Рабочая программа по письму и развитию речи 7 класс (для детей с у/о)
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Варченко Екатерина Владимировна

Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 7 класса (у/о)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_7_programma.docx31.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  специальное (коррекционное) автономное

образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII, VIII вида» _____________________________________________________________________

. г. Москва г.о. Троицк ,ул. Пушковых, д.5, тел. 8 (495)851-50-03

                                                                                                      «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                            директор школы_____________Чечётина Н.П.

                                                                                                             

                                                                                           «_____»__________________________2014г.

Рабочая программа по

русскому (родному) языку

грамматике, правописанию и развитию речи

на 2014-2015 учебный год

для 7 б класса

(УОД)

Учитель: Варченко Е.В.

 Рассмотрено на заседании ШМО                                                             «СОГЛАСОВАНО»

протокол №____ от «___»______2014г.                            зам.директора по УВР________Федотова Т.А.

Руководитель ШМО_______________                                «____»_____________________________2014г.      

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

(класс 7)    

 (VIII вид)

Образовательная область, предмет – русский (родной) язык

       Данная рабочая программа по грамматике, правописанию и развитию речи разработана на  основе  программы А.К.Аксёновой, Н.Г.Галунчиковой, С.Ю.Ильиной, Э.В.Якубовской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией И.М.Бгажноковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение  предмета грамматика, правописание и развитие речи отводится 4 часа в неделю (136 часов в год).  

По  учебному плану школы  в 7  классе изучение  предмета грамматика, правописание и развитие речи отведено  4 часа в неделю (136 часов в год).  

                                                                                                           

   Содержание авторской учебной программы по грамматике, правописанию и развитию речи сохранено полностью, а ее прохождение связано с изучением содержания по всем разделам, исходя из еженедельной учебной нагрузки,  использованием индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса,  учётом особенностей психо-моторно-речевого развития обучающихся класса. Обучение русскому языку  строится на принципах коммуникативного подхода, что соответствует специфическим особенностям интеллектуальной деятельности учащихся, носит предметно-практическую направленность, связано с жизнью учеников и осуществляется в 7 классе в течение всего года.  

Используемый учебно-методический комплект: 

Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией И.М.Бгажноковой. – М.: «Просвещение», 2013,  

Русский язык. 7 класс: учеб. для  спец. (коррекц.) образоват. учреждений  VIII вида / Э.В. Якубовская, Н.Г.Галунчикова – М.: «Просвещение», 2011.

      Материалом для  обучения  предмету помимо УМК является: дидактический раздаточный и иллюстративный материал;  задания графического характера, практические упражнения с элементами творчества; дидактические игры;

 Э.В. Якубовская Рабочая тетрадь 1 по русскому языку. Состав слова. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида;

 Н.Г.Галунчикова;  Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида;  Н.Г.Галунчикова,  Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида; Н.Г.Галунчикова,  Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 4 по русскому языку. Глагол. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида; Е.Я.Кудрявцева. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида. 5-7 кл.

Программа адресована учащимся 7 б класса.

Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов  образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащихся, их потребностей и интересов, но и определяет     необходимость    создания   в   обучении   условий   для    самоопределения их как

личности.  Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Данная рабочая программа определяет в целом оптимальный объем знаний и умений по грамматике, правописанию и развитию речи, который доступен  учащимся. В то же время данный учебный предмет для семиклассников является необходимым, в связи с коммуникативной направленностью обучения. Что в свою очередь способствует развитию у учащихся умения  общаться с окружающими их людьми в любой обстановке, способствует коррекции недостатков их психофизического развития, познавательных возможностей и интересов. Коммуникативно-речевой подход к обучению языку предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку. Так как приоритетом становится не работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил, а умение применять изученный грамматико-орфографический материал в форме устной и письменной речевой практики. Учитывая психологические особенности и возможности детей, материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением. Работа строится концентрически, с постепенным наращиванием сведений по каждой обозначенной  теме на последующих годах обучения. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний. Изучения языка в контексте монологической, диалогической речи. При отборе учебного материала учитывались возможности детей по усвоению предмета, умению практически применять полученные знания и умения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта каждого ученика класса. Обучение детей русскому языку носит  элементарно-практический характер. Программа  обеспечивает необходимую систематизацию знаний по предмету.

В тех случаях, когда материал труден для вербального восприятия обучающимися, программа предусматривает использование иллюстраций к текстам (упражнениям),  таблиц, схем и др. практического материала, позволяющим более полному и точному усвоению предлагаемого материала.  позволяющим более полному и точному усвоению предлагаемого материала. Коммуникативно-речевой подход к обучению языку предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Цели и задачи, решаемые при реализации программы:

  • формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
  • получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
  • научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • развитие речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности;
  • решение коррекционно-развивающих задач через увеличение работы над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц;
  • повышение  уровня общего развития учащихся;
  • формирование нравственных качеств школьников;
  • коррекция речи и мышления.

Интеграция с другими предметами: Чтение и развитие речи, математика, предметы эстетического цикла (ИЗО, ручной труд), природоведение, СБО, физическая культура, профессионально-трудовое обучение, музыка, внеклассные мероприятия широкого профиля.

Формы контроля: контрольные диктанты с грамматическим заданием, самостоятельные письменные работы по развитию речи (сочинение, изложение), контрольное списывание, поурочный опрос, дидактические игры, индивидуальные задания творческого характера.

Планируемые результаты:  Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. На  всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи детей, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, цветовосприятия, пространственного восприятия.  Уроки русского языка активно содействуют формированию положительных качеств личности учащихся.  Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе:  благодаря этой работе повышается работоспособность,  увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия,  улучшается  пространственное  восприятие, развивается и совершенствуется наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы  - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности. К концу учебного года учащиеся должны получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики, но с учётом своих потенциальных возможностей. Научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме с помощью педагога. Владеть навыками самоконтроля при самостоятельном выполнении письменных работ.  Быть социально адаптированными.

Основные требования к ЗУН обучающихся предмету соответствуют 2 уровням требований авторской программы, при этом,  исходя из потенциальных возможностей детей, основные требования к будут несколько видоизменены (усилены для 1-го уровня и несколько снижены для 2-го), по сравнению с аналогичными требованиями авторской программы.

К концу учебного года обучающиеся должны знать и уметь:

1 –й  уровень

  • писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (55 – 69 слов);
  • находить способ решения орфографических задач в часто встречающихся словах;
  • пользоваться школьным орфографическим словарём;
  • подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
  • участвовать в составлении плана к тексту;
  • восстанавливать текст по опорным словам, словосочетаниям;
  • писать и правильно оформлять поздравительную открытку.

2 – уровень

  • писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом;
  • решать орфографические задачи с помощью учителя;
  • подбирать элементарные однокоренные слова с помощью вопроса;
  • различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя,  других участников образовательного процесса;
  • . участвовать в составлении поздравительную открытку

Содержание рабочей программы

п/п

Тема

Кол-во учебных часов (в авторской программе)

Кол-во учебных часов (в рабочей программе)

1

Звуки и буквы. Текст. Повторение.

5

10

2

Предложение. Текст. Повторение

8

12

3

Состав слова. Текст

17

19

4

Части речи. Текст

72

76

5

Предложение. Текст  

10

13

6

Повторение.

8

6

7

Деловое письмо.

15

0

итого

135 часов

136 часов

Количество часов за учебный год в авторской программе – 135, в рабочей – 136, что соответствует федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ. Несовпадение часов на изучение отдельных тем в рабочей программе с количеством часов авторской программы связано с одной стороны с индивидуально-типологическими особенностями усвоения материала по предмету обучающимися, с другой стороны  тем, что в рабочей программе тема «Деловое письмо» не была мною выделена  отдельно, а даётся в процессе изучения всего программного материала по русскому языку в течение учебного года. Количество  часов на прохождение всех тем определено мною исходя из объёма материала, представленного в учебнике, а также потенциальных возможностей детей.        

Для удобства подачи материала, систематизации знаний учащихся порядок прохождения тем и количество часов связано с  их расположением в учебнике «Русский язык»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  письму и развитию речи  для  5  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Рабочая программа по письму и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  письму и развитию речи  для  7  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Рабочая программа по письму и развитию речи для 6 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  письму и развитию речи  для  6  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Рабочая программа по письму и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по письму и развитию речи для 8 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей ...

Рабочая программа по письму и развитию речи 6 класс (для детей с у/о)

Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 6 класса (у/о)...

Рабочая программа по письму и развитию речи для 9 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  письму и развитию речи  для  9  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...