.

П.158, упр.52 орфограммы 5-7 классов

12

Способы подчинительной связи

1

Урок    усвоения      нового материала.

Способы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Синонимичная замена словосочетаний

П.158, упр.53 орфограммы 5-7 классов

Словосочетание и предложение (6 ч + 2 ч)

13

Основные виды словосочетаний.

1

Урок    усвоения      нового материала.

Словосочетание. Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные.

Объяснительный диктант

П.159, упр.61 орфограммы 5-7 классов

14

Цельные словосочетания

1

Урок    усвоения      нового материала.

Цельные словосочетания

Записать текст, выделить предложения с цельными словосочетаниями, подчеркнуть их как челны предложения

П.160,упр.65 орфограммы 5-7 классов

15

Понятие о предложении. Строение предложения, его виды по цели и эмоциональной окраске

1

Урок    усвоения      нового материала.

Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений

Объяснительный диктант. Упр.68, используя опорный материал, сделать вывод, какой признак предложения является для вас новым?

Упр.70, п.161-164 орфограммы 5-7 классов

16

Основные виды предложений. Логическое ударение и порядок слов в предложении

1

Урок    усвоения      нового материала.

Простое предложение. Основные виды простого предложения. Логическое ударение и порядок слов в предложении

Разбор предложений по членам. Конструирование предложений с заданной грамматической основой.

П.165-167, упр.79 орфограммы 5-7 классов

17

18

Текст. Микротекст. Микротема.

Приемы сжатия текста.

2

Урок развития речи

Текст. Признаки текста. Микротема. Микротекст

Обучение приемам компрессии текста

Повторить словарные слова, п.161-167 орфограммы 5-7 классов

19

Повторим орфографию. Орфограммы корня

1

ПОУ

Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание корней с чередованием

Объяснительный диктант. Устное сообщение о правописании гласных в корне.

Упр.103 орфограммы 5-7 классов

20

Контрольный тест №1 по теме «Словосочетание и предложение»

1

Урок контроля

Словосочетания. Виды словосочетаний. Способы связи.

Виды простого предложения.

Тест

Повторить словарные слова, орфограммы 5-7 классов

Главные члены предложения (6ч)

21

Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения

1

Урок    усвоения      нового материала.

Подлежащее. Способы его выражения. Особые случаи согласования подлежащего и сказуемого

Конструирование предложений. Составление таблицы «Способы выражения подлежащего».

П.168, упр.107,108 орфограммы 5-7 классов

22

Сказуемое и его основные типы

1

Урок    усвоения      нового материала.

Виды сказуемого: простое глагольное, составное именное. Способы выражения простого глагольного сказуемого

Подготовка устного сообщения «Способы выражения простого глагольного сказуемого» Составление предложения с глагольными фразеологизмами в роли сказуемых.

П.169, упр.116 орфограммы 5-7 классов

23

Сказуемое и его основные типы

1

Урок    усвоения      нового материала.

Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения

Составить план параграфа, проиллюстрировать каждый пункт плана своими примерами

П.169, упр.118 орфограммы 5-7 классов

24

Сказуемое и его основные типы

1

Урок    усвоения      нового материала.

Составное именное сказуемое. Способы его выражения

Устное сообщение «Способы выражения составного именного сказуемого». Комментированное письмо

П.169, упр.122 орфограммы 5-7 классов

25

Тире между подлежащим и сказуемым

1

Урок    усвоения      нового материала.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым

Составление предложений со сказуемым с нулевой связкой. Диктант «Проверяю себя»

П.174, упр.131 орфограммы 5-7 классов

26

Тире между подлежащим и сказуемым

1

Урок    усвоения      нового материала.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым

Тренировочные упражнения

Повторить словарные слова, орфограммы 5-7 классов

Второстепенные члены предложения (10+3 часа)

27

Второстепенные члены предложения. Определение

1

Урок    усвоения      нового материала.

Второстепенные члены предложения. Определения: согласованные, несогласованные. Трудное случаи согласования определяемым словом. Способы выражения определений

Творческая работа (подбор к определяемым словам нужных определений)

П.175, упр.151 орфограммы 5-7 классов

28

Согласованные и несогласованные определения

1

Урок    усвоения      нового материала.

Определения:  согласованные, несогласованные. Трудные случаи согласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений

Творческое списывание

П.175, упр.148 орфограммы 5-7 классов

29-30

Приложение

2

Урок    усвоения      нового материала.

Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении.

Составление плана теоретического материала.

Каждый пункт плана проиллюстрировать своими примерами

П.176, упр.161

орфограммы 5-7 классов

П.176, упр.160

31

Приложение

1

Урок    усвоения      нового материала.

Знаки препинания при приложении.

Осложненное списывание

П.176, упр.162

орфограммы 5-7 классов

32

Дополнение

1

Урок    усвоения      нового материала.

Дополнение как второстепенный член предложения. Способы   его выражения.

Разбор предложений по схемам.

П.177, упр.164 орфограммы 5-7 классов

33

Цепная и параллельная связь в тексте

1

Урок развития речи

Цепная и параллельная связь в тексте

Анализ текстов

П.7 (Р.р.), упр.79 (по вариантам)

34

Контрольное сжатое изложение (№1)

1

Урок развития речи

Тема. Основная мысль текста Микротема. Микротекст. Заголовок План текста.

Сжатое изложение

Повторить словарные слова, орфограммы 5-7 классов

35

Обстоятельство. Виды обстоятельств.

1

Урок    усвоения      нового материала.

Обстоятельство. Способы выражения обстоятельств.

Заполнить таблицу «Виды обстоятельств» своими примерами.

П.178, упр.171 орфограммы 5-7 классов

36

Обстоятельство. Виды обстоятельств.

1

Урок    усвоения      нового материала.

Обстоятельство. Способы выражения обстоятельств.

Взаимодиктант

П.178, упр.172 орфограммы 5-7 классов

37

Тест по теме «Второстепенные члены предложения»

1

Урок контроля

Главные и второстепенные члены предложения

Тест

Орфограммы 5-7 кл., словарные слова

38

Повторим орфографию. Орфограммы в приставках

1

ПОУ

Орфограммы в приставках. Различение приставки НЕ и частицы НЕ

Выборочный диктант. Осложнённое списывание

Упр.191 орфограммы 5-7 классов

39

Контрольное сочинение на морально-нравственную тему  (№1)

1

Урок развития речи

Умение писать сочинение на морально-нравственную тему, осуществляя выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме

Сочинение

Орфограммы 5-7 кл., словарные слова

Односоставные предложения (6 ч)

40

Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения

1

Урок    усвоения      нового материала.

Понятие об односоставных предложениях. Основные виды односоставных предложений по строению и значению. Определенно – личные предложения. Их структура и смысловые особенности

Взаимодиктант. Разбор предложений по теме.

П.180-181, упр.197 орфограммы 5-7 классов

41

Неопределенно-личные предложения

1

Урок    усвоения      нового материала.

Неопределенно – личные предложения и их особенности

Зрительный диктант

П.182, упр.212 орфограммы 5-7 классов

42

Безличные предложения

1

Урок    усвоения      нового материала.

Безличные предложения и их особенности

Объяснительный диктант. Упр. 219. Составить таблицу                   «Способы выражения сказуемого безличном предложении», заполнить её своими примерами

П.183, упр.224 орфограммы 5-7 классов

43

Назывные предложения

1

Урок    усвоения      нового материала.

Назывные предложения и их смысловые и структурные особенности

Упр. 231.Создать небольшие тексты (темы зарисовок: «в лесу», «на стадионе» и др.), используя в них назывные предложения для того, чтобы  кратко обрисовать время и место действия и назвать предмет мысли

П.184, упр.228 орфограммы 5-7 классов

44

Промежуточный контроль. Контрольный диктант (№2)

1

Урок контроля

Знаки препинания при однородных членах предложения

Диктант

Орфограммы 5-7 кл., словарные слова

45

Обобщение по теме «Односоставные предложения»

1

ПОУ

Односоставные предложения, их грамматические признаки. Виды односоставных предложений. Морфологические средства выражения  главных членов.

Зачет

Упр.236 орфограммы 5-7 классов

Полные и неполные предложения (1 ч)

46

Особенности строения полных и неполных предложений

1

Урок    усвоения      нового материала

Понятие о неполных предложениях. Предложения полные и неполные. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении.

П.185, упр.244 орфограммы 5-7 классов

Предложения с однородными членами (12 ч)

47

Однородные члены. Союзы при однородных членах предложения

1

Урок    усвоения      нового материала

Предложения с однородными членами. Средство связи однородных членов предложений. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами.

Выборочное письмо с составлением схем. Ответить на вопрос: что нового вы узнали об однородных членах?

П.186-187, упр.262 орфограммы 5-7 классов

48

Однородные члены. Союзы при однородных членах предложения

1

Урок    усвоения      нового материала

Однородные члены, связанные с сочинительными союзами и пунктуация при них.

Комментированное письмо, составление схем. Конструирование предложений по схемам

П.186-187, упр.271 орфограммы 5-7 классов

49

Обобщающие слова при однородных членах предложения

1

Урок    усвоения      нового материала

Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при них.

Составление предложений с данными рядами однородных членов.

П.188, упр.278 орфограммы 5-7 классов

50

Обобщающие слова при однородных членах предложения

1

Урок    усвоения      нового материала

Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при них.

Графический диктант.

П.188, упр.280, 281 орфограммы 5-7 классов

51

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

Урок закрепления изученноого

Предложения с однородными членами. Средство связи однородных членов предложений. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами.

Составить схемы, вставить в предложение обобщающие слова.

Упр.274 орфограммы 5-7 классов

52

Однородные члены предложения как средство выразительности речи

1

Урок    усвоения      нового материала

Однородные члены предложения как средство выразительности речи. Бессоюзие. Многосоюзие параллелизм

Выборочный диктант

Р.р. упр.266 (домашнее сочинение) орфограммы 5-7 классов

53

Однородные и неоднородные определения

1

Урок    усвоения      нового материала

Однородные и неоднородные определения.

Списывание с грамматическим заданием.

П.189, упр.288 орфограммы 5-7 классов

54

Однородные и неоднородные определения

1

Урок    усвоения      нового материала

Однородные и неоднородные определения.

Предупредительный диктант

П.189, упр.291 орфограммы 5-7 классов

55

Однородные и неоднородные определения

1

Урок    усвоения      нового материала

Однородные и неоднородные определения.

Графический диктант.

П.189, упр.294 орфограммы 5-7 классов

56

Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения»

1

Урок    усвоения      нового материала

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Средства связи однородных членах предложения. Интонационное и пунктуационные особенности предложений с однородными  членами.

Взаимодиктант.

Упр.295 (1,2 абзац) орфограммы 5-7 классов

57

Повторим орфографию. Орфограммы в суффиксах

1

ПОУ

Правописание гласных О, И, Е после шипящих в суффиксах. –Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных, в суффиксах прилагательных

Устные сообщения на основе обобщающих таблиц (упр.299, 300,302, 306)

Упр.309 орфограммы 5-7 классов

58

Контрольный диктант (№3)

1

Урок контроля

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Средства связи однородных членах предложения.

Диктант

Орфограммы 5-7 кл., словарные слова

Обособленные и уточняющие члены предложения (20+6 ч)

59

Понятие об обособлении

1

Урок    усвоения      нового материала

Понятие об обособлении второстепенных членов предложения

Комментированное письмо

П.190-191, п.175 повторить, упр.315 орфограммы 5-7 классов

60

Обособление согласованных определений

1

Урок    усвоения      нового материала

Обособление согласованных определений

Конструирование предложений. Замена необособленных определений обособленными

П.192, упр.322 орфограммы 5-7 классов

61

Обособление согласованных определений

1

Урок    усвоения      нового материала

Согласованные определения и их обособление

Объяснительный диктант, полный синтаксический разбор предложения.

П.192, упр.336 орфограммы 5-7 классов

62

Обособление несогласованных определений

1

Урок    усвоения      нового материала

Несогласованные определения и их обособление

Конструирование предложений. Замена необособленных определений обособленными

П.192, упр.338 орфограммы 5-7 классов

63

Заглавие как средство связи предложений в тексте.

1

Урок развития речи

Роль заглавия как средства связи в тексте, роль композиционного стыка.

Работа с текстами

64

Контрольное изложение (№2)

1

Урок развития речи

Тема. Основная мысль текста Микротема. Микротекст. Заголовок План текста.

Изложение

Орфограммы 5-7 кл., словарные слова

65

Обособление приложений

1

Урок    усвоения      нового материала

Обособление приложений

Цифровой диктант, выборочный диктант

П.194, упр.350 орфограммы 5-7 классов

66

Обособление приложений

1

Урок    усвоения      нового материала

Обособление приложений

Взаимодиктант.

П.194, упр.357 орфограммы 5-7 классов

67

Обособление дополнений

1

Урок    усвоения      нового материала

Обособление дополнений

Распределительный диктант.

П.195, упр.362 орфограммы 5-7 классов

68

Обособление дополнений

1

Урок    усвоения      нового материала

Обособление дополнений

Объяснительный диктант

П.195, упр.363 орфограммы 5-7 классов

69

Обособление деепричастных оборотов

1

Урок    усвоения      нового материала

Обособление деепричастных оборотов

Объяснительный диктант

П.196, упр.371 орфограммы 5-7 классов

70

Обособление деепричастных оборотов

1

Урок    усвоения      нового материала

Обособление деепричастных оборотов

Придумать и записать  предложения, используя в них  деепричастные обороты, фразеологические обороты.

П.196, упр.381 орфограммы 5-7 классов

71

Рассуждение. Сравнение разновидность рассуждения

1

Урок развития речи

Сочинение - рассуждение. Композиция текста, языковые средства сцепление его частей, выражение сходства и различия сопоставляемых понятий

Сочинение -рассуждение  

Подготовить рабочие материалы к сочинению

72

Сочинение – рассуждение.

1

Урок развития речи

Сочинение - рассуждение. Композиция текста, языковые средства сцепление его частей, выражение сходства и различия сопоставляемых понятий

Сочинение («В чем сходство и различие краткой формы прилагательного и причастия?» и др.).  

Дописать сочинение

73

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

1

Урок    усвоения      нового материала

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

Творческий диктант

П.197, упр.384 орфограммы 5-7 классов

74

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

1

Урок    усвоения      нового материала

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

Тест

П.197, упр.386 орфограммы 5-7 классов

75

Обобщение изученного материала по теме «Обособленные члены предложения»

1

ПОУ

Обособление второстепенных членов предложения. Постановка знаков препинания при обособлении. Наблюдения при употреблении предложений с обособленными членами в устной и письменной речи

Предупредительный диктант

Упр.498 орфограммы 5-7 классов

76

Контрольный тест (№2)

1

Урок контроля

Обособление второстепенных членов предложения. Постановка знаков препинания при обособлении.

Тест

Индивидуальные карточки

77

Контрольный диктант (№4)

1

Урок контроля

Обособление второстепенных членов предложения. Постановка знаков препинания при обособлении.

Диктант

Орфограммы 5-7 кл., словарные слова

78-79

Киносценарий

2

Урок развития речи

Киносценарий как одна из форм сочинения.

Составление фрагментов киносценария на основе 5 главы повести. А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (составление текста для закадрового голоса, диалогов, определения состава действующих лиц).

Орфограммы 5-7 кл., словарные слова

80

Обособление уточняющих членов предложения

1

Урок    усвоения      нового материала

Обособление уточняющих членов предложения

Выразительное чтение предложений. Составление предложений. Синтаксический разбор.

П.198, упр.392 орфограммы 5-7 классов

81

Обособление уточняющих членов предложения

1

Урок    усвоения      нового материала

Обособление уточняющих членов предложения

Выразительное чтение предложений. Составление предложений. Синтаксический разбор.

П.198, упр.395 орфограммы 5-7 классов

82

Обособление уточняющих членов предложения

1

Урок    усвоения      нового материала

Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенность.

Диктант. «Проверяю себя»

П.198, упр.402 орфограммы 5-7 классов

83

Урок-практикум. Слитное, дефисное и раздельное написание слов

1

ПОУ

Слитное, раздельное, дефисное написание разных частей речи

Осложненное списывание

Упр.409 орфограммы 5-7 классов

84

Контрольный диктант (№5)

1

Урок контроля

Главные и второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Осложненное простое предложение. Знаки препинания в простом предложении.

Диктант

Орфограммы 5-7 классов, пунктограммы 8 класса

Вводные слова, предложения (3 ч)

85

Предложения с вводными словами, словосочетаниями предложениями

1

Урок    усвоения      нового материала

Предложения с водными словами, словосочетаниями и предложениями

Заполнить таблицу «Значения вводных слов» своими примерами.

П.199, упр.422 орфограммы 5-7 классов

86

Предложения с вводными словами, словосочетаниями предложениями

1

Урок    усвоения      нового материала

Предложения с водными словами, словосочетаниями и предложениями

Взаимодиктант

П.199, упр.432 орфограммы 5-7 классов

87

Предложения с вводными словами, словосочетаниями предложениями

1

Урок    усвоения      нового материала

Предложения с водными словами, словосочетаниями и предложениями

Тест

П.199, упр.508 орфограммы 5-7 классов

Обращение (3 ч + 2 ч)

88-89

Контрольное сочинение (№2)

2

Урок развития речи

Умение писать сочинение, осуществляя выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме

Сочинение - портрет

Индивидуальные карточки

90

Предложения с обращениями

1

Урок    усвоения      нового материала

Обращение, его функции и способы, выражения. Выделительные знаки препинания при обращении

Предупредительный диктант

П.200, упр.446 орфограммы 5-7 классов

91

Предложения с обращениями

1

Урок    усвоения      нового материала

Обращение, его функции и способы, выражения. Выделительные знаки препинания при обращении

Словарный диктант

П.200, упр.447 орфограммы 5-7 классов

92

Предложения с обращениями

1

Урок    усвоения      нового материала

Обращение как средство связи предложений в тексте. Публичное выступление на общественно значимую тему

Подготовка рабочего материала (выбор темы, определение аудитории, цели своего выступления)

П.200, упр.449 орфограммы 5-7 классов

Слова-предложения (3 ч)

93

Особенности слов-предложений

1

Урок    усвоения      нового материала

Особенности слов-предложений

Словарный диктант

П.201, упр.459 (По вариантам) орфограммы 5-7 классов

94-95

Обобщение изученного материала по темам «Уточняющие члены предложения», «Вводные слова», «Предложения с обращениями»

2

ПОУ

Обобщение изученного материала по темам «Уточняющие члены предложения», «Вводные слова», «Предложения с обращениями»

Тренировочные упражнения

Тест

Упр.512 орфограммы 5-7 классов

Повторение изученного в VIII классе (9+1 ч)

96

Промежуточная аттестация.  Контрольное изложение  (№3)

1

Урок контроля

Тема. Основная мысль текста Микротема. Микротекст. Заголовок. План текста.

Изложение

Орфограммы 5-7 кл., словарные слова

97

Словосочетание

1

ПОУ

Словосочетание

Тренировочные упражнения

Упр.467 орфограммы 5-7 классов

98

Односоставные и неполные предложения

1

ПОУ

Односоставные и неполные предложения

Тренировочные упражнения

Упр.469 орфограммы 5-7 классов

99

Предложения с однородными членами

1

ПОУ

Предложения с однородными членами

Тренировочные упражнения

Упр.471(устно) орфограммы 5-7 классов

100

Психологический портрет.

1

Урок развития речи

Психологический портрет.

Тренировочные упражнения

орфограммы 5-7 классов

101

Предложения с обособленными членами предложения

1

ПОУ

Предложения с обособленными членами предложения

Тренировочные упражнения

Упр.481 орфограммы 5-7 классов

102

Предложения с обращениями, вводными словами, слова-предложениями

1

ПОУ

Предложения с обращениями, вводными словами, слова-предложениями

Тренировочные упражнения

Упр.507 орфограммы 5-7 классов

103

Предложения с обращениями, вводными словами, слова-предложениями

1

ПОУ

Предложения с обращениями, вводными словами, слова-предложениями

Тренировочные упражнения

104-

105

Резервный урок

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой

Данные рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 5 класса,обучающихся по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой....

рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой

Данные рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 6 класса,обучающихся по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой....

Рабочие программы по русскому языку 7-9 по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой

Данные рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 7-9 классов,обучающихся по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой....

Рабочая программа по русскому языку, 9 класс. К учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой

Рабочая программа составлена с учетом 3 часа в неделю и рассчитана на подготовку к ГИА....

Рабочая программа по русскому языку 7 класс к учебному комплексу под редакцией Львовой С. И.

Материал содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование по русскому языку 7 класс (Львова С. И.) на  2013-2014 уч. год...

Рабочая программа по русскому языку на 2015-2016 учебный год для 7 класса

Рабочая программа по русскому языку на 2015-2016 учебный год для 7 класса...