Конспект урока по риторике на тему: "Виды речевой деятельности. Говорение."
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Купцова Ксения Вячеславовна

Цель данного урока по риторике:

1)    познакомить учащихся с особенностями одного из видов речевой деятельности – говорения;

2)    формировать умение делать выводы, основанные на наблюдениях, обучать построению связного высказывания на заданную тему;

3)    развивать речевые навыки учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _65703.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок риторики.

6 класс

«Виды речевой деятельности. Говорение»

Цель урока:

  1. познакомить учащихся с особенностями одного из видов речевой деятельности – говорения;
  2. формировать умение делать выводы, основанные на наблюдениях, обучать построению связного высказывания на заданную тему;
  3. развивать речевые навыки учащихся

Оборудование:

Учебная литература, записи на доске, мультимедийная презентация к уроку.

Ход урока.

  1. Вступительная беседа.

Мы с вами на протяжении нескольких лет изучаем интересную науку – риторику.

 - Что вам дают уроки риторики?

- Чему учит риторика?

Шаг за шагом мы с вами постигаем азы общения, совершенствуя свою речь. Каждый урок учит нас чему-то новому.

  1. Повторение ранее изученного.

1)  - Вспомните тему предыдущего урока.

(виды речевой деятельности)

- На какие виды подразделяется речевая деятельность человека?

(Существуют устные виды речевой деятельности – говорение и слушание - и  письменные виды речевой деятельности – письмо и чтение)

2)  - Прочитайте пословицы.

Не пером пишут, а умом.

Услышанное не сравнить с увиденным.

Глупый болтает, а умный думает.

- О каких видах речевой деятельности говорится в пословицах?

- Какие пословицы вы подобрали дома

- о письме

- о чтении

- о говорении

- о слушании?

  1. Рассмотрите рисунки. Упр. 146

- Какая ситуация изображена на первом рисунке?

- Какие виды речевой деятельности используются?

- рассмотрите второй рисунок. Где происходит действие? Какие виды речевой деятельности используются?

III. Изучение нового.

1) Сегодня мы познакомимся с особенностями одного из видов речевой деятельности – говорении или устной речи.

Запись темы «Устная речь (говорение)».

Каждый из нас практически ежедневно пользуется этим видом речевой деятельности.

- Где и когда вам необходимо бывает умение пользоваться устной речью?

(В беседе с друзьями, в разговоре с родителями, на уроке в школе и т.д.)

Существуют профессии, где говорение становится основным видом деятельности.

- Назовите их.

(Учитель, актер, диктор, ведущий телепрограмм и т.д.)

- А задумывались ли вы, почему одних людей мы слушаем с удовольствием, а других слушать трудно, а порой и не хочется?

- Сегодня наша задача и состоит в том, чтобы выяснить, что нужно для того, чтобы тебя понимали и хотели слушать.

Слайд.

Чтобы тебя понимали и хотели слушать, необходимо (запись в тетрадь)

По ходу разговора основные выводы будем записывать в тетрадь.

2) Послушайте текст. Упр. 148 (читает учитель).

На доске таблички.       ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ

- Почему все замерли в удивлении?

(Фраза неоднозначная, ее можно понять по-разному)

- Составьте на доске несколько возможных вариантов

Те перья поднимите тоже.

Те перья подними, те тоже.

Те перья под ними, те тоже.

Те перья под ним, и те тоже.

Теперь я, поднимите тоже.

Теперь я под ними, те тоже.

Теперь я под ним, и те тоже.

- Чем вызван такой разнобой в понимании фразы?

(Робот неграмотно оформил фразу: не сделал необходимых пауз, не не использовал возможности интонации)

- Сделаем первый вывод: что необходимо, чтобы тебя понимали и слушали?

  • грамотно оформлять высказывание;
  • умело использовать паузы, интонацию, возможности живого голоса

  1. Всегда ли уместной бывает пауза?

Посмотрим сценку, подготовленную ребятами, и сделаем выводы.

- Попробуйте определить основную черту характера главного героя, проследите за его речью, обратите внимание на паузы.

Представьте себе лесную полянку, где собираются по вечерам веселые зверьки – хомяки и слушают удивительные истории, которые рассказывает один из них.

Сценка.

- Назовите основную черту характера главного героя.

Он хвастун. Этим и определяется его речь. Дайте ей оценку.

(Живая, в сравнении с речью робота, эмоциональная, но неорганизованная, обращают на себя внимание долгие паузы)

- Чем вызваны паузы?

(Он не знает, о чем ему говорить дальше, потому что тема высказывания ему незнакома, он не определил для себя, что должен сказать)

То, что хотел сделать герой, называется

ИМПРОВИЗАЦИЯ.

ИМПРОВИЗИРОВАТЬ – создавать в момент исполнения, без подготовки.

- Почему его импровизация «провалилась»?

(Не разбирается в теме высказывания, не определил для себя основную мысль высказывания)

- Делаем выводы: что же еще нужно, чтобы тебя понимали и слушали?

  • хорошо разобраться в теме высказывания;
  • знать, какую мысль ты хочешь донести до слушателя
  • уметь импровизировать

  1. Давайте послушаем еще одно высказывание, сравним его с предыдущим.  Упр.150 (звучит в записи)

Слушая это высказывание, мы тоже обратили внимание на паузы, но, согласитесь, они совсем другого характера.

- Чем объясняются паузы в речи этого персонажа?

Человек размышляет. Тема сложная, требует тщательного обдумывания. Мы с вами стали свидетелями процесса создания высказывания и импровизации, а пауза нужна, чтобы  поискать наиболее подходящее слово, а может быть, она свидетельствует о волнении героя.

Тем и интересна устная речь, что она создается в момент говорения и предполагает словесную импровизацию

  1. А вот у следующего героя было время подготовиться к устному ответу.

- Послушайте, что из этого вышло, и оцените его речь.

Упр.151 (звучит в записи)

- Где происходит действие?

- Обрисуйте создавшуюся ситуацию.

Какова тема его высказывания?

- Интересно ли было слушать? Почему?

- Какие из записанных нами условий не выполнил ученик?

- Какие еще недостатки в его высказывании вы заметили?

- Сделаем выводы, занесем в тетрадь.

  • соблюдать последовательность изложения;
  • избегать в речи лишних – «сорных» - слов

Итак, в процессе наблюдений у нас получился своеобразный свод правил для тех, у кого есть желание совершенствовать свою речь.

- Прочитаем и найдем недостатки в нашем высказывании.

Мы тоже не выполнили одно из наших правил. Найдите его.

Нам надо восстановить последовательность работы над собственным высказыванием.

- С чего мы должны начать подготовку устного высказывания?

  • хорошо разобраться в теме высказывания;
  • знать, какую мысль ты хочешь донести до слушателя
  • соблюдать последовательность изложения;
  • грамотно оформлять высказывание;
  • умело использовать паузы, интонацию, возможности живого голоса
  • избегать в речи лишних – «сорных» - слов
  • уметь импровизировать

  1. А теперь попробуем применить полученные знания на практике.

Я предлагаю вам тему для создания устного высказывания

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

- Что представляет собой эта запись?

- Как вы понимаете мысль, заложенную в пословице?

- Я не случайно предлагаю вам эту тему. Важно научиться говорить грамотно, но еще важнее помнить, что каждое сказанное нами слово обращено к людям и в нем заложена большая сила.

- Какие могут быть слова?

- Как они воздействуют на людей?

Поэтому нельзя необдуманно бросаться словами, надо научиться  так пользоваться словом, чтобы не жалеть потом о сказанном, ведь слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Известный поэт Вадим Шефнер очень точно сказал:

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Помните об этом и обращайтесь со словом осторожно, чтобы не радить близких людей, не заставлять их страдать. Говорите друг другу больше добрых, приятных слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка по теме "Виды сложноподчиненных предложений" с использованием ЭОР

Представлен план-конспект урока по русскому языку в 9 классе в соответствии с программой  С.И.Львовой по теме "Виды сложноподчиненных предложений", в ходе которого реализуются ИКТ, деятельно...

План-конспект урока русского языка по теме "Виды глагола"

ПЛАН-КОНСПЕКТ  МАСТЕР-КЛАССА  В  5 «А» КЛАССЕПО ТЕМЕ «ВИДЫ ГЛАГОЛА»Учитель русского языка Л.Н.Нагаева 2011/2012 уч.год ТЕМА УРОКА: Виды глагола.ЦЕЛИ: 1) Ознакомить с новой гр...

Конспект урока по СБО по теме "Виды одежды"

Цель: Различать одежду в зависимости от назначения.Задачи:-коррекционно-образовательная: показать функциональную значимость одежды от сезона и назначения; уметь подбирать одежду по сезону в зависимост...

конспект урока по СБО по теме «Виды обуви и её назначение. Уход за обувью».

Цель урока: Закрепить и обобщить знания учащихся об одежде и обувиЗадачи урока:-Различать обувь по виду и назначению, подбирать обувь по сезону, знать правила ухода за обувью-способствовать ...

Конспект урока с презентацией на тему "Виды словочосетаний". 5 класс. Урок составлен по учебнику "Русский язык" В.В. Львова, С.И. Львовой, 5 класс, в 3-х частях.

Конспект урока с презентацией на тему " Виды словочосетаний". 5 класс. Урок составлен по учебнику Львова, Львовой, 5 класс, в 3-х частях.Данный конспект составлен в виде технологической карты, к нему ...

Конспект урока 6 класс по теме "Виды корней и типы корневых систем" + лист самооценки+раздаточный материал

На протяжении урока учащиеся погружены в самостоятельную работу,  используются различные формы работы, возможны различные варианты замены одного упражнения другим....

Конспект урока по риторике по теме: "Виды общения. Словесное и несловесное общение".

Данный конспект может быть использован на уроке риторики в 5 классе. К конспекту прилагается презентация....