Адаптированная рабочая программа коррекционных занятий "Занимательная грамматика" для 7 класса
рабочая программа (7 класс)

Надежда Николаевна Семянникова

Адаптированная рабочая программа коррекционных занятий "Занимательная грамматика" для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_grammatika_7.docx45.43 КБ

Предварительный просмотр:

Основная общеобразовательная школа № 7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»

                                                                           

Адаптированная рабочая программа

Коррекционных курсов «Занимательная грамматика»

для 7 класса

(АООП вариант 1)


                                                         Составитель учитель русского языка и чтения

Семянникова Надежда Николаевна

г. Сергиев Посад, 2022

Пояснительная записка

Программа коррекционных занятий «Занимательная грамматика» составлена в соответствии со следующими документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273, статья 12, п.5, статья 79
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
  • Письмо МИНОБРНАУКИ России об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 11.08.2016г.

№ВК – 1788/07

  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к   организациям  воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утвержденные постановлением Главного санитарного врача РФ  от 28 сентября 2020 г. №28
  • Устав МБОУ «Основная, общеобразовательная школа №7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам», утвержденного главой администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области от 18.03.2020г. №488-ПГ
  • Учебный план МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам» на 2022-2023 учебный год
  • Адаптированная основная образовательная программа (вариант 1) МБОУ

«Основная общеобразовательная школа №7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам», принятой педагогическим советом образовательного учреждения, протокол №1 от  28.08.2020 г.

Общая характеристика коррекционных занятий

Программа «Занимательная грамматика» предназначена для проведения коррекционных занятий и включает в себя материалы для обучающихся 7 классов. Программа рассчитана на 66 часа (2 часа в неделю), 33 учебные недели.

При составлении программы коррекционных занятий «Занимательная грамматика»  использовались методические рекомендации ведущих специалистов в области коррекционной педагогики  И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой, Л.Г. Парамоновой,  Е.В. Мазановой,    Р.И. Лалаевой и других авторов.

Цель коррекционных занятий: формирование орфографической грамотности обучающихся, развитие устной и письменной речи.

Задачи:

  • повторить с обучающимися основной теоретический материал курса русского языка за 6 класс;
  • расширить и углубить полученные ранее знания;
  • развить интерес к русскому языку как учебному предмету;
  • совершенствование общего языкового развития обучающихся.

Форма организации обучения – подгрупповая

3. Описание места коррекционного курса в учебном плане

       Программа коррекционных занятий «Занимательная грамматика»  относится к коррекционно-развивающей области

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • различать основные языковые средства: слова,  предложения, текст;
  • различать и называть:

-  значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);

      -  части речи;

  • применять на письме русского языка на письме;
  • определять склонение, род, число, падеж имён существительных;
  • выражать собственное мнение, аргументировать его при написании частей речи.
  • производить элементарные языковые анализы слов;
  • корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена  мыслями, чувствами в устной и письменной речи.

Настоящая программа составлена на 66 часа, 2 часа в неделю, 33 недели и рассчитана на 1 учебный год.

Календарно – тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

Основные виды игровой деятельности

Дата план

Дата факт

«Мы – не буквы, мы – звуки речи. Изучает фонетика нас…»

Гласные и согласные звуки

2

  • уточнить артикуляцию гласных и согласных звуков;
  • развивать умения различать на слух гласные и согласные фонемы;
  • развивать фонематические представления;
  • развивать слуховое внимание.

Игра: «Поэт напутал, исправь его»

Игра на платформе «Я-класс»

«На вопросы отвечай-знания проверяй!»

Цель: учить различать гласные и согласные звуки, а также слова, отличающиеся одним звуком»

«Парные согласные самые опасные: Б-П, В-Ф, Г-К, З-С, Д-Т, Ж-Ш»

Звонкие и глухие согласные

2

  • закрепить понятие о звонких и глухих согласных;
  • упражнять обучающихся в различении звонких и глухих согласных на слух, на письме и с помощью тактильных ощущений;
  • развивать фонематических слух;
  • формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Игра «Слова-перевёртыши»

Игра на платформе «Я-класс»

«Лови ключ»

 Цель: учить дифференцировать звонкие и глухие согласные на слух и тактильно

«Что же получается? Твердые смягчаются…»

Твердые и мягкие согласные

2

  • учить различать твердые и мягкие согласные звуки устно и на письме;
  • упражнять в умении обозначать мягкость согласных на письме;
  • развивать навыки анализа и синтеза звукового состава речи;
  • расширять словарный запас.

Игра «Прыг-скок-слово»

Игра на платформе «Я-класс»

«Домино»

Цель: учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные»

«Это буква – хитрый знак. Не сказать его никак…»

Мягкий знак

2

  • закрепить знания о смягчении согласных при помощи гласных е, ё, ю, я, и;
  • закрепить навыки правописания слов с мягким знаком;
  • развивать фонематическое восприятие и слух, фонематический анализ и синтез;
  • расширять словарный запас;
  • развивать грамматический строй речи;
  • развивать зрительное и слуховое внимание.

Игра: «Будь внимательным, смотри, без ошибок повтори!»

Игра на платформе «Я-класс»

«Угадай задуманное слово»

Цель: учить употреблять слова с мягким знаком. Дифференцировать слова с разделительным  мягким знаком и мягким знаком в роли смягчения.

«Если стоят однородные члены, их запятой раздели непременно…»

Однородные члены предложения

2

  • вырабатывать навыки и умения в составлении предложений с однородными членами;
  • тренировать обучающихся в нахождении однородных членов;
  • развивать устную и письменную речь обучающихся;
  • обогащать словарный запас.

Упражнение на платформе «Я-класс»

1ур. В каких предложениях есть однородные члены?

2ур. К какому слову относятся однородные члены?

3ур. Есть ли ошибки в постановке знаков препинания при однородных членах?

Цель: тренировать обучающихся в нахождении однородных членов;

«В тексте много их вокруг – предложениями зовут…»

«Предложение. Текст»

2

  • развивать умение определять тип текста, количество предложений в тексте;
  • учить обучающихся делить предложения на слова и составлять предложении из слов;
  • учить определять границы предложения;
  • развивать навыки языкового анализа и синтеза;
  • развивать фонематических слух;
  • формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Упражнение на платформе «Я-класс»

1 ур. Текст или не текст?

2 ур. Определи микротемы.

3ур. Найди лишнее предложение

Цель: учить обучающихся делить предложения на слова и составлять предложении из слов.

«Слово делится на части, ах, какое это счастье!»

Состав слова

2

  • закрепить знания детей о частях слова;
  • тренировать обучающихся в морфологическом разборе слова;
  • учить образовывать слова при помощи приставок и суффиксов;
  • тренировать в подборе слов к схемам;
  • развивать навыки построения схем слова.

Упражнение на платформе «Я-класс»

1 ур. Какие части слова существуют?

2 ур. Приставка или суффикс

3ур. Окончание или корень

Цель: тренировать обучающихся в морфологическом разборе слова.

«Так же как, как и у кустов, корень слова есть у слов…»

Корень

2

  • учить обучающихся правильно определять корень слова;
  • учить подбирать однокоренные слова;
  • совершенствовать фонематические процессы;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать мышление, внимание и память.

Упражнение на платформе «Я-класс»

1 ур. Какие слова являются однокоренными?

2 ур. Сколько корней в слове?

3ур. Однокоренные слова или нет?

Цель: учить обучающихся правильно определять корень слова.

«Повнимательней смотри. Мы приставка пре- и при-…»

Приставка

2

  • формировать представление о словообразующей роли приставки;
  • упражнять в практическом образовании, употреблении и написании слов с приставками;
  • развивать связную речь;
  • обогащать словарный запас.

Упражнение на платформе «Я-класс»

1 ур. В каких словах есть приставки?

2 ур. Цифрами обозначь слова с приставками и без.

3ур. Какая приставка может употребляться в слове?

Цель: упражнять в практическом образовании, употреблении и написании слов с приставками.

«После корня он стоит, слово новое звучит…»

Суффикс

2

  • закрепить у обучающихся понятие «суффикс»;
  • закрепить навыки словообразования при помощи суффикса;
  • развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие;
  • развивать связную устную письменную речь.

Упражнение на платформе «Я-класс»

1 ур. В каких словах есть суффикс -ск?

2 ур. Образуй с помощью суффикса -ист новые слова

3ур. Как суффикс можно присоединить к слову?

Цель: закрепить навыки словообразования при помощи суффикса.

«Та слова часть, что изменяется, окончанием называется…»

Окончание

2

  • упражнять обучающихся в разборе слов по составу;
  • закрепить знания детей об окончании;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать грамматический строй речи;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, память.

Упражнение на платформе «Я-класс»

1 ур. Правильно ли выделены в словах окончания?

2 ур. Одинаковые или разные окончания?

3ур. Образуй форму множественного числа прилагательных.

Цель: закрепить знания детей об окончании.

«Гласный звук без ударенья вызовет у вас сомнения…»

Безударные гласные в корне слова

2

  • закрепить правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением;
  • формировать умение подбирать родственные проверочные слова;
  • развивать фонематические процессы;
  • развивать грамматический строй речи;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, память.

Упражнение на платформе «Я-класс»

1 ур. Разложи слова по коробкам

2 ур. Разложи слова по мешочкам

3ур. «Поле чудес»

Цель: закрепить правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением.

«Если слышишь парный звук, будь внимательным, мой друг…»

Правописание звонких и глухих согласных в корне

2

  • закрепить умения дифференцировать парные согласные в устной и письменной речи;
  • развивать фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
  • развивать зрительное и слуховое внимание.

Упражнение на платформе «Я-класс»

1 ур. Побери пару

2 ур. Выбери лишнее слово

3ур. Раздели слова на группы

Цель: закрепить умения дифференцировать парные согласные в устной и письменной речи.

«Где приставка, где предлог? Кто бы мне решить помог?..»

Приставка и предлог

2

  • закрепить знания о приставках предлогах;
  • учить дифференцировать предлоги и приставки;
  • закрепить умение различать и выделять приставку и предлог;
  • совершенствовать умение выделять и различать приставку и предлог;
  • пополнять и активизировать словарный запас.

Упражнение на платформе «Я-класс»

1 ур. Слитно или раздельно?

2 ур. Предлог или приставка?

3ур. Измени словосочетания

Цель: учить обучающихся дифференцировать предлоги и приставки.

«Сочиню-ка я вам сказку…»

Сочинение по серии картинок

2

  • формировать умения составлять полный ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте;
  • научить определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание, использовать разнообразные языковые средства;
  • совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза;
  • развивать грамматический строй речи;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, память.

Сочинение по серии картинок. Игра на платформе «Мерсибо» «Что сначала?»

Цель: научить определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание, использовать разнообразные языковые средства

«Эти сложные слова так просты – как «дважды два»…»

Сложные слова

2

  • дать определение понятию «сложные слова»;
  • учить образовывать сложные слова;
  • познакомить с соединительными гласными «о», «е» в сложных словах;
  • развивать языковой анализ и синтез;
  • расширять и активизировать словарный запас.

Упражнение на платформе «Я-класс»

1 ур. Какие слова называются сложными?

2 ур. Определи соединительные гласные в сложных словах.

3ур. Исправь ошибки в написании сложных

Цель: учить образовывать сложные слова.

«Части речи изучаем, много знаний получаем…»

Части речи

2

  • учить употреблять и определять в предложениях части речи;
  • научить различать части речи на письме и на слух;
  • закрепить у обучающихся постановку вопроса к различным частям речи;
  • развивать грамматический строй речи;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, память.

Упражнение на платформе «Я-класс»

1 ур. Определи существительное.

2 ур. Части речи.

3ур. Является ли слово членом предложения?

Цель: научить различать части речи на письме и на слух.

«Школа, дом, трава, земля. Любой предмет обозначаю я…»

Имя существительное

2

  • закреплять умение выделять имя существительное среди других частей речи;
  • формировать навык определения границ предложения;
  • формировать навык списывания с печатного текста;
  • фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
  • развивать зрительное и слуховое внимание.

Упражнение на платформе «Я-класс»

1 ур. Дикие или домашние?

2 ур. Кто или какой?

3ур. Угадай где существительное?

Цель: научить различать части речи на письме и на слух.

«Существительных в природе при любой найдешь погоде…»

Род и число имен существительных

2

  • отрабатывать умения определять род и число имен существительных;
  • закрепить понятие имени существительного;
  • развивать фонематические процессы;
  • развивать грамматический строй речи;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, память.

Упражнение на платформе «Я-класс»

1 ур. Какой род?

2 ур. Раздели по группам.

3ур. Угадай-ка!

Цель: отрабатывать умения определять род и число имен существительных.

Существительных в природе при любой найдешь погоде…»

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

2

  • закрепить знания о одушевленных и неодушевленных существительных;
  • закрепить умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные с помощью постановки вопросов кто? что?;
  • развивать грамматический строй речи;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, память.

Упражнение на платформе «Я-класс»

1 ур. Только существительные.

2 ур. Что обозначают одушевленные существительные?

3ур. Только одушевленные существительные.

Цель: закрепить умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

«Если окончание вызовет сомнение надо нам немедленно выяснить склонение…»

Склонение имен существительных

3

  • совершенствовать умения определять типы склонения имен существительных;
  • закрепить знания детей о зависимости склонения имен существительных от их рода и окончания;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать грамматический строй речи;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, память.

Упражнение на платформе «Я-класс»

1 ур. Какие слова обозначают предмет?

2 ур. Склонение существительных.

3ур. Определи склонение.

Цель: совершенствовать умения определять типы склонения имен существительных

«Имя прилагательное – очень занимательное…»

Имя прилагательное

2

  • закрепить умения обучающихся об имени прилагательном;
  • систематизировать знания детей о признаках предмета;
  • учить подбирать признак к предметам;
  • обогащать словарный запас, развивать слуховую и зрительную память.

Упражнение на платформе «Я-класс»

1 ур. Найди прилагательное

2 ур. Раздели слова на две группы

3ур. Найди прилагательное по вопросу

Цель: закрепить умения обучающихся об имени прилагательном

«Часть речи это непростая, ее вопросы «Какой?», «Какая?»…»

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода

2

  • повторить морфологические признаки имени прилагательного;
  • познакомить обучающихся с особенностями склонения имен прилагательных;
  • совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза;
  • развивать грамматический строй речи;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, память.

Упражнение на платформе «Я-класс»

1 ур. Посчитай прилагательные мужского и среднего рода

2 ур. В каком падеже употреблено прилагательное?

3ур. Наполни вагончики прилагательными.

Цель: познакомить обучающихся с особенностями склонения имен прилагательных мужского и среднего рода.

«Определяю я предметы, они со мной весьма приметны…»

Склонение имен прилагательных женского рода

2

  • познакомить обучающихся с особенностями склонения прилагательных женского рода в единственном числе;
  • научить обучающихся склонять имена прилагательные женского рода и определять их падежи;
  • развивать фонематические представления;
  • развивать слуховое внимание.

Упражнение на платформе «Я-класс»

1 ур. Окончание прилагательных женского рода.

2 ур. Определи падеж прилагательного.

3ур. Определи склонение прилагательных

Цель: познакомить обучающихся с особенностями склонения прилагательных женского рода в единственном числе

«С существительным дружу и нисколько нитужу…»

Склонение имен прилагательных множественного числа

2

  • совершенствовать знания об именах прилагательных, их склонении во множественном числе;
  • познакомить обучающихся со склонением имен прилагательных во множественном числе;
  • формировать умения склонять имена прилагательные в форме множественного числа, навыков правописания окончаний имен прилагательных множественного числа;
  • расширять словарный запас;
  • развивать грамматический строй речи;
  • развивать зрительное и слуховое внимание.

Упражнение на платформе «Я-класс»

1 ур. Какие бывают прилагательные множественного числа?

2 ур. Образуй прилагательные множественного числа.

3ур. Окончание «-ым» или «-им»?

Цель: совершенствовать знания об именах прилагательных, их склонении во множественном числе.

Изложение по плану

2

  • формировать умения писать изложение-повествование с элементами описания по плану, по опорным словам;
  • продолжать знакомить с правилами построения текста;
  • учить определять тему и основную мысль текста;
  • учить составлять план текста;
  • учить выделять опорные слова;
  • расширять активный словарь обучающихся.

«Интересная часть речи в русском языке живет…»

Глагол

2

  • закрепить знания о глаголе как части речи;
  • формировать умения ставить вопрос к глаголам и отличать их от других частей речи;
  • учить подбирать подходящие по смыслу глаголы;
  • развивать навыки формирования вопросов;
  • развивать память, внимание, мышление;
  • развивать связную речь.

Упражнение на платформе «Я-класс»

1 ур. Найди слова, обозначающие действия.

2 ур. Выпиши глаголы изпредложения.

3ур. Выпиши сказуемое.

Цель: закрепить знания о глаголе как части речи.

«Этот хитренький глагол себе время изобрел…»

Время и число глаголов.

2

  • закрепить знания детей о глаголе как части речи, актуализировать знания о правилась согласования глаголов с существительными во времени;
  • закрепить умения определять число у глаголов, изменять их по числам, составлять словосочетания;
  • расширять словарный запас;
  • развивать грамматический строй речи;
  • развивать зрительное и слуховое внимание.

Упражнение на платформе «Я-класс»

1 ур. Разложи глаголы по корзинам.

2 ур. Найди глаголы.

3 ур. Какие глаголы написаны с ошибкой?

Цель: закрепить умения определять число у глаголов, изменять их по числам, составлять словосочетания.

«Ко второму же спряжению отнесем мы, без сомненья…»

Спряжение глаголов

2

  • закрепить знания обучающихся о спряжении глаголов;
  • напомнить алгоритм и схему для определения спряжения глаголов;
  • формировать умения различать окончания глаголов;
  • расширять словарный запас;
  • развивать грамматический строй речи;
  • развивать зрительное и слуховое внимание.

Упражнение на платформе «Я-класс»

1 ур. Что называется спряжением?

2 ур. Какие слова спрягаются, а какие склоняются?

3 ур. Образуй от глаголов спрягаемые формы.

Цель: закрепить знания обучающихся о спряжении глаголов.

«Не – глаголу не товарищ, врозь они стоят всегда…»

Не с глаголами

2

  • закрепить знания обучающихся о глаголах;
  • учить применять правила написания частицы НЕ с глаголами;
  • учить выделять глагол среди других частей речи;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать память, внимание, мышление.

Упражнение на платформе «Я-класс»

1 ур. Какие глаголы имеют отрицательное значение?

2 ур. Слова с НЕ в середине.

3 ур. Нет или -не?

Цель: учить применять правила написания частицы НЕ с глаголами.

«Мое стихотворение про местоимение…»

Местоимение

2

  • закрепить знания обучающихся о местоимениях;
  • совершенствовать навык правильного употребления местоимений в речи;
  • обогащать пассивный и активный словарь обучающихся местоимениями;
  • развивать фонематические представления;
  • развивать слуховое внимание.

Упражнение на платформе «Я-класс»

1 ур. Выпиши лишнее слово.

2 ур. Найди местоимение.

3 ур. Отгадай слово.

Цель: закрепить знания обучающихся о местоимениях.

«Я о себе такого мнения: огромная роль местоимения…»

Лицо и число местоимений

2

  • формировать знания о местоимениях;
  • учить выделять местоимения в тексте;
  • учить определять лицо и число местоимений;
  • расширять словарный запас.

Упражнение на платформе «Я-класс»

1 ур. Подбор местоимения.

2 ур. Он или они?

3 ур. Замена имён существительных местоимениями.

Цель: учить выделять местоимения в тексте

Итоговое занятие «Занимательное путешествие»

1

Методическое обеспечение программы:

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР / З.Е. Агранович. — СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2001.
  2. Алтухова Н.Г. Научитесь слушать звуки. Как эффективно подготовить ребенка к школе: развитие фонематического слуха у дошкольников / Н.Г. Алтухова. - СПб.: Лань, 1999.
  3. Волина В.В. Занимательное азбуковедение / В.В. Волина. - М. : Просвещение, 1991.
  4. Волина В.В. Праздник букваря / В.В. Волина. — М. : Просвещение, 1991.
  5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : книга для логопедов / Л.Н. Ефименкова. - М. : Просвещение, 1991.
  6. Казак О.Н. Загадки и кроссворды / О.Н. Козак. - СПб. : Союз, 1997.
  7. Логопедия / под ред. Волковой Л.С. - М., 1995.
  8. Лалаева Р.И. Устранение нарушения чтения и письма у учащихся вспомогательной школы / Р.И. Лалаева. - М., 1978.
  9. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи : пособие для логопедов и родителей / И.С. Лопухина. — М. : Аквариум, 1995.
  10. Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии // Развитие и коррекция. Вып. 10. - М. : АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОЙ, 2001.
  11. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Тетрадь №1 / Е.В. Мазанова. — М. : АКВАРИУМ БУК ; Киев: ФГУИППВ, 2004.
  12. Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушение письма: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Тетрадь №2/ Е.В. Мазанова. - М. : АКВАРИУМ БУК Киев: ФГУИППВ, 2004.
  13. Нечаева Н.В. Как учить грамоте читающих и не читающих детей / Н.В. Нечаева. - СПб.,1993.
  14. Успенский Л.П., Успенская М.Б. Учитесь правильно говорить : книга для учащихся : В 2 ч. / Л.П. Успенский, М.Б. Успенская. — 2-е изд. — М. : Просвещение ; Учебная литература, 1995.
  15. Удзенкова А.В., Сагирова О.В. Русский — с увлечением : сборник занимательных упражнений и игр по русскому языку для занятий с младшими школьниками / А.В. Узденкова, О.В. Сагирова. - Екатеринбург : АРД - ЛТД, 1997.
  16. Филичева Т.Е., Каше ГА. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.А. Каше. - М. : Просвещение, 1996.
  17. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь / В.В. Цвынтарный. - СПб. : Лань, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедических занятий (Особый ребенок) (3В класс)

Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедических занятий (Особый ребенок) (3В класс)...

Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью для 7-9 классов

Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью для 7-9 классов для учителей- дефектологов коррекционных школ,реабилитационно-образовательных центр...

Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с ЗПР для 9 класса

Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с ЗПР для 9 класса для учителей-дефектологов коррекционных школ и реабилитационных образовательных центров....

Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью (1-3 классы)

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...

 Адаптированная рабочая программа по географии 9 класса разработана на основе программы специальной ( коррекционной ) образовательной школы VIII вида

p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: justify; font: 12.0px \'Times New Roman\'; color: #000000; -webkit-text-stroke: #000000} span.s1 {font-kerning: none}  Адаптированная рабоча...

Адаптированная рабочая программа "Коррекционно- развивающие занятия" для детей с умственной отсталостью 2 "А" класс.

Рабочая программа для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми имеющими умственную отсталость....

Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с умственной отсталостью 2 «Б» класс.

Рабочая программа для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми имеющими умственную отсталость. 2 класс...