Программа элективного курса «Обучение орфографии на фонемной основе»
элективный курс по русскому языку (8, 9 класс) на тему

Зайцева Людмила Юрьевна

Особенностью элективного курса «Обучение орфографии на фонемной основе» является ориентированность на совершенствование умений в области письменной речи. С этой целью учащимся 8-9  классов предлагается по-новому взглянуть на привычные проблемы правописания, анализировать их,  исходя из представления об орфографии, где каждая орфограмма находится в определенной связи с другими и занимает строго отведенное ей место. Традиционная школьная методика обучения орфографии основана на морфологическом принципе письма. В данной программе выделена система понятий, раскрывающая содержание фонематического принципа письма и опирающихся  на эти понятия способов осуществления орфографического действия. Обучающиеся  должны овладеть орфографическим действием не путем заучивания отдельных правил (как это было ранее), а путем исследования, наблюдения, которые опираются на фонематический принцип русского  письма. Фонемное написание морфем упрощает орфографический блок:  возникает необходимость видеть только написания, нарушающие правила графики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

элективного курса «Обучение орфографии на фонемной основе»

для  учащихся 8 – 9 класса

(34 ч.)

Пояснительная записка.

        Орфография охватывает большую часть современного письма. Формирование прочных навыков  письма –  основная задача орфографической подготовки учащихся. Орфография русского языка осваивается в результате овладения системой языка, его богатством. Звуковой характер делает язык универсальным средством общения между людьми. В отличие от всех  других способов передачи и получения информации, которыми пользуется человек, звуковой язык обладает важным свойством: звуковые единицы не есть что-то внешнее, постороннее по отношению к человеку – каждый, кто владеет звуковым языком, обладает навыками производства этих единиц, а не только умением узнавать их. «Письменная форма существования языка, хотя и является очень важной,  все же вторична по отношению к звучащей речи. Трудности обучения орфографии свидетельствуют не столько о принципиальном отличии письменной формы языка от устной: письменная форма есть нечто внешнее отношение к каждому говорящему на данном языке,  тогда как звуковая речь – продукт деятельности самого человека», по словам  ученого-лингвиста  Л.В.Бондарко.

      Особенностью элективного курса «Обучение орфографии на фонемной основе» является ориентированность на совершенствование умений в области письменной речи. С этой целью учащимся 8-9  классов предлагается по-новому взглянуть на привычные проблемы правописания, анализировать их,  исходя из представления об орфографии, где каждая орфограмма находится в определенной связи с другими и занимает строго отведенное ей место. Традиционная школьная методика обучения орфографии основана на морфологическом принципе письма. В данной программе выделена система понятий, раскрывающая содержание фонематического принципа письма и опирающихся  на эти понятия способов осуществления орфографического действия. Обучающиеся  должны овладеть орфографическим действием не путем заучивания отдельных правил (как это было ранее), а путем исследования, наблюдения, которые опираются на фонематический принцип русского  письма. Фонемное написание морфем упрощает орфографический блок:  возникает необходимость видеть только написания, нарушающие правила графики.

            Данный элективный курс состоит из 4-х разделов. В первом разделе предлагается знакомство со словом как единицей  речевого потока, устройством словесного знака, его внешней и внутренней оболочкой.

            Второй раздел содержит научные сведения из фонетики: понятие фонетического и лексического слова, классификацию гласных и согласных звуков, их позиционные и непозиционные чередования. Здесь же рассматривается фонема как наименьшая звуковая единица речевого потока.

           Третий раздел посвящен русскому письму, основанному на фонологическом принципе орфографии. Обучающимся предлагается определить письмо  как систему знаков для передачи устной речи. Это самый углубленный и сложный раздел программы, так как включает в себя уже известные учащимся типы орфограмм и дает возможность взглянуть на них с другой  стороны.

         Последняя часть элективного курса знакомит с орфоэпическими нормами русского языка. Обучение орфоэпии важно с точки зрения развития речевого слуха, без чего трудно себе представить овладение богатствами письменной и устной речи.

        Данная программа предназначена для работы в 8- 9 классах основной общеобразовательной школы и включает в себя элементы развивающего обучения.

     В результате освоения программы учащиеся должны уметь:

- грамотно писать, применяя основной принцип русского письма (фонематический);

- видеть орфограмму, соотносить ее с качеством фонемы, определять сильную и слабую позицию фонемы;

- ориентироваться в орфоэпических нормах произношения, которые способствуют формированию орфографического навыка.

Содержание  программы

  1.      Введение.  Слово как единица речевого потока. Устройство словесного знака. Внутренняя и внешняя оболочка языкового знака. (Звук и буква)     (3часа)

  1.     Фонетика – раздел языка, изучающий звуковой срой. Элементы речевого потока. Фонетический слог. Фонетическое и лексическое слово. Фраза.  Речевой такт. Ударение. Классификация согласных звуков речи по месту и способов образования, по наличию голоса и шума, по твердости и мягкости. Гласные звуки, ударные и безударные.

   Звуки речи и звук языка. Фонема. Позиционные и непозиционные чередования гласных и согласных  звуков. Сильные и слабые позиции гласных и согласных фонем  в русском языке. Звуковой и фонемный состав морфемы.         (7часов)

  1.      Русское письмо.

    Письмо как система знаков для передачи устной речи. Идеографическое, словесное и звуковое письмо. Русский алфавит. Фонетические единицы для обозначения букв в русском письме. Основной принцип русской орфографии. Орфограмма. Правила определения способов обозначения фонем буквами.                                                                                                                            

Фонемное написание орфограмм.

Правописание приставки С;

Правописание И и Ы после шипящих и Ц;

Правописание О и Ё, Е после шипящих в разных морфемах и разных частях речи;

Написание Ь в разных частях речи;  

Написание Ь и Ъ в словах;

Правописание Е и Э в русских и иноязычных словах;

Написание удвоенных согласных  в разных морфемах и на стыке морфем.

Нефонемное написание орфограммы.

Правописание приставок, оканчивающихся на  З и С;

Правописание  падежных окончаний существительных  на  - ИЙ, -ИЕ, - ИЯ;

Правописание  чередующихся гласных в корнях – ГАР – (-ГОР-), - ЛАГ-(-ЛОЖ-), -КАС- (-КОС-), - ПЛАВ- (-ПЛОВ-),  - РАСТ- (- РОСТ-),  - ЗАР- (- ЗОР-), - КЛАН- (- КЛОН-), - ТВАР- (- ТВОР-), - МАК- (- МОК-), - РАВН- (- РОВН-);

 Правописание парных глухих и звонких согласных;

 Написание  непроизносимых  согласных;

 Правописание суффиксов  -К-, -СК- прилагательных.

  Фонетико – орфографическая характеристика слова.     (19 часов)

  1. Русское произношение. Знакомство с орфоэпическими нормами русского языка. Произношение гласных. Произношение согласных и групп согласных. Произношение иноязычных слов.  (5часов)

Литература.

  1. Бондаренко Л.В.  Звуковой  строй  русского языка. М: Просвещение. 1977- 175 с.
  2. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. М: высшая школа. 1993 – 90 с.
  3. Дмитриенко С.Н.  Фонемы русского языка. Их сочетаемость и функциональная нагрузка. М:  Наука 1985 – 140 с.
  4.  Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика. Орфография. М: Просвещение. 1976 – 167 с.
  5. Иванова В.Ф.  Трудные случаи орфографии. М:  Просвещение. 1982 94 с.
  6.  Ивченков П.Ф. Контрольно тренировочные работы на уроках русского языка. М: Просвещение. 1987 – 192 с.
  7. Кайдалова А. И.  Каменина И. К. Современная русская орфография. М:  Просвещение. 1983 – 199 с.
  8. Копосов Л.Ф. Из истории русской орфографии.
  9. Моисеев А.И.  Звуки и буквы, буквы и цифры. Книга для внеклассного чтения учащихся  8-10  классов средней школы. М: Просвещение. 1987 – 80 с.
  10. Моисеев А.И.  Основной принцип современной орфографии: Морфологический или фонемный?
  11. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М: Высшая школа. 1979 – 169 с.
  12. Разумовская М.М.  Методика обучения орфографии. М: Просвещение. 1992 – 120 с.
  13. Розенталь Д.Э.  Вопросы русского произношения и правописания. М: Просвещение. 1970 – 65 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Практическая орфография"

Элективный курс «Практическая орфография» поможет девятиклассникам постичь тайны науки правописания, преодолеть трудности в написании словарных слов, вспомнить основные орфографические правила и успеш...

Рабочие программы элективного курса "Обществознание: подготовка к ЕГЭ (Основы обществоведческих знаний)" для 10-11 классов

p { margin-bottom: 0.21cm; } Элективный курс «Обществознание: подготовка к ЕГЭ» в 10-11 классах направлен на достижение следующих целей: - актуализировать знания учащихся по проверяемым в рамках ...

Программа элективного курса "Ваш путь к успеху (основы делового общения)"

Курс по выбору для предпрофильной подготовки в 9 классе.Основная цель курса – раскрытие специфики деловой коммуникации....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «История физической культуры и основы олимпийского образования»

Цель курса - формирование научного мировоззрения и физической куль­туры школьников на культурно-исторических традициях отечественной си­стемы физической культуры и олимпийского спорта.Задачи курса:рас...

Рабочая программа элективного курса 10-11 класс "Логические основы математики"

В курсе Логические основы математики рассмотрены общие законы логики, которые лежат в основе любого учебного процесса. Логические знания (формы абстрактного мышления и законы правильного мышления) поз...

Рабочая программа элективного курса Практическая орфография для 9 класса

Программа данного элективного курса рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса. Основные цели курса:- обобщить и систематизировать полученные знания по орфографии за к...

Рабочая программа элективного курса для 10-11 классов "Основы правовой культуры"

Рабочая программа элективного курса 10-11 класс "Основы правовой культуры"...