Открытый урок по русскому языку в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Elvira.2017

Повторение по теме "Имя прилагательное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_6_klasse.docx17.35 КБ
Файл otkrytyy_urok_26.04.17.pptx655.25 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 6 классе

Фатхуллина Эльвира Владимировна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кумьинская основная общеобразовательная школа» МО «Килемарский муниципальный район» Республики Марий Эл

Тема: Повторение по теме «Имя прилагательное»

Цель: закрепить и обобщить изученное об имени прилагательном; закрепить правописание суффиксов имён прилагательных; развивать орфографическую зоркость, навыки монологической речи, работы с текстом.

Оборудование: компьютер, проектор, компьютерная презентация, наглядный материал (фотографии птиц), рабочие листы.

Сценарий урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

На доске висит фотография сойки. Учитель просит охарактеризовать птицу и спрашивает, слова какой части речи помогли охарактеризовать её. Шестиклассники определяют цель урока.

3. Составление кластера «Имя прилагательное»

4. Практическая деятельность по реализации построенного проекта

Учащиеся получают текст с заданиям, где они должны: 1) подчеркнуть все прилагательные как члены предложения, 2) выписать из текста два качественных и два относительных прилагательных, придумать два притяжательных прилагательных, 3) выбрать одно прилагательное из текста и образовать все степени сравнения.

Сойка – самая цветастая из наших оседлых птиц. Куда иному заморскому попугаю до неё! В одном крыле до семи цветов – тут и белый, и сизый, и серебристый. Башка с крепким, каменным клювом, грудь птицы почти огненная, спина и брюхо в нежно-пепельном пуху, вокруг глаз и на щеках радуги.

(По В. Астафьеву)

Учитель спрашивает, как учащиеся подчеркнули прилагательные?

Перед выполнением второго задания повторяются разряды прилагательных (на слайде)

Качеств.

Относит.

Притяжат.

цвет

материал

принадлежность предмета кому-либо

размер

признак по месту

внутренние и

по времени

внешние качества человека

назначение предмета

- Выполнение 2-го задания

- Учитель обращает внимание на словосочетание САМАЯ ЦВЕТАСТАЯ и спрашивает, какая это форма прилагательного. Далее предлагает вспомнить, как образуются степени сравнения имён прилагательных (на слайде)

- Выполнение 3-го задания

Учитель сообщает, что имена прилагательные расцвечивают окружающий нас мир. Понятие « цвет и его оттенки» может быть представлено множеством имён прилагательных. Затем предлагает найти в тексте прилагательные, обозначающие цвет.

Учащиеся находят прилагательные «сизый» и «пепельный», объясняют, какие это какие цвета и подбирают ещё синонимы:  серый, дымчатый, серебристый, свинцовый, оловянный, мышиный. А также объясняют значение  прилагательного «огненный».

5. Учитель озвучивает домашнее задание: посмотреть в словаре синонимов, какие синонимы есть у прилагательных синий, зелёный, красный, жёлтый, фиолетовый.

6. Динамическая пауза

Учитель задаёт вопрос: от каких частей речи образуются имена прилагательные и каким способом? Получив правильный ответ ( от существительных при помощи суффиксов), учитель предлагает учащимся выйти из-за парт и  найти пёрышки, растерянные сойкой, на которых написаны суффиксы прилагательных, изученных в 6 классе. (Всего 10 суффиксов: -ан-, -ян-, -ин-; -енн-, -онн-, -н-; -ск-, -к-, -ов-, -ев-)

- Выполнение последнего задания в рабочих листах (по группам)

Шестиклассники, справившись с заданием, выходят и выбирают суффиксы, которые пригодились им при образовании прилагательных и  формулируют правило.

 Больше всего ошибок ученики допускают при  правописании суффиксов с оной и двумя  Н в прилагательных, поэтому можно провести такую игру: учитель бросает мяч кому-то из учеников, а они, поймав мяч, должны определить, одна буква  Н в этом слове или две.

Слова для игры: лимонный, гусиный, лиственный, куриный,  старинный, мышиный, шерстяной, длинный, пчелиный, туманный,  картинный, весенний, искусственный, лебединый, соломенный, ураганный, совиный, лошадиный, законный.

6. Рефлексия

1) Делается вывод о роли прилагательных?  (Они украшают нашу речь. Тексты без прилагательных были бы невзрачными, скучными и серыми, как чёрно-белая картина)

2) Учащимся предлагается взять стикеры, выйти к доске и прикрепите их рядом  с птицами по высоте их полёта: если знания остались на таком же уровне, что и на начало урока, то поставить к нижней птице (например, воробей), если чуть выше, то к птице повыше (например, ласточка), а если намного выше, то к орлу, который летает высоко в небе.

Если останется время, можно провести следующую работу по составлению «странички рекордов Гиннесса», т.к.

 превосходная степень прилагательного используется в книге рекордов Гиннесса.

1) Какая птица самая быстрая? (Сапсан)

2) Какая птица самая маленькая в России? (королёк – 5 гр.)

3) Самая тяжёлая? (Дрофа)

4) Самая большая? (пеликан, на юге России)

5) Самая певчая? (Соловей) и т.д.

Фотографии птиц оформлены на слайдах в презентации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Имя прилагательное Какой? Чей? Признак предмета разряды превосходная притяжа -тельные к ачест -венные сравнительная относительные Степени Сравне-ния число падеж род о пределение Сказу- емое

Слайд 2

Разряды прилагательных Качественные Относительные Притяжательные Цвет Размер Внутренние и внешние качества человека Материал, Признак по месту, по времени, по назначению Принадлежность кому-либо

Слайд 3

Сойка- самая цветастая из наших оседлых птиц. Куда иному заморскому попугаю до нее! В одном крыле до семи цветов- тут и белый , и сизый, и серебристый. Башка с крепким, каменным клювом, грудь птицы почти огненная, спина и брюхо в нежно-пепельном пуху, вокруг глаз и на щеках радуги. (По В.Астафьеву)

Слайд 4

Степени сравнения прилагательных Форма Сравнительная Превосходная Простая -ее-, -ей- - айш -, - ейш - Составная Более + н.ф. прилагательного Самый + н.ф. прилагательного

Слайд 5

Самая быстрая птица

Слайд 6

Самая маленькая

Слайд 7

Самая тяжелая

Слайд 8

Самая большая

Слайд 9

Самая певчая

Слайд 10

Самая заботливая

Слайд 11

Самая неутомимая

Слайд 12

Самопроверка 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа Серебряный Хозяйственный Туманный Матросский Стеклянный Ветреный Ценный Соседский Деревянный Клюквенный Законный Немецкий Лебединый Тыквенный Длинный Ландышевый Оловянный Экскурсионный Ураганный Камышовый Кожаный Авиационный Истинный Кольцевой

Слайд 13

Плюс Минус Интересно Всё, что понравилось на уроке Не понравилось на уроке Любопытные факты, о которых вы узнали на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Открытый урок по русскому языку 5 класс

Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе 8 вида. Тип урока формирование  знаний и умений. Урок с призентацией....

Открытый урок по русскому языку 6 класс

Открытый урок по русскому языку 6 класс...

Открытый урок по русскому языку 5 класс

Тема урока: Простые и сложные предложения 9закрепление) 5 класс.Данный материал поможет отработать навыки определения видов предложения, умения ставить знаки препинания,а также работать над развитием ...