Рекомендации по написанию сочинения-рассуждения
консультация по русскому языку (9 класс) на тему

Кулабухова Яна Евгеньевна

Данный материал  содержит советы выпускникам по написанию сочинения-рассуждения и шаблоны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomend._sochin-rass._9kl.doc25.33 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка в помощь ученику при подготовке к ГИА

Как писать сочинение-рассуждение по заданному тексту (подготовка к заданию С2.2)
1. Что такое «сочинение по заданному тексту»?

Сочинение по заданному тексту - это сочинение-рассуждение о смысле отрывка из исходного текста.

Основным содержанием такого сочинения будет анализ (а не пересказ!) информации, которая содержится в тексте.

2. Как сформулировано и оформлено задание С2.2?
В проекте ДЕМО-2012 задание С2.2 выглядит следующим образом:

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И Заяц впервые подумал, что есть на свете кое-что посильнее волков, а Волк подумал, что ведь не в зайцах счастье...».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Обратите внимание, что в задании сформулированы основные требования к сочинению (они подчёркнуты).

Остановимся на них подробнее.

3. Как должно быть построено сочинение?
Поскольку ваша задача - написать сочинение-
рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи.

Напомню, что рассуждение состоит из следующих частей:


1.Тезис (вступление) - мысль, которую нужно доказать.
2. Доказательства  (аргументы + примеры)
3. Вывод  (заключение)

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить вам потери баллов.

4. Как начинать сочинение?
Как было сказано выше, начинается сочинение со вступления-тезиса.

Тезис – это мысль, которую нужно доказать.

В тезисе вы должны коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента.

Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление  может состоять из 1-2-х предложений

Допускается и большее количество предложений во вступлении, но в этом случае помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.

При  написании вступления можно использовать следующие речевые клише:

  • Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
  • Текст  заканчивается словами: "…". На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …
  • Я считаю, что мысль  автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что … 
  • Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом...
  • По моему мнению, в  указанном фрагменте  выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
  • В этом отрывке автор говорит о том, что…
  • Смысл данного отрывка я понимаю так: …
  • В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

Не лишним будет употребление  вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. Но не злоупотребляйте ими и помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми.

А теперь рассмотрим варианты вступлений:

Вариант 1. Я считаю, что мысль Ф. Кривина, аллегорически  выраженная в выделенном фрагменте текста, сегодня как никогда актуальна, потому что в мире материальное благополучие ценится выше духовного.

Вариант 2. Действительно ли красота окружающего мира может изменить человека, сделать его чище, лучше? Этот вопрос в аллегорической форме задает нам автор сказки Ф.Кривин.

Вариант 3. Ключевой фразой, на мой взгляд, в финальных строках текста  сказки Ф.Кривина  является последнее предложение, в котором автор пытается сказать нам, что красота вечна и способна изменить любого.  Лучшие стороны  души могут раскрыться неожиданно, главное верить, что и в твоей душе живет красота.

5. Как писать основную часть?
Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму
больше, чем вступление и заключение.

В основной части следует избегать:

 пересказа текста

• изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме. 

В основной части необходимо продемонстрировать умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли. 

В основной части вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли.

Как это сделать? Вот некоторые рекомендации:

1.    Перечитайте текст несколько раз.

2.    Определите его тему (о чём текст?), идею (какими мыслями хочет поделиться с читателями автор?) Как правило, идея текста заключается именно в выделенном фрагменте.

3.    Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею своими словами и запишите её на черновике.

4.    Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею.

5.   Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике. Помните, что это должен быть не пересказ, а рассуждение и анализ текста!

В основной части вы должны привести не менее двух аргументов (или доказательств) и подтвердить каждый аргумент минимум одним примером, взятым из текста.

6. Как оформлять примеры в сочинении?
Во-первых, помните о требованиях к примерам:

примеров должно быть не менее 2;

• примеры должны быть из указанного текста;

• примеры должны подтверждать разные аргументы;

• каждый пример должен соответствовать указанному аргументу;


• пример без указания на аргумент не учитывается. 

Во-вторых, оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:

1)
цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки.


В некоторых случаях цитировать можно
не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.


2) указывать
номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).


3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие
речевые клише:

• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к …(номер) предложению текста (…).
• Подтвердить данный аргумент  можно примером из …(номер) предложения текста (…).
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере …(номер) предложения (…).
• В подтверждение собственных выводов приведу пример из …(номер) предложения прочитанного мною текста: «….».
• Предложение …  (номер) подтверждает мысль о том, что … .

7. О чём писать в заключении?

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное. 

Заключение должен быть:

  • коротким, но ёмким по содержанию
  • логически связанным с основной частью 
  • не должно противоречить по смыслу тезису и аргументам

В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств  и т.д.

Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!
Рассмотрим несколько
образцов  начала заключения:


Образец 1. Таким образом, Ф. Кривин поднимает очень важную  проблему умения видеть красоту в обычных, порой невзрачных предметах, радоваться ей и дарить радость окружающим.

Образец 2. Итак, автор текста убеждает нас в том, что главное не материальное благополучие, не «количество зайцев», а душа, умеющая видеть и ценить прекрасное. Давайте же  возродим в своих душах стремление к прекрасному.


8. Сколько абзацев должно быть в сочинении?

Абзацное членение текста – это одно из важных
условий при написании сочинения.

Помните: сочинение должно иметь
не менее 3 –х абзацев: 

1 абзац - тезис
2 абзац – аргументы  с  примерами
3 абзац – вывод

Основная часть может состоять и более чем из одного абзаца. 

Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент.


9. Каким должен быть объём сочинения?

В 2012 году требование к объёму сочинения изменилось: минимальное количество слов в сочинении теперь должно быть
не 50, а 70.

Строго следуйте минимальному пределу указанного объёма! То есть в вашем сочинении должно быть не менее 70 слов.

Помните, что если суммарный объём ваших сочинения и изложения составит от 70 до139 слов, то максимальный балл по каждому из критериев грамотности будет равняться всего 1.


При подсчёте слов не забывайте о том, что
союзы, предлоги и частицы – это отдельные слова, которые тоже нужно считать.


Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово.

10. Грамотность

      

      Перед тем как переписать полученный текст в чистовик, проверьте его на наличие всех видов ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых) и при необходимости откорректируйте его.

10. Почерк

Помните, что задания уровня С (С1, С2.1, С2.2)  будет проверять
экзаменационная комиссия, а не компьютер. Поэтому пишите сочинение АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, так, чтобы экзаменатор смог прочитать написанное без труда и чтобы у него не возникало вопросов: какая в слове буква – О или А и т.п.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по написанию сочинения-рассуждения

Рекомендации по написанию сочинения-рассуждения...

Комплекс определённых требований для написания сочинения-рассуждения. (Методические рекомендации для учителей русского языка, работающих в 10-11 классах.)

Методические рекомендации, рассматриваемые в данной заметке, помогут учителю-предметнику  подготовить обучающихся 10-11 классов к ЕГЭ по русскому языку(...

Методические рекомендации. Подготовка учеников 9 класса к ОГЭ по русскому языку. Написание сочинения-рассуждения. С 15.3.

Методические рекомендации для обучающихся  9-х классов по подготовке к написанию сочинения-рассуждения (15.3) представляют собой презентацию по разбору структуры написания сочинения данного типа....

Рекомендации к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ (задание 25)

В материале представлены основные требования к структуре, содержанию  и языковому оформлению сочинения-рассуждения (задание 25) на ЕГЭ по русскому языку....

Методические рекомендации для обучающихся по написанию сочинения-рассуждения в 9 классе 2014 г

Методические рекомендации для обучающихся по написанию сочинения-рассуждения в 9 классе 2014 г...

Рекомендации по написанию сочинения-рассуждения

Рекомендации по написанию сочинения-рассуждения...

Рекомендации по написанию сочинения-рассуждения (задание 27).

Рекомендации по написанию сочинения-рассуждения (задание 27). План написания сочинения по предложенному тексту. Алгоритм подготовки к написанию сочинения. Речевые клише. Проблематика текстов. Образцы ...