План-конспект урока по русскому языку по теме: "Неопределенные местоимения". 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Жибоедова Елена Геннадьевна

План-конспект урока по русскому языку по теме: "Неопределенные местоимения". 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neopredelennye_mestoimeniya_urok_v_6_klasse.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Неопределенные местоимения»

Тип урока: обучающий (объяснение нового материала).

Цели: усвоить значения неопределенных местоимений при сопоставлении их с вопросительными, от которых они образованы, морфологические признаки и синтаксическую роль неопределенных местоимений; уяснить правила написания не с неопределенными местоимениями, частиц -то, -либо, -нибудь, кое-; познакомиться с особенностями неопределенных местоимений; научиться определять признаки местоимений;

научиться употреблять неопределенные местоимения в речи.

Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Теория. 5-9 кл.» В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова; «Русский язык. Практика. 6 класс» / Под ред. Г.К. Лидман-Орловой; компьютер, презентация "Неопределенные местоимения", толковый словарь С.И. Ожегова.

Ход урока:

1. Организационный момент. (Сообщение темы и целей урока)

2. Работа с текстом.

Учитель читает стихотворение А. Коваля «На  яхте».

Однажды куда-то на яхте

Откуда-то

Кто-то поплыл.

Летали какие-то чайки,

О чем-то кричали ему.

Какой-то дельфин остроносый

В зеленые волны нырял.

И ветер, почти незаметный,

Чуть-чуть паруса надувал.

Наверно, какие-то люди

Глядели уплывшему вслед.

И кто-то, наверное, думал:

«Скорей возвращайся назад».

И мне бы хотелось на яхте

В открытое море уйти.

Послушать, о чем кричат чайки,

Дельфина увидеть в волнах.

А вечером после заката

На берег вернуться домой.

Но пусть меня кто-нибудь встретит,

Но пусть меня кто-нибудь ждёт.

- Как  говорит автор о том, кто плыл на яхте, о чем кричали чайки, какие люди встречали его и пр.?

После повторного чтения стихотворения по четверостишиям учитель выписывает на доске, а учащиеся в тетрадях: кто-то плыл, какие-то чайки, кричали о чем-то, какой-то дельфин, какие-то люди, кто-то думал, кто-нибудь встретит.

- Почему эти местоимения создают впечатление загадочности, таинственности? (Они не дают конкретного представления о предмете, признаке и пр.)

3. Изучение новой темы продолжаем чтением параграфа 128 «Теории» и беседы по нему.

- Почему местоимения называются неопределенными?

Учащиеся: Неопределенные местоимения некто, нечто, некоторый, где-то указывают на неопределенные, неизвестные предметы, признаки, количество.

- Прочитайте выразительно стихотворение (Слайд 4). Назовите местоимения. К какому разряду они относятся? Что, по-вашему, означает слово «неопределенный»?

Три черных собаки на чём-то сидели,

 Три чёрных собаки на что-то глядели,

 Три чёрных собаки увидели что-то

 Три черных собаки вскочили с чего-то,

 Три черных собаки к чему-то подкрались,

 Три черных собаки за чем-то погнались,

 Но кто-то ни капельки не растерялся,

 Вильнул кое-чем и на что-то взобрался.

(А.Хургин)

Индивидуальное задание. Значение слова «неопределенный» по словарю С.И.Ожегова.

Неопределенный (словарь Ожегова: 1) точно не установленный; 2) не вполне отчетливый) (Слайд 5).

- Рассмотрите рисунок и скажите, какому значению слова неопределенный он соответствует? (Слайд 6)

Ответы на вопросы и параллельная работа с презентацией (Слайды 7 - 19).

- На что указывают неопределенные местоимения? Приведите примеры.

* неопределенные предметы: кто-то, что-то

* неопределенные признаки: какие-то, какой-нибудь

* неопределенное количество: сколько-нибудь, несколько, некоторые

- Как образуются неопределенные местоимения? Приведите примеры.

- Как пишутся местоимения с приставками не-, кое-?

- Как пишутся местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь?

Напоминалка: кое, либо, то, нибудь - черточку не позабудь!

- Как пишутся местоимения с предлогом? Приведите примеры.

- В чем особенность местоимений некто, нечто?

- Что такое неопределенные местоимения? (Вывод)

Неопределенные местоимения указывают на неопределенные предметы, признаки, количества. Образуются от вопросительно-относительных при помощи приставок кое-, не- или суффиксов -то, -либо, -нибудь. Если есть предлог, то пишутся в три слова.

4. Лингвофизминутка

Что-нибудь, кое с кем, некто, кое к кому, некоторый, кое-кому, чьи-нибудь, несколько, нечто, какой-либо, чего-то, кое о каком, кое-чему, кое из кого, кое с кем.

(Ученики встают и выполняют движения в зависимости от того, как пишутся неопределенные местоимения. Если слитно - приседания, если через дефис - наклон вперед, если раздельно - руки вверх).

- Уясняем значения неопределенных местоимений при сопоставлении их с вопросительными (упр. 667), от которых они образованы, видим их словообразовательную структуру; соотносим с другими частями речи (упр.668-669); уясняем правила написания не с неопределенными местоимениями, частиц -то, -либо, -нибудь, кое- (упр. 670-671).

5. Закрепление изученного материала

1. Работа с текстом Ф.Кривина. (Слайд 20). Прочитайте текст про себя. Чтение вслух по ролям.

Умные спорщики.

Собрались однажды местоимения и заспорили. Одно местоимение начало рассказывать.

- В некотором царстве, в некотором государстве жил некто. Пошел он однажды по некоей дороге, нашел нечто. Встретил некто некоего человека, дал ему некоторую часть найденного. Что у него осталось?

А второе местоимение говорит:

- Ну что это за рассказ? Вот я расскажу так расскажу! В каком-то царстве, в каком-то государстве жил кто-то. Пошел он по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то и отдал часть. Что у него осталось?

Третье местоимение посмеялось и говорит:

- Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил, никуда не шел, никого не встречал, ничего не находил, никому ничего не давал. Нечего и спрашивать, сколько у него осталось.

- Эх вы, глупые спорщики, - сказало четвертое местоимение. - Что вы спорите? Ведь не о чем спорить да и не о ком. Значит, и говорить нечего.

Задание:

- Учащиеся 1-го ряда выписывают неопределенные местоимения из рассказа 1-го местоимения; 2-го ряда - из рассказа 2-го. Объяснить правописание местоимений.

- А местоимения какого разряда употребили третий и четвертый спорщик?

2. Работа в парах (Слайд 22).

Задание: вставить подходящие по смыслу неопределенные местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь, с приставкой кое-.

1. Поздно вечером (:) постучался к нам.

2. На берегу реки росла (:) пышная зелень.

3. Расскажите (:) о вашей поездке по стране.

4. Товарищ вытащил из шкафа (:) книгу.

5. Вскоре мы заметили на дороге (:) черное.

Проверка записанных предложений. Объяснение правописания неопределенных местоимений.

6. Итоги урока. Рефлексия (Слайд 23). Выставление отметок.

7. Домашнее задание: параграф 128 («Теория»), упр.673, упр.674. (Слайд 24).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"

Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...

План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».

Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...

План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.

План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник  М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...

План конспект открытого урока по русскому языку в 6м классе по теме Словообразование имен прилагательных

Цель урока: - закрепить умения определять способ словообразования;- учить распознавать способ образования прилагательных;- закрепить умения определять значение суффиксов;- развивать умение строить сло...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...

Открытый урок по русскому языку на тему: "Неопределенные и вопросительные местоимения"

На уроке используется системно-деятельностный подход. Учащиеся работают в парах: проводят лингвистические эксперименты, языковые наблюдения...