Рабочая программа факультатива "Средства выразительности русской речи"
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Программы по литературе и русскому языку не позволяют выделить достаточное количество уроков на изучение изобразительно-выразительных средств языка, и языковые явления изучаются по ходу изучения художественного про изведения. Но в связи с тем, что в качестве итоговых работ предлагается комплексный анализ художественного текста, составной частью которого является и анализ языковых средств выразительности, задания на определение изобразительно-выразительных средств входят в экзаменационную работу по русскому языку, необходимо уделить этому вопросу особое внимание.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Беленинский филиал
муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Дуровская средняя общеобразовательная школа»
Сафоновского района
Смоленской области
«Согласовано» на методическом (экспертном) совете комитета по образованию Протокол № _ от _________ председатель методического (экспертного) совета комитета по образованию _____________________ | «Рассмотрено» педагогическим советом Протокол № __ от ________
| «Утверждаю» Приказ № ___ от________ _________ от_________ Директор школы: _________ /Зябров В.Н |
Рабочая программа факультатива
«Средства выразительности
русского языка»
в 7 классе на 2016 - 2017 уч. год (17 ч)
Составитель программы:
Елисеева Наталья Александровна,
учитель русского языка и литературы
(высшая категория)
Пояснительная записка,
Программа факультативного курса «Средства выразительности русского языка» является рабочей программой, предназначена для работы с учащимися 7 класса и рассчитана на 17 часов.
Данная программа построена с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку, требований федерального компонента государственного стандарта основного образования по литературе. Она опирается на основную программу по русскому языку и литературе, а именно на элементарные сведения по лексике и фразеологии, которые получают учащиеся в 5-6 классах, и на сведения о лексических изобразительно-выразительных средствах, используемых в художественных произведениях, об особенностях стиля того или иного писателя, с которым школьники знакомятся на уроках литературы. В процессе занятий курса материал, изученный на уроках русского языка и литературы, не просто повторяется, а систематизируется на более высоком уровне понимания, обобщается и дополняется новыми сведениями, которые не охватываются в рамках школьной программы.
Педагогическая целесообразность курса заключается в том, что он предназначен для учащихся, интересующихся русским языком и желающих знать его более глубоко. В процессе занятий решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, что способствует развитию речи обучающихся. Выразительность речи усиливает ее эффективность: яркая речь вызывает интерес, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие на разум и чувства, на воображение слушателей. Для этого нужно, прежде всего, знать, какими средствами выразительности обладает язык, что делает речь образной, красочной, научиться пользоваться этими средствами и самому их создавать.
Программы по литературе и русскому языку не позволяют выделить достаточное количество уроков на изучение изобразительно-выразительных средств языка, и языковые явления изучаются по ходу изучения художественного про изведения. Но в связи с тем, что в качестве итоговых работ предлагается комплексный анализ художественного текста, составной частью которого является и анализ языковых средств выразительности, задания на определение изобразительно-выразительных средств входят в экзаменационную работу по русскому языку, необходимо уделить этому вопросу особое внимание.
Цель курса - изучение средств выразительности русского языка.
Цель курса определяет характер конкретных задач:
предметные:
-расширить кругозор учащихся,
-систематизировать и углубить знания учащихся о выразительно-изобразительных средствах языка,
-обогатить словарный и фразеологический запас детей,
-подготовить учащихся к прохождению итоговой аттестации
развивающие:
-формировать эстетический вкус, повысить культуру речи,
-развивать художественный вкус; устную и письменную речь учащихся,
-формировать у обучающихся умения определять и использовать необходимые источники, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, ресурсах Интернет и др.
воспитательные:
-воспитывать вдумчивого читателя, способного вникать в особенности языка,
понимающего, что язык не только передает информацию, но и воздействует на наши
чувства, воображение и память;
-способствовать формированию у школьников интереса к русскому языку,
-воспитывать уважение к родному языку как национальному достоянию русского
народа.
Занятия в соответствии с программой курса предполагают виды деятельности:
• повторение теоретико-литературного материала, изученного в среднем звене, его расширение и углубление;
• выполнение упражнений, помогающих соотнести теоретические знания с практикой языкового анализа художественного текста;
• систематическое наблюдение за использованием различных языковых средств на примере лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка.
Художественные тексты для анализа предлагаются учащимся в начале курса в избыточном количестве, чтобы у учащихся была возможность выбора. Работа с текстами позволит не только совершенствовать речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа произведения. Тем самым курс «Средства выразительности русского языка» поможет развитию метапредметных связей курса русского языка и русской литературы.
Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:
- тренировочные упражнения,
- практикум,
- самостоятельная работа,
- работа со словарями,
- исследовательская деятельность
Итоговый контроль предполагает защиту творческих и исследовательских работ по анализу изобразительно- выразительных средств художественного текста и презентация этих проектов в форме электронной презентации.
Критерии оценки: правильность классификации изобразительно-выразительных средств;
самостоятельность, оригинальность, корректность суждений; грамотность речи и степень владения научно-популярным стилем анализа.
Содержание программы курса
Тема 1.Понятие выразительной речи.
Теоретическая часть .
Источники создания выразительности.
Формирование художественной выразительности всеми ярусами языковой системы.
Тема 2. Выразительные средства фонетики.
Теоретическая часть .
Благозвучие. Основные типы звуковой инструментовки: аллитерация, ассонанс. Звукоподражание.
Особенности звукописи.
Практическая часть .
Анализ отрывков художественных произведений с целью нахождения в них звукописи,
выразительных средств фонетики. Анализ художественных текстов с целью наблюдения за использованием в них изобразительных ресурсов выразительной речи
Тема 3. Тропы как средство художественной выразительности.
Теоретическая часть .
Тропы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, перифраза, гипербола, литота, метонимия, синекдоха. Использование средств выразительности в художественных произведениях.
Практическая часть .
Анализ художественных текстов с целью наблюдения за использованием в них лексических средств выразительности. Выполнение тематических тестовых заданий. Самостоятельное составление обучающимися заданий с использованием средств художественной выразительности.
Тема 4. Стилистические фигуры речи.
Теоретическая часть .
Фигуры речи: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение. Инверсия, градация, антитеза, анафора, эпифора, умолчание, параллелизм. Использование средств выразительности в художественных произведениях.
Практическая часть .
Анализ художественных текстов с целью наблюдения за использованием в них лексических средств выразительности. Выполнение тематических тестовых заданий. Самостоятельное составление обучающимися заданий с использованием средств художественной выразительности.
Тема 5. Итоговые занятия.
Проверочная работа по изученному материалу
Защита презентации
Учебно-тематический план факультативного курса
«Средства выразительности русского языка»
Всего 17 часов; в неделю 1 час (во втором полугодии)
Итоговая работа (защита презентации) - 2 ч
№ темы | Название темы | Всего часов |
1 | Понятие выразительной речи. | 1 |
2 | Выразительные средства фонетики. | 2 |
3 | Тропы как средство художественной выразительности. | 5 |
4 | Стилистические фигуры речи. | 7 |
5 | Итоговые занятия | 2 |
Итого | 17 |
7 Факультатив
Календарно-тематическое планирование факультативного курса
«Средства выразительности русского языка»
в 7 классе на 2016 - 2017 уч. год (17 ч)
Дата | № | Кол-во час. | Тема | Виды деятельности учащихся |
1 | 1 | Что такое выразительная речь? | Готовят сообщения «Что такое выразительная речь?» Находят примеры в учебнике литературы. | |
2 | 1 | Фонетические изобразительно-выразительные средства. | Уясняют понятия: благозвучие, аллитерация, ассонанс. Работают со словарём литературоведческих терминов. | |
3 | 1 | Выразительные средства фонетики в поэтических произведениях. Рифма. | Находят в текстах фонетические изобразительно-выразительные средства речи. Учатся выразительно читать. | |
4 | 1 | Тропы. Метафора. Метонимия. Синекдоха. Олицетворение. | Учатся определять тропы, различать их, понимать роль тропов в создании выразительности. | |
5 | 1 | Тропы. Эпитет. | Работают со словарём эпитетов. Игра «Кто больше»? (нахождение эпитетов в поэтических текстах) | |
6 | 1 | Сравнение. Гипербола. Литота. | Учатся различать способы выражения сравнения: с союзами как, словно, будто и др. Составляют предложения, используя творительный сравнения. Развивают знания о гиперболе и литоте. | |
7 | 1 | Юмор, ирония, сарказм, гротеск. Каламбур. | Знакомятся с разными способами выражения комического. Объясняют прямой и переносный смысл каламбуров. Составляют небольшие тексты-каламбуры. | |
8 | 1 | Использование тропов в художественных произведениях. | Учатся анализировать стихотворения: находить тропы и выявлять их роль в тексте. | |
9 | 1 | Риторический вопрос. Риторическое восклицание. Риторическое обращение. | Самостоятельно подбирают примеры из текстов, где с целью создания выразительности используются стилистические фигуры речи. | |
10 | 1 | Инверсия. | Анализируют стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус» | |
11 | 1 | Антитеза. | ||
12 | 1 | Градация. | Самостоятельно составляют обучающие задания, используя средства художественной выразительности. | |
13 | 1 | Оксюморон. | ||
14 | 1 | Анафора, эпифора. | Работа с поэтическими тексстами. Наблюдение за использованием в них фигур речи. | |
15 | 1 | Эллипсис. Бессоюзие (асиндетон). Многосоюзие (полисиндетон). | Составляют листовки – словарные статьи для кабинета. | |
16 | 1 | Подготовка презентаций «Тропы и фигуры в произведениях литературы» | Создают презентации, работая с учебником литературы 7 класса. | |
17 | 1 | Защита презентаций «Тропы и фигуры в произведениях литературы» | Учатся публичному выступлению. |
Требования к уровню подготовки учащихся
в результате изучения курса «Средства выразительности русского языка» учащиеся научатся:
- понимать значение для формирования выразительной речи всех ярусов языковой системы
- видеть выразительные средства фонетики
- определять выразительные средства лексики, тропы, их виды
- находить синтаксические выразительные средства
- выразительно читать про изведения или их фрагменты,
- работать со словарями, справочной и критической литературой, другими источниками информации, в том числе Интернет-ресурсами.
получат возможность научиться:
- находить в тексте изобразительно-выразительные средства, различать их,
- производить языковой разбор текста с точки зрения использования в нем разнообразных средств выразительности
- использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе отрывков из художественных произведений
- использовать разнообразные средства выразительности языка в собственных высказываниях, как письменных, так и устных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выразительность русской речи. Подготовка к ЕГЭ .
Открытый урок в 11 классе по русскому языку .Основные задачи урока:систематизировать теоретические сведения;исследовать выразительные средства через их сравнительный анализ, работать через их ср...

Презентация Выразительность русской речи
Слайды к уроку,которые наглядно помогут старшеклассникам готовиться к ЕГЭ по русскому языку. На слайдах размещен практический материал....

Адаптированные рабочие программы учебных курсов « Русский язык », "Развитие речи" для 9 класса
Адаптированные рабочие программы учебных курсов « Русский язык », "Развитие речи" для 9 класса рассчитаны на учащихся школы-интерната V вида....

Адаптированные рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Развитие речи", "Литература" для 7 класса
Адаптированные рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Развитие речи", "Литература" (с календарно-тематическим планированием) для 7 класса рассчитаны на учащихся школы-интерната V вида....

Презентация по теме:"Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи».
Данная презентация подготовлена к уроку русского языка по теме:"Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи». Цель урока: обощение материала по синтаксической синони...

Средства выразительности русской речи
Презентация содержит теоретический и практический материал по теме "Средства художественной выразительности". Рекомендована к использованию на уроках русского языка как обобщающий материал по данной т...
Разработка занятия во внеурочной деятельности "Выразительность русской речи"
Метод мозгового штурма, или генерирование новых идей. Этот метод основан на поиске вариантов решения проблемы на основе интуиции, с последующей проверкой идей. Используется поисковый метод, исследоват...