Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме: Местоимение
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Савушкина Оксана Леонидовна

Урок преднозначенный для учащихся 6х классов, по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_6_klasse.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Цель урока: обобщить и систематизировать  знания учащихся по теме «Местоимение»

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать основные разряды местоимений, уметь применять знания по морфологии  и орфографии, выполнять морфологический  разбор местоимения; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Метапредметные : работать в группе, коммуникативно взаимодействуя с одноклассниками в процессе выполнения одного задания; способность осознания учебной деятельности и умение ее объяснить, способность осуществлять самоконтроль.

Личностные:  интерес к изучению языка;  стремление к речевому совершенствованию; способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: эмоциональная, психологическая  и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

-Здравствуйте, ребята. На партах у вас находятся карточки, сигнализирующие настроение. Покажите,  какое у вас настроение.

Приветствуют друг друга.

(Л) формирование эмоционального настроя;

(П) самоопределение;

(К) готовность к учебному сотрудничеству с учителем и сверстниками

2 Целеполагание

Цель: эмоциональная, психологическая  и мотивационная подготовка учащихся к  работе

О какой части речи мы сегодня будем говорить, вы догадаетесь, прочитав слов

(слайд №1).

Я заменить могу другие части речи,

 Взвалив обязанности себе на плечи.

 Когда приходится слова другие замещать,

 На их значение всегда мне надо указать.

  Я делу отдаюсь сполна…

  Я заменяю имена.

А определить цель урока и тип урока нам поможет метод инсерта.

«+»- знаю; «-»не знаю, «?»-это для меня новое

Как вы думаете,  какова  цель нашего урока? А какие цели ставите вы на уроке? Запишите.

Я прочту текст А.П.Чехова,   а вы прослушайте и посчитайте сколько местоимений в тексте.                                  «Она «моя» 

Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё,— связь, стало быть, крепкая, прочная… Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… 

 По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу её, презираю… Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… Детей у нас пока нет… Хотите знать её имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли…

 Её зовут — Лень.

Почему А.П.Чехов обращает огромное внимание на это качество человека?

Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель.

(Р) постановка цели;

(Л) установление учащимися связи между целью и мотивом;

(К) инициативное сотрудничество

3 Актуализация знаний и пробное совместное действие

Цель: воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей  прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях

Я прочту стихотворение, а вы выпишите местоимения и определите их разряд

Слайд№3

- Как мы назовём человека, который следует этим советам?

- Почему стихотворение так названо?

- Попробуйте эти советы превратить в полезные! Для этого помните о словах В.А.Сухомлинского: «Вы живёте среди людей …  Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо». 

Эти слова мы возьмём в качестве эпиграфа к нашему уроку.

Выполнение заданий, ответы на поставленные вопросы.

(П) систематизация собственных знаний;

(Р)  планирование своей деятельности, решение поставленной задачи.

4Физминутка

Цель закрепление знаний в игровой форме

«Родина моя»

5 Практическая деятельность

«Третий лишний»

1.никакой, ничей, некого позвать.

2. кое-кто, о чем-либо, столько-то.

3.не о чем жалеть, некому сказать, не с кем поделиться.

4. Встретил у них, о ее успехах, пришел к нему.

Индивидуальная работа , проверка в парах

(П) умение строить речевое высказывание.

(Р) умение структурировать материал

6.  Рефлексия

Цель: определение эмоционального состояния на уроке.

7Домашнее задание

А теперь поработаем в группах.

У вас на столе есть распечатанный текст. Ваша задача заключается в следующем: отредактировать данный текст, вставив, где нужно, подходящие местоимения !!! (работа в течение 3-4 минут)

- Прошу по одному представителю от группы выйти к доске с вашими отредактированными текстами и прочитать, что же у вас получилось.

Тексты (первоначальные) проектируются на экран. ( СЛАЙД)

Группа № 1

В субботу бабушка и внук отправились по грибы. Рано утром бабушка и внук пришли в лес. Лес был освещен лучами восходящего солнца. Солнце светило ярко, и была чудесная погода. В чудесную погоду не хочется сидеть дома. За день бабушка нашла 9 белых грибов. 9 белых грибов нашел и внук.

Группа № 2. 

Я выхожу на поляну. За поляной – густой старый ельник. В старом ельнике все деревья обвешаны большими шишками. Больших шишек так много, что под их тяжестью склонились концы ветвей. Концы ветвей почти касаются земли, так что за ветвями легко спрятаться.

Группа № 3.

Саша и Маша любят ходить в походы. Однажды Саша и Маша решили обследовать пещеру. В пещере было озеро. Вода в озере была необыкновенно чистая и совершенно неподвижная. А на стенах пещеры были изображения мамонтов и лошадей. Мамонтов и лошадей изобразили древние охотники. Может быть, древние охотники жили здесь.

- Какой же вывод можно сделать? Зачем нам нужны местоимения? (местоимения нашу речь делают красивее и богаче, помогают избегать повторов)

И для шутки есть минутка

Я приготовила для вас несколько каверзных вопросов

Итак, готовы? Начали!

1). Какие два местоимения мешают транспорту? (Я, МЫ)

2). Какие местоимения самые чистые? (ВЫ, МЫ, ТЫ)

3). Первый слог звук, который издаёт лягушка, второй местоимение.

А вместе они - овощ. (ТЫ, КВА)

4) Какое местоимение превратится в союз, если его прочитать наоборот? ( личное он)

5) Прибавьте к указательному местоимению личное, чтобы получить то, что предлагает учитель, когда ученики пишут сочинения? (те-мы)

Синквейн

Достиг ли я цели, которую ставил в начале урока?
- Над чем нужно ещё поработать?
- За что можете себя похвалить?
-Как мы должны относиться к людям, чтобы нас уважали?

1. Составить кроссворд по теме «Местоимение».
2. Составить сложный план , используя параграфы учебника 76-87.
3. Написать лингвистическую сказку по теме «Ох уж эти местоимения!»

Местоимения выделяются в особый класс слов – заменителей, 
которые, как «запасные игроки» на футбольном поле 
или «дублёры» в театре, выходят на поле, 
когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова.

А.А.Реформатский

Местоимений в языке немного—всего 69, но они часто встречаются в нашей речи и по частоте  употребления занимают 3-е место после глаголов и имён существительных.  Почему? Это действительно загадка

 Рассуждение

Работа в группах.

1.Местоимение

2.Личное, определительное

3.Указывает, заменяет, дополняет.

4Избегает повторов в предложении.

5. Часть речи.

(Р) самоконтроль

(К) согласовывать действия с партнерами.

(П) применение полученных знаний на практике

(Р) работа по плану

 (Р) коррекция, оценка деятельности группы

(Р) коррекция, оценка деятельности группы

(Р)- соотносить цель и результат своей деятельности, самооценка, прогнозирование

В заключение предоставляем слово докладчику и учёным                         

Докладчик  В русской лингвистике нет единого взгляда на эту часть речи.

Инсценирование спора учёных (2 ученика)

1 -Я, последователь выдающегося русского языковеда Ф. Ф. Фортунатова, не согласен с традиционным мнением выделения местоимения как самостоятельной единицы русского языка. Это…лишняя часть речи.

- Но, коллега, Вы можете обосновать своё мнение?

- Конечно! Что объединяет слова ты, они, кто, сколько, какой, некий, который? У них особое значение, точнее, этого значения у него нет.

 Они - это и люди, и друзья, и леса, и вирусы. Сколько-может быть и пять, и десять, и нуль. Такой может быть и хороший, и весёлый, и каменный.

Подобные слова с «пустым»  значением в школе называют «местоимениямиА говорить о том, что местоимения - отдельная часть речи, конечно, не приходится.

2.-Уважаемый коллега, в Ваших рассуждениях есть здравый смысл. Однако мы, сторонники традиционной школы, выделяем местоимение как самостоятельную часть речи не по грамматическим признакам, а по характеристике лексических значений. А по значению и грамматическим особенностям мы делим местоимения на разряды.

Докладчик

-Мы с вами убедились, что в современной науке нет единого взгляда на местоимение. И чем больше  возникает споров, тем больше тайн обнаруживается в русском языке. А значит, появляется больше возможности эти тайны раскрыть.

 Мы придерживаемся мнения, что местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

План-конспект открытого урока по русскому языку в 7классе по теме : "Наречие".

Данный материал даёт возможность повторить и закрепить основные  правила правописания наречий, формирует умение применять теоретические знания на практике....

Конспект открытого урока по русскому языку в 6классе по теме: «Разносклоняемые существительные»

Цели урока: 1.Обучающая:Формировать умение изменять разносклоняемые существительные по падежам, обосновывая выбор гласных в окончаниях, предупреждать грамматические ошибки в письменной речи.2.Раз...

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"1. Конспект2. Раздаточный материал3. Физминутка...