Открытый урок по русскому языку в 6 классе на тему "Неопределенные местоимения"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Жанатаева Людмила Галиевна

Открытый урок на тему "Неопределенные местоимения" в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mestoimenie.docx316.2 КБ
Office presentation icon mestoimenie_uch.ppt1.91 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок  по русскому   языку  в 6 классе

«Неопределённые местоимения»

Тип урока:  изучение нового материала.

Обучающие –

  1. познакомить с отличительными признаками неопределенных местоимений, способом их образования;
  2. сформировать умение правильно употреблять неопределенные местоимения в речи, определять их синтаксическую функцию;
  3. определить условия выбора слитного, дефисного и раздельного написания неопределенных местоимений.

Развивающие –

  1. развивать умение находить неопределённые местоимения, объяснять роль в предложении;
  2. развивать орфографическую зоркость;
  3. содействовать формированию и развитию учебно-информационных и исследовательских умений и навыков учащихся  (сопоставлять и анализировать факты, высказывать свою точку зрения);
  4. способствовать формированию информационных и коммуникативных компетенций.

Воспитательные –

     1.воспитывать любовь к родному языку, интерес к урокам русского языка.

  1. способствовать формированию уважительного отношения друг к другу.

Цели для учащихся:

  • научиться определять признаки местоимений;
  • изучить особенности неопределенных местоимений;
  • научиться употреблять неопределенные местоимения в речи;
  • изучить правописание неопределенных местоимений.

________________________________________________________________________

Ход урока:

1. Организационный этап

2. Слово учителя:

- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Я рада видеть Вас на нашем уроке. Пусть сегодняшний урок, ребята, принесёт вам радость общения. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Улыбнитесь, мы  начинаем  урок.

- Я хотела бы сегодня урок начать с притчи.

3. СЛОВАРНАЯ РАБОТА

- Что такое ПРИТЧА? (находится по словарю и зачитывается учеником) 

- Какое слово в толковании понятия ПРИТЧА вам непонятно? Давайте выясним его значение (обращение к словарю).

Назидательный-

(служащий для назидания, заключающий в себе назидание (наставление, поучение). 

4. Работа с текстом

- Но прежде чем прочитать вам притчу я бы хотела, чтобы вы рассмотрели эти картинки. Что вы видите? Кто и что изображены на них?(ответы детей)

- Как по-вашему о чем пойдет речь в тексте? (ответы детей)

C:\Users\202\Desktop\ЛЮДА 2019\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2\pritcha-dva-druga-v-pustyne.jpg C:\Users\202\Desktop\ЛЮДА 2019\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2\279608_900.jpg C:\Users\202\Desktop\ЛЮДА 2019\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2\img9.jpg

 Послушайте её, пожалуйста. (Учитель читает притчу)

Два друга много дней шли по пустыне.

Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг почувствовал боль, но н...чего не сказал.

Молча он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Друзья продолжали свой путь, и вот они нашли озеро, в к...тором решили искупаться. Тот, к...торый получил пощёчину, едва не утонул, а друг его спас.

Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Первый спросил его:

- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

И друг ответил:

- Когда кто(нибудь) нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть вашу надпись. Но когда кто(либо) делает что(то) хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы н...какой ветер не смог бы стереть это.

-Как вы понимаете ее смысл? О чем этот текст? (О дружбе)

Выпишите местоимения. Определите их разряды.

(Ответы детей: Человек должен уметь прощать мелкие обиды по пустякам, но помнить о  значительных делах, которые для него совершили.

И еще.. Пустыня это очень опасное местно, в одиночку ее не преодолеть, поэтому, если бы друг, которые получил пощечину, продолжил бы раздувать конфликт - друзья бы поссорились и разошлись и скорее всего ни один из них не дошел бы до озера. А так, простив обиду и сгладив конфликт, они смогли дойти до воды.

Люди должны помнить хорошие вещи и забывать о мелких обидах.)

- Как вы думаете, какое название мы можем дать данному тексту?

(Два друга, Песок и камень)

___________________   __________________________

— Ребята, теперь закройте глаза и представьте себе , что существует большая страна под названием Морфология. И в этой стране растет одно дерево, которое называется Местоимение. У этого дерева имеются 9 ветвей. И с некоторыми вы уже знакомы. Давайте проверим, насколько хорошо мы с ними знакомы, попытаемся вспомнить все, что мы знаем о местоимениях при помощи нашего текста. Они имеются у вас на столах и в них выделены все местоимения. Найдите и выпишите,  пожалуйста,  все известные вам местоимения и расскажите о них. (Местоимения повесить на дерево)

- также, ребята, при помощи местоимений вы решили рассказать мне о себе, давайте посмотрим , что у вас получилось?

-(один ученик рассказывает «Один день из моей жизни»

1. моя любимая игра

2. мы и наши друзья

3. Кем я хочу стать?

4. я и мое детство.)

- замечательно ,ребята, справились с заданием. Мне очень понравилось.

- Как по-вашему, ребята, что нам предстоит сегодня сделать? (познакомиться со следующим разрядом местоимений)

- А для чего нам это надо (чтобы умели отличать их от других местоимении, умели правильно писать и использовать правильно в тексте)

- Совершенно верно, ребята, сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним разрядом местоимений, а для того чтобы узнать название этой веточки  я предлагаю вам выполнить такое задание.

5. МОРФЕМНЫЙ КОНСТРУКТОР

- У выделенного слова в предложении возьмите корень слова

Вот если бы мне удалось увидеть хоть краешек не покрытого тучами неба, я смог бы сказать определенно, куда мы летим (Александр Беляев - Небесный гость)

-От выделенного слова в словосочетании НЕВЫСОКОЕ дерево возьмите приставку и прибавьте тому корню

-В следующем предложении взять суффикс выделенного слова и добавить к нашему корню

Я смотрел на горы, освещенные лучами яркого кавказского солнца. 

-  В прилагательных следующего отрывка выделить окончания и прибавить это окончание к нашему слову:

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы. (С.А.Есенин)

-Какое слово у вас получилось?

- НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ

- Верно, сегодня мы посмотрим особенности данного разряда, научимся употреблять неопределенные местоимения в речи, определять их синтаксическую роль, определим условия для слитного, раздельного и дефисного написания этих местоимений.

6.  Изучение нового материала

1.- Вперед за новыми знаниями. Давайте прочитаем отрывок из стихотворения Юрия Иосифовича Коваля «На яхте» и ответим на вопросы. (Текст распечатан).

Однажды куда-то на яхте

Откуда-то

Кто-то поплыл.

Летали какие-то чайки

О чем-то кричали ему

Какой - то дельфин остроносый

В зеленые волны нырял

И ветер, почти незаметный,

Чуть-чуть паруса надувал.

- О чем это стихотворение? (о путешествии, о верности, о дружбе).

- Кто плыл на яхте? (кто-то)

- О чём кричали чайки? (о чем-то)

- Какой дельфин в волны нырял? (какой-то)

Учитель: - Какой частью речи являются выделенные слова?

Почему? Аргументируйте.

Ученики: - Местоимениями. Так как они указывают на предмет, но не называют его.

Учитель: - Вы согласны?

Ученики: - Да


- Какую  атмосферу создают эти местоимения?

Ученики: - Атмосферу таинственности, загадочности, неопределённости.

2. - Давайте, ребята, поставим к выделенным местоимениям вопросы и подчеркнем их как члены предложения

3. кто-то, некто,                                      что-то, нечто,

кто-нибудь                                              что-нибудь                      

           Лицо                                               Предмет  

        

          Признаки                                   Количество

какой-то, какой-нибудь,                    несколько, сколько-нибудь,

кое-какой                                            сколько-то

4. Учитель: - Сделайте вывод, ребята, какие местоимения называются неопределёнными?

Ученики: - Неопределенными называются местоимения, которые указывают на предметы и признаки неопределенно и создают настроение неизвестности, неуловимости, загадочности.

5. Рассмотрите таблицу 

Подумайте, что она иллюстрирует. Ответьте на вопросы:

-От каких местоимений образуются неопределенные местоимения?

- Как образуются неопределенные местоимения?

Вопросительные

Неопределённые местоимения

Кто?

некто

кое-кто

Что?

нечто

что-то

Который? Какой?

некоторый

какой-либо

Сколько?

несколько

сколько-нибудь


Вывод: Учащиеся отвечают (неопределенные местоимения образуются от вопросительных с помощью приставки НЕ, КОЕ - и суффиксов -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ).

Учитель: - Ребята мы добились с вами первой цели? Посмотрели особенности неопределенных местоимений?

6. Работа в группах.  Задание №1.

– Местоимения, записанные на доске, запишите в тетради в четыре столбика.

I группа                   II группа                            III группа              IY группа

Некто                        что-то                                  кое-кто                   кое у кого

Нечто                        кто-либо                             кое-чем                   кое с кем

Некоторый              сколько-нибудь                  кое-кому                 кое о ком

Несколько               какой-то                              кое-как                    кое в чем

Первая группа, прочитайте вслух слова  первого столбика и сделайте вывод о том,                        как они произносятся, как пишутся.                                        

Приставка  не- всегда находится под                                                          ударением и пишется слитно.

Вторая группа, прочитайте вслух слова                             второго столбика. Определите, как они пишутся.                                                    

 Эти местоимения имеют суффиксы –то, -либо, -нибудь, которые                                                           пишутся через дефис.

Третья группа, прочитайте вслух слова                                     третьего столбика.        Найдите закономерность  в их правописании.                                                                

Они имеет приставку  кое-   и пишутся с ней через дефис.

Четвертая группа, прочитайте вслух                                      местоимения четвертого столбика.                                      Найдите закономерность в их правописании.                    

Приставка  кое-   отделена от местоимения предлогом и поэтому пишется  отдельно.

В опорном конспекте на тему  «Местоимение»  запишите такую напоминалку: 

 Кое-,  -либо,  - то,  - нибудь   –   чёрточку не позабудь!

7. Работа в парах.

Задание: вставить подходящие по смыслу неопределенные местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь, с приставкой кое-.

1. Поздно вечером (:) постучался к нам.

2. На берегу реки росла (:) пышная зелень.

3. Расскажите (:) о вашей поездке по стране.

4. Товарищ вытащил из шкафа (:) книгу.

5. Вскоре мы заметили на дороге (:) черное.

8. Лингвофизминутка

Что-нибудь, кое с кем, некто,

кое-кому, кое к кому, некоторый,

чьи-нибудь, кое из кого, несколько,

какой-либо, кое о каком, нечто,  

кое-чему, кое с кем,  чего-то

(Ученики встают и выполняют движения в зависимости от того, как пишутся неопределенные местоимения

. Если слитно - приседания, если через дефис - наклон вперед, если раздельно - руки вверх).

9. Графический диктант.  

1. (Не)сколько        

2. Какой(либо)

3. (Кое)(с)кем

4. (Кое)какие

5. Чей(то)

6. Сколько(нибудь)

7. (Не)кто

8. (Кое)(о)чём

Проверь себя!

1.  С  2.  Д   3.  Р     4.  Д  5.  Д   6.  Д   7.  С    8.  Р

  1. 10.Найди соответствие с фразеологизмом.


-Дурачить кого (то)-………..(обвести вокруг пальца)

- Говорить что (либо) пустое………….(переливать из пустого в порожнее)

- Обманывать кого –( нибудь) …………(.водить за нос)

- Делать что (то) плохо, с ленью ……….(спустя рукава)

-Кому-либо всё нипочём…………..(как с гуся вода)

- Очень хорошо ориентироваться , хорошо в чём- либо разбираться………

( как рыба в воде)

Списать предложения, раскрывая скобки.      

  

          1. По тёмному небу золотым узором звёзд написано (не)что торжественное.

         2. Перед  костром сидело (не)сколько человек.

3. Вдруг раздались чьи (то) шаги.

4. Кто (то) постучал в дверь.

5. Что  (то) прошелестело рядом, кто(то)  прош…л  ( не)видимый.

ФИШБОУН

- Заполняем схему и делаем выводы

C:\Users\202\Desktop\ЛЮДА 2019\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2\pic-0237g5r6i1-002.png

7. РЕФЛЕКСИЯ

- Итак, ребята , давайте сделаем выводы: (продолжить предложение)

  • Неопределенные местоимения указывают….(на предмет, количество, признаки, на лицо)
  • Неопределенные местоимения изменяются……(по падежам)
  • Неопределенные местоимения образуются от…..(вопросительных местоимений)
  • Неопределенные местоимения образуются при помощи…..(приставок и суффиксов)

- Замечательно, ребята, все справились со всеми заданиями…

- Давайте обменяемся своими листами оценивания и проверим , какой у вас результат. Чего у вас больше зеленых точек, красных или желтых.

- Но я еще раз хочу вернуться к притче, с которой мы начали урок, и хочу раздать вам символ дружбы. И хочу пожелать вам, ребята, чтобы у вас всегда были преданные друзья, чтобы вас никогда не предавали, и делали друг для друга только хорошее и помнили всегда  только о хороших и добрых делах.

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

-Домашнее задание : написать небольшое сочинение на тему: «Каким должен быть настоящий друг?» и подчеркнуть в своем сочинении все местоимения и определить их разряд.

- А теперь, тем, кто понравился наш урок, поднимите, пожалуйста,  символ дружбы. Замечательно! Улыбнулись друг другу! Поаплодируйте друг другу! Спасибо за урок, ребята, всего вам хорошего!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Словарная работа А вы знаете, что такое притча? Где будете искать ответ? ПРИТЧА -короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне.

Слайд 3

НАЗИДАТЕЛЬНЫЙ – наставление, поучение. Словарная работа

Слайд 4

Работа с текстом

Слайд 5

Два друга много дней шли по пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг почувствовал боль, но н...чего не сказал. Молча он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Друзья продолжали свой путь, и вот они нашли озеро, в к...тором решили искупаться. Тот, к...торый получил пощёчину, едва не утонул, а друг его спас. Когда он пришёл в себя , то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Первый спросил его : - Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил: - Когда кто(нибудь) нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть вашу надпись. Но когда кто(либо) делает что(то) хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы н...какой ветер не смог бы стереть это.

Слайд 6

МОРФЕМНЫЙ КОНСТРУКТОР - У выделенного слова в предложении возьмите корень слова Вот если бы мне удалось увидеть хоть краешек не покрытого тучами неба, я смог бы сказать определенно , куда мы летим (Александр Беляев - Небесный гость) - От выделенного слова в словосочетании НЕВЫСОКОЕ дерево возьмите приставку и прибавьте тому корню -В следующем предложении взять суффикс выделенного слова и добавить к нашему корню Я смотрел на горы, освещённые лучами яркого кавказского солнца . . - В прилагательных следующего отрывка выделить окончания и прибавить это окончание к нашему слову: Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. (С.А.Есенин) -Какое слово у вас получилось?

Слайд 7

Неопределённые местоимения

Слайд 8

Изучение нового материала На яхте Однажды куда-то на яхте Откуда-то Кто-то поплыл. Летали какие-то чайки О чем-то кричали ему Какой - то дельфин остроносый В зеленые волны нырял И ветер, почти незаметный, Чуть-чуть паруса надувал. Ю.И.Коваль

Слайд 9

На что указывают данные местоимения? На какой вопрос они отвечают? НЕОПРЕДЕЛЁННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ Кто-то Некто Кто-нибудь Что-то Что-нибудь нечто Несколько Сколько-то Сколько-нибудь Какой-то Какой-нибудь Кое-какой

Слайд 10

Рассмотрите таблицу. Подумайте, что она иллюстрирует Вопросительные Неопределённые местоимения Кто? некто кое-кто Что? нечто что-то Который? Какой? некоторый какой-либо Сколько? несколько сколько-нибудь

Слайд 11

Работа в группах. Найдите закономерность в их правописании I II III IV Некто что-то кое-кто кое у кого Нечто кто-либо кое-чем кое с кем Некоторый сколько-нибудь кое-кому кое о ком Несколько какой-то кое-как кое в чем

Слайд 12

Запоминалка Кое-, -либо, - то, - нибудь – чёрточку не позабудь!

Слайд 13

Задание: вставить подходящие по смыслу неопределенные местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь, с приставкой кое-. 1. Поздно вечером ………………. постучался к нам. 2. На берегу реки росла ………….. пышная зелень. 3. Расскажите ………… о вашей поездке по стране. 4. Товарищ вытащил из шкафа ……………….. книгу. 5. Вскоре мы заметили на дороге …………… черное.

Слайд 14

Лингвофизминутка Слитно – приседания Дефис – наклон вперед Раздельно – руки вверх

Слайд 15

Графический диктант 1. (Не)сколько 2. Какой(либо) 3. (Кое)(с)кем 4. (Кое)какие 5. Чей(то) 6. Сколько(нибудь) 7. (Не)кто 8. (Кое)(о)чём

Слайд 16

Проверь себя! 1. С 2. Д 3. Р 4. Д 5. Д 6. Д 7. С 8. Р

Слайд 17

Замени фразеологизмом . Дурачить кого (то)- Обманывать кого –( нибудь) Делать что (то) плохо, с ленью Очень хорошо ориентироваться, хорошо в чём- либо разбираться спустя рукава обвести вокруг пальца как рыба в воде водить за нос

Слайд 18

Списать предложения, раскрывая скобки 1. По тёмному небу золотым узором звёзд написано (не)что торжественное. 2. Перед костром сидело (не)сколько человек. 3. Вдруг раздались чьи (то) шаги. 4. Кто (то) постучал в дверь. 5. Что (то) прошелестело рядом, кто(то) прош…л ( не)видимый

Слайд 19

ФИШБОУН

Слайд 20

РЕФЛЕКСИЯ Продолжить предложения: Неопределенные местоимения указывают…. Неопределенные местоимения в предложении…… Неопределенные местоимения образуются от….. Неопределенные местоимения образуются при помощи…..

Слайд 21

Работа с фотографиями Оценочные листы

Слайд 22

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Написать небольшое сочинение на тему : «Каким должен быть настоящий друг?» Подчеркнуть в своем сочинении все местоимения и определить их разряд.

Слайд 23

Я понял, что……… Мне понравилось………… Я хочу…………….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Открытый урок по русскому языку 5 класс

Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе 8 вида. Тип урока формирование  знаний и умений. Урок с призентацией....

Открытый урок по русскому языку 6 класс

Открытый урок по русскому языку 6 класс...

Открытый урок по русскому языку 5 класс

Тема урока: Простые и сложные предложения 9закрепление) 5 класс.Данный материал поможет отработать навыки определения видов предложения, умения ставить знаки препинания,а также работать над развитием ...