Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 5 классе.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Долгих Юлия Александровна

Русский язык 5 класс. / по учебнику Баранова, Ладыженской/. Технологическая карта урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkiy_yazyk_5_klass.docx31 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока.

Русский язык 5 класс. Урок 30

 

Тема урока

Восклицательные предложения.

Цель деятельности учителя

Познакомить с понятием «виды предложений по интонации», «восклицательные предложения»; показать роль восклицательных предложений в речи; отличие цели высказывания от интонации;

Тип урока

Урок изучения  нового материала.

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

знать виды предложений по интонации, правила пунктуационного оформления повествовательных и побудительных восклицательных предложений;

 уметь распознавать виды предложений по интонации; правильно пунктуационно их оформлять.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; решение  проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная работа

Образовательные ресурсы

http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival. 1 september.ru/subjects http://www.intergu.ru http.V/som.fsio.ru/subject.asp?id:= 10000192

Оборудование.

Наглядно-демонстрационный материал

Учебник «Русский язык 5 класс» М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской» 2015г., тетради, классная доска, дидактические карточки

 

Основные понятия

Виды предложений по цели высказывания, интонационная окраска предложения

 

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения

  1. 1.Мотивация к учебной деятельности

 Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала

Вступительное слово.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы нам всем захотелось

На урок  опять прийти!

 

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции

2.Актуализация и пробное

учебное

действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.  

Что мы изучали на прошлом уроке?

Какие бывают предложения по цели высказывания?

(По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.)

  • С какой целью мы пользуемся повествовательными предложениями? Приведите примеры таких предложений. (Чтобы просто о чем-то сообщить. Светит солнце. Идет урок.)
  • С какой целью мы пользуемся вопросительными предложениями? Приведите примеры таких предложений.

(Чтобы о чем-то спросить. Например: «Ты пойдешь в лес?»)

  • С какой целью мы пользуемся побудительными предложениями? Приведите примеры. (Чтобы побудить к действию. Например: «Встаньте!»)

А все ли эти предложения мы произносим с одинаковым настроением, интонацией? (Нет, одни из них произносятся с повышением интонации, а другие — спокойно.)

Отвечают на вопросы, Строят понятные для партнера высказывания. Записывают предложение с комментированием

Индивидуальная, фронтальная.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи; могут понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения учебных задач

 

3. Выявление места и причины затруднения

Обсуждение результатов работы по заданиям  

Запишем предложения. /По цели выск.?/ Поставим стрелки по интонации.                         

Воротись, поклонись рыбке!

Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я ль на свете всех милее?

Автор? Названия.

Какие это предложения по цели высказывания?

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов

Индиви

дуальная,

групповая

Голубушка! Как хороша!

 В каких случаях употребляются данные предложения?                     !

УПР 151.

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

4. Целепо- лагание и построение проекта выхода из затруднения

Усвоение сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности.

УПР 152

Невоскл.                                    Воскл.

Мы были в лесу.(повест.)                    

Кто взял книгу?(вопрос.)

Прочитай книгу.(побуд.)

 

Закрепление сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Ознакомление с заданием

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

  • Итак, вопросительные, побудительные и повествовательные предложения могут произноситься со спокойной интонацией, без эмоций, а могут - с особой интонацией, выражающей сильные чувства.
  • Какой пунктуационный знак скрывает в себе бурю эмоций? (!)
  • Какие бывают предложения по интонации? (Восклицательные и невосклицательные.)
  • А чем отличаются восклицательные предложения от невосклицательных? (Восклицательные предложения произносятся с сильным чувством. В конце такого предложения ставится восклицательный знак.)
  • Может ли побудительное предложение быть восклицательным? (Да. Например: «Умойся сейчас же!»)
  • А невосклицательным побудительное предложение может быть? (Да. Например: «Иди спать».)

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Работают с заданием. Отвечают на вопросы, под руководством учителя составляют план работы над таблицей - помощницей

Индивидуальная,

групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют знания. Регулятивные: действуют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

5. Практическая деятельность.

Составление таблицы.

/РЕЗЕРВ/

Пример

по цели

по интонации

Какой сегодня чудесный день!

повеет.

восклиц.

Я показал на маленькую лужицу.

повеет.

невосклиц.

Что же теперь говорить об этом?!

вопрос.

восклиц.

Кто открыл окно в сад?

вопрос.

невосклиц.

Продолжать наблюдение!

побуд.

восклиц.

Приходите сегодня вечером.

побуд.

невосклиц.

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи. Оформляют таблицу.

Групповая, индивидуальная.

Сам-ная работа по карточкам.

Находят вопросит. Предл.

Определют цель высказывания.

Дифференцированная, индивидуальная.

Обобщение и систеатизация знаний

 

Какие бывают предлолжения по цели высказывания?

По эмоциональной окраске?

Упр. 153 УСТНО.

Фронтальная.

Рефлексия

д/з упр. 155.

ДОП_НО.

Иногда восклицательный знак может ставиться и в середине предложения. Это происходит тогда, когда хотят особо подчеркнуть важность отдельных слов, отношение (согласие, одобрение, иронию, возмущение и т. д.) автора к высказыванию. В таких случаях восклицательный знак может заключаться в скобки.

— Выразительно прочитайте предложения парами. Объясните постановку восклицательных знаков. Что изменится, если их убрать?

Я тебе покажу!!! — Я тебе покажу.

Я! буду! учиться! — Я буду учиться.

Он всегда (!!!) говорит правду.— Он всегда говорит правду.

V.        Учащиеся должны распределить предложения по двум колонкам.          Повествовательные предложения | Побудительные предложения

1. Перестань сейчас же! От твоей музыки уши болят! 2. Уходи от-сюда со своей противной трубой! 3. Я протестую! Нет такого прави¬ла, чтобы по два раза в день умываться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе. Глагол. Повторение изученного в 5 классе.

Цели урока:   1.Образовательные:  повторить и обобщить пройденное  по теме «Глагол», формировать знания учащихся о том, как изменяются глаголы; знать, что об...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Состав слова"

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Состав слова"...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе "Вопросительные и относительные местоимения"

Урок общеметодологической направленности .Цель урока :Деятельностные: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного соде...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку "Деепричастие. Запятые при деепричастном обороте". 7 класс

Технологическая карта открытого урока по русскому языку "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте".  К технологической карте прилагаются мультимедийная презентация, листы...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку "Правописание Ы-И после Ц". 5 класс

Технологическая карта открытого урока по русскому языку "Правописание Ы-И после Ц". Данная тема изучается в 5 классе. К технологической карте прилагаются самоанализ урока, приложения (листы ...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 5 классе "Основа слова".

Технологическая карта открытого урока по русскому языку  в 5 классе "Основа слова". Используемый УМК: Учеб. Для общеобразоват. учреждений.  М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская....