Открытый урок по русскому языку на тему: "Неопределенные и вопросительные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Ложкина Мария Михайловна

 На уроке используется системно-деятельностный подход. Учащиеся работают в парах: проводят лингвистические эксперименты, языковые наблюдения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok._voprosit_i_neopredel._mest.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Вопросительные и неопределенные местоимения

Цели  урока:

1. Познакомиться   с вопросительными местоимениями-существительными кто и что и неопределенными  местоимениями;

2. Совершенствовать  орфографические  навыки;

3. Формировать  практические  умения  и  навыки по  осознанному  применению полученных знаний  в практике

4. Развивать  логическое  мышление, коммуникативные  умения, познавательные  интересы  детей.

Тип урока: изучение новой темы

Оборудование: учебник под ред. В.В. Бабайцевой (теория, 5-9 класс), учебник Купаловой (практика, 5 класс)

Ход  урока

  1. Орг. момент ( приветствие  учителем  учащихся, психологический  настрой  к  уроку)

- Добрый день, уважаемые коллеги!

Здравствуйте, ребята, (садитесь, пожалуйста)

Я рада вас приветствовать на уроке русского языка в 5Г классе.

  1. Фронтальный опрос учащихся

Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?( Правильно, о местоимениях)

 А сегодня мы расширим наши знания о местоимениях.

Давайте повторим.

- Что такое местоимение?

- На какие вопросы отвечают местоимения и на что они указывают?

- Какие  разряды  местоимений  вам  известны?

Таким образом, местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, на признак, на количество, но не называет их.

  1.   Постановка и решение проблемной ситуации.

Посмотрите внимательно на доску. Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему.

1.Мой,наш,кто?,его (кто?-вопросительное местоимение)

2. Я, что-то, мы, ты (что-то- неопределенное местоимение)

1)А сейчас подумайте и объясните, что обозначает каждое из лишних в ряду местоимений. И попробуйте определить разряд. (кто?- служат для выражения вопроса; вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лица, предметы, признаки и количество; что-то- указывают на неизвестные, неопределенные предметы и признаки, неопределенное)

4. Сообщение темы и постановка целей:

- Кто догадалсяо чём мы сегодня будем говорить и какова тема нашего урока? (Правильно, ребята, мы сегодня будем говорить о вопросительных и неопределенных местоимениях)

Открываем тетради, запишем сегодняшнее число: восемнадцатое октября, классная работа, тема нашего урока: Вопросительные и неопределенные местоимения.

- Какие бы вы поставили перед собой цели, исходя из темы урока?

1) познакомиться с вопросительными и неопределенными местоимениями.

2) узнавать вопросительными и неопределенными местоимениями на слух и в тексте;

3) узнать, к каким разрядам относятся местоимения и на основе каких признаков.

Итак, давайте вернемся к нашему первому заданию, и определим, что особенного в написании местоимения что-то? (пишется через дефис). С помощью каких частиц еще образуются неопределенные местоимения? (-то,-либо,-нибудь, кое-).

Какую особенность имеют эти местоимения? (пишутся через дефис).

Давайте обратимся к учебнику практики на стр. 44 и посмотрим, правильно ли мы с вами ответили на наши поставленные вопросы.

  1. Физкультминутка.

Вы хорошо поработали, а сейчас пришло время немного отдохнуть. Встаём на лингвистическую разминку!

- Если слышим местоимение, то поднимаем руки вверх и хорошенько потягиваемся, если же это другая часть речи, то приседаем с прямой спиной. Дети, они, дело, оно, им, мел, играть, кто-либо, около, мне, ты, пенал, спать, вы.  Присаживайтесь.

6. Применение новых знаний на практике

 Письменно просклоняйте вопросительные местоимения-существительные кто и что. Проверьте, изменяются ли эти местоимения по родам и числам. Сделайте выводы.

И.п. - кто, что
Р.п. - кого, чего
Д.п. - кому, чему
В.п. - кого, что
Т.п. - кем, чем
П.п. - о ком, о чём

(не изменяются по родам и числам)

Запишите  местоимения  в  тетрадь, проанализировать их, на  что  указывают, как  пишутся

1 группа                  2  группа                 3  группа                        4  группа

Некто                       кто-то                      кое-кто                           кое  у  кого

Нечто                       какой-то                  кое-кому                        кое  к  кому

Некоторый              какой-либо              кое- какой                      кое с чем

Несколько               что-либо                  кое-чем

Задание  группам:

Общее:  произнесите  вслух  слова  , сделайте  вывод, как они  произносятся, пишутся , на  что  указывают:

           1 группа:   мест-я  указывают на  неопределенные  лица , предметы, количество ,признак , приставка  не  пишется  под  ударением  и  слитно.

           2 группа : мест-я  указывают на  неопределенные  предметы, признаки, имеют  суффиксы, пишутся через  дефис.

          3 группа: местоимения  указывают  на  неопределенные  предметы  и  признаки, имеют  приставки, пишутся  через  дефис

         

          4 группа:  местоимения  указывают  на  неопределенные  предметы, на  неопределенное  лицо, пишутся  раздельно, потому  что в  середине  есть  предлог.

          Общий  вопрос :

-А  от  каких  местоимений  образуются  неопределенные  местоимения?  

(От  вопросительных, при  помощи  приставки,  суффикса)

  1. Закрепление материала.

Выполним упражнение в учебнике практика на стр.46 упр.135,137

  1. Итог урока.

А сейчас давайте подведем итоги сегодняшнего урока.

-Что нового вы узнали на уроке?

-Чему учились?

-В чём особенность вопросительных местоимений-существительных кто и что?

-Какие  мес.я наз-ся  неопределенными?

-Как  образуются  неопределенные  местоимения?

-Какие  особенности  правописания  неопределенных  мест.

-Как изм-ся  неопределенные  местоимения?

9. Домашнее  задание: учебник теории параграф 8 стр.19

                Упражнение 136, 138


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 6-м классе по теме «Вопросительные местоимения"

Тема урока: Вопросительные местоимения.  Цели урока: 1) Ознакомить учащихся с вопросительными местоимениями; формировать умения правильно употреблять вопросительные местоимения в речи, учиты...

Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме: Местоимение

Урок преднозначенный для учащихся 6х классов, по ФГОС...

Открытый урок по русскому языку в 6 классе на тему "Местоимение как часть речи"

Урок ознакомления с новым материалом, Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

План-конспект урока по русскому языку по теме: "Неопределенные местоимения". 6 класс

План-конспект урока по русскому языку по теме: "Неопределенные местоимения". 6 класс...

Открытый урок по русскому языку в 6 классе на тему "Местоимение"

Презентация  обощающего урока по русскому языку на тему "Местоимение"...

Открытый урок по русскому языку в 6 классе на тему "Неопределенные местоимения"

Открытый урок на тему "Неопределенные местоимения" в 6 классе...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе "Вопросительные и относительные местоимения"

Урок общеметодологической направленности .Цель урока :Деятельностные: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного соде...