_Технологическая карта открытого урока по русскому языку 5 класс_
план-конспект урока по русскому языку
_Технологическая карта открытого урока по русскому языку 5 класс_
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 358 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока "Буквы и-ы после ц"
Учитель русского языка и литературы Уракова Д.С.
2024 год
Цели деятельности учителя | Организация работы для открытия и закрепления нового материала Знакомство учащихся с новой орфограммой – «Правописание и–ы после ц», обозначением данной орфограммы; работа по формированию орфографической зоркости учащихся |
Тип урока | урок усвоения новых знаний |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать и уметь применять правило правописания ы–и после ц Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию, выполнять различные социальные роли в паре и коллективе Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования Регулятивные: понимать и строить планируемые действия; проговаривать вслух последовательность производимых действий |
Методы обучения | Частично-поисковый, игровой |
Формы обучения | Наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, самостоятельная работа. |
Оборудование | Экран, компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстра- | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока Материал передачи «Радионяня» |
Основные понятия и термины | Орфограмма-буква |
Организационная структура урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность | Формы | Формируемые умения | Контроль результатов учебной деятельности |
1.Организа Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке | Организовать направленное внимание на начало урока. | Проверяет готовность рабочих мест.
| Готовятся к уроку | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения Познавательные: осознают познавательную задачу Коммуникативные: работают в коллективе | |
2.Мотивация к учебной деятельности. | Создать условия для совершенствования своего лексического запаса языка через устное и письменное повторение по теме «О, Ё после шипящих», | Создает ситуацию, при которой возникает необходимость повторения полученных знаний.Предлагает детям: вспомнить материал по теме «О, Ё после шипящих» Выполни задание на слайде. | Вспоминают материал по темам «О, Ё после шипящих» объясняют написание слов. | Фронтальная Индивидуальная | Предметные: повторение пройденного материала Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. | Устные ответы. Оценивание в парах. |
3.Актуализация Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» . | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Работа с числом (как мобилизующий этап урока). Доска: Двадцать седьмое декабря. Классная работа. Запись в тетрадь. - Сегодня наш урок будет связан с буквой ц и звуком ц. - Сейчас мы отправимся с вами в сказочную страну. Послушайте сказку и вы легко сформулируете тему и цель нашего урока. (Звучит сказочная музыка). В некотором царстве, в некотором государстве жила-была принцесса буква ц. Два верных рыцаря были у неё: буква и буква ы. Нравились они ей. Рыцарь “Ы” - за твёрдость и решительность, рыцарь “И” - за доброту и весёлый нрав. И именно ему отдала гордая принцесса своё сердце. Только рыцарю “И” было дозволено каждый день бывать в главной комнате дворца, которая называлась “Корень слова”. Рыцарь “И” был очень весёлым и общительным, он очень любил петь и учил этому искусству всех жителей сказочного королевства. Лишь только увидев его, они начинали громко кричать: “Репетиция!”. И с тех пор, все слова, которые оканчиваются на - ция -, как слово репетиция, стали записываться только с буквой - и -. Рыцарю - ы - разрешалось заходить в главную комнату дворца только в исключительных случаях. Так появились слова исключения. А обычно он жил в дальних комнатах дворца. (суффиксы и окончания слов). | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения Познавательные: осознают познавательную задачу Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы. |
4. Целеполагание и построение проекта выхода Цель: мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого. | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Эвристическая беседа, подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах, работа с учебными пособиями | Формулирует тему и цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. (Напоминаю о самооценивании, на полях тетради пишем цифры и ставим знаки.). На время вы превратитесь в ученых и сами сделаете вывод. Открывается запись на доске (слайд): – Что общего в словах-примерах? (Сочетания с ц.) – Почему они разделены на группы: 1 столбик цирк цифровой лекция Запишите также себе три столбика со словами. – Сначала мы будем работать со словами первого столбика. Прочитайте внимательно эти слова, обратите внимание на то, в какой части слова находится орфограмма? (В корне)Выделите корень. – А какое слово лишнее? (Если сбиваются, то нужно вывести на подобные слова с «ция»: конференция, авиация, милиция)? (В корне, лишнее слово «лекция»). – Верно. В русском языке есть слова, которые заканчиваются на -«ция», и все они пишутся с буквой «и». И в данном случае вам необязательно определять, где находится орфограмма: достаточно подчеркнуть и написать рядом на - «ция» (пишем обозначение в столбике у слова «лекция»). Вот вы уже и объяснили орфограмму. – Итак, буква «и» пишется после «Ц.» в 2-х случаях. В каких? (В корне и на - «ция».) – Теперь переходим ко 2-му столбику. В какой части слова находится орфограмма в этих 3-х словах? (В суффиксе и в окончании.) - 3 столбик. Почему это слова стоит отдельно? В нашем случае таких слов-исключений 5: цыган, цыкать, на цыпочках, цыплёнок, цыц. Чтобы лучше запомнить эти слова, запишем в тетрадь -(записано на слайде): «Цыган на цыпочках к цыплёнку подошел и цыкнул: «Цыц!» Цыган цыплёнка увидал, – поработаем с учебником теории. Откройте учебник на странице 54 п 43. Прочитайте. Что мы не сказали сейчас с вами? | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; наблюдают за обозначением звука [ы] буквой ы(и) в словах, воспринимают на слух информацию, работают | Индивидуальная, групповая | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Вопросы для уточнения информации |
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта Цель: организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия и построение нового способа действия. | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Наблюдение за языком, составление схемы рассуждения по применению правила | – Ребята, правило, которое мы сегодня изучаем, сложное, правило-инструкция, поэтому нам необходимо составить алгоритм, схему рассуждения. Составляем вместе алгоритм действий. А теперь , пользуясь алгоритмом докажите правильность написания слов: циркуль, гвардейцы – 1 ряд цыплёнок, операция – 2 ряд Правописание ы–и после ц. Физминутка. Я читаю слова. Если пишем И, приседаем. Если после Ц пишем Ы, прыгаем. Умницы, цилиндр, ресницы, птицы, лекция, циркач, синицы, репетиция, цыган, акция, бледнолицый. | В сотрудничестве с учителем | Фронтальная | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группе с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Устные ответы, письменная работа, работа в группах. |
6. Первичное закрепление с комментирова нием Цель: зафиксировать во внешней речи новое учебное действий. | Обобщение Выполнение разноуровневых обучающих упражнений | – Вот мы и разгадали секрет буквы «ц», а чтобы его не забыть, мы потренируемся, выполняя упражнения. Работа в группах. Каждая группа комментирует выполнение. – Бабушка Ы и бабушка И принимают гостей. У обеих сегодня именины. Решите, какие слова пойдут в гости к бабушке Ы, а какие – к бабушке И. Синицы, цирковой, циркуль, Птицын (фамилия), лекция, цитрус, молодцы, от гостиницы, шлёпанцы, цилиндр, рукавицы, цыпки, цигейка, цыганка, сестрицы, циновка, гостинцы, цыкнуть, цифра, инфекция, для больницы, операция, циклон, бледнолицый. 2 группа. «Исправь ошибку» – К вам пришло письмо от Незнайки, прочтите его, исправьте ошибки и объясним их. Текст запишите. Профессору Синицину. Я отправился в экспедицыю. Погода Незнайка 3 группа. "Восстановите текст" Слова для справок: ц…рк, Синиц…н, борц…, наездниц…, мотоц…клисты, улиц…, акац…и, на ц…почки, ц…рк, круглолиц…й. 4 группа. Выпишите слова только на изученную орфограмму. Составьте 2 сложных предложения, используя любые слова и словосочетания , подчеркните грамматические основы. Ра…порядок, ц…ркуль, р…сток, св…вают, ц…ган, ш…пот, синиц…н, ра…писание, бе…шумный, лекц…я, ш…пот, ц…плёнок, под…езд, ц…фры, под…рить, на ц…почках, лисиц…н хвост, сл…жение, станц…я, панц…рь. | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы | Индивидуальная, групповая | Личностные: осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти) Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы, письменные работы, работа в группах. |
7. Включение Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности | Обобщение | Тест по теме « Правописание и–ы после ц». 1. Подчеркните ряд, в котором в каждом слове пишется буква и. вставьте пропущенные буквы. Взаимопроверка. а) Ц_рковой, ц_ферблат, ц_кнуть. б) Ц_тата, дисц_плина, милиц_я. 2. Укажите (подчеркните) слово, в котором допущена ошибка. а) Конституция. в) Нумерация. б) На ципочках. г) Циклон. 3. Напишите слово. Призыв на военную службу – _____________________________ Цирковой артист - ________________ Лекарство для прививок – ________________________________ Основной закон государства – _____________________________ Ключ. 1) б; 2) б) На цыпочках; 3) Мобилизация, циркач, вакцина, конституция. | Отвечают на вопросы теста | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения | Самостоятельная работа. Самоценка. |
8. Рефлексия учебной деятельности Цель: самооценка деятельности | Заключительная беседа по вопросам | – Вспомни, какую цель ставили перед собой в начале урока? Достигли мы ее? - Кто готов рассказать, что он запомнил о правописании И-Ы после Ц? Задание на смекалку: ЦИРК, ОЦЕНИТЬ – эти слова на одно и то же правило? – Дайте оценку нашей работе. - Не забудьте оценить себя. - Выберите себе домашнее задание: 1. Для всех. Упр. 434 задания На выбор. 1. Написать сочинение-миниатюру, употребив слова-исключения (на выбор) и др. (с буквами ы – и после ц): «Скорей бы весна пришла», «Цирк». 2. Сочинить рифмовки на данное правило, например: Цыплёнок циркулем играл, На циферблат его сажал. 3. Сочинить детективную историю с использованием изученной орфограммы. 4. Нарисуйте рисунок с изображением слов-исключений Работа в группе - Кто в группе работал лучше всего? Кто не работал? Прозвучал для вас, ребята, | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Индивидуальная, групповая | Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | Устные ответы. Самооценка. |
1 группа. Распределительный диктант. "Добрые бабушки"
Бабушка Ы и бабушка И принимают гостей. У обеих сегодня именины. Решите, какие слова пойдут в гости к бабушке Ы, а какие – к бабушке И. Запишите в 2 столбика. Работаем в группе.
Синицы, цирковой, циркуль, Птицын (фамилия), лекция, цитрус, молодцы, от гостиницы, шлёпанцы, цилиндр, рукавицы, цыпки, цигейка, цыганка, сестрицы, циновка, гостинцы, цыкнуть, цифра, инфекция, для больницы, операция, циклон, бледнолицый.
2 группа. «Исправь ошибки»
К вам пришло письмо от Незнайки, прочтите его, исправьте ошибки и объясним их. Текст запишите.
Профессору Синицину.
Я отправился в экспедицыю.
Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птици мешают в работе. Возможно придётся прервать операцыю.
Незнайка
3 группа. "Восстановите текст"
Озаглавьте текст. Восстановите текст, используя слова для справок. Текст запишите. Сегодня мы идем в … : папа, мама, моя сестра и я, Вова … . Там будут выступать ..., акробаты, ..., … .
По дороге в цирк, на углу одной … , папа купил букет белой … для артистов. Сестрёнка приподнялась … и понюхала цветы.
Вот и … . …. контролёр с улыбкой пригласил нас в зал.
Слова для справок: акац…и, наездниц…, ц…рк, мотоц…клисты, улиц…, ц…рк, Синиц…н, борц…, на ц…почки, круглолиц…й.
4 группа. Выпишите слова только на изученную орфограмму. Составьте 2 сложных предложения, используя любые слова и словосочетания, подчеркните грамматические основы.
Ра…порядок, ц…ркуль, маленький р…сток, св…вают, ц…ган, ш…пот, синиц…н, ра…писание, бе…шумный, интересная лекц…я, ш…пот, ц…плёнок, под…езд, ц…фры, под…рить, ходить на ц…почках, лисиц…н хвост, сл…жение, станц…я, крепкий панц…рь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 5 классе.
Русский язык 5 класс. / по учебнику Баранова, Ладыженской/. Технологическая карта урока....

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе. Глагол. Повторение изученного в 5 классе.
Цели урока: 1.Образовательные: повторить и обобщить пройденное по теме «Глагол», формировать знания учащихся о том, как изменяются глаголы; знать, что об...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Состав слова"
Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Состав слова"...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе "Вопросительные и относительные местоимения"
Урок общеметодологической направленности .Цель урока :Деятельностные: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного соде...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку "Деепричастие. Запятые при деепричастном обороте". 7 класс
Технологическая карта открытого урока по русскому языку "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте". К технологической карте прилагаются мультимедийная презентация, листы...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку "Правописание Ы-И после Ц". 5 класс
Технологическая карта открытого урока по русскому языку "Правописание Ы-И после Ц". Данная тема изучается в 5 классе. К технологической карте прилагаются самоанализ урока, приложения (листы ...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 5 классе "Основа слова".
Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 5 классе "Основа слова". Используемый УМК: Учеб. Для общеобразоват. учреждений. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская....

