Карточки по русскому языку для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Кулагина Марина Владиславовна

Данный учебный материал помогает учителю отработать с учащимися задания части 2 ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartochki_dlya_9_kl.docx34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Карточка № 1.

  1. Замените словосочетание из уст народа синонимичным со связью согласование.
  2. Среди предложений 17–24 найдите сложное предложение с бессоюзной 

и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(17)Мне было стыдно. (18)Весь следующий день я думал о Шарике, пытался убедить себя, что не очень виноват в случившемся: куда я мог его тогда взять, ведь я сам не знал, куда мне приткнуться. (19)Но он ведь был твоим лучшим другом! (20)И разве есть ему дело до таких тонкостей?!(21)А потом я встретил одноклассника. (22)Он рассказал мне, что Шарик очень скучал после моего отъезда, всё искал меня, бегал на дорогу, выл по ночам…(23)Я ходил по деревне в надежде встретить Шарика, но он, завидев меня, из последних своих старческих сил убегал от меня. (24)Но потом заскулил, лёг и закрыл глаза.

3. Выпишите грамматическую основу предложения  Но он ведь был твоим лучшим другом!

4. Какое слово не является причастием? Выпишите это слово.

усевшись               блистающая           уронивший                 покрытые

5. Среди предложений 14–18 найдите предложение с обособленным обстоятельством..

(14)Но он даже не оглянулся. (15)Я видел, что он узнал меня, но не хотел узнавать человека, которого считал лучшим другом, который предал его, бросив на произвол судьбы. (16)Эта встреча была неприятна ему…(17)Мне было стыдно. (18)Весь следующий день я думал о Шарике, пытался убедить себя, что не очень виноват в случившемся: куда я мог его тогда взять, ведь я сам не знал, куда мне приткнуться. 

Карточка № 2.

  1. Замените словосочетание читательская работа синонимичным со связью управление.
  2. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Я давно забыл о нём,(1) а он вот ковыляет по-стариковски мне навстречу и всё ещё не видит меня. Я вспомнил,(2) как мы делили с ним наши горькие дни,(3) ведь он был единственным моим другом,(4) как он провожал меня до наезженной дороги,(5) не подозревая,(6) что я уезжаю навсегда.

  1. Какое слово не является причастием? Выпишите это слово.

оборудованное                робея          построенный           доносившиеся

  1. Выпишите грамматическую основу предложения.  

На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошел еще вчера вечером.

  1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.

И я понял,(1) что она никого не ждёт,(2) а выбирает себе хозяина. Бездомная жизнь,(3) без сомнения,(4) была ей уже невмоготу,(5) и она выбирала хозяина.

Карточка № 3.

  1. Какое слово не является деепричастием? Выпишите это слово.

разгораясь         рассмотрев            засиял              не пропуская

  1. Замените словосочетание человеческая мудрость синонимичным  со связью управление.
  2. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

    Но что удивительно: пока я нёс его домой, он хрипел, задыхался, но пытался лизнуть меня    своим мягким шершавым языком.

  1. Среди предложений 14–20 найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

14)Когда я добежал до него, Уродливый был сильно покусан. (15)Он лежал, свернувшись в клубок, смежив единственный глаз, и след от слезы пересекал его нос. (16)Но что удивительно: пока я нёс его домой, он хрипел, задыхался, но пытался лизнуть меня своим мягким шершавым языком. (17)Я нёс его домой и больше всего боялся навредить ему ещё больше. (18)А он тем временем пытался лизнуть моё ухо. (19)Я прижал его к себе. (20)Он коснулся головой ладони моей руки, его золотой глаз повернулся в мою сторону, и я услышал мурлыкание.

             5. Выпишите грамматическую основу предложения.  

                        Он опаздывал, отчего мы не могли начать представление вовремя.

Карточка № 4.

  1. Выпишите грамматическую основу предложения  Так оно и было на самом деле.
  2. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Если бы не множество болячек,(1) его,(2) наверное,(3) можно было бы назвать тёмно-серым полосатым котом со двора. У любого,(4) хоть раз посмотревшего на него,(5) возникала одна и та же реакция: до чего же уродливый кот.

  1. К словосочетанию  законы языка  подберите синонимичное со связью согласование.
  2. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

Меня лупили по спине, по голове, но я не чувствовал боли, а яростно вертелся, норовя вскочить и протаранить кого-нибудь ещё.

  1. Какое слово не является деепричастием? Выпишите это слово.

Разгораясь       рассмотрев         засиял          не пропуская

Карточка № 5.

  1. Замените словосочетание  бессонных ночей  синонимичным со связью управление.
  2. Выпишите грамматическую основу предложения

Он тяжело дышал, глядя хмуро на удаляющихся мальчишек.

  1. Какое слово не является причастием? Выпишите это слово.

усевшись                  блистающая          уронивший        покрытые

  1. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

Водитель, недовольный, остановил автобус, и я, видя только счастливые глаза Шарика и уже не поникший хвост, выскочил на пыльную просёлочную дорогу.

  1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Женщина достала из сумки булку,(1) положила её перед собакой,(2) но та не ела,(3) глядела в глаза женщине: она понимала,(4) что от неё хотят отделаться подачкой. Тогда женщина опустилась на корточки и погладила её по голове,(5) протянула ей булочку,(6) и собака начала есть,(7) то и дело поглядывая на женщину: она боялась,(8) что та уйдёт.

Карточка № 6.

  1. Выпишите грамматическую основу предложения

Утро было чудесным: умытый  лес  улыбался, пели птицы.

  1. Замените словосочетание  насмешливо отвечал синонимичным со связью управление.
  2. Среди предложений 4–8 найдите сложное предложение с бессоюзной

и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(4)Наконец, тепло солнца произвело нужный эффект; воздушный напор усилился, легко рассеял туман и вылился по реям в алые формы, полные роз. (5)Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, всё было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости. (6)Пока «Секрет» шёл руслом реки, Грэй стоял у штурвала, не доверяя руля матросу, – он боялся мели. (7)Рулевой сидел рядом и по-прежнему  не чувствовал никакой связи между алым убранством и прямой целью Грэя.

– (8)Теперь, – сказал Грэй, – когда мои паруса рдеют, ветер хорош, а в сердце моём больше счастья, чем у слона при виде небольшой булочки, я попытаюсь настроить вас своими мыслями, как обещал в Лиссе.        

  1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводной конструкции.

Короче говоря,(1) школьная жизнь шестиклассника Чумака была очень даже непростой. А Наталью Лоскутикову выделял он не только за ум и за глаза её небесной радости. Главное,(2) что жизнь у неё в школе была ясная,(3) потому что за отметками Наталья не гонялась,(4) они сами к ней липли,(5) как мухи на сладкое.

  1. Выписать словосочетание со связью примыкание

запахи лесов, перечень событий, сейчас поймёте, писательский билет

Карточка № 7.

  1. Укажите словосочетание со связью управление.

 впервые поразился,  однажды посмотрел,  открой книгу,   по-настоящему взволнован

  1. Выпишите грамматическую основу предложения

Зелень сохранила свою свежесть до начала июля вследствие того, что весна была сырая.

  1. Замените словосочетание из уст народа синонимичным со связью согласование.
  2. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

Теперь, когда машины повернули к перевалу, море осталось позади, и перед   глазами стоял шумный горный лес.

  1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Старший так и не понял,(1) что никто не может сделать человека счастливым,(2) кроме него самого. Каждый человек – творец своего счастья,(3) и,(4) пока Старший это не осознает,(5) он так и будет жить со своей неосуществлённой мечтой.

Карточка № 8.

1. Укажите словосочетание со связью управление.

властительная тяга,   отечественная культура,   история народа,   святой язык

2.Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

В той комнате,  где я живу, почти никогда не бывает солнца.

3. Замените словосочетание товарищеской обязанностью синонимичным со связью управление.

4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ.

1) Он ходил вразвалку и обязательно задевал за край стола или сбивал стул.

2) В мечтах из толстого и косолапого он превращался в стройного и гибкого, а в движениях появлялись ловкость и сноровка.

3) Разве так обращаются с благородным рыцарем?

4) Друг и не подозревал, что ранил Васю в самое сердце.

5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.

У него все валилось из рук,(1) все не ладилось. Одним словом,(2) тюфяк. Куртка в обтяжку,(3) штаны плотно облегали ноги.

Карточка № 9.

  1. Замените словосочетание БЕЗЫМЯННЫМ РЫЦАРЕМ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
  2. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Потому что у рыцарей обычно были звучные иностранные имена — Ричард, (1)или Родриго, (2)или Айвенго. Его же звали просто Вася ,(3) и это имя не подходило для рыцаря. В мечтах из толстого и косолапого он превращался в стройного и гибкого,(4) а в движениях появлялись ловкость и сноровка.

  1. Из предложений 17-19 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н».
  1. То, что он тюфяк, было написано у него на лице, угадывалось в его медленных, вялых движениях, звучало в глуховатом голосе. 18) Никто не догадывался, что скрывается под этой некрасивой толстой оболочкой. 19) А в его груди билось благородное сердце рыцаря.
  1. Среди предложений 3-5 найдите сложное предложение с союзной подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

3)Если в классе писали контрольную работу, то ему всегда не хватало времени — он раскачивался только к концу урока. 4) Если он пил чай, то на столе вокруг его блюдца образовывалась большая чайная лужа. 5) Он ходил вразвалку и обязательно задевал за край стола или сбивал стул.

      5. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

Если в классе писали контрольную работу, то ему всегда не хватало времени, он раскачивался только к концу урока.

Карточка № 10.

1.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ЭПИТЕТ.

1)На исходе прозрачного апрельского дня к бабе Настасье пожаловали незваные гости.

2)Старые газеты — это макулатура, — тут же пояснил соседский мальчик Леня.

3)Нет у меня немецкой каски.

4)И вскоре ребята увидели в ее руках какой-то бумажный треугольник.

 2.Из предложений 61-65 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -С-, если после неё следует ГЛУХОЙ согласный».

61)Бабе Настасье надоело любопытство гостей. 62)Она заволновалась, вспыхнула. 63)Сердитой скороговоркой произнесла:

— 64)Никаким он не был героем.65) Давайте сюда письмо!

3.Замените словосочетание ОБИЖЕННО ПРОБУРЧАЛ, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.

4.Выпишите грамматическую основу предложения 

Шаркая ногами, подошла к комоду, стала искать письмо за зеркалом.

5.Среди предложений 11-13 найдите предложение с обособленным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

 - 11) Старые газеты — это макулатура, — тут же пояснил соседский мальчик Леня.

 - 12) А нам нужны реликвии войны.

- 13) Может быть, у вас есть штык или немецкая каска? — спросила стоявшая в дверях конопатенькая девочка в платке, соскользнувшем на плечи.

Карточка № 11.

1.Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

Давно уже содержимое ящиков письменного стола потеряло для меня всякий интерес, но, чтобы развлечь гостя, я показал ему какие-то инструменты, коллекцию пересохших, почти рассыпающихся бабочек 

2.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Я ждал,(1) что он,(2) конечно,(3) расплачется,(4) и хотел этого,(5) но он не заплакал. Он посмотрел на меня – странно,(6)без тени страха или злости,(7) даже обиды не было в его раскосых,(8) тёмно-карих глазах,(9) лишь удивление и словно бы вина.

3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Раздражение моё против гостя росло.

2) Я видел его подпухший нос, тонкое лицо, шелковистые брови, непрочное, нежное, будто фарфоровое, лицо, и горло забило картофелиной.

3) Он выметнулся из кресла, подошёл ко мне и протянул руку.

4) Я никогда больше пальцем не тронул Оську, как бы он ни задирался, а это случалось порой в первые годы нашей так сложно начавшейся дружбы.

4. Среди предложений 9–16 найдите предложение, осложненное однородными обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

(9)Обветшалые сокровища оставили его равнодушным: кроме альбома, он не нашёл у меня ничего заслуживающего внимания. (10)Чем он живёт, что может его заинтересовать?

– (11)Что ты читаешь, бледнолицый? – замогильным голосом произнёс Оська.

(12)Я мотнул головой на полку с книгами. (13)Он подошёл, взгляд его удивлённых, раскосых глаз забегал по корешкам. (14)Меня злила эта беглость, означавшая, что все книги ему знакомы. (15)При этом он что-то бормотал, то вдруг повышая голос почти до крика, то опадая в шёпот. (16)Затем отчётливо и спокойно сказал, глядя мне в лицо:

5. Замените словосочетание «ударил сильно», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Карточка № 12.

1. Из предложений 33-36 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

(33)Вместо ответа он сунул мне под нос ладонь, а когда я машинально наклонился, то вдруг хлопнул меня по носу и губам и радостно захохотал. (34)Ни слова не говоря, я выпрямился и ударил его кулаком в лицо. (35)Ударил сильно, он отлетел назад, наткнулся на продавленное кресло 
и повалился в его истёртую кожаную глубь. (36)Он потрогал ушиб и увидел на пальцах кровь.

2. Выпишите грамматическую основу предложения

Но до каких пор должен я терпеть его разнузданность?

3.  Среди предложений 22-29 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

– (22)Джека Лондона. (23)Если б читал, помнил бы. (24)Целая серия романов. (25)Все лучшие люди зачитываются. (26)А ты ... (27)Он явно нарывался. (29)Оська явно демонстрировал своё пренебрежение ко мне: он слонялся по комнате, трогал вещи и небрежно отбрасывал, выкрикивал раздражающе непонятные стихи, свистел, пел.

4. Из предложений 5-8 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.
(5)В альбоме с марками его привлекли портреты царей, шахов, султанов, магараджей, президентов и прочих правителей кануна мировой войны, когда этот альбом был выпущен, – коллекцией моей он пренебрёг. (6)Раздражение моё против гостя росло.

– (7)Альбом – вещь, а марки – дерьмо, – подвёл итоги Оська. – (8)Что у тебя ещё есть?

5. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

Я никогда больше пальцем не тронул Оську, как бы он ни задирался, а это случалось порой в первые годы нашей так сложно начавшейся дружбы.



 

 









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по русскому языку при подготовке учащихся к ГИА "Приёмы сжатия текста"

В данном материале указаны основные приёмы сжатия текста при написании изложения на государственной итоговой аттестации по русскому языку. Показаны образцы сжатия частей текста, отдельных предлож...

Материалы практических занятий по русскому языку для подготовки учащихся к ГИА.

Система практических занятий (от простого к сложному) по русскому языку для учащихся 8 -9 классов, позволяющая  начать подготовку к ГИА, познакомиться с формулировками заданий, отработать практич...

Учимся сдавать экзамен по русскому языку (система подготовки учащихся к ЕГЭ)

Элективный курс предлагается ученикам 10-11 классов, чтобы при существующем режиме можно было качественно подготовиться к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Программа курса разработана на основе д...

Практический материал по русскому языку для подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации

Данная работа адресована школьникам, которым предстоит государственная итоговая аттестация в 9 классе, а также преподавателям. Предложенный материал способствует проверке знаний, умений и навыков по о...

Тестовые задания по русскому языку для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ

Тесты содержат несколько вариантов заданий частей А и В экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ...

Практический материал по русскому языку для подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации

Данный практический материал поможет учащимся 9 класса более полно подготовиться к ГИА по русскому языку....