Урок по теме "Производные и непроизводные предлоги" по ФГОС 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Шагабиева Дилбария Минефаизовна

Цели урока: обучающие:

 - актуализировать знания учащихся о предлоге как части речи;

- познакомить учащихся с производными и непроизводными предлогами.

развивающие:

- научить различать производные предлоги от непроизводных и самостоятельных омонимичных частей речи;

- продолжить работу по развитию связной речи учащихся;

- совершенствовать речевую компетентность обучающихся;

- развитие мыслительных умений и навыков (анализа, синтеза, сравнения).

воспитывающая:

- прививать уважение к русскому языку, к историческому прошлому своего народа.

Методы и приемы:

Объяснительно-иллюстративный метод, приёмы: беседа, слово учителя, опрос.

Эвристический метод, приёмы: наблюдение над языковым материалом.

Репродуктивный метод, приёмы: тренировочные упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx34.54 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы

Тема урока: Производные и непроизводные предлоги. 7 класс.

Цели урока: обучающие:

 - актуализировать знания учащихся о предлоге как части речи;

- познакомить учащихся с производными и непроизводными предлогами.

развивающие:

- научить различать производные предлоги от непроизводных и самостоятельных омонимичных частей речи;

- продолжить работу по развитию связной речи учащихся;

- совершенствовать речевую компетентность обучающихся;

- развитие мыслительных умений и навыков (анализа, синтеза, сравнения).

воспитывающая:

- прививать уважение к русскому языку, к историческому прошлому своего народа.

Методы и приемы:

Объяснительно-иллюстративный метод, приёмы: беседа, слово учителя, опрос.

Эвристический метод, приёмы: наблюдение над языковым материалом.

Репродуктивный метод, приёмы: тренировочные упражнения.

Оборудование: мультимедийная  доска, учебник, раздаточный материал.

Виды учебной деятельности: тестовый опрос, речевая разминка, решение проблемной ситуации, работа с учебником и тетрадью, распределительный диктант, самостоятельная работа, творческая работа, проверочный текст.

Ход урока.

I. Орг.момент. (Приветствие. Число.) (слайд 1)

Слайд: Фото Б.Шоу и высказывание. (слайд 2)

– Сегодняшний урок мне бы хотелось начать со слов известного английского писателя Бернарда Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то и у меня, и у вас останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея и мы обменяемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».

Ваши идеи сегодня будут очень даже кстати. Обмениваясь идеями, мы сможем сделать для нас понятной довольно сложную тему.  Знание этой темы понадобится вам для сдачи экзаменов по русскому языку в 9 и 11 классах. Мы продолжаем изучение предлога. А какая именно тема  сегодня – мы узнаем позже,  прежде вспомним, что изучили  на прошлом уроке.

II. Актуализация знаний.

  1. (слайды 3)  

Тестовый опрос.

1)Предлог это…

1) самостоятельная часть речи;

Б) служебная часть речи;

В) не является частью речи.

2)Предлоги отвечают на вопросы…

А) Что? Кто?

Б) Какой

В) Что делает?

Г) сколько?

Д) не отвечает на вопросы

(слайд 4)

3) Предлоги…

А) обозначают предмет;

Б) обозначают признак предмета;

В) обозначают действие?

Г) выражают зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.

(слайд 5)  

4)Предлоги…

1)Изменяются по числам, родам, падежам;

Б)имеют наклонение;

В) имеют вид и время;

Г) выражают различные отношения ( временные, целевые, причинные, пространственные)

(слайд 6)  

5. Предлог в предложении обычно бывает…

1) сказуемым;

Б) подлежащим;

В) второстепенным членом предложения;

Г) не является членом предложения, но входит в его состав.

(слайд 7)  

  1. Итак, предлог … 
  1. Не отвечает на вопросы
  2. Ничего не обозначает
  3. Не является членом предложения. 

(слайд 8)  

  1. Речевая разминка.  (Подготовка к  ЕГЭ. Задание 13 – правописание производных предлогов, а так же есть в задании 7- неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом)

Стоит отметить, что предлоги требуют к себе очень внимательного отношения. Давайте вспомним правильное употребление предлога  ПО.

Задание: Найдите ошибки в употреблении предлога и запишите правильный вариант.

1)Мы встретимся по окончанию фильма. (по окончании)

2) Купить билеты на обратный путь нужно сразу по прибытию в город.(по прибытии)

3) По приезду домой мы принялись разбирать вещи.(по приезде)

(слайд 9)

4. Четвертый лишний.

1) язык, речь, о, слово  (о –предлог)

2) под, и, от, в   (и –союз)

3) благодаря, с, вопреки, мимо.

Учитель: В третьей строчке все слова предлоги, но  какие это предлоги  мы с вами знаем?

Ученики: ……

Учитель: А почему не знаем?

Ученики: ……

Учитель: А давайте попробуем определить какая же цель сегодняшнего урока, какими предлогами мы должны

(слайд 10)

познакомиться : производными  и  непроизводными предлогами

узнать: что производные предлоги образуются  путём перехода самостоятельной части речи в служебные

научиться: отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи.

III. Переход к новой теме.

(слайд 11)

Учитель: Вот мы с вами и подошли к теме нашего урока. «Непроизводные и производные предлоги». Запишем тему в тетрадь. 

- Пришло время делиться идеями. Можно ошибаться, только не бояться.

(слайд 12)

- Как вы понимаете эти термины (что значит производный)?

Давайте откроем  толковые словари и посмотрим значение этого слова).

Если вернуться к заданию «Четвертый лишний», как бы вы распределили эти предлоги, пока еще не совсем ясно.

Давайте поработаем со словосочетаниями.

(слайд 13)

Перед вами два столбика со словосочетаниями.

Искать около дома                                   Бродить вокруг да около

Изучить в течение дня                             Попасть в течение реки

Забыть вследствие болезни                     Внести изменения в следствие

- Как вы думаете, в каком столбике выделенные слова предлоги, а в каком самостоятельные части речи. (Версии)

- По каким признакам мы определяем предлоги? (связывают слова, к ним нельзя задать вопрос, без зависимого слова синтаксической роли не выполняют)

Вывод:  значит,  слова из 1 столбика являются предлогами. А теперь определим, чем являются слова из 2 столбика (наречие, существительное с предлогом)

- Из какой части речи образовался предлог около, из какой в течение, в следствие.

Давайте проверим свои предположения.

(слайд 14)

А вот как называются такие предлоги вы найдете ответ в учебнике на стр. 138-139.

Работа с материалом учебника.

- Как образуются производные предлоги? (информацию найти в учебнике)

(слайд 15)

- От каких частей речи образуются производные  предлоги? (информацию  найти в учебнике)

- Какие предлоги относятся к  непроизводным? (информацию найти в учебнике)

(не образованные из самостоятельных частей)

(слайды 16-17)

- Какие предлоги состоят только…

- Что общего у производных и непроизводных предлогов? (служат для связи слов)

 (слайд 18)

Задание выполняется в рабочей тетради

Распределите предлоги в 2 группы

Вопреки, согласно, благодаря, в течение, от, под, над, об, навстречу, ввиду, вблизи, вокруг, пред, через, с, при  (выполнить взаимопроверку)

и оценить товарища  нет ошибок – «5», одна ошибка –«4»

(Щелчок слайда)

Учитель:  сверяемся с готовым ответом, дополняем свои записи)

 IV. Закрепление.

Пользуясь параграфом учебника №50 стр138

1.Выписать словосочетания только с непроизводными предлогами.

Зайти в воду, несмотря на непогоду, сказать по секрету, погрузить в лодку, показалось из-за туч, появился предо мной, расположились вблизи дач, ходить возле дома, ожидалась к празднику, шёл навстречу ветру, разыщет благодаря находчивости, находиться на горе. (самопроверка, оцени себя)

Учитель:  сверяемся с готовым ответом, дополняем свои записи)

2.Различение производных предлогов от самостоятельных частей речи            

(слайды 20-26)

А) В течение (предлог) двадцати лет Александр Дюма  написал четыреста романов и тридцать пять драм. В течении (сущ) наших сибирских рек часто встречаются пороги.

Б)Футболист промчался мимо(нар). Во время путешествия мы проплывали мимо (предлог) домика.

В) Саша и Таня радовались, благодаря (дееприч) родителей за прекрасные подарки. Андрей понял правило  благодаря (предлог) учителю.

Г) Ему долго пришлось идти довольно трудным путём (сущ). Нас убедили путём (предлог) веских доказательств

3. Творческое задание.

(слайд 27)

Составьте предложения со словами  вокруг, (на) встречу. (укажите производный предлог или самост.часть речи вы употребили в своем предложении).

 4. Ребята,  знание производных  и  непроизводных предлогов проверяется  на ЕГЭ по русскому языку. Так, например, задание 13 проверяет умение правильно писать производные предлоги, союзы и наречия. Давайте ребята дальше поработаем  устно.  

(слайд 28)

Учитель: посмотрите, пожалуйста, на слайд и прочитайте предложения (читает ученик)

Скажите это текст или нет? (а что такое текст?)

- Ребята, а о чем этот текст.

- Какие памятные даты мы отмечали в феврале?

(2 февраля – День разгрома советскими войсками  немецко-фашистских войск в Сталинградской битве)

-Давайте попробуем среди предложений 1-3 найти производный предлог. 

 1)«История России богата знаменательными событиями. (2)  Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. (3)  Помимо военных побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной  памяти.

А на следующей недели, какой праздник?

(23 февраля – День защитника Отечества. Изначально знаменующий годовщину Красной Армии, за многие годы 23 февраля трансформировался в праздник сильной половины человечества. В этот день принято чествовать всех мужчин – говорить теплые слова, читать поздравления, дарить подарки. Выступает как своеобразный противовес Женскому дню – 8 марта).

(слайды 29-32)

  1. Проверочный тест  в тетрадях записать ответ для самопроверки

(1-в;  2-а,б;  3- а, в;    4-б)

(слайд 33)

  1. Проверка теста

(СЛАЙД 30) 

V. Рефлексия. (3)

Давайте вернёмся к началу урока

  • Что нового узнали о предлоге (какими предлогами познакомились?)?
  • Чему научились?
  • Как отличить производный предлог от омонимичной ему части речи?
  • Как вы считаете, какой материал, изученный сегодня, нужно закрепить на следующем уроке?

Я надеюсь, что мы с вами сегодня обменялись своими идеями  и у каждого из нас стало (по сколько идей?) по две идеи (высказывание Бернарда Шоу – британский, ирландский , англ писатель)

 (слайд 35)

VI. Домашнее задание.

Кто хорошо научился отличать производные предлоги от непроизводных, скажите «Я молодец»  и выполните след д/задание:

1. Найти 5 предложений с производными  предлогами  в художественных текстах  (параграф 50, правило)

          2.  А кто сомневается ещё в своих знаниях, то выполняет упр.301 из учебника.  

 (слайд 36)

VII. Выставление оценок. Пожелание

Задание :распределите предлоги в две группы: производные и непроизводные

Вопреки, согласно, благодаря, в течение, от, под, над, об, навстречу, ввиду, вблизи, вокруг, пред, через, с, при

Производные предлоги

Не производные предлоги

Задание: распределите предлоги в две группы: производные и непроизводные

Вопреки, согласно, благодаря, в течение, от, под, над, об, навстречу, ввиду, вблизи, вокруг, пред, через, с, при

Производные предлоги

Не производные предлоги

Задание: выписать словосочетания только с непроизводными предлогами.

Зайти в воду, несмотря на непогоду, сказать по секрету, погрузить в лодку, показалось из-за туч, появился предо мной, расположились вблизи дач, ходить возле дома, ожидалась к празднику, шёл навстречу ветру, разыщет благодаря находчивости, находиться на горе.

Задание: выписать словосочетания только с непроизводными предлогами.

Зайти в воду, несмотря на непогоду, сказать по секрету, погрузить в лодку, показалось из-за туч, появился предо мной, расположились вблизи дач, ходить возле дома, ожидалась к празднику, шёл навстречу ветру, разыщет благодаря находчивости, находиться на горе.

Задание: выписать словосочетания только с непроизводными предлогами.

Зайти в воду, несмотря на непогоду, сказать по секрету, погрузить в лодку, показалось из-за туч, появился предо мной, расположились вблизи дач, ходить возле дома, ожидалась к празднику, шёл навстречу ветру, разыщет благодаря находчивости, находиться на горе.

Задание: выписать словосочетания только с непроизводными предлогами.

Зайти в воду, несмотря на непогоду, сказать по секрету, погрузить в лодку, показалось из-за туч, появился предо мной, расположились вблизи дач, ходить возле дома, ожидалась к празднику, шёл навстречу ветру, разыщет благодаря находчивости, находиться на горе.

Задание: выписать словосочетания только с непроизводными предлогами.

Зайти в воду, несмотря на непогоду, сказать по секрету, погрузить в лодку, показалось из-за туч, появился предо мной, расположились вблизи дач, ходить возле дома, ожидалась к празднику, шёл навстречу ветру, разыщет благодаря находчивости, находиться на горе.

Задание: выписать словосочетания только с непроизводными предлогами.

Зайти в воду, несмотря на непогоду, сказать по секрету, погрузить в лодку, показалось из-за туч, появился предо мной, расположились вблизи дач, ходить возле дома, ожидалась к празднику, шёл навстречу ветру, разыщет благодаря находчивости, находиться на горе.

Задание: выписать словосочетания только с непроизводными предлогами.

Зайти в воду, несмотря на непогоду, сказать по секрету, погрузить в лодку, показалось из-за туч, появился предо мной, расположились вблизи дач, ходить возле дома, ожидалась к празднику, шёл навстречу ветру, разыщет благодаря находчивости, находиться на горе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Производные и непроизводные предлоги. 7 класс

Урок знакомства с новым материалом, на котором ребята познакомятся с правописанием производных и непроизводных предлогов, научатся отличать омонимичные производным предлогам самостоятельные части речи...

Конспект урока по теме "Производные и непроизводные предлоги" 7 класс

Урок позволяет проверить знания по теме "Предлог"....

Технологическая карта урока №51 в соответствии с требованиями ФГОС Предмет: Английский язык Класс : 6 класс Тема урока: Исчисляемые и неисчисляемые существительные.

Технологическая карта урока №51 в соответствии с требованиями ФГОС  Предмет:    Английский языкКласс :       6 классТема урока:  Исчисляемые и...

"Народный праздничный костюм." Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС ( 5 класс) с технологической картой урока и презентацией к уроку.

Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС для 5 класса "Народный праздничный костюм".1. Технологическая карта урока (с УУД)2. Презентация к уроку...

Технологическая карта "Производные и непроизводные предлоги" 7 класс

Технологическая карта и презентация к первому уроку по теме "Производные и непроизводные предлоги". автор учебника Т.М.Ладыженская...

Урок русского языка в условиях реализации ФГОС. Конспект урока «Под лежачий камень вода не течёт!» Повторение изученного материала по теме «Глагол» (5 класс)

Этот урок был проведён мной 28 апреля 2017 года на муниципальном научно-практическом семинаре для руководителей муниципальных и школьных методических объединений учителей по теме "Профессиональный рос...

Методическая разработка урока "Обобщающий урок по теме "Элементы теории вероятностей" (11 класс, ФГОС)

Представлены план-конспект урока, встроенный в технологическую карту, и презентация к уроку...