Внеклассное занятие «Занимательная грамматика»
классный час по русскому языку (6 класс) на тему
Данный материал предназначен для обучения детей, имеющих нарушения слуха и речи.
Цель: привитие интереса к русскому языку и литературе, формирование коммуникативной культуры при работе в группах.
Задачи:
- повторить и актуализировать знания учащихся по русскому языку и литературе;
- расширить и обогатить словарный запас учащихся;
- развивать мышление, внимание, наблюдательность, умение сравнивать и анализировать, развивать творческие способности учащихся, умение работать в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 156.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Неделя русского языка и литературы - 2017
Внеклассное занятие
«Занимательная грамматика»
Учитель: Павлова Л.И.
Цель: привитие интереса к русскому языку и литературе, формирование коммуникативной культуры при работе в группах.
Задачи:
- повторить и актуализировать знания учащихся по русскому языку и литературе;
- расширить и обогатить словарный запас учащихся;
- развивать мышление, внимание, наблюдательность, умение сравнивать и анализировать, развивать творческие способности учащихся, умение работать в коллективе.
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя
(Создание настроя на игру. Знакомить учащихся с целями мероприятия. Деление на команды. Пожелание удачи.)
- «Шифровальщики». Чтобы прочитать закодированные слова, нужно вспомнить алфавит, пронумеровав букв:
1) 9, 1, 4, 1, 5, 12, 1.
2) 9, 3, 21, 12, 10.
3) 2, 21, 12, 3, 29.
Ответы:
1) загадка
2) звуки
3) буквы
- Отгадайте загадку:
Вокруг поля достанут, а вокруг головы не достанут. (Глаза).
- Разгадайте шараду. Что такое шарада? Шарада – разновидность загадки. В шараде слово разбивается на части, которые имеют значение. К каждой части имеется задание. Найдите ответ.
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали.
Весь же – в дневнике я и в журнале.
(Оценка. О –цен-к-а)
- Фразеологические обороты. Догадайтесь, о чём идёт речь?
1) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
2) Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.
(Нос, ветер)
3) Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; её просит рваная обувь; она в голове у путаников.
4) Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из неё сухими.
(Каша, вода)
- Найдите окончание пословицы, при этом сохраните её смысл и рифму:
- Злой плачет от зависти, а добрый от …
- За копейку спляшем…
- В болоте тихо, да жить там…
- И вашим, и нашим…
- От радости…
- Лихо…
Ответы:
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
И вашим, и нашим за копейку спляшем.
В болоте тихо, да жить там лихо.
- Назовите лишние слова:
- раздарить, дар, подарочный, удар
- растёт, растение, вырос, роса
- обсудить, суд, посуда, судиться.
Ответы: Удар, роса, посуда.
Объяснить выбор (разное лексическое значение слов).
- «Волшебный квадрат». В каждой строчке должна быть буква р.
Р | У | К | А |
У | З | О | Р |
К | О | Р | А |
А | Р | А | Б |
- Как превратить волка в козу?
Волк - | коза |
(Волк – полк – пола- пора - поза – коза)
Подсказки:
1. Воинская часть
2. Нижняя часть распашной одежды (пальто, пиджака, куртки)
3. Время года
4. Положение тела, головы (например, в танце, на уроке физкультуры)
- Когда мы так говорим? Переносное значение слов.
- Спустя рукава.
- Рукой подать.
- Легкая рука.
- Держать себя в руках.
- Золотые руки.
- Опускать руки.
10. В каждом слове живет рак.
р | а | к | ||||||||
р | а | к | ||||||||
р | а | к | ||||||||
р | а | к | ||||||||
р | а | к | ||||||||
р | а | к |
Подсказки
- Из хлопка сшита ….
- На Луну летит …
- Долгожданный …
- Строгает дерево (инструмент) …
- Живет в твоем портфеле …
- Ночью в лесу наступает …
- Ребусы.
Д = З (зверь)
321 (ток)
Какую рыбу поймал рыбак?
Щ | , | А |
(щука)
- Прочитайте фразу. Какое явление мы наблюдаем? (замена звонких и глухих согласных)
Шыл-пыл у папужги зереньгий гослиг.
Правильно: Жил-был у бабушки серенький козлик…
Какой вывод и почему можно сделать? (Нельзя подменять согласные, это ведет к искажению слова).
- Придумайте и запишите как можно больше слов, взяв буквы из слова «БЛАГОРОДСТВО»
(благо, род, родство, вода, город, дорога, рад, бал, вор, ров, ар, дар, рост, рос, рог и др.)
Примечание. Время –3 мин.
- Назвать не менее трёх примеров зачинов сказок. Что такое зачин? Это начало сказки, слова с которых начинается сказка.
1.Жили-были… 2.В некотором царстве… 3.В тридевятом царстве…
15. Отгадайте загадку:
На дворе горой, а в избе водой. (Снег).
- Кроссворд. Грамматика. Если ответы правильные, то мы узнаем ключевое слово по вертикали.
л | а | г | о | л | ||||||||||||
к | о | е | н | ь | ||||||||||||
п | р | и | л | г | а | т | е | л | ь | н | о | е | ||||
о | р | ф | о | г | р | а | м | а | ||||||||
м | е | с | т | о | и | е | н | и | е | |||||||
п | у | н | к | т | у | ц | и | я | ||||||||
с | у | щ | е | с | в | и | т | е | л | ь | н | о | е | |||
с | у | ф | ф | к | с | |||||||||||
я | з | ы | ||||||||||||||
б | у | к | в |
- Я - часть речи.
- Я - главная морфема в слове.
- Я - часть речи
- Меня ты должен знать, чтобы правильно писать слова.
- Я - часть речи, обозначаю лицо.
- Я изучаю знаки препинания.
- Я - часть речи.
- Я - морфема, образую новые слова.
- Я нужен для общения.
- Я обозначаю звуки на письме.
26.04.2017 г. Учитель: Павлова Л.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема внеклассного мероприятия: Час занимательной грамматики
На нашем занятии мы проверим своё языковое здоровье. В этом нам поможет «Лингвопункт», в котором работают прекрасные специалисты: врач-окулист, лор-врач, логопед, психолог. Их задач...
Внеклассное мероприятие "Занимательная грамматика"
https://docs.google.com/document/edit?id=1Fz0H_hsPIwRonvrwwPhL61gYlWQmA3r8W6neyzRbXEU&hl=ru&pli=1...
Программа дополнительных занятий по русскому языку в 7 классе «Занимательная грамматика»
Программадополнительных занятий по русскому языку в 7 классе«Занимательная грамматика»...
Конспект внеклассного занятия «Занимательная математика», 3 класс
Цель: повышать интерес к предмету – математика; сплочение детского коллектива через участие в коллективно творческом деле.Задачи: активизировать деятельность учащихся по овладению математическим путем...
Методическая разработка внеклассного мероприятия Час занимательной грамматики "Имя существительное"
Час занимательной грамматики "Имя существительное" предлагается провести в рамках Недели русского языка. Цель: формирование у школьников интереса к русскому языку....
Внеклассное занятие «Занимательные игры по русскому языку» 7 класс, для обучающихся с ОВЗ
Внеклассное занятие для недели русского языка. Тема: «Занимательные игры по русскому языку».7 класс. конспект разработан с учетом особенностей познавательной деятельности обучающ...
Адаптированная рабочая программа коррекционных занятий "Занимательная грамматика" для 7 класса
Адаптированная рабочая программа коррекционных занятий "Занимательная грамматика" для 7 класса...