Рабочая программа по русскому языку для 5 класса
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения
2. Примерная Программа основного общего образования по русскому языку и Программа по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой.: М.: «Просвещение», 2012.
3. Учебный план МБОУ Новоникольской СОШ на 2016-2017 учебный год.
4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2016-2017 учебный год.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства. Именно в 5 классе закладывается база, способствующая дальнейшему усвоению тем предмета в среднем звене, как по развитию речи, так и по орфографии, синтаксису, пунктуации, орфоэпии, большинство из которых внесены в задания ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_dlya_5_klassa.doc | 498 КБ |
Предварительный просмотр:
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения
2. Примерная Программа основного общего образования по русскому языку и Программа по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой.: М.: «Просвещение», 2012.
3. Учебный план МБОУ Новоникольской СОШ на 2016-2017 учебный год.
4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2016-2017 учебный год.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства. Именно в 5 классе закладывается база, способствующая дальнейшему усвоению тем предмета в среднем звене, как по развитию речи, так и по орфографии, синтаксису, пунктуации, орфоэпии, большинство из которых внесены в задания ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе.
Цели изучения русского (родного) языка в основной школе:
• воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания;
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Изучение каждого раздела, каждой темы направлено на развитие логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся — овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.
Второе направление — обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Одно из важнейших требований к словарной работе — развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями-справочниками.
Третье направление в развитии речи учащихся — формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которое осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.
На уроках русского языка уделяется внимание совершенствованию связной устной речи учащихся: учебно-научной и публичной (ораторской) на основе знакомства с основными видами бытового, общественно-политического и академического красноречия.
Как обязательная составная часть в работе по развитию речи учащихся — предупреждение и устранение различных языковых ошибок.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретения необходимых знаний о лингвистике как науке; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Одно из основных направлений преподавания русского языка — организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов разбора, которые следует использовать прежде всего для объяснения условий выбора орфограммы и знаков препинания, а также для выработки навыков самоконтроля.
Важнейшим направлением в работе является формирование навыков грамотного письма.
Для работы по формированию умений и навыков отводится большая часть времени, предназначенного для изучения предмета.
Кульmуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
- Развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
- Формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных.
- Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
II. Общая характеристика учебного предмета.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Уроки спланированы с учётом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение русскому языку в 5 классе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создаёт условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе расположен с учётом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за её пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе необходимо уделять внимание преемственности между начальным и средним звеном обучения. Решению этого вопроса посвящён раздел «Вспоминаем, повторяем, изучаем». Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.
Разделы учебника «Русский язык. 5 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать).
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т.д.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя»), диктантов с грамматическими заданиями тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант. Словарный диктант, комплексный анализ текста.
III. Место учебного предмета (курса) в базисном учебном плане МБОУ
Новоникольской СОШ.
Количество часов по учебному плану МБОУ Новоникольской СОШ
на 2017-2018 учебный год – 193 часа (5,5 часа в неделю). Уровень - базовый.
IV.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Личностные: включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
Метапредметные отражают:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
Предметные должны обеспечить:
сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства; приобщение через изучение русского и родного (нерусского) языка, иностранного языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры;
способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;
свободное использование словарного запаса;
сформированность умений написания текстов по различным темам на русском и родном (нерусском) языках и по изученной проблематике на иностранном языке, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающихся.
VI. Содержание учебного предмета.
Язык и общение (3ч)
Вспоминаем, повторяем, изучаем (27ч.)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (35 ч.)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед союзами и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (19ч.)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (16ч.)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (27ч.)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-/ -лаг-, -рос- / -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфемика. Состав слов. Морфемы. Значения морфем. Морфемный разбор слов. Образование и изменение слов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Окончание. Основа. Производная и производящая основа. Корень слова. Морфемный разбор слов.
Рассуждение как тип речи. Особенности текста-рассуждения. Композиция рассуждения
Суффикс как значимая часть слова. Значения суффиксов. Морфемный разбор слов.
Приставка как самостоятельное словообразовательное средство, которое присоединяется к целому слову, а не к части. Значения приставок. Приставки и предлоги. Морфемный разбор слов.
Чередование звуков. Чередующиеся гласные и согласные звуки в корнях слов. Чередование при образовании и при изменении слов
Беглость гласных. Условия беглости гласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов
Чередование звуков. Варианты морфем
Тема, основная мысль, план текста. Авторский стиль. Языковые особенности текста. Творческое задание к тексту
Состав слова. Устный и письменный морфемный разбор слов
Шипящие согласные звуки. Правописание гласных ё — о в корне слов после шипящих под ударением. Слова-исключения
Условия выбора букв и — ы после ц. Грамматические разборы.
Состав слова. Орфограммы в корнях слов. Морфемный разбор слов.
Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы
Морфология. Орфография. Культура речи (57 ч)
Имя существительное (22 ч.)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (13 ч.)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (22ч.)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- / -бир-, -дер- / -дир-, -мер- / -мир-, - nep- / -пир-, - тер- / - тир-, -стел- / -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного материала в 5 классе (9 ч.)
VII. Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
фонетика и орфоэпия:
- проводить фонетический и орфоэпический разборы слов;
- правильно произносить широко употребляемые служебные слова.
морфемика и словообразование:
- по типичным суффиксам и окончаниям определять изученные части речи и их формы;
- определять способы образования слов различных частей речи;
- анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;
- составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов.
лексикология и фразеология:
- соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
- толковать лексическое значение общеупотребительных слов;
- проводить элементарный анализ текста, обнаруживая в нем примеры употребления слов в переносном значении.
морфология:
- различать постоянные и непостоянные морфологические признаки слова, проводить морфологический разбор слов;
- правильно и уместно употреблять слова изученных частей речи;
- использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведении синтаксического анализа предложения.
орфография:
- владеть правильным способом применения изученных правил;
- учитывать морфемное строение, значение и грамматическую характеристику при выборе правильного написания.
синтаксис и пунктуация:
- составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
- определять синтаксическую роль всех изученных частей речи;
- различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
- соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
- объяснять пунктуацию изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений
IX. Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов | Количество контрольных работ | Развитие речи |
Язык и общение. | 3 | 0 | 1 |
Вспоминаем, повторяем, изучаем. | 27 | 1 | 6 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 35 | 1 | 4 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | 19 | 1 | 6 |
Лексика. Культура речи. | 16 | 1 | 4 |
Морфемика. Орфография. Культура речи. | 27 | 1 | 4 |
Морфология. Орфография. Культура речи. | 57 | 3 | 14 |
Повторение и систематизация изученного материала. | 9 | 1 | 0 |
ИТОГО | 193 | 9 | 39 |
X. Самостоятельная работа учащихся
№ урока | Вид работы | Дата проведения |
15-16 | Обучающее изложение (по Г.А. Скребицкому) упр.70 | |
27 | Обучающее сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Летом». | |
29 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах». | |
34-35 | Сжатое изложение «Глупый пень» упр.127 | |
49 | Письмо. | |
51 | Сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки». | |
57 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис. Пунктуация». | |
63-64 | Обучающее изложение с элементами описания (К.Г. Паустовский «Шкатулка») упр.283 | |
73 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика». | |
75-76 | Сочинение-описание предметов, изображённых на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица». | |
85-86 | Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». | |
87-88 | Подробное изложение (К.Г. Паустовский «Первый снег») упр. 375 | |
91 | Контрольный тест по теме «Лексика. Культура речи» | |
97 | Сочинение-рассуждение «Секрет названия». | |
100-101 | Выборочное изложение с изменением лица (упр.420). | |
113 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика». | |
115 | Сочинение- описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине». | |
121-122 | Сжатое изложение «Перо и чернильница» (упр.513) | |
128-129 | Подробное изложение с элементами описания (упр.547). | |
134 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное». | |
136 | Сочинение-описание по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье». | |
140 | Описание животного. | |
141-142 | Подробное изложение (А.И. Куприн «Ю-ю») упр.585 | |
144 | Устное сочинение по картине А.Н. Комарова «Наводнение» (упр.598) | |
147 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное». | |
151 | Рассказ по сюжетным картинкам. | |
156 | Невыдуманный рассказ о себе с последующей самопроверкой. | |
163-164 | Сжатое изложение с изменением формы лица. | |
168 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол» | |
174 | Итоговый контрольный диктант. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Тема урока | Вид, форма контроля | Дата проведения | |
План | Факт. | ||||
1 | РАЗДЕЛ 1. ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ (2+1 ч. Рр) | Язык и человек. Язык и речь. | Фронтальный. Чтение вступительных статей, выполнение упражнений. | ||
2 | Язык и его единицы. | Фронтальный. Самостоятельная работа. | |||
3 | Рр Стили речи. Композиционные и языковые признаки. | Работа с текстами | |||
4 | РАЗДЕЛ 2. ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ (22 ч. +6 ч.Рр) | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | Фронтальный. Самостоятельное выполнение упражнений. | ||
5 | Орфограмма. | Фронтальный. Объяснительный диктант. Орфографический разбор. | |||
6 | Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова. | Фронтальный. Графические обозначение изученных орфограмм. | |||
7 | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова. | Фронтальный. Объяснительный диктант. Графические обозначение изученных орфограмм. | |||
8-9 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | Фронтальный. Графические обозначение изученных орфограмм. | |||
10 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | Фронтальный. Распределительный диктант. Выборочный диктант. | |||
11 | Буквы и,у,а после шипящих. | Фронтальный. Распределительный диктант. Выборочный диктант. | |||
12 | Разделительные Ъ и Ь. | Графические обозначение изученных орфограмм. | |||
13 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | Фронтальный. Распределительный диктант. Выборочный диктант. | |||
14 | Рр Текст. | Работа с текстами | |||
15-16 | Рр обучающее изложение (по Г.А. Скребицкому, упр.70) | Работа с текстами. Редактирование черновиков, написание изложения. | |||
17 | Части речи. | Фронтальный. Тренировочные упражнения. | |||
18 | Глагол. | Фронтальный. Тренировочные упражнения. | |||
19 | Правописание –тся и –ться в глаголах. | Графические обозначение изученных орфограмм. Тренировочные упражнения. | |||
20 | Личные окончания глаголов. | Фронтальный. Тренировочные упражнения. | |||
21 | Рр Тема текста. | Работа с текстами | |||
22 | Имя существительное как часть речи. | Фронтальный. Распределительный диктант. Выборочный диктант. | |||
23 | Падежные окончания существительных. | Фронтальный. Тренировочные упражнения. | |||
24 | Имя прилагательное как часть речи. | Фронтальный. Тренировочные упражнения. | |||
25 | Местоимение как часть речи. | Фронтальный. Тренировочные упражнения. | |||
26 | Рр Основная мысль текста. | Работа с текстами | |||
27 | Рр Обучающее сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Летом». | Систематизация материала по картине | |||
28-29 | Повторение изученного в начальных классах. | Фронтальный. Тренировочные упражнения. | |||
30 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах». | Диктант с грамматическим заданием | |||
31 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | Классификация типичных ошибок. Работа с орфограммами. Орфографический разбор. | |||
32 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (31 ч.+4ч. Рр) | Синтаксис. Пунктуация. | Фронтальный. Объяснительный диктант. Тренировочные упражнения. | ||
33 | Словосочетание. | Фронтальный. Объяснительный диктант. | |||
34-35 | Способы выражения грамматической связи в словосочетании. Разбор словосочетания. | Фронтальный. Выборочный диктант. | |||
36-37 | Рр Сжатое изложение «Глупый пень» (упр.127) | Работа с текстом. | |||
38 | Предложение. Виды предложений по цели высказывания. | Фронтальный. Объяснительный диктант. Тренировочные упражнения. | |||
39 | Восклицательные предложения. | Фронтальный. Тренировочные упражнения. | |||
40-41 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | Фронтальный. Объяснительный диктант. Тренировочные упражнения. | |||
42 | Сказуемое. | Фронтальный. Объяснительный диктант. Тренировочные упражнения. | |||
43-44 | Тире между подлежащим и сказуемым. | Фронтальный. Тренировочные упражнения. | |||
45 | Нераспространённые и распространённые предложения. | Фронтальный. Тренировочные упражнения. | |||
46-47 | Второстепенные члены предложения. Дополнение. | Фронтальный. Объяснительный диктант. Тренировочные упражнения. | |||
48 | Определение. | Фронтальный. Объяснительный диктант. Тренировочные упражнения. | |||
49 | Обстоятельство. | Фронтальный. Объяснительный диктант. Тренировочные упражнения. | |||
50 | Предложения с однородными членами. | Фронтальный. Объяснительный диктант. Тренировочные упражнения. | |||
51-52 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | Фронтальный. Объяснительный диктант. Тренировочные упражнения. | |||
53 | Обобщающие слова в предложениях с однородными членами предложения. | Фронтальный. Работа с текстом | |||
54 | Предложения с обращениями. | Фронтальный. Работа с текстом. | |||
55 | Рр Письмо. | Работа с текстами | |||
56 | Рр Сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки». | Работа по картине. Систематизация материала | |||
57-58 | Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. | Фронтальный. Объяснительный диктант. Тренировочные упражнения. | |||
59-60 | Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложном предложении. | Фронтальный. Объяснительный диктант. Тренировочные упражнения. | |||
61 | Синтаксический разбор сложного предложения. | Фронтальный. Тренировочные упражнения. | |||
62-63 | Прямая речь. | Фронтальный. Объяснительный диктант. Тренировочные упражнения. | |||
64 | Диалог. | Фронтальный. Работа с текстами | |||
65 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис. Пунктуация». | Диктант с грамматическим заданием | |||
66 | Работа над ошибками в контрольном диктанте. | Классификация типичных ошибок. Работа с орфограммами. Орфографический разбор. | |||
67 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (13ч. + 6ч. Рр) | Фонетика. Гласные звуки. | Фронтальный. Тренировочные упражнения. | ||
68 | Согласные звуки. Согласные твёрдые и мягкие. | Фронтальный. Объяснительный диктант. | |||
69 | Изменение звуков в потоке речи. | Фронтальный. Тренировочные упражнения. | |||
70 | Рр Повествование. | Работа с текстами. | |||
71-72 | Рр Обучающее изложение с элементами описания (К.Г. Паустовский «Шкатулка») упр.283. | Работа с текстами. Редактирование черновиков, написание изложения. | |||
73 | Согласные звонкие и глухие. | Фронтальный. Тренировочные упражнения. | |||
74 | Графика. Алфавит. | Фронтальный. Тренировочные упражнения. | |||
75 | Рр Описание предмета. | Работа с текстами, составление текстов | |||
76 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | Индивидуальный. Предупредительный диктант. | |||
77-78 | Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. | Фронтальный. Тренировочные упражнения. | |||
79 | Орфоэпия | Фронтальный. Тренировочные упражнения. | |||
80 | Фонетический разбор слова. | Упражнения по транскрипции | |||
81 | Повторение и систематизация изученного по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» | Индивидуальный. Предупредительный диктант. Работа с орфограммами | |||
82 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» | Диктант с грамматическим заданием | |||
83 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | Классификация типичных ошибок. Работа с орфограммами. Орфографический разбор. | |||
84 | Рр Подготовка к сочинению-описанию предметов, изображённых на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» | Составление текстов по картине | |||
85 | Рр Сочинение. Описание предметов, изображённых на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» | Систематизация материала, работа с черновиками | |||
86 | ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ. (12ч.+ 4ч. Рр) | Слово и его лексическое значение. | Фронтальный. Объяснительный диктант. Тренировочные упражнения. | ||
87-88 | Однозначные и многозначные слова. | Фронтальный. Распределительный диктант. Тренировочные упражнения. | |||
89-90 | Прямое и переносное значение слова. | Тренировочные упражнения. | |||
91 | Омонимы | Фронтальный. Выборочный диктант. | |||
92 | Синонимы | Фронтальный. Выборочный диктант. | |||
93 | Синонимы, их роль в речи. | Тренировочные упражнения. | |||
94-95 | Рр Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». Контрольное сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». | Работа с картиной. Систематизация материала. | |||
96-97 | Рр Подготовка к подробному изложению (К.Г. Паустовский «Первый снег»). Написание подробного изложения ( К.Г. Паустовский «Первый снег»). Упр.375 | Работа с текстом. Составление плана. Систематизация материала. Редактирование черновиков, написание изложения. | |||
98 | Антонимы | Фронтальный. Работа с текстами | |||
99 | Повторение по теме «Лексика. Культура речи». | Фронтальный. Объяснительный диктант. | |||
100 | Контрольный тест по теме «Лексика. Культура речи». | Диктант с грамматическим заданием | |||
101 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте. | Классификация типичных ошибок. Работа с орфограммами. Орфографический разбор. | |||
102 | МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. (23 ч.+4ч.Рр) | Морфема. Изменение и образование слов. | Фронтальный. Объяснительный диктант. Тренировочные упражнения. | ||
103 | Окончание | Фронтальный. Тренировочные упражнения. | |||
104 | Основа слова. | Индивидуальный. Работа со словами | |||
105 | Корень слова. | Фронтальный. Запись под диктовку. | |||
106 | Рр Рассуждение. Сочинение-рассуждение «Секрет названия» | Работа с текстами. Систематизация материала | |||
107 | Суффикс. | Фронтальный. Запись под диктовку. | |||
108 | Приставка | Фронтальный. Комментированное письмо. | |||
109 | Рр Выборочное изложение с изменением лица (упр.420) | Работа с текстом. Составление плана. Систематизация материала. Редактирование черновиков, написание изложения. | |||
110-111 | Чередование звуков. | Фронтальный. Тренировочные упражнения. | |||
112 | Беглые гласные. | Фронтальный. Тренировочные упражнения. | |||
113 | Варианты морфем. | Фронтальный. Объяснительный диктант. Тренировочные упражнения. | |||
114 | Морфемный разбор слова. | Фронтальный. Тренировочные упражнения. | |||
115 | Правописание гласных и согласных в приставках. | Фронтальный. Тренировочные упражнения. | |||
116-117 | Буквы з - с на конце приставок | Фронтальный. Комментированное письмо. Работа с орфограммой | |||
118-119 | Буквы а- о в корне -лаг –//-лож- | Фронтальный. Тренировочные упражнения. Работа с орфограммой | |||
120 | Буквы а- о в корне -раст-/-рос- | Фронтальный. Тренировочные упражнения. Работа с орфограммой | |||
121-122 | Буквы ё-о после шипящих в корне. | Фронтальный. Тренировочные упражнения. Работа с орфограммой | |||
123 | Буквы и-ы после ц. | Фронтальный. Комментированное письмо. Работа с орфограммой | |||
124-125 | Повторение по теме «Морфемика». | Фронтальный. Комментированное письмо. Объяснительный диктант | |||
126 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика». | Диктант с грамматическим заданием | |||
127 | Работа над ошибками в контрольном диктанте. | Классификация типичных ошибок. Работа с орфограммами. Орфографический разбор. | |||
128 | Рр Сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» с последующим анализом работы. | Работа с картиной. Систематизация материала. | |||
Морфология. Орфография. Культура речи. | |||||
129 | ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (16 ч.+ 6ч. Рр) | Имя существительное как часть речи. | Фронтальный. Работа с текстом | ||
130 | Рр Доказательства в рассуждении. | Работа с текстами | |||
131 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | Фронтальный. Комментированное письмо. | |||
132 | Имена существительные собственные и нарицательные. | Фронтальный Графический диктант. Тренировочные упражнения. | |||
133 | Род имён существительных. | Фронтальный Графический диктант. Тренировочные упражнения. | |||
134-135 | Рр Элементы рассуждения. Сжатое изложение «Перо и чернильница» (упр.513) | Работа с текстом. Составление плана. Систематизация материала. Редактирование черновиков, написание изложения. | |||
136 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. | Фронтальный Графический диктант. Тренировочные упражнения. | |||
137 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. | Фронтальный Графический диктант. Тренировочные упражнения. | |||
138 | Три склонения имён существительных. | Фронтальный Работа с текстом. Объяснительный диктант. | |||
139 | Падеж имён существительных. | Фронтальный Объяснительный диктант. | |||
140 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | Фронтальный Комментированное письмо. Объяснительный диктант | |||
141-142 | Рр Подробное изложение с элементами описания (упр.547) | Работа с текстом. Составление плана. Систематизация материала. Редактирование черновиков, написание изложения. | |||
143 | Множественное число имён существительных. | Фронтальный Графический диктант. Тренировочные упражнения. | |||
144 | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. | Фронтальный. Объяснительный диктант. Графические обозначение изученных орфограмм. | |||
145-146 | Повторение по теме «Имя существительное» | Фронтальный. Объяснительный диктант. Графические обозначение изученных орфограмм. | |||
147 | Морфологический разбор имени существительного. | Фронтальный Работа над разбором существительных. Тренировочные упражнения. | |||
148 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное». | Диктант с грамматическим заданием | |||
149 | Работа над ошибками в контрольном диктанте. | Классификация типичных ошибок. Работа с орфограммами. Орфографический разбор. | |||
150 | Рр Сочинение-описание по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье». | Работа с картиной. Систематизация материала. | |||
151 | ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ( 9 ч.+ 4ч. Рр) | Имя прилагательное как часть речи. | Фронтальный Комментированное письмо | ||
152-153 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | Фронтальный Словарно-орфографическая работа. Объяснительный диктант. | |||
154 | Рр Описание животного | Фронтальный Составление предложений, текста Творческое списывание. | |||
155-156 | Рр Подробное изложение (А.И. Куприн «Ю-ю») упр.585 | Работа с текстом. Составление плана. Систематизация материала. Редактирование черновиков, написание изложения. | |||
157 | Прилагательные полные и краткие. | Фронтальный Объяснительный диктант. | |||
158 | Рр Описание животного. Устное сочинение по картине А.Н. Комарова «Наводнение» (упр.598) | Фронтальный Работа с текстами. Систематизация материала по картине. | |||
159 | Морфологический разбор имени прилагательного. | Работа с текстом, составление плана, систематизация материала. | |||
160-161 | Повторение по теме «Имя прилагательное». | Работа над сочинением | |||
162 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное». | Диктант с грамматическим заданием | |||
163 | Работа над ошибками в контрольном диктанте. | Классификация типичных ошибок. Работа с орфограммами. Орфографический разбор. | |||
164 | ГЛАГОЛ (18 ч.+4 ч. Рр) | Глагол как часть речи. | Фронтальный Графический диктант. Тренировочные упражнения. | ||
165 | Не с глаголами | Фронтальный. Объяснительный диктант. | |||
166 | Рр Рассказ | Работа с текстами | |||
167 | Неопределенная форма глагола. | Фронтальный. Тренировочные упражнения. | |||
168 | Правописание –тся и –ться в глаголах | Распределительный диктант | |||
169 | Виды глагола. | Фронтальный Графический диктант. Тренировочные упражнения. | |||
170 | Буквы е-и в корнях с чередованием | Работа над обозначением орфограмм | |||
171 | Рр Невыдуманный рассказ о себе с последующей самопроверкой. | Работа с текстами | |||
172 | Время глагола. Прошедшее время. | Фронтальный. Тренировочные упражнения. | |||
173 | Настоящее время. | Фронтальный. Тренировочные упражнения. | |||
174 | Будущее время. | Фронтальный. Тренировочные упражнения. | |||
175-176 | Спряжение глаголов. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. | Фронтальный. Тренировочные упражнения. Выборочный диктант | |||
177 | Морфологический разбор глагола. | Фронтальный. Тренировочные упражнения. | |||
178-179 | Рр Сжатое изложение с изменением формы лица. | Работа с текстом. Составление плана. Систематизация материала. Редактирование черновиков, написание изложения. | |||
180-181 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. | Работа над обозначением орфограмм | |||
182 | Употребление времён в устных и письменных рассказах. | Работа с текстами | |||
183 | Повторение по теме «Глагол». | Фронтальный. Тренировочные упражнения. | |||
184 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол» | Диктант с грамматическим заданием | |||
185 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | Классификация типичных ошибок. Работа с орфограммами. Орфографический разбор. | |||
186 | ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО (8 ч.) | Разделы науки о языке. | Фронтальный. Объяснительный диктант. | ||
187-188 | Орфограммы в приставках и в корнях слов. | Фронтальный Работа с текстами. Графическое обозначение орфограмм | |||
189-190 | Орфограммы в окончаниях слов. | Фронтальный. Работа с текстом. Графическое обозначение орфограмм | |||
191 | Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью. | Фронтальный. Графическое обозначение пунктограмм | |||
192 | Итоговый контрольный диктант. | Диктант с грамматическим заданием | |||
193 | Работа над ошибками в контрольном диктанте. | Классификация типичных ошибок. Работа с орфограммами. Орфографический разбор. |
XII. Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса
Для учителя
- Бройде Н.М. . Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.
- Богданова Г.А.. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. М.: Просвещение, 2011.
- Введенская Л.А., Колесников Н.П. От собственных имён к нарицательным. М.,1989.
- Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Универсальные дидактическик материалы по русскому языку: 5-6 классы. М.: АРКТИ, 1999.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. Москва.: Вако, 2015.
- Крамаренко Н.О. Дидактический материал по русскому языку. 5 класс: разрезные карточки для индивидуальной работы с учащимися. Волгоград: Учитель, 2010
- Костяева Т.А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс. М.: Просвещение, 2005.
- Кригина М.П. Русский язык. 5 класс. Тесты. Саратов: Лицей, 2006.
- Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. М.: Просвещение, 2014.
- Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1992.
- Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в 5 классе: Пособие для учителей и методистов. М.: Просвещение, 2010.
- Пташкина В.И. Игровые технологии на уроках русского языка. Волгоград: Учитель, 2009
- Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка: 5 класс. М.: Школьная пресса, 2002.
- Русский язык в средней школе. Карточки-задания: 5 кл. Новосибирск: Владос, 2010.
Для учащихся
1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1995.
2. Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык:5 класс. М.: Просвещение, 2005.
3. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. М., 1984.
4. Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии: 5 класс. М.: Просвещение, 2004.
5. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для прверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс. М.,2006.
6. Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии. М.: Просвещение, 2006.
7. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. М.: Просвещение, 2014. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.
8. Шанский Н.М. В мире слов. М., 1985.
9. Энциклопедия для детей. Том 10. Языкознание. Русский язык. Глав. Ред. М.Д. Аксёнова. М.:Аванта+, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...