Материал для внеклассной работы по русскому языку (олимпиадные задания).
олимпиадные задания по русскому языку (5 класс) на тему

Догадина Ольга Владимировна

      Кроме уроков русского языка и литературы я Веду кружок "Лингвист". Одна из задач работы кружка - подготовка учащихся к олимпиадам по предмету.

      Данный материал предназначен для работы с детьми 5-6 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_dlya_uchashchihsya.docx15.43 КБ
Файл zadaniya_s_otvetami_dlya_zhyuri.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Задания для Всероссийской предметной олимпиады школьников по русскому языку (школьный уровень) 2017-2018 уч.год

                Задания для 5-6 классов.

  Школьный уровень включает 10 заданий по основным разделам курса русского языка.

   Время выполнения работы – 1 час (астрономический).

   

 

1.Какое из слов можно понять и как наречие, и как существительное?

 Горячо, холодно, прохладно, тепло, жарко?

2.  Найдите ошибки в употреблении слов.  Почему так нельзя говорить?  Запишите в исправленном виде.

  А) Утверждая документацию, директор ставит на ней свою роспись.

  Б) Первый выпуск журнала был встречен читателями с большой заинтересованностью.

3. Какое из названий заведений общественного питания русское по происхождению?

 Кафе, бар, ресторан, буфет, столовая?

4. Какое из этих слов лишнее по смыслу? Почему?

   Сахарница, салатница, масленица, пудреница, чернильница?

5. В какой паре однокоренные слова связаны между собой по смыслу совсем не так, как в остальных четырёх парах? Объясни свой выбор.

а) косить - коса, б) стрелять – стрела, в) пилить – пила, г) чертить – черта, д) мести –  метла?

  1. В слове м…л была пропущена одна гласная. Коле стало интересно, что это могло быть за слово. Он перебрал все возможности. Сколько слов он нашёл? Запиши их.
  2. В какой последовательности должны следовать предложения, чтобы получился связный текст? Запиши номера предложений в том порядке, в каком они должны идти.
  1. А это оказался илистый прыгун,
  2. Смотрю – на песке лежит рыба.
  3. Шёл я по берегу.
  4. Он любил по суше ползать.
  5. Я думал, её волной выбросило.

8. От данных слов, обозначающих названия музыкальных инструментов, образуй и запиши слова, которыми можно назвать музыкантов – мужчин, играющих на этих инструментах.

Балалайка, гусли, арфа, барабан, саксофон, скрипка, труба.

Сколько разных суффиксов оказалось в записанных словах? (Укажи количество).

9.  В книжке Александра Шибаева про русский язык читаем:
"Есть волшебные слова: скажешь слово - слышишь два"
Например:
Очень сыро-сыро-сыро
От росы-росы-росы.

А вот еще четыре волшебных слова из этой книжки и одно не волшебное. Какое не волшебное?

Варианты:

(А) навес
(Б) камыш
(В) банка
(Г) купил
(Д) кивну

10. В персидском языке есть поговорка «Везти слона в Индию». Каков её смысл? Какой город упоминается в соответствующей русской поговорке?

Москва, Киев, Рязань, Тула, Хабаровск?



Предварительный просмотр:

Задания для Всероссийской предметной олимпиады школьников по русскому языку (школьный уровень) 2017-2018 уч.год

                Задания для 5-6 классов.

  Школьный уровень включает 10 заданий по основным разделам курса русского языка.

   Время выполнения работы – 1 час (астрономический).

   Задания подобраны разного уровня сложности, поэтому оцениваются по-разному (от 3-х до 12-ти баллов).

 

1.Какое из слов можно понять и как наречие, и как существительное?

 Горячо, холодно, прохладно, тепло, жарко?

Ответ: тепло (3 балла)

2.  Найдите ошибки в употреблении слов.  Почему так нельзя говорить? Запишите в исправленном виде.

  А) Утверждая документацию, директор ставит на ней свою роспись.

  Б) Первый выпуск журнала был встречен читателями с большой заинтересованностью.

  Ответ: в первом предложении неправильно употреблено слово «роспись». Роспись — орнаментальная или сюжетная живопись, или изделие народного искусства, а также распределение чего-либо, перечень. Подпись — это собственноручно написанная фамилия либо надпись под чем-либо: подпись под рисунком, например. Таким образом, собственноручное начертание фамилии должностного лица — это подпись, правильно: поставьте Вашу подпись, то есть подпишитесь. Правильный ответ: Утверждая документацию, директор ставит на ней свою подпись.

  Во втором предложении неправильно употреблено слово «заинтересованность». Заинтересованность – интерес, материальный или практический, в ком-нибудь или в чем-нибудь. Правильный ответ: Первый выпуск журнала был встречен читателями с большим интересом. (12 баллов: 2 балла за найденные ошибки и 10 баллов за комментарий – по 6 баллов за каждый пример)

3. Какое из названий заведений общественного питания русское по происхождению?

 Кафе, бар, ресторан, буфет, столовая?

Ответ: столовая – 3 балла.

4. Какое из этих слов лишнее по смыслу? Почему?

   Сахарница, салатница, масленица, пудреница, чернильница?

Ответ: масленица – это название праздника, все остальные слова – названия предметов для хранения или содержания в них чего-либо. Маслёнка – в ней хранят масло. 8 баллов – 3 балла за верно названное слово и 5 баллов за комментарий.

5. В какой паре однокоренные слова связаны между собой по смыслу совсем не так, как в остальных четырёх парах?

а) косить - коса, б) стрелять – стрела, в) пилить – пила, г) чертить – черта, д) мести –  метла?

Ответ: г) чертить – черта.  Во всех остальных парах даны глаголы, называющие действия, и существительные, называющие предметы, с помощью которых можно выполнять указанные действия. Слово «черта» - это результат действия чертить[a][b]. 5 баллов (3 балла + 2 балла за комментарий)

  1. В слове м…л была пропущена одна гласная. Коле стало интересно, что это могло быть за слово. Он перебрал все возможности. Сколько слов он нашёл? Запиши их.

Ответ: мал, мол, мил, мел, мёл, мул, мыл, мял. 8 баллов (по 1 баллу за верно названное слово)

  1. В какой последовательности должны следовать предложения, чтобы получился связный текст? Запиши номера предложений в том порядке, в каком они должны идти.
  1. А это оказался илистый прыгун,
  2. Смотрю – на песке лежит рыба.
  3. Шёл я по берегу.
  4. Он любил по суше ползать.
  5. Я думал, её волной выбросило.

Ответ: 3,2,5,1,4 (3 балла)

8. От данных слов, обозначающих названия музыкальных инструментов, образуй и запиши слова, которыми можно назвать музыкантов – мужчин, играющих на этих инструментах.

Балалайка, гусли, арфа, барабан, саксофон, скрипка, труба.

Сколько разных суффиксов оказалось в записанных словах? (Укажи количество).

Ответ: Балалаечник, гусляр, арфист, барабанщик, саксофонист, скрипач, трубач. Пять суффиксов. 8 баллов.

9.  В книжке Александра Шибаева про русский язык читаем:
"Есть волшебные слова: скажешь слово - слышишь два"
Например:
Очень сыро-сыро-сыро
От росы-росы-росы.

А вот еще четыре волшебных слова из этой книжки и одно не волшебное. Какое не волшебное?

Варианты:

(А) навес
(Б) камыш
(В) банка
(Г) купил
(Д) кивну

Ответ: (А) навес. Так как получается не весна, а вЕсна (ударение на первый слог). Камыш –мышка, банка- кабан, купил- пилку, кивну- внуки. 10 баллов.

10. В персидском языке есть поговорка «Везти слона в Индию». Каков её смысл? Какой город упоминается в соответствующей русской поговорке?

(Москва, Киев, Рязань, Тула, Хабаровск?)

Ответ: Индия – родина слонов.  «Везти слона в Индию» - обозначает делать что-либо лишнее, бесполезное. В русском языке существует синонимичное выражение: «Ехать в Тулу со своим самоваром». Ответ: город Тула – там делают самовары. 12 баллов (2 балла за название города и 10 баллов за комментарий пословицы)

Всего за работу 72 балла.

[a]Додано коментар

[b]Додано коментар


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа по русскому языку в школе. Презентация ppt.

  Тема: «Организация внеклассной деятельности учащихся» Подготовила: Бурцева Маргарита Николаевна...

Внеклассная работа по русскому языку "Школа озорных уроков"

Цель: Проверить ребятами родителям себя на смекалку и сообразительность, а также  знание школьных предметов...

«Формирование творческой личности учащихся через внеклассную работу по русскому языку»

На протяжении многих лет проблема развития творческих  способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, педагогики...

Внеклассная работа по русскому языку и литературе .

 Внеклассная работа по русскому языку и литературе является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся....

Краеведческий материал для внеклассной работы по английскому языку в 8-11 классе

    The Greenhouse Enterprise.                                      Этапы рабо...

Материал для зачетной работы по русскому языку за курс 8 класса по теме "Синтаксис простого предложения"

Материал для зачетной работы по русскому языку за курс 8 класса по теме "Синтаксис простого предложения" включает в себя 10 билетов по два задания в каждом.Первое задание предполагает развер...

Кружковая работа как форма внеклассной работы по русскому языку

                             Кружковая работа – одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому...