Рабочая программа по письму и развитию речи 6 класс (для детей с у/о)
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Варченко Екатерина Владимировна

Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 6 класса (у/о)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_6_programma.docx31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  специальное (коррекционное) автономное

образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII, VIII вида» _____________________________________________________________________

. г. Москва г.о. Троицк ,ул. Пушковых, д.5, тел. 8 (495)851-50-03

                                                                                                      «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                            директор школы_____________Чечётина Н.П.

                                                                                                             

                                                                             «_____»__________________________2013г.

Рабочая программа по

русскому (родному) языку

грамматике, правописанию и развитию речи

на 2013-2014 учебный год

для 6 б класса

(VIII вид)

Учитель: Варченко Е.В.

 Рассмотрено на заседании ШМО                                            «СОГЛАСОВАНО»

протокол №____ от «___»______2013г.        зам.директора по УВР_____________________

Руководитель ШМО_______________          «____»_____________________________2013г.      

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

(класс 6)    

 (VIII вид)

Образовательная область, предмет – русский (родной) язык

       Данная рабочая программа по грамматике, правописанию и развитию речи разработана на  основе  программы А.К.Аксёновой, Н.Г.Галунчиковой  программ специальных (коррекционных) учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией И.М.Бгажноковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение  предмета грамматика, правописание и развитие речи отводится 4 часа в неделю (136 часов в год).  

По  учебному плану школы  в 6 классе отведено  4 часа в неделю (136 часов в год).                                                                                                            

   Содержание учебной программы по грамматике, правописанию и развитию речи сохранено полностью, а ее прохождение связано с уплотнением содержания по всем разделам, исходя из еженедельной учебной нагрузки,  использованием индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса,  учётом особенностей психо-моторно-речевого развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Обучение русскому языку  носит предметно-практическую направленность, связано с жизнью учеников и осуществляется в 6 классе в течение всего года. Учитывая психологические особенности и возможности детей, материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением. Работа строится концентрически. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний. При отборе учебного материала учитывались возможности детей по усвоению предмета, умению практически применять полученные знания и умения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта каждого ученика класса.  

Используемый учебно-методический комплект: программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией И.М.Бгажноковой. – М.: «Просвещение», 2010, русский язык. 6 класс: учеб. для  спец. (коррекц.) образоват. учреждений  VIII вида / Э.В. Якубовская, Н.Г.Галунчикова – М.: «Просвещение», 2010.

      Материалом для  обучения  предмету помимо УМК является: дидактический раздаточный и иллюстративный материал;  задания графического характера, практические упражнения с элементами творчества; дидактические игры; Э.В. Якубовская Рабочая тетрадь 1 по русскому языку. Состав слова. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида;  Н.Г.Галунчикова;  Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида;  Н.Г.Галунчикова,  Э.В. Якубовская.

Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида; Н.Г.Галунчикова,  Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 4 по русскому языку. Глагол. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида; Е.Я.Кудрявцева. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида. 5-7 кл.

Программа адресована учащимся 6 б класса.

Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов  образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащихся, их потребностей и интересов, но и определяет     необходимость    создания   в   обучении   условий   для    самоопределения их как

личности.  Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Данная рабочая программа определяет в целом оптимальный объем знаний и умений по грамматике, правописанию и развитию речи, который доступен  учащимся. В то же время данный учебный предмет для шестиклассников является необходимым, в связи с коммуникативной направленностью обучения. Что в свою очередь способствует развитию у учащихся умения  общаться с окружающими их людьми в любой обстановке, способствует коррекции недостатков их психофизического развития, познавательных возможностей и интересов. В тех случаях, когда материал труден для вербального восприятия обучающимися, программа предусматривает использование иллюстраций к текстам (упражнениям), позволяющим более полному и точному усвоению предлагаемого материала. Коммуникативно-речевой подход к обучению языку предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Так как приоритетом становится не работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил, а умение применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в её устной и письменной форме. Программа  обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал расположен концентрически, с постепенным наращиванием сведений по каждой обозначенной в программе теме на последующих годах обучения.

Цели и задачи, решаемые при реализации программы:

  • формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
  • получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
  • научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • развитие речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности;
  • решение коррекционно-развивающих задач через увеличение работы над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц;
  • повышение  уровня общего развития учащихся;
  • формирование нравственных качеств школьников;
  • коррекция речи и мышления.

Интеграция с другими предметами:Чтение и развитие речи, математика, предметы эстетического цикла (ИЗО, ручной труд), природоведение, СБО, физическая культура, профессионально-трудовое обучение, музыка, внеклассные мероприятия широкого профиля.

Формы контроля: контрольные диктанты с грамматическим заданием, самостоятельные письменные работы по развитию речи (сочинение, изложение), контрольное списывание, поурочный опрос, дидактические игры, индивидуальные задания творческого характера.

Планируемые результаты:  Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. На  всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи детей, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, цветовосприятия, пространственного восприятия.  Уроки русского языка активно содействуют формированию положительных качеств личности учащихся.  Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе:  благодаря этой работе повышается работоспособность,  увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия,  улучшается  пространственное  восприятие, развивается и совершенствуется наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы  - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности. К концу учебного года учащиеся должны получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики, но с учётом своих потенциальных возможностей. Научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме с помощью педагога. Владеть навыками самоконтроля при самостоятельном выполнении письменных работ.  Быть социально адаптированными.

Основные требования к ЗУН обучающихся предмету соответствуют 2 уровням требований авторской программы, при этом,  исходя из потенциальных возможностей детей, основные требования к будут несколько видоизменены (усилены для 1-го уровня и несколько снижены для 2-го), по сравнению с аналогичными требованиями авторской программы.

К концу учебного года обучающиеся должны знать и уметь:

1 –й  уровень

  • списывать текст в полном объёме целыми предложениями с минимальным количеством ошибок;
  • писать под диктовку текст с изученными орфограммами (55 – 60 слов);
  • выполнять с помощью и самостоятельно небольшие по объёму  грамматические задания;
  • самостоятельно делить текст на предложения;
  • выделять тему текста, участвовать в обсуждении основной мысли;
  • самостоятельно воспроизводить текст, воспринятый частями (свободный диктант) после предварительной отработки каждой части (до 60 слов);
  • подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу;
  • знать способы проверки написания гласных и согласных в корне слов;
  • проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путём подбора родственных слов;
  • доказывать принадлежность слов к определённым частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц;
  • выделять имя существительное и имя прилагательное как части речи;
  • находить решение орфографических задач с помощью педагога или самостоятельно;
  • пользоваться школьным орфографическим словарём.

2 – уровень

  • списывать небольшие по объёму тексты целыми словами;
  • писать под диктовку текст (20-30 слов) с предварительно разобранными трудными орфограммами;
  • участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
  • исправлять допущенные ошибки с помощью учителя;
  • подбирать элементарные однокоренные слова с помощью учителя;
  • различать части речи с помощью учителя или других участников образовательного процесса;
  • пользоваться школьным орфографическим словарём с помощью учителя.

Содержание рабочей программы

п/п

Тема

Кол-во учебных часов (в авторской программе)

Кол-во учебных часов (в рабочей программе)

1

День Знаний.

0

1

2

Звуки и буквы. Текст. Повторение.

7

9

3

Предложение. Текст. Повторение

7

10

4

Состав слова. Текст

20

28

5

Части речи. Текст

72

72

6

Предложение. Текст  

10

11

7

Повторение

10

5

8

Связная речь

9

0

итого

135 часов

136 часов

Количество часов за учебный год в авторской программе – 135, в рабочей – 136, что соответствует федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ. Несовпадение часов на изучение отдельных тем в рабочей программе с количеством часов авторской программы связано с одной стороны с индивидуально-типологическими особенностями усвоения материала по предмету обучающимися, с другой стороны  тем, что в рабочей программе тема «Связная речь» не была мною выделена в отдельно, а даётся в процессе изучения всего программного материала по русскому языку в течение учебного года. Количество  часов на прохождение всех тем определено мною исходя из объёма материала, представленного в учебнике, а также потенциальных возможностей детей.        

Для удобства подачи материала, систематизации знаний учащихся порядок прохождения тем и количество часов связано с  их расположением в учебнике «Русский язык»

Учебно-методический комплект учителя:

Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией И.М.Бгажноковой. – М.: «Просвещение», 2010.

Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта : учеб. для студентов пед. вузов / А.К.Аксёнова, С.Ю.Ильина. – М.: «Просвещение», 2011.

Русский язык. 6 класс: учеб. для  спец. (коррекц.) образоват. учреждений  VIII вида / Э.В. Якубовская, Н.Г.Галунчикова – М.: «Просвещение», 2010.

Рабочая тетрадь 1 по русскому языку. Состав слова. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида /

Э.В. Якубовская,– М.: «Просвещение», 2005

Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида / Н.Г.Галунчикова,  Э.В. Якубовская,– М.: «Просвещение», 2005

Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида / Н.Г.Галунчикова,  Э.В. Якубовская,– М.: «Просвещение», 2005

Рабочая тетрадь 4 по русскому языку. Глагол. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида / Н.Г.Галунчикова,  Э.В. Якубовская,– М.: «Прсвещение», 2005

Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида. 5-7 кл.: пособие для учителя / Сост.Е.Я.Кудрявцева. .- М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2005.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  письму и развитию речи  для  5  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Рабочая программа по письму и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  письму и развитию речи  для  7  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Рабочая программа по письму и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  письму и развитию речи  для  6  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Рабочая программа по письму и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по письму и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей ...

Рабочая программа по письму и развитию речи 7 класс (для детей с у/о)

Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 7 класса (у/о)...

Рабочая программа по письму и развитию речи для 9 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  письму и развитию речи  для  9  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...