Внеклассное занятие «Занимательная грамматика»
классный час по русскому языку (6 класс) на тему

Данный материал предназначен для обучения детей, имеющих нарушения слуха и речи.

Цель: привитие интереса к русскому языку и литературе, формирование коммуникативной культуры при работе в группах.

Задачи:

  • повторить и актуализировать знания учащихся по русскому языку и литературе;
  • расширить и обогатить словарный запас учащихся;
  • развивать мышление, внимание, наблюдательность, умение сравнивать и анализировать, развивать творческие способности учащихся, умение работать в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект 156.57 КБ

Предварительный просмотр:

 

Неделя русского языка и литературы - 2017

Внеклассное занятие

«Занимательная грамматика»

Учитель: Павлова Л.И.

Цель: привитие интереса к русскому языку и литературе, формирование коммуникативной культуры при работе в группах.

Задачи:

  • повторить и актуализировать знания учащихся по русскому языку и литературе;
  • расширить и обогатить словарный запас учащихся;
  • развивать мышление, внимание, наблюдательность, умение сравнивать и анализировать, развивать творческие способности учащихся, умение работать в коллективе.

Ход мероприятия

 Вступительное слово учителя

 (Создание настроя на игру. Знакомить учащихся с целями мероприятия. Деление на команды. Пожелание удачи.)

  1. «Шифровальщики». Чтобы прочитать закодированные слова, нужно вспомнить алфавит, пронумеровав букв:

1) 9, 1, 4, 1, 5, 12, 1.

2) 9, 3, 21, 12, 10.

3) 2, 21, 12, 3, 29.

Ответы:

1) загадка

2) звуки

3) буквы

  1. Отгадайте загадку:

Вокруг поля достанут, а вокруг головы не достанут. (Глаза).

 

  1. Разгадайте шараду. Что такое шарада? Шарада – разновидность загадки. В шараде слово разбивается на части, которые имеют значение. К каждой части имеется задание. Найдите ответ.

Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали.

 Весь же – в дневнике я и в журнале.

(Оценка. О –цен-к-а)

  1. Фразеологические обороты. Догадайтесь, о чём идёт речь?

1) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.

2) Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.

(Нос, ветер)

3) Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; её просит рваная обувь; она в голове у путаников.

4) Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из неё сухими.

(Каша, вода)

  1. Найдите окончание пословицы, при этом сохраните её смысл и рифму:
  • Злой плачет от зависти, а добрый от …
  • За копейку спляшем…
  • В болоте тихо, да жить там…
  • И вашим, и нашим…
  • От радости…
  • Лихо…

Ответы:

Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

И вашим, и нашим за копейку спляшем.

В болоте тихо, да жить там лихо.

  1. Назовите лишние слова:
  • раздарить, дар, подарочный, удар
  • растёт, растение, вырос, роса
  • обсудить, суд, посуда, судиться.

Ответы: Удар, роса, посуда.

Объяснить выбор (разное лексическое значение слов).

  1. «Волшебный квадрат». В каждой строчке должна быть буква р.

Р

У

К

А

У

З

О

Р

К

О

Р

А

А

Р

А

Б

  1. Как превратить волка в козу?

Волк -

коза

(Волк – полк – пола- пора - поза – коза)

Подсказки:

1. Воинская часть

2. Нижняя часть распашной одежды (пальто, пиджака, куртки)

3. Время года

4. Положение тела, головы (например, в танце, на уроке физкультуры)

  1. Когда мы так говорим? Переносное значение слов.
  1. Спустя рукава.
  2. Рукой подать.
  3. Легкая рука.
  4. Держать себя в руках.
  5. Золотые руки.
  6. Опускать руки.

10. В каждом слове живет рак.

р

а

к

р

а

к

р

а

к

р

а

к

р

а

к

р

а

к

Подсказки

  1. Из хлопка сшита ….
  2. На Луну летит …
  3. Долгожданный …
  4. Строгает дерево (инструмент) …
  5. Живет в твоем портфеле …
  6. Ночью в лесу наступает …

  1. Ребусы.

http://defensa-door.ru/images/vhodnye-dveri.png      Д = З (зверь)

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/c/c9/Tom_the_Cat.jpg/250px-Tom_the_Cat.jpg321 (ток)

          

Какую рыбу поймал рыбак?

http://st.depositphotos.com/1479444/4302/v/450/depositphotos_43029035-Concept-cheerful-fisherman-holds-fishing.jpg

Щ

,

Чёрный жук в доме фото

А

 (щука)

  1. Прочитайте фразу. Какое явление мы наблюдаем? (замена звонких и глухих согласных)

Шыл-пыл у папужги зереньгий гослиг.

Правильно: Жил-был у бабушки серенький козлик…

Какой вывод и почему можно сделать? (Нельзя подменять согласные, это ведет к искажению слова).

  1. Придумайте и запишите как можно больше слов, взяв буквы из слова «БЛАГОРОДСТВО»

(благо, род, родство, вода, город, дорога, рад, бал, вор, ров, ар, дар, рост, рос, рог и др.)

Примечание. Время –3 мин.

  1. Назвать не менее трёх примеров зачинов сказок. Что такое зачин? Это начало сказки, слова с которых начинается сказка.

1.Жили-были… 2.В некотором царстве… 3.В тридевятом царстве…

15. Отгадайте загадку:

На дворе горой, а в избе водой. (Снег).

  1. Кроссворд. Грамматика. Если ответы правильные, то мы узнаем ключевое слово по вертикали.

л

а

г

о

л

к

о

е

н

ь

п

р

и

л

г

а

т

е

л

ь

н

о

е

о

р

ф

о

г

р

а

м

а

м

е

с

т

о

и

е

н

и

е

п

у

н

к

т

у

ц

и

я

с

у

щ

е

с

в

и

т

е

л

ь

н

о

е

с

у

ф

ф

к

с

я

з

ы

б

у

к

в

  1. Я - часть речи.
  2. Я - главная морфема в слове.
  3. Я - часть речи
  4. Меня ты должен знать, чтобы правильно писать слова.
  5. Я - часть речи, обозначаю лицо.
  6. Я изучаю знаки препинания.
  7. Я - часть речи.
  8. Я - морфема, образую новые слова.
  9. Я нужен для общения.
  10. Я обозначаю звуки на письме.

26.04.2017 г.                                      Учитель: Павлова Л.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема внеклассного мероприятия: Час занимательной грамматики

 На нашем занятии мы проверим своё языковое здоровье. В этом нам поможет «Лингвопункт», в котором работают прекрасные специалисты: врач-окулист, лор-врач, логопед, психолог. Их задач...

Внеклассное мероприятие "Занимательная грамматика"

https://docs.google.com/document/edit?id=1Fz0H_hsPIwRonvrwwPhL61gYlWQmA3r8W6neyzRbXEU&hl=ru&pli=1...

Программа дополнительных занятий по русскому языку в 7 классе «Занимательная грамматика»

Программадополнительных занятий по русскому языку в 7 классе«Занимательная грамматика»...

Конспект внеклассного занятия «Занимательная математика», 3 класс

Цель: повышать интерес к предмету – математика; сплочение детского коллектива через участие в коллективно творческом деле.Задачи: активизировать деятельность учащихся по овладению математическим путем...

Методическая разработка внеклассного мероприятия Час занимательной грамматики "Имя существительное"

Час занимательной грамматики "Имя существительное" предлагается провести в рамках Недели русского языка. Цель: формирование у школьников  интереса к  русскому языку....

Внеклассное занятие «Занимательные игры по русскому языку» 7 класс, для обучающихся с ОВЗ

Внеклассное занятие для недели русского языка. Тема: «Занимательные игры по русскому языку».7 класс. конспект разработан с учетом особенностей познавательной деятельности обучающ...

Адаптированная рабочая программа коррекционных занятий "Занимательная грамматика" для 7 класса

Адаптированная рабочая программа коррекционных занятий "Занимательная грамматика" для 7 класса...