урок русского языка "Словари"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Пронькина Ирина Валентиновна

конспект урока по русскому языку 6 класс (ФГОС) . УМК Ладыженская Т.А. Изучается в разделе"Лексика"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                     «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Суворова»

                                             « СЛОВАРИ»

                                                   (6 класс ФГОС )

                                           (УМК Ладыженской Т.А.)

Предмет

Русский язык

Учитель

Пронькина Ирина Валентиновна, учитель русского языка и литературы

Класс

6

Тема

«Словари»

Тип урока

Урок общеметодической направленности

Цель

Познакомить с различными видами словарей, подготовить к выполнению исследовательского проекта

Задачи

Развивающая: Развивать познавательную, коммуникационную и творческую  компетенции;  активизировать самостоятельную  деятельность учащихся по отбору, анализу и обобщению изученного материала.

Обучающая: Познакомить учащихся со словарями разных типов, их спецификой, способами построения словарных статей, совершенствовать умение работы со словарями разных типов, способствовать проявлению интереса к словам и словарям.

Воспитывающая: Воспитывать любовь к русскому языку, показывая с помощью словарей его неисчерпаемые богатства; бережное отношение к слову, расширять жизненные познания детей.

УУД

Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

Регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;

Познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;

Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку

зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других

Планируемые результаты:

учащиеся должны знать, что такое словарь, какие типы типы словарей существуют, почему существует такое деление словарей, что такое словарная статья, лексическое значение; что можно узнать из словарной статьи

должны уметь работать со словарной статьей, определять лексическое значение слова, определять основную мысль текста, строить свое высказывание в соответствии с нормами языка

Межпредметные связи

литература

Ресурсы

 компьютер, проектор;  презентация Power Point «В словарях -  вся Вселенная», технологические карты учеников, карточки с заданием, словари

                                                             Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие учащихся.

II. Мотивация к учебной деятельности

1. « Рассыпанные слова».  Ребята, перед вами сундучок! Что там может быть внутри? Тут, оказывается, секретный замок, открыть который мы сможем, если из рассыпавшихся слов правильно составим предложение. (Работа учащихся в «Карте путешественника»)

 Слова для справок: ж..зни, хр…нители,  ч…ловеческой, знаний, Сл…в…ри,  пам…ти, знаний, мудр…сти, и

(Словари – хранители памяти и мудрости, знаний и жизни человеческой).

- Что у вас получилось?

- Подчеркните вставленные буквы, определите, в какой морфеме они находятся. Объясните написание. (Работа в парах). Проверьте, как выполнил эту работу ваш сосед.

- Подчеркните грамматическую основу. Укажите части речи.

- Проверка. Объясните постановку знака препинания. Оцените свою работу на этом этапе урока.

2. Молодцы! Вы справились с работой. Предложение составлено. Замочек открыт.

Только я не спешу открыть этот сундучок. Как вы думаете, что в нем лежит?

Ответить на этот вопрос поможет записанное вами предложение.

- Правильно. Это словарь.  Сформулируйте тему нашего урока.

- Определите и запишите в Картах путешественника, что вы знаете о словарях.

Проверка. Итог работы.

3. Постановка цели и задач урока.

       «Одна книга тысячи людей учит», - говорит пословица о словаре. Все вокруг твердят: «Словари – наши друзья и помощники». Несомненно, это так. Какую же помощь оказывают эти мудрые книги? В чём их польза?

        Сегодня вы узнаете, что словари помогают не только правильно писать слова, определять их значение, объяснять происхождение слов, но и расширяют кругозор, дают новые сведения из различных областей науки, техники, литературы и искусства.

       На уроке  нам предстоит познакомиться со словарями разных типов, их спецификой, способами построения словарных статей, выполнить лексикографические упражнения,  направленные на обучение работы со словарем.

III. Изучение нового учебного материала

1. - Почему словари названы хранителями памяти и мудрости, знаний и жизни человеческой? Можете вы ответить на этот вопрос? 

- Для того чтобы побольше узнать о словарях, предлагаю отправиться в путешествие в страну Словарей. Путь предстоит неблизкий, поэтому предлагаю запастись энергией и силами.

2. Физминутка

3. - Я думаю, что теперь у нас сил прибавилось. Итак, займите свои места. Поезд отправляется. Первая станция – Историческая.

Перед вами тексты. Прочитайте их про себя. Подготовьтесь к выразительному чтению:

             О значении словарей  в жизни общества говорилось  ещё во время правления Екатерины II, которая решила и сама изучить русский язык, и сделать так, чтобы держава ее языком владела достойно. И когда к императрице обратилась одна из образованнейших женщин России Е.Р. Дашкова, которая часто задумывалась, почему же в русском языке столько нестроения и говорила: «До какого бы цветущего состояния довели россияне свою литературу, если бы познали цену языка своего», и  предложила Екатерине II создать по примеру флорентийской или парижской академий русскую академию и выпускать словари. Екатерина сразу согласилась.

            Так появилась Академия, которая занималась словарями, обработкой слова, её красотой и выразительностью языка в целом. До сих пор словарное дело развивается в нашей стране, появляются новые словари, энциклопедии, справочники. Наша задача – пользоваться лингвистическим богатством себе и другим на благо.

- Определите основную мысль текста. Работайте в паре с соседом. Запишите ваш вывод в Картах.

Проверка работы. Совпало ли ваше определение основной мысли текста с классом? Поставьте себе оценку.

- Ребята, знаете ли вы, как называется наука, занимающаяся вопросами составления словарей, и их изучения? Как называется профессия составителей словаря?

 - Какие вы знаете словари, справочники, энциклопедии?    

  -Есть ли в  Вашей семье словари?

  -В каких ситуациях приходит к Вам на помощь справочная литература?

  - Почему они так необходимы  каждой семье?

  - Обращаетесь ли вы к справочникам, когда готовитесь к занятиям?

4. Станция « Лингвистическая»  

- Ребята, знаете ли вы, как называется наука, занимающаяся вопросами составления словарей?

Подсказка:  Соедините слова с их лексическим значением

           

1) лексикология            

исследует несвободные лексические сочетания

2) фразеология

наука, занимающаяся вопросами составления словарей

3) лексикография                              

словарный состав языка

4) лингвистика

Наука, изучающая языки

Впишите это слово  (работа в  Картах)

Беседа:

  -Есть ли в  Вашей семье словари?

  - Обращаетесь ли вы к справочникам, когда готовитесь к занятиям?

- Что вы можете узнать в словаре? Что такое словарная статья? ( слайд Словарная статья)

IV. Применение нового знания в стандартной ситуации

Работа в группах.  У каждой картинка с изображением словаря. Расскажите о словаре на вашей картинке. Что можем узнать из этого словаря? Воспользуйтесь дополнительной информацией.

1 группа  «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля – один из самых известных и знаменитых словарей в мире. Свыше 53 лет Даль отдал работе над «Толковым словарем живого великорусского языка». Его называют настоящей «энциклопедией  русской жизни». В нём  - более 200 000 слов. Собранные В.И.Далем слова можно назвать «родными россыпями жемчужин», так как при составлении своего толкового словаря отобразил все разнообразие, неоднородность и величие русского языка. В словаре можно найти пояснения региональных особенностей речи, а также терминологию и специфические фразы многих профессий и ремесел. Толкуя слово, В. И. Даль отбирает множество синонимов, свидетельствующих об исключительном богатстве русского языка, его гибкости и выразительности, он показывает безграничные словообразовательные возможности русского языка. Ценность словаря подчеркивается десятками тысяч включенных в словарные статьи загадок, пословиц, присловий, скороговорок  и поговорок. Знатоки и любители русского слова  постоянно обращаются к словарю В.И. Даля. Одних только пословиц в нём  - 30130. В.Д. Берестов писал: «Словарь Даля озаряет нас изобилием добрых слов, сказанных добрыми людьми в добром расположении духа. Надо бы пользоваться ими и почаще учиться у них добру».

ЗАДАНИЕ для группы:  Обратите внимание на пример словарной статьи, её оформление

1. Выпишите три пословицы из словаря В.И. Даля на тему «слово»

2. Ответьте на вопрос: «Почему В.И.Даль называл пословицы «цветом народного ума»? (письменно)

2 группа:   Самые востребованные словари в семьях, в школе, во многих учреждениях – орфографический и орфоэпический.

Если нужно узнать, как правильно пишется или произносится то или иное слово, нужно поискать нормативные словари: хорошо известные всем орфографические (от греч. orthos — «правильный», «прямой», grahpo — «пишу») или же орфоэпические (от греч. orthos — «правильный» и epos — «речь»). Последний наиболее крупный орфографический словарь,  вышедший в 1999 году, содержит 160 000 слов.

Орфоэпический словарь останавливается на решении двух проблем: проблемы ударения слов и правильного произношения отдельных звуков.

Задание: Используйте словари. Обратите внимание на пример словарной статьи, её оформление

№ 1  Вставить пропущенные буквы и определить лишнее слово.

 1. л…жился, прил…гательное, прил…гать, возл…гать

 2. р…сток, р…сти, отр…сти, р…стение

 3. ш…рох, ш…пот, крыж…вник, ш…рты

 4. ц…ркуль, акац…я, ц…ган, ц…ферблат.

№2 «Упражнения по орфоэпии»

Определите варианты произношения ([шн] и [чн]) и прочитайте вслух.

Булочная, встречный, горчичник, нарочно, скучно.

3 группа 

Этимологический словарь рассматривает слова старославянского и древнерусского происхождения с целью знакомства читателей с историческим составом слова, который отличается  от современного.    Использование этого словаря значительно повышает интерес школьников к языку.

Задания:  Обратите внимание на пример словарной статьи, её оформление

№1.  Расставьте ударение в словах и прочитайте вслух:

Крамола, красивее, кулинария, кухонный, ломоть.

Укажите архаизм. Подберите синоним.

№ 2. Найдите  в этимологическом словаре слово чужой. Правда ли, что слова чужой и чудесный – дальние родственники? Составь  два словосочетания со словами чужой и чудесный, чтобы показать, что в настоящее время эти слова не являются родственными.

Вариант:                                                                                                      

Найдите слово «басня» в словаре. Что интересного  удалось узнать?

4 группа

Словарь синонимов – словарь, содержащий ряды синонимов, в котором по алфавиту расположены слова, являющиеся основными, опорными в каждом из синонимических рядов.

         Первые словари синонимов имеют давнюю историю. Они стали появляться в России с конца XVIII века, а в XX веке был издан целый ряд словарей, авторами которых   являлись Н.Абрамов, В.Д. Павлов-Шишкин и П.А. Стефановский, В.Н. Клюева, А.П. Евгеньева, З.А. Александрова.

        Синонимы во многих словарях этого типа собраны и сгруппированы в ряды. Каждая словарная статья содержит перечень слов, входящих в данный синонимический ряд, их толкование и примеры из литературно-художественных произведений. В словаре значения слов не раскрываются и примеры их употребления не даются. Словарь имеет практическое назначение. Он дает набор синонимов, из которого пишущий может извлечь подходящее слово для точного и яркого выражения своей мысли. Например, в словаре З.А. Александровой - около 9000 синонимических рядов.

Задание: Обратите внимание на пример словарной статьи, её оформление

1. Исправьте ошибки в предложениях.                                                                            

 По дороге (по пути) в школу дети переходят через железную дорогу.                                                                                                              Ему было трудно в таких трудных (сложных) условиях. Нападающие игроки нападают (играют) решительно. В этом рассказе писатель показывает (изображает) их жизнь и показывает красоту русской природы.

2. Распределите слова в три колонки в соответствии со стилем : высокий, нейтральный и низкий. Какой словарь вы выберете в помощники?

почивать, спать, дрыхнуть;

конь, кляча, скакун;

вояка, боец, воин;

одеяние, одежда, одежка.

- Отчет групп. Оценивание. Подчитайте количество баллов, набранных за урок. Сдайте свои  Карты путешественника.

V. Рефлексия.

1.- Итак, вы хорошо потрудились.  Закончилось наше путешествие в волшебный мир словарей, в безбрежный  океан слов, собранных в них. Знакомство со словарями разных типов, их спецификой, способами построения словарных статей, лексикографические упражнения, направленные на работу со словарями, приблизило нас к проекту, где наши познания можно будет применить практически.

Это только начало пути в наш лингвистический проект «В каждом слове – чудесный клад». На следующем уроке  нам предстоит совершенствовать умение работы со словарями разных типов. Что может быть интереснее работы со СЛОВОМ?!

На всех словах - события печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю: "Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой..."

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.  (С. Маршак)

Пусть лингвистические и энциклопедические словари помогут вам определиться в выборе интересного слова для исследования и  успешно реализовать себя в проекте.

 2. Д.з В начале урока мы поставили перед собой вопрос: Почему словари названы хранителями памяти и мудрости, знаний и жизни человеческой?

Ответьте на этот вопрос письменно. Это будет вашим домашним заданием.

3. Подведем итоги работы.

- Каким был для вас урок: легким или трудным? Какие затруднения вы испытали в работе?

 - Понравился ли вам урок?

 - Был ли урок для вас полезен?  Если да, то нарисуйте в технологической карте веселый   смайлик. Если нет, то грустный.

Спасибо за сотрудничество во время урока. Вы МОЛОДЦЫ!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "

Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...