Рассуждение в разных стилях речи
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Перова Мария Викторовна

урок русского языка 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rassuzhdenie_v_rahnyh_stilyah_rechi.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Рассуждение в разных стилях речи»

Выполнила:

учитель русского языка и литературы

МБОУ ООШ № 3 г.о. Коломна

Перова М.В.

Коломна

2012

Класс: 6

Тема урока: Рассуждение в разных стилях речи

Цели урока:

- образовательные:

  • обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение;
  • сформировать схему построения рассуждения;
  • отработать навыки написания сочинения-рассуждения, добиваясь четкой формулировки тезиса, убедительной системы доказательств и умения делать заключительный вывод.

- развивающие:

развить у учащихся творческие способности на основе формирования умений анализировать готовый материал, самостоятельно отбирать материал на определенную тему;

- воспитательные:

воспитать нравственные и этические качества посредством анализа дидактического материала.

Оборудование: доска, раздаточный материал, опорный конспект, аудиозапись.

Педагогические технологии:

Ход урока

  1. Организационный момент.
  • Приветствие
  • Проверка готовности класса к уроку (подравняйтесь, проверьте - у вас на парте должен лежать дневник, учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка)
  • Слушаем внимательно

  1. Вводно-мотивационный этап.

Сегодня на уроке мы рассмотрим очень важную тему – «Рассуждение в разных стилях речи». Для этого повторим понятия «стили речи», «типы речи», разберем схему построения рассуждения, рассмотрим речевые средства связи, а также будем учиться работать с текстами-рассуждениями разных стилей. Будьте внимательны, так как знания, полученные на уроке, вам пригодятся в дальнейшей подготовке к  ГИА и ЕГЭ. Сегодня мы будем работать по следующему плану:

  1. Повторение изученного материала.
  2. Изучение нового материала.
  3. Закрепление.
  • работа с текстами
  • речевые средства связи
  • работа с аудиозаписью
  • работа над сочинением-рассуждением
  1. Подведение итогов.
  2. Домашнее задание.

  1. Повторение ранее изученного материала (по опорному конспекту).

Стили речи

Типы речи

  • разговорный
  • книжный

-публицистический

 -научный

-официально-деловой

-художественный

  • повествование
  • описание
  • рассуждение

Вопросы для повторения:

  1. Что такое стиль речи? (Стиль — это исторически сложившаяся система языковых средств и способов их организации, которая используется в определенной сфере человеческого общения (общественной жизни): сфере науки, официально-деловых отношений, агитационно-массовой деятельности, словесно-художественного творчества, сфере бытового общения). Какие стили речи вы знаете? Расскажите об их особенностях.
  2. Что такое тип речи? (Типы речи – разграничение речи по обобщенному (типовому) значению на повествование, описание и рассуждение). Какие типы речи вы знаете?

  1. Изучение нового материала.

         Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать). К тексту рассуждения можно задать вопрос – почему? Разновидности рассуждения -  доказательство, объяснение, размышление. Давайте с вами запишем в тетрадях композицию (план) полного рассуждения.

Композиция полного рассуждения.

I. Тезис (то, что надо доказать, объяснить или опровергнуть).

II. Доказательства (аргументы, доводы, обоснования, объяснения):

1…

2…

3…

III. Вывод (то, что доказано, объяснено или опровергнуто). В сокращенном рассуждении может отсутствовать тезис или вывод. Они очень близки по смыслу.

  1. Закрепление.

5.1 Работа с текстами (по группам).

Прочитайте текст и определите тип речи.

1 группа:

Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца.(описание)

2 группа: 

         Был жаркий день. Я позвал лесника купаться. Он велел мне идти вперед и обещал вскоре догнать. Я потихоньку вышел к озеру.

На берегу я в изумлении замер: под ярким солнцем над водой бушевала метелица! Легкие хлопья носились в воздухе, опускались, опять взмывали вверх, падали в воду, но почему-то не таяли, а плыли по поверхности.

Я ничего не понимал. Но вот одна снежинка опустилась рядом со мной. Я осторожно взял ее и ахнул: да ведь это крохотная бабочка! Что же за беда приключилась? Почему гибнут бабочки?

За моей спиной послышались шаги. Это был лесник. Взглянув на реку, он сказал: “Поденка!” И объяснил, что эти водяные бабочки живут всего один день.

Я понял, что никакой беды не случилось. Но купаться почему-то расхотелось, и я долго сидел на берегу, молча наблюдая за живой метелью.(повествование)

3 группа:

Родина - могучее слово. Родина - для нас всё. Она дала нам жизнь, для неё мы живём. Какой смысл вкладываем мы в это слово? Родина - это вся наша страна, её огромные просторы.

С гордостью сознаём мы, что наша страна самая большая на земле. Она располагается в двух частях света. Три океана омывают её своими водами.

Равнины нашей Родины покрыты плодородной почвой, зелёными лесами, горы обильны полезными рудами. Мы гордимся нашей Родиной.(рассуждение)

Работа с  текстом № 3.

- Какова тема и основная мысль текста? (Родина; Родина дала нам жизнь, и мы гордимся ею)

 -Стиль текста? (публицистический)

Обратимся к схеме сочинения-рассуждения, выделим части, согласно плану, и озаглавим их.

План:

I.  Родина - для нас всё.

II. 1. Она дала нам жизнь.

    2. Это вся наша страна.

    3. Родина- это огромные просторы.

III. Мы гордимся нашей Родиной.

Задание: Перед вами – тезис рассуждения: «Родина для меня это…»  Подберите к нему доказательства (индивидуальная работа в тетрадях).

  1. Речевые средства связи рассуждения.

        Для текста рассуждения существуют определенные речевые средства связи.

Работа с опорным конспектом.

Для перехода от тезиса к доказательствам

И вот почему…

Это можно доказать так (следующим образом)…

Докажем это…

В этом легко убедиться…

Это объясняется следующим…

Связь и последовательность доказательств

Во-первых, во-вторых, в третьих, в-четвёртых, наконец, например, к примеру, допустим, предположим, так, значит, следовательно, в общем и др.

Вывод связывается с доказательством

Итак, таким образом; поэтому, вот почему.

Обобщим всё сказанное выше…

Подведём итоги…

Сделаем вывод…

Задание на печатной основе.

  1. Соедините части рассуждения – поставьте на месте точек подходящие по смыслу предложения и вводные слова.
  2. Закончите формулировку вывода.
  3. Определите стиль рассуждения (научный).

Текст.

Почему слово издалека – наречие?

Слово издалека – наречие…

…оно обозначает признак действия и отвечает на вопрос откуда? Например: приехал (откуда?) издалека.

… слово издалека не изменяется; сколько бы словосочетаний и предложений мы с ним ни составляли, оно остаётся неизменным.

…, пришёл издалека, прислали издалека; Издалека доносится какой-то странный звук.

…, в предложении слово издалека является обстоятельством. Бежит река издалека. Бежит (откуда?) издалека. Издалека – обстоятельство.

…, слово издалека – наречие, потому что оно обладает всеми признаками данной части речи, а именно…

Обратная связь (выборочно):  ученики читают получившиеся тексты.

Физкультминутка

  1.  Работа с аудиозаписью.

Прослушивание аудиозаписи выступления Президента РФ на празднике, посвященном Дню Учителя.

Аудиозапись: Дорогие друзья! Прежде всего, я хотел бы всех сердечно поздравить с праздником, и сегодня, уже по сложившейся традиции, мы награждаем лучших учителей года. Праздник – всенародный, потому что о нем все знают. Есть такие праздники, они очень важные, и о них не все как-то догадываются, а День Учителя – о нем знают все. Потому что все учились в школе, и почти все были родителями или являются родителями, дети которых в школе учатся, поэтому для меня было удивительно, но этот праздник в нашей стране празднуют 14 миллионов человек. Кто эти 14 миллионов человек? Это, во-первых, десятая часть нашей страны, а во-вторых, это все ученики и все учителя. Это на самом деле всенародный праздник,  и он отмечается как международный праздник.

Задание.

Определите стиль речи. (официально-деловой)

Сформулируйте тезис и доказательства выступления.

I  Тезис. Праздник День Учителя – всенародный.

II  Доказательства.

  1. О нем знают все.
  2. Все учились в школе.
  3. Этот праздник отмечают все ученики и все учителя.

  1. Работа над сочинением-рассуждением на основе художественного текста.

— Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…

Павлик раскрыл рот.

— Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни — тихим голосом, глядя прямо в глаза…

— А какое слово?

Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:

— Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

— Я попробую, — усмехнулся Павлик, — я сейчас же попробую. — Он вскочил и побежал домой.

Лена сидела за столом и рисовала. Краски — зеленые, синие, красные — лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.

«Обманул старик! — с досадой подумал мальчик. — Разве такая поймёт волшебное слово!..»

Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась.

Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

— Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:

— Какую тебе?

— Мне синюю, — робко сказал Павлик.

Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.

Задание по рядам.

1 ряд: Какова тема, основная мысль текста? Выделите предмет изображения.

2 ряд: Определите стиль и тип речи.

3 ряд: Составьте план.

Работа над сочинением по шаблону.

Слово… Задумываемся ли мы над тем, когда __________________________? В своем рассказе В.А. Осеева говорит о роли __________________________.

Речь человека влияет на поступки других людей. Она может быть как _______________________

___________________________, так и _________________________________. Здесь нельзя не согласиться с ________________________________________. Безусловно, если _________________________________________________________________________________, то _______________________________________________________________. И наоборот, если __________________________________________________________________________________, то _______________________________________________________________.

Я считаю, что _______________________________________________________________________.

Нужно всегда помнить, что слово, которое ты произносишь, ________________________________.

6.Подведение итогов урока.

1. Что такое рассуждение? Какова схема полного рассуждения?

2. Какие речевые средства связи характерны для рассуждения?

3. В каких стилях встречается рассуждение?

7. Домашнее задание.

Продолжить работу над сочинением-рассуждением по шаблону.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения. Разработка урока "Публицистический стиль речи" в 8 классе.

В разработке данного урока представлен для анализа публицистический материал Д.С.Лихачёва "Письма из Русского музея" и отрывок статья " О памяти" .  Урок - исследование, урок развития речи, урок ...

Авторская программа факультативного курса "Тексты разных стилей речи"

Данный курс помогает подготовить учащихся к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ, в которых одним из компонентов экзамена являются изложение, сочинение.  Изучая тексты, способы его восприятия, ученик накапли...

Интегрированный урок развития речи " Научный стиль, его особенности и признаки. Создание текста-рассуждения в научном стиле"./2 часа/

Данный материал представляет собой методическую разработку интегрированного урока развития речи, проеденного с использованием материалов о крестьянской войне под предводительством Е.Пугачева. Уче...

Урок развития речи по теме "Облако. "Жизнь слова в разных стилях речи"

Урок построен в соответствии требованиям к современному уроку по ФГОС.  Материал урока основан на предметах, изучаемых в 6 классе: географии, литературы, русского языка. Применена технология крит...

Избирательное право в разных стилях речи

Социальный проект об избирательном праве для детей и взрослых...

Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол». Стилистическая роль глагола и его грамматических категорий в разных стилях речи.

Урок повторения и обобщения по теме "Глагол"  на основе  использования группировки слов....