урок русского языка в 7 классе "НЕ с деепричастиями"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Баринова Наталья Павловна

Урок объяснения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_ne_s_deeprichastiyami.rar20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : « Раздельное написание НЕ с деепричастиями».

Цели:

  • познакомить учащихся с правилом правописания НЕ с деепричастиями;
  • формировать навык написания НЕ с деепричастиями в сопоставлении с причастиями и глаголами;
  • вооружить школьников нормами литературного языка, развитие связной речи;
  • воздействовать на чувства учащихся, формирование любви к природе, развитие логического мышления.

 Оборудование: доска, технические средства обучения (проектор).

Ход урока.

  1. Организационный момент (учитель контролирует готовность учащихся к уроку, консультанты сообщают о выполнении домашнего задания).

  1. Повторение правописания НЕ с глаголами и причастиями (составление опорной схемы по правописанию НЕ с глаголами и причастиями, на каждое правило школьники записывают свой пример, схема проецируется на доске/см.приложение слайд №1/).

Графический диктант с самопроверкой и самооценкой.

  1. не развеял сомнения
  2. неубранное поле
  3. необдуманный поступок
  4. невзлюбил соседа
  5. неотправленное письмо
  6. еще не проснувшийся город
  7. не написанный, а напечатанный текст
  8. далеко не решенный вопрос
  9. никого не заметил
  10. собрание не закончено
  11. не вызубренные, а осознанные правила
  12. нетронутый завтрак

(правильный вариант графического диктанта проецируется/см.приложение слайд №2/).

  1. Объяснение нового материала ( на доске проецируются слова, записанные в два столбика/см.приложение слайд №3/).

НЕ с деепричастиями

        не_ задумываясь        ненавидя

        не_думая        негодуя

        не_прочитав        недоумевая

        не_двигаясь        невзлюбив

         

        Вопросы и задание:

  • Сравните написание деепричастий с НЕ в левом столбике и в правом.
  • Какую закономерность слитного или раздельного написания НЕ с деепричастиями  вы отметили?
  • Сделайте вывод о написании не с деепричастиями.

Вывод учащихся: НЕ с деепричастиями пишется раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ деепричастие не употребляется ( отметить, что таких случаев немного, поэтому ведется речь в основном о раздельном написании НЕ с деепричастиями).

Вывод проецируется на доске.

                                                                  /см.приложение слайд №3/

               Учитель предлагает сравнить самостоятельно сделанный вывод с правилом учебника, затем обращает их внимание на графическое обозначение данной орфограммы. В целях запоминания правила школьники один раз читают правило про себя, затем рассказываю соседу по парте.

        - Не напоминает ли вам это правило некое другое, связанное с правописанием НЕ? (НЕ с глаголами)

Проецирование итоговой таблицы

/см.приложение слайд №4/

  1. Закрепление нового материала.

  1. Тренировочное упражнение с обозначением данной орфограммы.
  • Сейчас мы будем учиться слитному и раздельному написанию НЕ с деепричастиями ( к первому примеру учитель дает алгоритм рассуждения  сам, к  остальным – отдельные учащиеся, сначала сильный, потом слабый):

Не_зная (дееприч.) , недоумевая (без НЕ не употр.), не_сократив(дееприч.), невзлюбив(без НЕ не употр.), не_жалея (дееприч.),ненавидя(без НЕ не употр.).  

         

  1. Упражнение №170.

  1. Упражнение №171 устно (обсуждаются лишь слова с орфограммой, изучаемой на уроке).

  1. Упражнение-игра «Четвертый лишний» (задание проецируется на доске, варианты ответов заносятся в контрольный лист, проводится взаимопроверка по  готовым ответам на доске, ставится оценка, только потом обсуждаются варианты ответов /см.приложение слайд №5/).

  1. Домашнее задание:

Параграф №28, упражнение №173.

  1. Физкультурная минутка.

Внимание, девочки!

Внимание, мальчики!

Вытянув руки,

Разминаем пальчики.

Плечи поднимаем,

Головой вращаем.

Закрыв глаза, отдохнем,

Заниматься вновь начнем!

(Вопрос на внимание: «Какие действия, названные деепричастиями, вы выполняли?»

Ответ: « Вытянули руки, закрыли глаза».  

VII. Работа с текстом и подготовленный диктант.

  1. На доске проецируется текст и читается учителе /см.приложение слайд №6/.

Вопросы учителя:

  • Докажите, что  перед нами текст(предложения связаны по смыслу и грамматически).
  • Озаглавьте текст (на доске появляется один из вариантов)
  • Определите стиль текста (художественный, т.к. рисует словами картину, воздействует на чувства читателя, вызывая сочувствие к волкам, характерны выразительные средства речи).
  • Определите тип речи (повествование, т.к. описывает последовательность действий, много глаголов, деепричастий, которые делают речь лаконичной, точной, позволяют избегать однообразия синтаксических конструкций).

2. Словарная орфоэпическая работа (запись в словари).

Постановка ударения в деепричастиях: подняв( поняв, начав, клевеща, щебеча, щекоча).

Постановка ударения в глаголе: поднялись ( довольно часто в возвратных глаголах ударение в форме прошедшего времени переходит на окончание: начались, принялись).

Постановка ударения в существительных в косвенных падежах множественного числа: когда  в И.п.ед.ч. и вИ.п.мн.ч. ударение в существительном на основе, то в косвенных падежах мн.ч. оно падает на окончание ( волк, волки-волков, волкам, вор, воры-воров, ворам).

 Прочитаем выразительно текст.

  • Найдите орфографические ошибки, допущенные автором в тексте              

( учащиеся выпишут 4 деепричастия с НЕ, которые в тексте написаны с НЕ слитно, и графически обозначат орфограмму).

  • А нет ли в тексте пунктуационных ошибок? ( в тексте пропущены 5 запятых, объяснить их постановку).

(Текст убирается с доски, школьники пишут подготовленный диктант).

  1. Подведение итогов урока.

- От какого условия зависит выбор слитного или раздельного написания НЕ с деепричастием?

     - Приведите примеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе. Деепричастие как часть речи.

Урок русского языка в 7 классе  7 вида. Разнообразные задания, игровые моменты. Работа с кластером очень успешно себя зарекомендовала именно в классах ККО....

Урок русского языка «Употребление и образование деепричастий»

Урок проводится как обобщающий в конце темы «Деепричастие» 6 класс по учебнику С. Львовой....

Презентация к уроку русского языка в 6 классе: "Деепричастие. Систематизация изученного"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе: "Деепричастие. Систематизация изученного"...

Урок русского языка в 6 классе: "Деепричастие. Систематизация изученного"

Урок русского языка в 6 классе: "Деепричастие. Систематизация изученного"...

Методическая разработка урока русского языка на тему "Словообразование деепричастий"

Методическая разработка урока русского языка на тему "Словообразование деепричастий" . Для 7 класса общеобразовательной школы....

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Деепричастие как часть речи"

Знакомство с новой для семиклассников частью речи....